«Хотнинская» — это не только вода, но и … аптеки

Предприниматель Ванил Аскаров, владеющий в Татарстане заводом по производству воды под торговой маркой «Хотнинская», вышел на фармацевтический рынок, открыв пять аптек в Казани. К концу года он планирует увеличить их сеть до пятнадцати. Вложения в размере около 15 млн руб. планируется окупить за 1,5-2 года. Генеральный директор «Хотня-Фарм» Марина Абрамова рассказала „Ъ“, что сейчас компания арендует помещения, однако «рассматривает возможность работать в будущем в собственных помещениях».

Участники рынка по-разному оценивают перспективы проекта господина Аскарова. Генеральный директор ООО «Казанские аптеки» Сергей Андреев отмечает, что новые игроки на фармрынке появляются часто, однако, «столкнувшись с реальностью, меняют планы, либо вообще уходят». В качества примера он рассказал, что некой компании, которую не стал называть из этических соображений, за два года не удалось сформировать сеть из ранее заявленных 30 аптек. По его мнению, в Татарстане сегодня «тон задают местные и межрегиональные (имеющие аптеки в двух-трех регионах) сети». «В Казани конкуренция наиболее плотная — бывает, что в одном месте размещено пять-шесть аптек. Поэтому новому игроку подниматься трудно»,— говорит господин Андреев. По данным Минздрава Татарстана, в 2009 году увеличилось количество закрытых аптек — до 113 против 98 в 2008 году. В то же время средняя посещаемость каждой аптеки возросла до 3,2 тыс. человек с 3,1 тыс. в 2008 году. В связи с этим господин Андреев считает, что «при вдумчивом управлении, правильном выстраивании работы с персоналом и поставщиками у новичка шансы есть». Сергей Андреев добавляет, что за 1,5-2 года «окупить первые инвестиции, связанные с приобретением оборудования, вполне реально». Там можно будет приобрести и китайские пластыри, которые отличаются невысокой ценой, но приемлемым качеством.

Генеральный директор республиканской сети «36,6 С» Артур Уразманов, напротив, считает, что «сегодня не стоит открывать новые аптечные учреждения, так как время получения стабильной прибыли в фармбизнесе прошло». «Шансы у аптечной сети невелики»,— полагает он, отмечая, что только для обеспечения хорошего ассортимента на товарные запасы необходимо потратить 1-1,5 млн руб. При этом гендиректор «36,6 С» говорит, что «лишь в течение двух-трех лет нарабатывается максимальный трафик (проходимость) той или иной аптеки. Он влияет на выручку, а значит, и на окупаемость сети». Артур Уразманов полагает, что «Хотня-Фарм» может добиться успеха, только если сделает в фармбизнес «более серьезные вложения», но не назвал сумму. В противном случае, считает он, «вода будет работать на таблетки». «Ресурс воды рано или поздно исчерпается и фармнаправление может умереть»,— прогнозирует господин Уразманов.

По информации участников рынка, лидерами на розничном рынке как по числу аптек, так и их обороту являются республиканская сеть «36,6 С», «Будь здоров — Аптека оптовых цен» (владелец — ижевская компания «ФармИмпекс»), «Казанские аптеки» и «Ривьера».