“Я изучила более 900 татарских деревень”

Почему в названиях татарских деревень так часто встречаются слова «иске» и «яңа», «югары» и «түбән»? Откуда в Европе татарские топонимы? И что означает слово «Тюмень»? Об этом в материале журналиста газеты «Ирек мәйданы» Риммы Бикмухамметовой. «еТатар» предлагает перевод материала.

Фото автора

Фирдаус Гарипова

Есть на свете человек, который знает если не всё, то почти всё об истории татарских деревень и о возникновении их названий. Этот человек – Фирдаус Гарипова. Она посвятила этому делу не только всю свою жизнь, но и всё свое здоровье. Занимаясь научными исследованиями, Фирдаус ханым и не заметила, как попала на больничную койку. Состояние было критическим, но она выкарабкалась и по сей день остается верна занятию своей жизни. Её труды регулярно печатаются в журнале “Казан утлары”. Фирдаус Гарипова – автор нескольких книг и десятков монографий, посвященных истории татарских деревень. Информацию, которую она собирала десятилетиями, по праву можно назвать настоящим кладом.

— Фирдаус апа, когда вы начали изучать этимологию татарских деревень?

— В 1970 году в Москве я успешно получила образование по специальности дефектолог, после чего вернулась в Казань.  Меня прозвали там “черноглазой татаркой”, уговаривали остаться, но я не согласилась. Год проработала в Казани логопедом. А потом как-то так получилось, что я попала в аспирантуру Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова. Как я выбрала тему — сейчас уже и сказать-то не могу. В 1975 году успешно защитила диссертацию, тема которой звучала так: “Гидронимы бассейнов рек Мёша, Казанка, Шушма заказанского региона Татарстана”. Говоря проще, мне было поручено изучение названий рек и родников. Наверное, сам Аллах так повелел: выучившись на дефектолога, в результате я стала специалистом по языку, посвятила этому всю свою жизнь.

Я изучила более 900 татарских деревень. Основная моя цель заключалась в изучении водоемов, но я не ограничивалась этим: исследовала все топонимы. Историю деревень записывала со слов аксакалов. Читала исторические труды, сравнивала метрические книги, собирала архивы. В каждой деревне расспрашивала о том, когда была построена мечеть, когда её разрушили, кем был снесен минарет. Удивительно, что ни один из тех, кто участвовал в ликвидации мусульманских храмов, не умирал своей смертью. Кто-то погибал трагически, кто-то спивался… В каждой татарской деревне вы услышите подобные истории.

— К каким источникам вы прибегаете при изучении татарских деревень?

— Ищу информацию из греко-византийских источников. Безусловно, помогают и китайско-монгольские источники. Информацию о древней истории татар можно найти и в армянских источниках. Опираюсь на записи, оставленные арабо-персидскими и западноевропейскими учеными и путешественниками. Конечно же, использую татарские и русские летописи. Татарских источников очень мало, т.к. во время ликвидации татарских государств все книги и летописи были либо сожжены, либо украдены. Старинные татарские книги можно встретить за пределами России: их продавали или отдавали в дар зарубежных правителям.

— В названиях татаро-башкирских деревень частенько присутствуют такие слова как “югары”, “түбән”, “зур”, “кече”, “урта”, “яңа”, “иске”. С чем это связано: народ не желал отказываться от прежних названий или же фантазии не хватало?

— Действительно, таких деревень предостаточно, особенно это характерно для Татарстана и Башкортостана. Деревни разрастались, какая-то часть населения переселялась на новое место. Это понятно. Деревни часто образовывались посреди леса. А когда татары потеряли свою независимость, образование новых поселений стало еще более проблематичным. Земли мало, вот и приходилось вырубать лес, чтобы увеличить территорию, пригодную для житья. Когда же деревня разрасталась, молодые семьи переселялись на новое место, где возделывали новую землю. Как правило, деревни основывались людьми из одного клана, и чтобы не потерять родственные связи, названия новых поселений не менялись. Их просто называли словами “югары” (“верхний”) или “түбән” (“нижний”), например. То же самое и с “иске” (“старый”) и “яңа” (“новый”). Например, в Кукморском районе Татарстана есть деревни Югары Казаклар, Урта Казаклар и Түбән Казаклар. Это связано с географией. Есть одно интересное наблюдение: деревни, которые назывались малыми (“кече”), как правило, разрастались и становились центрами притяжения. А “большие” (“олы”) деревни – наоборот, уменьшались в своих размерах.

Фото Д.Бунтуков

Татарская деревня

Когда же началась политика насильственного крещения, татары были вынуждены покидать насиженные места. Дома опустошались, русское правительство пригоняло сюда русских и служилых татар. Переселялись и чуваши, и финно-угорские народы. Есть очень много русских деревень, в названии которых несложно отследить татарские корни. Значит, когда-то эту деревню основали татары, а затем сюда переселились русские. Таких примеров очень много.

— Как появлялись названия деревень?

— Дать название деревне – очень важное дело. Естественно, наши предки не выбирали первое пришедшее на ум слово. Возможно, некоторые названия нам, людям, живущим в XXI веке, могут показаться странными, но если вдуматься, смысл этих названий очень глубок. Он соотносится с древностью. Например, в Арском районе была деревня Тазлар. Похоже, что главе этого сельского поселения название не понравилось. Кто-то посчитал, что оно напоминает слово “ләгән”, т.е. таз. В итоге деревня Иске Тазлар превратилась в деревню Ташчишмә. А Яңа Тазлар теперь именуется Байкалом. Насколько примитивное мышление! Тазлар – древнее название, которое уходит корнями к нашим предкам, скифам. Только вот почему-то не спросили об этом у ученых. А нужно было!

Появление деревни Көчек, что в Рыбно-Слободском районе Татарстана, связано с периодом Казанского ханства. Полное название деревни звучало как Кечек Чаллысы. Оно было взято от имени отца старосты Ишманая Кусюкова-Кусюка. Название Көчек было присвоено в 1719 году, а до этого деревня называлась Байхуҗа.

Но вот что я хочу сказать: нельзя так легкомысленно относиться к истории только из-за того, что “нам это не нравится”. Название деревне просто так не было дано. Прежде чем что-либо менять, нужно проверить этимологию.

Названия даются по нескольким причинам. Многие деревни были названы в честь того, кто когда-то основал село, в знак благодарности. Также название деревни может быть связано с её местоположением. Встречаются среди названий татарских деревень и такие слова, которые уже вышли из нашего употребления: древние тюркские слова, например. Просто нужно искать и исследовать. Татарские названия настолько же древние, насколько богата татарская история.

Кроме того, учитывались в названии села и профессии людей, которые здесь жили. Вернемся к деревне Казаклар, что в Кукморском районе. Название этого села связано с наездниками-казаками. Донские казаки – сегодня православные русские. Но несмотря на это корни у них кыпчакские. Тюрки с большой любовью относились к лошадям. Невозможно представить себе татарина без коня. Вот и казаки в прошлом путешествовали по просторам империи. Не удивительно, что они решили остаться на севере Татарстана.

— Фирдаус апа, в России количество только больших татарских деревень превышает 100. А сколько есть маленьких сел! Они хоть как-то изучаются?

— Сама я не успеваю. Это очень сложно. Не хотелось бы, чтобы после моей смерти мой труд пропал зря. Вот и стараюсь печатать свои исследования по мере возможности. Еще 30 лет назад, когда я только начинала работать в этой области, я увидела, что татарские села постепенно исчезают. А теперь это видно, что называется, невооруженным глазом. В деревнях Татарстана численность населения уменьшается. За пределами республики дела обстоят немного по-другому, там много деревень, которые живут очень хорошо. Только вот Татарстан как-то не успевает перенимать их опыт. В нашем институте, наконец-то, возобновились научные экспедиции. Однако чтобы изучить деревню, нужно провести в ней месяцы. В советское время ученые и студенты именно так и работали.

С другой стороны, практически в каждой деревне есть историк-любитель, который фиксирует какие-то местные особенности, знаковые события, историю села. Вот таких активных людей нужно беречь как зеницу ока. Некоторые деревни, основываясь на материале, собранном ими, начали печатать свои книги. Деревня Урта Әләзән (Средняя Елюзань) (Пензенская область) в этом смысле может послужить отличным примером. Они смогли собрать исчерпывающую информацию, систематизировать её и выпустить книгу, на которую любо-дорого посмотреть. Деревня Гали (Самарская область) также активно работает в этом направлении. Сами изучают свою историю, а материально помогают состоятельные выходцы из села. Деревня Бәрәңге (Республика Марий Эл) издала свой исторический труд. Работа ведется и в Татарстане. Например, увидела свет книга об Актаныше. Есть труд об Азнакаево. Хотелось бы, чтобы районы активно вели работу в этом направлении. Только не стоит основываться лишь на русских источниках, нужно обращаться и к другим историческим трудам – наши деревни уходят корнями в глубокое прошлое.

— В России есть много городов с татарскими названиями. Например, Саратов (Сарытау), Тюмень (Төмән)… Написана ли история возникновения названий городов Татарстана?

— Сама я изучала историю таких древних городов как Джукетау, Суар, Арча, Биляр, Тубылгытау. Но на всё времени не хватает.

Что касается названий крупных городов, их связь с татарским языком уже давно доказана. Однако информация об этом до широкой общественности до сих пор не доходит. В названии города Кременчук ясно видно слово “кирмән”. Название реки Соть, что течет на Украине, произошло от слова “сөт”. Азовское море связано со словом “азак”. Название города Тюмень означает “10 мең”, т.е. 10 тысяч. Тобольск — Тубыл. Киев татары называют “Кияү кала”. Второй его смысл – большой кремль. В Белоруссии есть город Белая Церковь. На самом деле когда-то здесь был город Ак мәчет. Историческое название крымского Симферополя также — Ак мәчет. В Среднем Поволжье есть река Моча. Её название было изменено на Чапаев. “Моча” на старотатарском языке означает “болотистое место”. Этот список можно продолжать и продолжать.

Есть много топонимов, которые еще предстоит изучить. Например, очень много татарских названий за пределами России. В Испании есть город Бильбао. Татарское название (Билбау)! Их в Европе вообще очень много. Они появляются уже со времен Атиллы. Да и Золотая Орда состояла в тесных отношениях с очень многими государствами. Не было такого места, куда бы не добрались татарские войска. Для работы зарубежом нужны молодые специалисты, владеющие английским языком.

25 комментариев

  1. Damir Nabi

    Надо бы еще собрать сведения по ТАТАРСКИМ ГОРАМ , их тоже тысячи будет, только по тегам в инете до 2 миллиона выходит.
    Например Татарская гора в Карелии и там же деревня была с этим же названием http://town-map.ru/tatarskaya_gora_28_615600_375500.htm
    В центре Киева тоже есть Татарская гора http://kiev.tourportal.ua/s-mountains.html
    По самой Украине их тоже немало…
    А если идти отсюда на Восток то их ,как написал тысячи найдутся.

  2. Заур

    Фанис Кроме Волжско камской Булгарии существовала же и дунайская Болгария-Булгария, территориально близкая к балканам и черномоским странам. По данным некоторых историков, язык булгар ВК Булгарии в те времена был более близок с чувашскому, который считается прототюркским. Не запомнил ФИО историка, писавший, что тот язык ВК Булгарии стал постепенно подвергаться кипчакизации с соседними тюркоязычными народами особенно в период смут в ЗО с переселением на территорию Казанского ханства, преобледший в дальнейшем ушедший старотатарский, но все же близкий нынешнему современному татарскому. Да и к тому же кровосмешались с теми соседними тюрками. Так по мне булгарского в языке того периода, днк не так много что осталось. Не может быть того, что и есть созвучие слов, топонимов, где проскальзывает булг, булгар, и приближенные фонизмы. Существовала в древности закавказская Албания, не имеющая ничего общего с современной Албанией на Балканах. Чистое созвучие. Незачм тащить всё на ВК Булгарию ,где промелькнет булг. оставить больше дунайским. Теперь дунайские,давно утратившие тюркское-славяне, а мы ныне татары тоже в период древней ВКБулг. давно кипчакизировались. У кого историческая ностальгия то идентифицируют себя булгарами, и говорят на современном татарском языке. Хорошо или плохо, другой вопрос.

  3. Заур

    Вот почему то если касается населенных пунктов Кавказа Дагестана, то называют не деревнями, а аулами. Но в урало-поволжье деревнями на русский манер. Так же населенные пункты народов ЦА остаются кишлаками, но не деревнями. Другое. Есть в РТ населенный пункn Kyн что означает хорошо выделанная кожа, но на географической карте Конь. Это уже русификация.

  4. Gabdulla

    Если учесть что основные слова американских индейцев (15-20 тыс. лет назад), кангар- шумер (4-5 тыс. лет) , скифов, гуннов, хазар, булгар, татар   имеют  тюрские корни, то это означает —  прото-тюрский язык в древности был общечеловеческим. Тюркизмов полно в европейских языках, тем более в русском. 
    Безнен телгэ 20 мен ел, рус телгэ — 5-6 йоз, эмма ул безне баса
    Татарлар мы без, болгарлар мы — ул беренче бурыч тугел. Аерылмагыз.Телне сакларга кирэк.

  5. Халида

    Село Оболсуново Ивановской области. Происхождение имеет с мишарского языка: убыл/ исчезнувшая су/вода. В русском написании Оболсуново. Только в 20 веке с космоса определили, что несколько тысяч лет назад река поменяла свое старое русло на новое. А якобы пришли монголо-татары (так в брошюре ивановского местного (русского) журналиста), и узнав об этом дали название текущей реке и селу название Оболсуново.

    В отсутствии исследовательских трудов самих татар и выпускается всякая фальшь всякой дури.

    Вся центральная и южная Россия — это половецкие земли (тюркские). Половцы, принявшие ислам — мишаре, половцы, принявшие христианство — русские. Все несчастье татар состояло, что перед мусульманами, попавшими в средневековье в окружение агрессивного православия, была поставлена их «элитой» лишь две задачи — выживать и когда надо московским правителям — воевать на стороне Московии, все. А историю писали и переписывали по указкам «христолюбивых» царей.

  6. Макс

    Башкирияда Куганак елгасы хэм дэ авылы бар, бу суз нэрсэдэн алынган?

  7. Седой

    О Средней Елюзани (Пензенская обл.) почитайте 2 статьи в Islam News: Татарское село поднялось на битву с водкой и Пензенским татарам подложили свинью… Издеваются над нашим народом как хотят. Видимо, им нужен Кавказский вариант ислама.Переименование еще не главное из зол, хотя тоже немаловажное. Просьба к предпринимателям-татарам не только местным, но и из других регионов открыть там халяльные магазины, а населению бойкотировать магазины со спиртным. Тогда они сами уйдут.
    Мы , татары, один народ, и только тогда станем единой сильной нацией, когда перестанем делить себя на мишар, волжских болгар, сибирских, астраханских, казанских и пр. татар и станем поддерживать друг друга и помогать по мере возможности.

  8. Заур

    Правильно Седой. Надорать пример севреев и кавказских народов.

  9. Римма

    Всегда удивлялась татарским названиям в Европе.Например:В Чехославакии заметила есть город Аша и горы Татры чуть ли не татары?Узнала недавно что мои корни Тамбовские- мы родом из мишарей-тюменцев,Возможно отсюда навание Тюмень,Узнала также что на территории Тамбова было Темниковское княжество, которое очень мало изучено.А ведь это почти центр России!.Я поняла что русское государство не знало: как выселять татар с насиженных мест- вот и было им придумано злосчастная христианизачияХотелось узнать о своей истории больше.

  10. низами

    хорошая -добрая статья….жаль только ,что до сих пор нет общего центра по изучению топонимов…такой центр можно было бы сделать на основе Всемирного тюркского конгресса….а так получается каждый изучает своё…

  11. автор

    К сожалению, насколько я знаю, даже в институте языка и литературы в Казани, кроме Фирдаус-апа изучением топонимов,  никто больше не занимается. Это очень кропотливый труд. все боятся за это браться

  12. автор

    Макс, ә сез Стәрлебаш, Стәрлетамак якларыннанмы әллә?))) Куганакбаш авылы кызык авыл ул. Исеме дә борыңгыга ошаган. Сүздә күк сүзе бар, ә бу   аның төрки заманнарга ук барып тоташуына бәйле. Ә менә анак яисә әнәк нәрсә, кем икәнен әйтергә кыесынам. 

  13. nailbarsili

    Җәмәгать, татры=татар, Бильбао=бильбау кебек фоменковщина белән мавыкмаска чакырам. Телләрне өйрәнегез (шул ук бас телен өйрәнмичә Бильбао турында әйтеп буламы? Чех телен өйрәнмичә Татры тавы турында? Оболсу турында әйтмим дә — «убыл» сүзе кайчан төрки сүзе булып китте соң әле ул?), барыбыз да Әдәм галәйһисәламнең балалары, телләр бер-берсенә охшаганнар алар барыбер (төрки сүзләргә охшаган сүзләр роман, япон, гарәп, фарсы, кельт, памир, герман телләрендә дә очрый). Фәнне өйрәнегез, фәнсез әкиятләрне сөйләүдән файда юк. Әнә, урыс китапларын укып карагыз (Петухов, Фоменко һ.б. — шундый ук дәлилсез әкият б-н тулган.

    Сезгә чын фән кирәкме, йә әкият тә ярап торырмы?

  14. Damir Nabi

    nailbarsili
    Бу белән мин дә килешәм ! Фоменко кебек болгатучы «акыллы», «укыгын»нар бигрәк тә күбәйде )
    Болганчык суда балык тоту җиңелдер….

  15. Халида

    наилбарсили, а Вы знаток древнего тюркского языка, в частности его мишарского компонента? Во-первых, очень хотелось бы узнать ответ на этот вопрос. Во-вторых, мне вспоминается одна татарская писательница. В связи с чем? Моя дочь обучаясь в полиграфическом универе решила изучить происхождение отдельного слова (тюркизма) в русском языке, в частности слова «книга». В надежде, что татарская писательница-журналистка -знаток татарского языка -обратились к ней, за ее мнением — что она думает о происхождении слова книга. Для нее было откровением, что книга — это вообще слово тюркского происхождения. Кстати, она также (слышала) придерживается подобно Вашему мнений.

    Я же считаю, что и татарский писатель, и татарский журналист могут быть и чаще всего являются абсолютными дилетантами в области татарского языкознания, его отделения -этимологии.

    А по поводу происхождения слова Оболсуново кроме санаторского буклета и брошюры ивановского (русского) журналиста скажу так. Его значение объяснил мне обычный татарин -пожилой отдыхающий, обычный сельский трудяга, еще помнящий в своей первозданной чистоте и богатстве мишарский диалект татарского языка.

    Испокон веков все исследователи языков обращались к первоисточникам — к носителям языков — к аборигенным народам. Именно народ всегда был носителем богатств языка. К сожалению, умирает сам народ, знавший все богатство и красоту своего языка. И это трагедия, что не создан до сих пор Словарь мишарского диалекта татарского языка. Он давно должен был быть создан (считаю), но постоянно дорабатываться, пополняться. Но боюсь, что это не будет сделано никогда. И диалект рано или поздно будет просто напросто похоронен без сохранения его богатства.

    Нам вдолбили в русскоязычных школах, что изба — это древнерусское слово. Не надо даже читать Аджи, если он вам так неприятен. Читайте украинские источники, которые не отрекаются от того, что в фундаменте этого народа лежит тюрский народ.

  16. Казанлы

    Есть украинцы очень похожие на татар.ВМне кажеться в них намешалось и славян,и скифов,и булгар,и маленько кыпчаков.У них и слова есть как и в татарском.Майдан вон например!

  17. Римма

    nailbarsili сез ничек уйлысыз Коръан-фан алля акият?Фарешталлар -фан алля акият?Ислам -фан алля акият?Сез нарсане фан дип атыйсез?Сез уйлысыз информация -фаннан гыны кила,Мохамад пайгамбарга Коръан информация каян килде?Коръанны фарешталар Мохамад пайгамбарга индерделар.А кайда булган фан?А фан сонрак кына айте:ае Коръанда куп информация дорес килеп чыга.Шунын очен мин йлым беренче урында идея тора аннан гына сезнен яраткан фан.

  18. Заур

    Службу в армии проходил на Украине. Во взводе 33-34 человека. % 80 хохлы. быстро стал понимать украинский. Вот на тюркских языках ковер по туркменски глем, на татарском клэм, на украинском келим

  19. Халида

    Спасибо за материал автору Римме Бикмухамметовой (вообще журналисты делают гениальное дело -именно они делают великое дело по вытаскиванию на Свет Божий наших ученых, журналисты пропагандируют то, что делают ученые, ученые и журналисты — как два крыла одной птицы) и, конечно же, великому ученому татарского народа — Фирдаус ханым Гариповой.

  20. Damir Nabi

    Заур, на татарском правильно будет — келәм . — һәм шулай ук әйтелә…

  21. agacir

    материал слабоватый для того кто изучил более 900 деревень, хотя надо было аулов… из других источников известно давно что названия тубэн/югары… верхний/нижний характерны именно для татарской топонимики… а а слово казак-татарское, тюркское … и говорить что казаки только на дону и все православные, рассжудения на уровне подворотни, называется «народная этимология» … то есть сохи, не разбираясь в предмете(((

  22. Роман

    Интересная статья. Я сам живу на Западной Украине, у меня жена имеет татарские корни, ее родители из деревни возле Львова, которая считается татарской. Вообще у нас много так называемых татарских деревень особенно возле Львова и в Карпатах. Когда основали Львов то первыми построили вокруг княжего двора четыре улицы: Руськую, Армянскую, Жыдовскую ( еврейская как сейчас типа толерантно говорят) и именно Татарскую. Потом поляки ее переименовали на Краковскую. Но татары наши скорее всего не были мусульманами, так как вообще нет даных про существование мечетей во Львове. Как правило они служили в военных отрядах местных князей, и селились по дорогам ( вдоль трактов) и охраняли торговые пути от разбойников.
    Вам в Татарстане следовало бы больше обращать внимание на Украину, Беларусь Литву , Польшу и направлять сюда молодых ученых чтобы изучали нашу-вашу общую историю.
    А то выступает по телевизору как-будто украинец Станислав Вакарчук с «Океана Ельзы» и все думают что он украинец, а хорошо посмотреть на него … татарин, и таких у нас на Львовщине и и в Польше на Подлящине множество!
    А самое главное свободолюбивый галицкий дух, в России эго называют иногда бендеровский это скорее всего татарский дух , дух всегда свободных людей которые знают себе цену и могут за ниго постоять и даже это отдать все!
    Крымские татары вообще себя неизвесно за кого имеют, попридумывали себе всяких названий крымцы, крымчаки и кроме политики и выбивания для себя различных материальных благ (земля) ничем на Украине больше не примечательны!
    С уважением.

  23. Роман

    В интернете можна прочитать в оригинале «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Мало что он постоянно переходит с староруского на татарский, то все молитвы богу и пророку его Исе на арабском языке!

  24. Damir Nabi

    Роман
    Я когда служил в армии, тоже были украинцы оттуда, из Ивано-Фраковска, и один из них рассказывал, примерно тоже самое, что у него там жена брата(сноха) татарка, что есть татарские деревни…
    Я потом про это как то рассказывал в Казани кому то (в 1990г) (или письмо присал,что ли ). потом после нескольких лет я где то прочитал(в татарской газете) про этих татар, но не более…
    Но вот потом я в инете нашел материал, про то как татары охраняли как раз эти торговые пути, именно про то что ты пишеш ! Эта служебная жизнь татар, продолжался до начала географических открытий, и начала захвата европейцами континента названной ими «америкой» . После этого пошел спад торговых движений в этих дорогах, и власть и влияние татар в по этим дорогам, где все таки евреи как думаю, были как и сегодня, где то, богачами-управителями. Вспомним : первая высадка первого конкисто (Колумба)1492 г. И , уже через 60 лет захват Казани,(1552) теперь рускими конкисто. А в 1554-56 Астрахани и далее…
    Да, я тоже часто обращаю внимание на тех украинцев, у кого фамилия на «енко» кончается и у них у всех татарские лица ! (кроме певца «Лещенко» настоящая Лешек.) ))
    Если бы не Российкая империя и его захваты и последующая колонизация и русификация, то я думаю и украинцы тоже говорили бы на татарском ! А также соседние с ним областях например, как Брянск и др. есть немало деревень с явно татарским названиями…такие же например в Башкирии….
    Оставь свои кооррдинаты, на всякий случай мой damiruz9@mail.ru (пиши)

  25. автор

    то что на украине много татарских топонимов и люди похожи на татар, неудивительно. и у украинцев и у татар общие кипчакские корни.