Исламские финансы приехали в Казань. Пока в виде лекторов

Сегодня 1 марта в отеле Suleiman Palace стартовал обучающий семинар по исламскому банкингу и финансам. Организатором является Группа «Ансар. Финансовые технологии» и Фонд «Идель — Хадж». Приглашенные эксперты — сотрудники индонезийского финансового холдинга  Muamalat, в который входит и одноименный исламский банк, самый крупный в Индонезии. Корреспондент «еТатар» оказался единственным журналистом на семинаре.Фото: еТатар

Индонезия становится ближе

Секретарь Посольства Индонезии в РФ Энжай Диана в начале встречи рассказал о планах сотрудничества стран на 2010 год. В апреле состоится семинар по хаджу в Казани. Министр по делам религии приедет в Россию и, в том числе, побывает в Казани. Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поедет с визитом в Индонезию, страну с самым большим мусульманским населением в мире. Также, вероятно, в августе в Казани пройдет вечер индонезийской культуры. Кроме того, уже подписано соглашение с Московским исламским университетом о сотрудничестве и обмене студентами.

— Мы думали о том, как развивать отношения между нами и Казанью и решили провести здесь семинар. Здесь большинство людей исповедует ислам, поэтому логично, что мы выбрали тему исламских финансов, которые интенсивно развиваются в Индонезии. — рассказал г-н Энжай  «еТатар» о причинах визита в Казань.

Фото: еТатар

Фото: еТатар

Директор казначейства и департамента международного банкинга банка Muamalat Фарук Алвини в своем приветственном слове подчеркнул, что исламские финансы — вещь для России новая, но с большим потенциалом. Затем он приступил к докладу, в котором рассказал об этапах развития исламских финансовых инструментов  в мире, Индонезии и банке Muamalat.

Директор казначейства и департамента международного банкинга банка Muamalat Фарук Алвини

Фото: еТатар

Господин Алвини проанализировал структуру мировых исламских финансов. Он насчитал более 300 институтов и более 700 млрд долл. активов. (S&P насчитал больше примерно 122 млрд, как сообщал ранее «еТатар».) К концу же 2010 года ожидается достижение уровня 1,4 трлн долларов.

Средства аккумулированы следующим образом:

  • Исламские финансовые инструменты — примерно 178,5 млрд долл.
  • Исламские «окошки» в обычных банках — 200 млрд долл.
  • Исламские рынки капитала — 300 млрд долл.
  • Такафул (исламское страхование) — 20 млрд долл и другие.

Почему Германия выпускает исламские облигации

Что интересно, многие страны, где мусульмане составляют меньшинство, проявляют серьезный интерес к исламскому финансированию. Так, скажем Великобритания внесла ряд поправок в законодательство, федеральная земля Саксония выпустила исламские облигации («сукук») в объеме 200 млн долл, Сигапур учредил Исламский банк Азии. Фарук Алвини отметил, что интерес к данным инструментам стабильно растет после кризиса 1998 года, который показал устойчивость и неспекулятивность исламских финансов.

Он выделил три основных фактора:

  1. Рост религиозного самосознания. Г-н Алвини выразил уверенность в том, что ислам — это не просто обряды, а образ жизни и действий, что, в переводе с арабского  и означает Muamalat. (Кстати,  слово «мөгамәлә» есть и в татарском языке — прим. ред.)
  2. Рост активов в Персидском заливе.
  3. События 11 сентября, которые заставили Запад с сомнением относиться к ближневосточным деньгам.

Руководитель казначейства банка Muamalat сделал особый акцент на том, что весь мир постепенно поворачивается к этичному бизнесу и системе, основы который были заложены полторы тысячи лет назад. Например, лишь недавно на многих биржах, в частности, в России  в 2008 году были запрещены «шорты» (спекулятивные короткие сделки), которые изначально выведены исламом за рамки дозволенного.

Также в исламе сделка всегда обеспечена реальным активом, в отличие от дутой экономики, где продаются бумаги и производные до седьмого уровня, уже ничем, кроме тех же бумаг не обеспеченные.

В исламе нет фиксированного процента, есть участие в рисках.

Духовный банк

Г-н Алвини также рассказал о принципах работы Muamalat. Это первый исламский банк Индонезии, учрежденный в 1992 году и с тех пор являющийся пионером в развитии исламского финансирования. При его участии государством были разрешены исламские окошки в обычных банках, правительство начало выпуск исламских облигаций и так далее.

Глобальной целью банка, по словам банкира, является быть первым шариатским банком в Индонезии, доминируюшем на духовном рынке и вдохновляющим на рынке материальном.  У банка есть концепция четырех «i» — инициировать, исламизировать, вдохновлять и внедрять и инновации. Судя по всему, это им отлично удается.

За 10 лет собственные активы банка Muamalat выросли в 30 раз (до 1,6 млрд долл.) и сейчас рост составляет примерно 29% в год, в то время как у остальных индонезийских исламских банков — 24%, а у обычных банков и вовсе 6%.  На данный момент объем исламских облигаций «сукук», выпущенных банком, составляет приблизительно 650 млн долл. Из них 70% выкуплены Ближним Востоком и 30% — Европой и Америкой.

В структуре банке есть Шариатский совет, который определяет этичность тех или иных инструментов.

Исламизация финансов

Фарук Алвини выделил три фактора, критично важные для существования и развития исламского финансирования:

  1. Законодательство. В Индонезии процесс пошел в 1998 году.
  2. Люди. Не будет самосознания — не будет и клиентов.
  3. Регулирование владения собственностью иностранцев в стране.

Татарская концепция: тюбетиизировать и чак-чакизировать

В конце встречи организаторы и гости обменялись подарками. Индонезийской стороне традиционно были подарены тюбетейка, немногим отличающаяся от их национального головного убора и чак-чак.

Фото: еТатар

Фото: еТатар

В свою очередь, Фарук Алвини подарил Рустаму Гатауллину символ банка — мед, стекающий со столового прибора.

Фото: еТатар

Фото: еТатар

Фото: еТатар

Фото: еТатар

Семинар продлится по четвертое марта включительно, слушатели семинара получат сертификаты.