Плавающие займы из речного банка

Фото: Wall Street Journal

Фото: Wall Street Journal

Многие банкиры жалуются на плохие кредиты или слишком быстрый рост вкладов. У Лусии Мораеш заботы другие — течь в днище, бандиты и ливни, которые заставляют клиентов сидеть дома.

Мораеш, 43-летняя бывшая бразильская домохозяйка, возглавляет необычный бизнес — плавающий банк на Амазонке. Со своего корабля она предлагает банковские услуги небогатым гражданам, которые ничего не знают о банкоматах, вкладах и потребительских кредитах.

Кроме банковского филиала и пассажиров, 38-метровый трёхпалубный теплоход «Вояджер 3″ везёт на себе 500 тонн бобов, кур, отбеливатели и многие другие товары, нужные людям на всём протяжении 1600-километрового маршрута в дюжине портов.

Каждые две недели Мораеш и ещё две сотни пассажиров отправляются на теплоходе в девятидневное путешествие из центральной Амазонии к илистым притокам великой реки на границе с Колумбией и Перу. Пока пассажиры развешивают гамаки, она натягивает красное полотнище рядом со своим офисом — тесным чуланом, который ещё недавно использовался для хознужд.

В регионе, где крестьяне путешествуют сутками для того, чтобы добраться до рынка или больницы, филиал предлагает разнообразные услуги — депозиты, чековые счета, кредиты и специальные сберегательные счета от правительства для госслужащих, пенсионеров и бедных. Офис состоит из самой Мораеш, ноутбука, принтера и автоматической кассы.

Она говорит: «Люди, конечно, имеют слабое представление обо всём этом, но нетрудно им объяснить, что банк может значительно облегчить жизнь».

Медленный, но верный рост крупнейшей экономики Латинской Америки в последние десять лет превратил миллионы бедных бразильцев в представителей среднего класса. Запущенный в ноябре банком «Банко Брадеско», крупнейшим в стране, этот филиал должен заглянуть в самые отдалённые уголки страны. Количество банковских счетов в Бразилии утроилось за последнее десятилетие — с 42 миллионов в 1997 году до почти 126 миллионов на конец 2008. Однако есть ещё 50 миллионов человек, не охваченных никакими услугами.

«Брадеско» стал первым банком, пришедшим к самым бедным бразильцам — он открыл филиалы в фавелах, огромных и чрезвычайно нищих трущобных кварталах вокруг Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и других больших городов. «Рано или поздно каждый банк придёт сюда», — говорит Одаир Ребелату, начальник розничного управления «Брадеско».

Менее чем за четыре месяца более 300 клиентов открыли свои счета в плавучем банке. Ещё десятки сделали это на борту лодки, на которой Лусия Мораеш добирается до самых глухих уголков на реке.

Владельцы корабля были ограблены несколько лет назад. Пришлось отдать разбойникам 800 тысяч реалов (460 тысяч долларов). Филиал, подсоединённый к серверам банка по спутнику, использует собственные средства корабля для финансирования своих операций, а затем возвращает их с небольшой комиссией.

«Раньше мне приходилось прятать наличку по всему кораблю», — говорит Андре Араухо, менеджер судна.

Госпожа Мораеш родилась и выросли в маленьком лесодобывающем городке Бенжамен Констан. До 30 лет она ни разу не открывала счет в банке. Она была исключена из школы в 16, родила троих детей, а в 1997 году решила развестись с мужем и начать жизнь заново. Получив аттестат о среднем образовании, Мораеш устроилась в городскую администрацию, а затем перешла на должность банковского клерка.

В прошлом году менеджеры «Брадеско» выбрали Мораеш, знакомую с обычаями и особенностями жизни возле реки, первым менеджером своей новой программы.

В сутках пути на восток, в Белем ду Солмоеш, живут одни из первых постоянных клиентов плавучего банка. В январе Лейдинет Гуэдеш пришла на корабль и заняла 100 реалов на покупку муки для своего мужа-пекаря. Затем она получила кредитную линию на 400 реалов, и сейчас эта линия прибывает к ней вместе с кораблём-супермаркетом.

«Теперь это гораздо безопаснее», — говорит Гуэдеш. Раньше она брали наличные и отправлялась в восьмичасовое путешествие на лодке в город за товарами. Она вспоминает шторм, который перевернул лодку и уничтожил месячный запас провизии для всей семьи. «Лодка мне больше не нужна», — говорит она.

Источник: Wall Street Journal