Нужен ли управленческий учет малому бизнесу?

Небольшие фирмы, зачастую, целиком и полностью вмещаются в один кабинет. Сотрудники все на виду у директора, равно как и все производимые ими операции. Клиенты звонят, товар продается, сотрудники не отлынивают от работы и быстро и правильно выполняют все поручения. Казалось бы, зачем в такой ситуации какие-либо дополнительные средства контроля над предприятием. Но даже когда все предприятие видно как на ладони, директор вряд ли может иметь представление обо всех операциях на предприятии до одной. И вряд ли может точно сказать, насколько на самом деле эффективно работают его сотрудники. Проблема в том, что «видеть» не равносильно «знать». Директор тоже занятой человек, что-то он пропустит из-за деловой встречи, что-то попросту забудет. Да, в целом его предприятие приносит прибыль, но эта не та информация, которую хороший руководитель посчитает достаточной. Он должен понимать, что поверхностный контроль не так много дает. Но тогда возникает вопрос: «как быть, если нужна полная информация?».

Конечно, директор может перекроить штатное расписание и потребовать от сотрудников периодической отчетности о своих действиях. Но как правильно выстраивать структуру такой отчетности, чтобы руководитель получал нужные ему данные? Да и решение этого вопроса не очень поможет в ситуации: на подобные отчеты будет потрачено немало времени, как сотрудников, так и самого директора. Не говоря уже о том, что для составления полноценной картины обо всех процессах на предприятии подобной отчетности недостаточно. Равно как и недостаточно бухгалтерской отчетности. Связано это с тем, что руководителю, для контроля за деятельностью предприятия, требуется совершенно свой набор данных и отчетов. Причем бывает так, что даже сам руководитель не может точно определить, каких именно, потому что привык контролем называть свое присутствие в одном кабинете с подчиненными. А когда случилась необходимость выяснить подробности деятельности предприятия за определенный период, — данные оказалось попросту неоткуда брать. Потому что бухгалтеров скорее интересует соответствие дебета кредиту в балансе, нежели данные о прибыльности предприятия, и они попросту не могут предоставить нужной информации.

Существует система, предназначенная специально для предоставления руководителю всей возможной информации для последующего принятия наиболее эффективных управленческих решений. Это система управленческого учета. Она бесспорно необходима для успешного функционирования любого крупного предприятия. Но насколько она актуальна для малого бизнеса? Как уже говорилось выше,директору малого предприятия может казаться, что он контролирует все процессы своей фирмы. Но это далеко не так. Бывают маленькие предприятия, сотрудники которых совершают десятки операций в день. Бывают такие, где сотрудники работают в основном вне офиса. К тому же, один человек, сколько бы он ни старался, не сможет контролировать все. Так что можно сделать вывод, что даже малому предприятию управленческий учет просто необходим.

В наше время управленческий учет на предприятии в большинстве случаев автоматизирован за счет разного рода программных продуктов. Некоторые из них (например, «1С:Управляющий») обладают достаточной функциональностью для ведения в том числе и оперативного учета и разработаны специально под потребности малого бизнеса.