Годовая инвентаризация

Формирование полных и достоверных сведений о деятельности предприятия и его имущественном состоянии является одной из главных целей бухгалтерского учета.

Такие сведения необходимы как внутренним участникам организации — учредителям, руководителям, владельцам имущества — так и внешним — кредиторам, инвесторам и прочим  субъектам, для которых бухгалтерский учет является средством ознакомления с положением дел в компании и принятия решения о сотрудничестве. Инвентаризация имущества и обязательств как раз и помогает получить данную информацию.

В ходе инвентаризации происходит проверка и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, а также оценка их состояния. Перед тем как осуществить бухгалтерскую отчетность и налогообложение по итогам за год , все предприятия вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности обязаны эту процедуру произвести, о чем сказано в п. 2 ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 21. 11. 96 г.

Для проведения инвентаризации следует создать постоянно действующую комиссию, а в случае необходимости и дополнительные рабочие комиссии, если, допустим, требуется перепись имущества на складах или других объектах, принадлежащих предприятию. В их состав могут быть включены представители администрации, экономисты, бухгалтера, инженеры и другие специалисты. Кроме того, можно привлечь экспертов независимых аудиторских компаний.

Руководитель организации должен издать приказ о назначении комиссии, указав ее персональный состав и сроки проведения процедуры.

Перед началом работы материально ответственные лица обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении приходную и расходную документацию, отчеты о движении материальных и финансовых средств и иные официальные бумаги. После этого в обязательном порядке происходит так называемая вещественная (натуральная) проверка имущества путем подсчета, обмера или взвешивания такового.

Производя инвентаризацию основных средств и нематериальных активов, комиссия проверяет не только наличность самих активов, но и соответствующие первичные документы, а также учет налогообложения с целью определить корректность уплаты налогов.

Результаты, полученные в ходе контрольных проверок, следует внести в годовую бухгалтерскую отчетность, а материалы по работе инвентаризационной комиссии передать в архив бухгалтерии на хранение.