Региональное развитие небольших банков

По состоянию на начало 2012 г. в России зарегистрировано 978 банков. Попробуете назвать по памяти хотя бы десяток? Если вы не профильный специалист, то у вас это, скорее всего, не получится, потому что подавляющее большинство банков относится к категории небольших.

За время с 2007 по 2012 г. количество банков сократилось всего на 158 единиц. С одной стороны – это много. Но, с другой стороны, необходимо учесть, что этот промежуток включает в себя кризис 2008-2009 г. Кроме того не стоит сбрасывать со счетов огромное давление, которое оказывают на рынок крупнейшие банки, опирающуюся на государственную поддержку.

И если даже в таких условиях количество небольших банков составляет несколько сотен, значит — перспективы у них есть.

Дмитрий ЛеусОдин из самых надежных путей развития для малых банков – открытие отделений и офисов в экономически развитых регионах. По словам председателя совета директоров ОАО Банк «Западный», Дмитрия Леуса, в регионах значительно ниже процент невозврата по кредитам.

Для небольших банков это принципиальное условие, так как их основное конкурентное преимущество – минимум бюрократии при оформлении кредита и менее жесткие требования к заемщику. Это привлекает клиентов, но повышает риски для банка.

Опираясь на собственный опыт (банк «Западный» открыл в 2011 г. 15 отделений), Дмитрий Леус утверждает, что организовать работу службы безопасности в небольшом городе значительно проще. Тот факт, что все друг друга знают, позволяет очень быстро проводить проверки потенциальных клиентов и оперативно отсекать ненадежных заемщиков.

Так же важно, что региональный клиент не избалован качественным сервисом и разнообразием кредитных продуктов, так как ни с кем, кроме Сбербанка не сталкивался. В этом отношении за малыми и средними организациями преимущество – их уровень обслуживания ощутимо выше, чем у крупных банковских сетей.

В последнее время клиенты становятся более привередливыми, и убогий сервис вполне может стать причиной отказа от сотрудничества с банком, несмотря на то, что он предлагает более выгодные ставки.

Еще один плюс работы в регионах – возможность обкатки новых продуктов. По словам Дмитрия Леуса, стоит объявить в Москве о новом предложении банка, как сразу же поступают сотни мошеннических заявок. В регионах такого пока не наблюдается, что позволяет оценивать эффективность новинок более спокойно.