Крестовый поход на Казань, или откуда в Вологде татарские узоры?

Фото "еТатар"

Марсель Ахметзянов

Казань пала. Взятие татарской столицы русскими войсками означало начало конца татарского государства. Борьба за независимость велась татарами вплоть до конца XVIII века. А затем спустя чуть более столетие татарский народ добился создания своей республики. Осмысление же событий “черного” 1552-го началось уже в 1554 году. Именно тогда был написан философский труд “Сираҗилколүб”. Об этом корреспонденту “еТатар” рассказал Марсель Ахметзянов.

Доктор филологических наук недавно закончил работу над очередной книгой, в которой речь идет о 150 надгробных плитах, относящихся к XVI-XVII векам. Ахметзянов – автор более 40 трудов по археографии. Кроме того, он занимается изучением рукописей и родословных и сетует на то, что история татарского крестьянства практически не изучена.

— В XVI веке татары – это народ, который к этому времени создал целый ряд государств, а Казанское ханство можно назвать своего рода федерацией, объединявшей самые разные народы. Хан, вызывавший недовольство населения, смещался и на трон приглашался новый. Оппозиционные же группы населения могли покинуть территорию Казанского и переселиться в Ногайское или Сибирское ханство. Насильственной исламизации в государстве не было. Марийцы, чуваши, удмурты спокойно держали каждый свою веру. Например, известно, что удмурты появились на территории современной Удмуртии в 1390-х годах. Они пришли сюда из Новгорода, где русские воеводы попытались их насильственно крестить. Вот они и переселились к татарам, которые лояльно относились к их вере и не заставляли переходить в ислам.

Народ вел оседлый образ жизни, выращивал просо. Интересен тот факт, что помимо религиозных свобод Казань так же обеспечивала лесные народы: марийцев, чувашей, удмуртов  — и хлебом, т.к. сами они его не выращивали. Было развито садоводство и строительное дело, традиции которых сохранились еще с Золотой Орды.

— Татары в золотоордынскую эпоху и татары XVI века – это один и тот же народ?

— А как же! После распада Золотой Орды татары образовали несколько государств: Казанское, Ногайское, Касимовское, Сибирское, Астраханское ханства. Мы знаем, что татары Казанского ханства с удовольствием читали Невайи и Лутфи, которые писали в Средней Азии. В 1452 году турецкий автор Челеби закончил свое произведение “Мухаммадия”. Наши предки, читая эти произведения, черпали в них вдохновение и творили сами. Это доказывает, что культура была единой.

— В октябре 1552 года был ликвидирован самый северный форпост мусульманского мира. Как вы оцениваете это событие в масштабах Европы?

— Тут всё связано с Турцией. В XVI веке турки дошли до Вены, и Европа была в ужасе от этого. Её заветной мечтой было завоевание гроба Господня, а для этого им предстояло обессилить мусульман. В глазах европейцев мусульманское Казанское ханство было очередным врагом на пути ослабления влияния Османского государства. Объединение Крымского и Казанского ханств стало бы для христианской Европы настоящим кошмаром, и поэтому европейцы, в частности, немцы и англичане, изо всех сил подстрекали русских на войну с татарами. Казанцы же вели активную переписку с турками. До нас дошло письмо Кул Шарифа, написанного им турецкому султану в 1550 году. В нем он детальным образом излагает события последних месяцев, когда русские войска в очередной раз осаждали Казань, но татары смогли отстоять свою столицу. Кул Шариф пишет, что Казанскому ханству не на кого опереться – союзники находятся очень далеко.

— Почему турки не пришли на помощь Казанскому ханству?

— Турецкий султан вел переписку с Иваном Грозным. Его жена была славянкой. А потом турки и сами татар побаивались. Для них было важным не потерять лояльность Крымского ханства, которое рассматривало возможность сближения с Казанью. Безусловно, Иван Грозный отлично понимал и все геополитические последствия завоевания Казани. Только вот оружия, при помощи которого его войска взорвали казанские стены и вошли в город, у русских на тот момент не было. Они привезли его из Германии. Немцы к тому времени уже активно использовали его в своих войнах. В общем, получается, что это был крестовый поход европейцев против татар-мусульман, а русские стояли в авангарде этого похода.

После завоевания Казани оставшихся в живых мужчин и здоровых женщин целыми партиями отправляют в монастыри в район Вологды и Новгорода. В Вологодской области до сих пор есть деревни с татарскими названиями. Татары оставили след в культуре этого края, который мы видим до сих пор: это узоры. У славян, проживавших в тех краях, отродясь не было таких узоров. А на русские сказки посмотрите! Откуда, вы думаете, появились богатыри из моря? Все эти образы перешли к ним из татарских легенд и дастанов.

— Столица ханства была завоевана. Но ведь осталось еще несколько миллионов человек и другие ханские города. Как развивались события после 1552 года?

— Русские не чувствовали себя полноправными хозяевами казанской земли вплоть до конца XVIII века. Партизанская война продолжается близ Казани до 1557 года. Татары поначалу не воспринимают падение Казани как ликвидацию своего государства. Они возводят новые крепости: например, на территории нынешнего Высокогорского района. В марийских лесах была возведена крепость Чангыр. Долго не сдавались Арча и Иске Казан. Да и другие татарские ханства продолжают существовать. Но всё же завоевание Казани стало центральным событием в татарской истории, именно потому что это Казань, которая претендовала на статус центра, объединявшего территорию бывшей Золотой Орды.

XVII век буквально перенасыщен многочисленными восстаниями. Восстание Булавина 1606 года. Восстание Жангали 1609 года. Это ведь татары воевали со Степаном Разиным — татарин Хасан Карачурин был его правой рукой. Известно, что служилые татары, получив письмо от Разина, принимают решение не бороться против него, потому что он идет освобождать Казань. Именно поэтому русские отдавали воеводам тайные наказы, чтобы те отправляли в татарские деревни своих разведчиков. Нужно было знать, как и чем татары живут. Им не рекомендовалось продавать железные вещи, и уж тем более запрещалась торговля оружием.

В XVII веке Москва усиливает давление на Касимов. Татары вынуждены оттуда бежать. Кто-то уходит на Дон к Степану Разину. Большинство переселяется на территорию нынешнего Татарстана. Татары, ныне проживающие в Буинском, Тетюшском, Дрожжановском, Апастовском, Алькеевском, Чистопольском, Черемшанском, Нурлатском, Альметьевском, Лениногорском, Бавлинском районах, в массе своей, это потомки татар, живших когда-то близ Нижнего Новгорода и Пензы. Татарские восстания постепенно затихают в конце XVIII столетия, когда в России образуется институт Духовного управления мусульман, цель которого – контроль мусульманского населения российского государства. Первым муфтием в 1787 году становится человек по имени Мухамметджан. Он родом из Альметьевского края.

— Когда началось осмысление событий осени 1552-го?

— В 1554 году Атнаш Хафиз, попавший в московскую тюрьму, написал философскую проповедь “Сираҗилколүб”. В этой книге речь идет о том, как вести себя татарам в новых условиях сосуществования с кяфирами, т.е неверными. Ответ простой – нужно сохранить свой иман (веру). Всеми возможными средствами. Автор уверен, что даже в самых сложных условиях у каждого есть свой путь сохранения имана. Кто-то силен духом. Кто-то — знаниями. Кто-то вынужден бежать. Атнаш Хафиз так и пишет: “Если нет другого пути сохранить свой иман, беги от кяфиров далеко-далеко”. Среди татар ходило несколько версий “Сираҗилколүб”. Первая версия – на арабском языке. Вторая – на литературном старотатарском. Третья – в стихотворной форме. Это очень сильные стихи. Отцы не знали, что говорить своим детям – в настолько сложной ситуации оказался народ.

В начале XVII века пишется “Кыйссаи-Сәкаб”. Это произведение учит тому, как противостоять давлению кяфиров. Сәкаб значит “больной”. По сюжету царь неверных отправляет Сәкаба к Гали – мусульманскому хану – чтобы тот разрушил его трон, взял его корону и самого быстрого коня. “Если сделаешь это, я отдам тебе всё свое богатство и дочь”, — говорит он. Однако Гали побеждает Сәкаба, и Сәкаб приходит к истинной вере. Он возвращается в стан кяфира, притворившись, что одержал победу над Гали. Царь выдает за него замуж свою дочь и дарит свои сокровища. Осталось только оседлать коня Гали. Но никто не может этого сделать. И в этот момент под видом странника во дворце появляется Гали, который, оседлав своего жеребца, убивает врагов и оставляет Сәкаба наместником.

Как мы видим, произведение от начала и до конца иносказательное. В нем показывается, как татары должны вести себя в политике. Описываются все подводные камни и течения. Читателю дается понять, что во имя достижения политических целей нужно уметь идти на временные уступки.

49 комментариев

  1. Damir Nabi

    Татарлар бөген, хәтта шул, күп булмаган, ләкин мөхим булган мәглүматтан мәхрүмнәр…

  2. @ВасяОбломов@

    Вот это правильная статья!

  3. павел

    » В общем, получается, что это был крестовый поход европейцев против татар-мусульман, а русские стояли в авангарде этого похода.» Откуда уважаемый Марсель Ахметзянов это взял, из каких источников? Причём здесь европейцы? Вскоре после разгрома Тимуром (Тамерланом) Золотой Орды из ее состава в Среднем Поволжье выделилось Казанское ханство (1438—1552); в Крыму возникло Крымское ханство (1443—1787). Между казанскими мурзами всегда находились благоприятели Москвы, и если они брали верх, то в Казани правил ставленник Москвы. Так, в 1487—1521 годах ханство находилось в вассальной зависимости от России. Если же одолевали друзья Крыма, то ханами становились злейшие враги Русской земли. Таков был, например, казанский хан Сафа-Гирей (1524—1549), признавший вассальную зависимость от Турции (с 1524 года). Именно при нем участились грабительские набеги казанских и крымских отрядов на нижегородские, муромские, вятские, костромские, вологодские и другие русские земли. Русский царь просто закрывал вопрос власти и безопасности в Поволжье, причём тут мусульманство, европейцы? Всё же от такого учёного человека хотелось бы услышать ссылки на документы.

  4. Mansur

    Павел, а вы ссылки можете привести — первоисточники, пожалуйста

  5. павел

    Использованы материалы книги: «Сто великий битв», М. «Вече», 2002, кроме того , о взятии Казани есть в инете огромное количество литературы. Но я ведь не это хотел сказать, а то что маститый учёный всё же должен говорить на основании чего он так заявил, на основании каких материалов, я не отрицаю их, но статья такого рода должна быть полной, ясной и понятной. А так просто получается его сугубо личное как обычного обывателя мнение, рассуждение.

  6. Takhir

    Он может привести аргументы, но думаю в рамках интервью это бы заняло много времени. Я не знаю как насчёт общеевропейского похода (мне это тоже кажется не совсем вероятным), но то, что националистическая имперская составляющая в окружении Ивана Грозного (особенно духовенство в лице Макария) стремилась придать этому походу характер крестового похода против неверных — это факт. Это был захват, завоевание и грабёж. Глупо отрицать, что для татар потеря своего государства — величайшая трагедия.

  7. павел

    «Я не знаю как насчёт общеевропейского похода (мне это тоже кажется не совсем вероятным» Именно это меня и удивило, и если бы это сказал обычный прохожий то и внимания не обратил бы, но это сказал учёный, и если он не подтверждает данную строчку можно усомниться о всём что заявляет. А так конечно же это был элементарный захват с грабёжкой, подавлением и таких бед в истории было очень много и сценарий схожий. НО ЭТО ВСЁ УЖЕ ИСТОРИЯ и очень давняя, её надо знать но и понимать сегодняшнии реалии, не надо ломать построенного, надо дальше жить и все вместе улучшать эту жизнь, так будет лучше всем, а не нагнетать межнациональное противостояние.

  8. Takhir

    не нагнетать межнациональное противостояние.\\ Никто не нагнетает. М ыпросто помним. И не забудем.

    Как и весь мир не забудут Освенцим, Сабру и Шатилу и Хиросиму. Это наша история. Русские войска тогда были захватчиками и грабителями, как и монголы в 1236 и 1240 годах. Не безликое зло творило эти завования, а люди.

    Поэтому надо помнить.

  9. павел

    Правильно Takhir, добавить нечего. Немцы много чего натворили и что теперь, на веки вечные ненавидеть их, конечно же нет. В прошлом году дочка ездила по волонтёрке в три страны—Италия, Чехия, Германия и лучше всех приняли немцы. Крнечно же они помнят войну и мы не забыли но нам всё равно вместе на этой земле жить. Просто нужно в своём доме порядок навести, с национальностями это никак не связано а с умом, образованием.

  10. Damir Nabi

    ПАВЛУ и тому подобным которые «пропитаны» фальсификациями :
    Как сказал Юлай Шамил улы : «Руская «история» основана на мифах»….
    Если бы многие русские историки знали о том, что на берегах Черного моря велась торговля, что была развита городская культура, что во времена Орды самым ценным товаром считалось зерно, то их теория о том, что ордынцы были диким кочевым народом, разбилась бы в пух и прах. Они опираются на свои мифы, не обращая внимания на литературные произведения того времени, на расцвет ислама во времена Орды. Историков, которые это игнорируют, я не воспринимаю как профессионалов, их труды не профессиональные. Они основаны на идеологии.
    ……..Вообще, начиная c 1340-50 годов, численность населения русских княжеств резко уменьшилась за счет чумы, была анархия. Причина не в захвате и уничтожении местного населения ордынцами. Это стереотип.
    ………Если брать российские источники, то в них не отражено внутреннее содержание Золотой Орды. Не изучены и не раскрыты ни традиции Орды, ни культура, ни ее внутренняя жизнь, ни события, происходящие во времена Орды. Это начинается с Карамзина. Именно Карамзин был первым, кто написал национальную русскую историю и он был АВТОРОМ МИФОВ, связанных с историей России, которые не соответствуют действительности. А сегодняшние ученые повторяют то, что озвучил однажды Карамзин, то, что не соответствует действительности. В их работах очень сильно чувствуется шовинизм, то ли это кому-то было нужно, то ли соответствует чьему-то мироощущению, я не знаю, но это не профессиональная работа, непрофессиональный материал. Все разговоры о том, что мы (русские) хорошие, а они (тюрки) плохие; они нас захватили, мы стали их жертвами, они нас взяли в рабство и т.д., из-за них наша численность резко сократилась – все это из-за того, что НЕ ЗНАЮТ истинной истории, не знают про чуму. Да, была практика пленения в те годы. Но есть реальные итальянские источники, которые говорят о том, что в плен брали куманов и других, большую часть пленных составляли тюрки, доля славян была минимальной. Марко Поло вообще говорил, что русские ПРОДАВАЛИ своих детей, а на эти деньги содержали оставшихся членов семьи. Гумари говорил о том же. Если знать все эти факты, то история, написанная русскими историками, сама себя выведет на чистую воду, в ней нет логики, она БЕССМЫСЛЕННА..
    islam-portal.ru/novosti/104/2814/

  11. павел

    Damir Nabi
    я даже добавлю из того интервью этого американского преподователя обрывок которого Вы привели—«Как Вы оцениваете нынешний Татарстан?

    В последний раз в Татарстане я был четыре года назад. Некоторые улицы Казани становятся лучше, красивее, но я был очень опечален тем, что снесли номера «Булгар», тем, что разрушается Татарская Слобода, тем, что не пытаетесь сохранить свою историю.

    Каким образом можно сохранить татарский язык сегодня?

    Кнутом! (Смеётся),Это удивительно, учитывая, что многие живя в Татарстане своего родного языка не знают и знать не желают… » Вы заметили что он сказал, КНУТОМ, т.е насильственно, именно это и пытаются сделать нынешние власти. Я и сам считаю что Минниханов был прав поставив задачу чтобы ученики знали русский, татарский и английский, но однако он не сказал в каком объёме и у нас как всегда кинулись сломя голову исполнять указания начальника, тупо, бездарно хотя вопрос вполне решаем спокойно без какой либо шумихи. А что касается памятников это верно, сносят паразиты по всей стране лишь бы получить лакомый кусок дорогой земли и потом сорвать деньги, это вообще вопрос культуры чиновников, независимо от национальности и тем более отрадно что именно русский экскурсовод Олеся Балтусова подняла перед Миннихановым эту проблему и хорошо что он услышал её. Итак, как видим из этого интервью, Юлай Шамил улы весьма доволен что Татарстан развивается, Казань хорошеет. Только он забыл сказать что это просто так само собой не появляется, это труд всех жителей Татарстана независимо от национальности а так же строителей из других городов России и не только. Хочется пожелать этому уважаемому Юлай Шамил улы чаще приезжать к нам в Казань а так же выступить с лекциями у нас и в других крупных вузах страны, хотя бы московских.

  12. Абзый

    московия с крымом бооольшими друзьями были много лет. чтобы свалить большую орду. а пишется «Если же одолевали друзья Крыма, то ханами становились злейшие враги Русской земли. » какой же это крым извечный враг для московии? самый большой друг когда-то. вся история московии — мифы для внутреннего употребления. с их отрицания и неприятия начинается независимость, потому что по своему внутреннему содержанию — московия это доля нынешней московской области, даже нынешние нижегородские земля по сути их колония. а поднялись они за счет отсутствия внутренней политики, т.е. не было в правящей верхушке оппозиции в московии, причем такое положение сложилось после 1445 только. и уже к 1452 году они значительно усилились, так как перестали отвлекаться на внутренние распри. а внутренние распри и несогласные подавлялись татарами, в то числе и жившими в Казани (тогда особой разницы не было, что переехавший из Орды в Казань, что устроившийся в Касимове).

  13. Абзый

    вот с позиции московитских мифов пишут про завещание ивана 2, который сыну завещает производить перепись с целью выплат дани орде. и в непонятку — типа же при нем уже не платили фактически, для чего же он это пишет? но если внимательно посмотреть, то мы увидим, что эти средства все равно постоянно собираются и идут на выплаты татарам, только своим, прикормленным, а также на подкуп и переманивание пока еще не своих татар, в том числе из того же крыма. а если вдруг орда опять соберется (чисто гипотетически), тогда прекратив выплату дани этим прикормленным московия будет вынуждена отдавать дань орде. само собой прикормленные будут самыми большими ненавистниками повторного воссоздания орды, большими, чем сам московский князь, ибо ему все равно, каким татарам платить (хотя лучше конечно своим). далее, после 1552-1556 года московского царя начинают называть белый царь. московитские историки опять в непонятке -вот ни с того ни с сего. А причина в том, что московский князь фактически подчинил себе практически все земли Белой Орды и обрел короны — Казани, Астрахани, кроме Крыма (а не Золотой, как это неправильно указывают московитские историки). и именно как в первую очередь белому ( и только заодно с этим — православному!) царю поверили и вступили в союз с московией запорожские казаки. потому что до того они многие годы находились в союзных и вассальных отношениях с ордой, пока на волне ослабления орды эти земли не перешли в руки польской короны. далее, очень много мифов, связанных с тем, как показывается этнический состав населения в нынешних областях восточной Украины и соотвественно в Юго-Западных областях московии. надо понимать, что оттуда было вытеснено, обращено в христианство и ассимилировано (причем начала это не московия, а польша, получив эти земли под свою руку) большое количество полуоседлого населения, которое не было славянским и большинство потомков левобережных украинцев — они по происхождению не славяне, что можно проследить даже по их фамилиям. по тем же фамилиям можно утверждать, что они не мусульмане (в основе фамилий тюркские и куманские имена волка, сокола и прочей тотемной живности — к примеру Буренко или Бурденко — в переводе с татарского получится «волков» — бүренеке и «от волка» — «бүредәннеке»).

  14. павел

    Абзый, а куда это Вы пропали? Видимо в столь не любимый Вами Крым ездили на отдых?)))))) А сейчас вернулись домой где русские с татарами так веками перемешались что как никто наверное в мире.))))) Кстати Абзый , а что такое кисляй? ;)

  15. Nail

    И статья ненаучна, основан скорее на эмоциях, и спор ваш также крайне эмоционален.

    Павел, вот вы пишите: «Если же одолевали друзья Крыма, то ханами становились злейшие враги Русской земли. Таков был, например, казанский хан Сафа-Гирей (1524—1549), признавший вассальную зависимость от Турции (с 1524 года). Именно при нем участились грабительские набеги казанских и крымских отрядов на нижегородские, муромские, вятские, костромские, вологодские и другие русские земли. Русский царь просто закрывал вопрос власти и безопасности в Поволжье, причём тут мусульманство, европейцы?».

    Разберем: защем русскую землю написали с большой буквы? Тем более про Гиреев — тех, кто оставил в истории мусульман лишь хорошие впечатления. А что их обвинять в том, что нападали на грабителей с запада? Ведь ни для кого ни секрет, что русские княжества с булгарских еще времен нападали на цветущие города Поволжья и грабили их, отобрали у булгар Оку и некоторые районы Мещеры, насильно крестя местное население заставляли их говорить на русском, именно так, в насилии русов, полян и др. славянизированных воинов из Руси (область в Украине) над финно-уграми рождалась русская нация. Захватили у нас (булгар) и место впадения Оки в Волгу, еще Татищев говорил про старую булгарскую крепость на месте старого Ниж.Новгорода (район Балахны), отбросив булгар к Суре. Русские князья регулярно совершали свои грабительские походы на Булгарию, и т.д.. Ардебиль и Барда в Иране до сих пор помнят преступления русских грабителей, которые были ничуть не лучше татаро-монгольских завоевателей Булгарии и др. мусульманских стран. Потом, зачем вы назвали нижегородские, муромские, вятские, костромские, вологодские земли русскими? Термин русские впервые возник в Московском княжестве, и некорректно называть финно-угорские земли русскими, более всего это относится к булгарским землям — той же Вятке. Финно-угорская земля Вятка всегда подчинялась Булгарии, а затем Булгар-Джадиду (Казани). Даже после ее захвата русскими войсками она, как и Пермь, несколько раз поднимала восстания и выходила из подчинения русскому воеводе, присланному московским царем, так что московитянам пришлось посылать туда войска несколько раз, для повторного подчинения.

    Насчет вашего «источника», “Сто великий битв”, М. “Вече”, 2002, книги, написанной в жанре популярной художественной литературы — не стоит принимать подобные «труды» за исторический источник, это не академический труд. Тем более издан в Москве, пытающейся завуалировать свои преступления в прошлом, что у нее получается весьма плохо.

  16. Nail

    «после 1552-1556 года московского царя начинают называть белый царь» —>> Абзый, источники в студию плиз.

    «А причина в том, что московский князь фактически подчинил себе практически все земли Белой Орды». Это какие практически все земли Белой Орды он подчинил? Географическая локализация монгольских улусов Ак-Орды и Кок-Орды до сих пор не определена. Ну насчет лживости термина Золотая Орда вы правы на 100%, ведь это термин впервые появившийся в московских документах во второй пол. XVI века, затем почему-то позаимствованный казанскими историками, переведшими этот ошибочный искусственный термин на тюркский (булгарский, татарский) язык.

    Абзый, также не понятно. почему вы связали украинские фамилии только с волком, или куманами? Ведь помимо куманов в Дешти-Кыпчаке проживало много других тюркских народов, в т.ч. асы, саксины, огузские племена… Куманы были одними из входивших в йемекский

  17. Nail

    (пардон :) ) племенной союз, арабы и персы четко различали куманов и кыпчаков, считая куманов более высоконравственным племенем, нежели кыпчаки. В Орде жило много народов, в ее степной части жили монголоиды в основном, племенной состав по Рашидаддину полностью сменился, из старых кыпчакских племен почти ничего не осталось, много их было убито монголами и татарами (татарами, по Рашидаддину, монголы называли все монгольские, тюркские и манчжурские племена, насильно подчиненные монголам), а также часть кыпчаков было переселено в Монголию и степи Сев.Китая, много монголов в Дешти-Кыпчаке, особенно много — на левобережье Волги, у Яика, но из-за кол-ственного превосходства тюркских народов Дешти-Кыпчака (все они в мусульманском мире не признавая их различия в происхождении, внешнем виде и языке названы «кыпчаками», а затем «татарами») они все были отюречены. И соглашусь с Абзыем насчет тотемов тюрок и украинских фамилий (как тут не вспомнить происхождение Януковича :) ). Но нельзя согласиться с тем, что не было разницы, что татарин в Касимове, что в Казани, что татарин Сарае. Сарая практически не существовало — его сравнял с землей Тимур, и засеял пшеницей, затем его несколько раз сжигали то крымские тюрки (в т.ч. их татары), то ногаи. Сарай того времени — это уже деревня. Если в начале своего правления монголы смогли исп-ть градостроительный потенциал булгар, саксинов и хорезмийцев, построившими им Сарай и т.д. (булгары восстановили часть своих городов, в т.ч. Булгар, Джукетау), то после войн, грабежейй и разрушений Орда потеряла их (кроме Булгарии), а степнякам города не нужны — поэтому они с легкостью сами же Сарай и разрушали, т.к. в нем уже не было их верховного хана — Дешти-Кыпчак опять стал банально междоусобно воевать друг с другом, как это было до монголов (читаем Нувайри, который пишет, что кыпчаки — это разные народы со своими ханами, регулярно воюющие друг с другом).

    Еще есть заблуждение, что Касимов — это казанские татары, переехавшие на русскую службу. Это не так не только потому что Касим контролировал выплату контрибуции, но и потому, что Улу Мухаммед до Казани не доехал вообще, он жил в Мещере, лишь его сын Махмутек стал первым казанским ханом. Касимовцы в начале — это степные татары, часть войска Улу-Мухаммада, подчинявшиеся Касиму и Данияру (они в лучших ордынских традициях не потерпели Махмутека на троне в Казани и ушли в Крым, но их там никто не ждал, далее они ушли в Московию), затем туда стали селить крымских и ногайских перебежчиков-сатлыкжанов. Казанские перебежчики также были, но тут шли иные процессы, нежели в Орде — степь пылал от огня банальных степных междоусобиц, и степные воины бежали в Литву, Польшу, Казань, Москву, Турцию, Крым, чтобы служить тамошним царям, т.о. их селили между местными народами, давали им землю, а в случае с Касимовым, этим степным наемникам давали доходы от русских алкогольных заведений (кабаков), или дарили налог с некоторых городов (тот же Касимов это русский город Городец Мещерский — форпост русских миссионеров на финно-угорской земле). А Булгар-Джадид (Мухаммадьяр называл его именно так, а еще Гъазан) — росл, развивался, и самим булгарам/казанцам не было резону перебегать на службу к неверным и жить там за счет харама — русских питейных кабаков. Такие же степные наемники (в т.ч. звали в Казань и чингизидов с их отрядами) были и у Казани, и именно им, для которых Казань был очередным пунктом в их переменчивой жизни. Так, хан Едигер, сдавшийся русским (а может и темниковцам Еникея или касимовцам Шахгали) живым в 1552 году, ранее ходил на Казань с русскими войсками, как некогда и Шахгали. Такова сущность наемных ханов и мурз, для которых подобно Камаю не было разницы, кому служить. Это вам не Кул-Шариф, потомок Пророка Мухаммада (с.г.с.), встретивший Газраиля г.с. с мечом в руке. Кровь потомка Мухаммада с.г.с. окропила землю Казанской цитадели, текла рекой вместе с кровью других защитников Казани — святых для нас людей, Их кровь осталась в земле, в строениях Казанского кремля, построенного псковичами на развалинах нашего старого Арка и Кирмана — для нас это священная земля, которую мы уже никогда живыми не отдадим.

  18. Ураз

    ПАВЕЛ: «…Откуда уважаемый Марсель Ахметзянов это взял, из каких источников…»?
    ПАВЛУ: «Ахметзянову, как я понимаю, отказывается анализировать даже как крупному ученому?! Почему не задается вопрос: откуда всё брал Карамзин?! Его как-то сразу за первоисточник хватанули и 200 лет молятся.

  19. павел

    Ну вот видите Ураз и Вы считаете что Ахметзянов прочитал какие то документы и сделал свой анализ и выложил своё личное мнение по данному событию. Он имеет на это полное право, но я думаю, что другие, не менее известные учёные, прочитав эти же самые документы могут высказать противоположное мнение сказав при этом что Ахметзянов не правильно понял. Кому верить? Видимо себе прочитав ссылки на эти документы. Это знаете, как я однажды в поликлиннике медкомиссию по работе проходил, — два врача по одной специальности на один и тот же вопрос имели почему то разное мнение))))) В конце концов удалось их свести чтобы они наконец то приняли решение. Такая же возможна ситуация и по юристам. Поэтому ну никак нельзя подобные статьи воспринимать как истину в последней инстанции. Но за то что газета опубликовала мнние Ахметзянова я благодарен, весьма интересно, полезно и развлекательно.

  20. Ураз

    Т.е. тенденциозность русских историков по отношению к татарам вами как бы не замечается в упор. И что-то вы, павлы и павлоиды, не стараетесь свести ученых-историков разного толка (по татарской тематике), чтобы они наконец то (правописание ваше, павловское) приняли решение. А решение-то вам не понравится, многое придется признать инсинуацией, а то и вообще откровенной ложью. Если, конечно, честно решать, разумеется. Татары не были в задворках истории российской государственности. Заметьте: мы не хотим ругаться с русскими: Россия — наша Родина, как и ваша. А чуть в сторону от ваших догм — сразу не нравится.

  21. Damir Nabi

    ТОМУ КТО «»не понял»»…..))), Там вверху :
    «…Доктор филологических наук недавно закончил работу над очередной книгой, в которой речь идет о 150 надгробных плитах, относящихся к XVI-XVII векам. Ахметзянов – автор более 40 трудов по археографии. Кроме того, он занимается изучением рукописей и родословных и сетует на то, что история татарского крестьянства практически не изучена.»
    ОН взял все «это» из «ШӘҖӘРӘ»!!! А это татарские родословные записи, где ОБЫЧНО не только «кто чей сын…», а события прошлого пишут… Это ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ !!! «А не «карамзинские и тому подобных фантазии» (ЧТО И СЕГОДНЯ ПРОДОЛЖАЮТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬСЯ, ОБ ЭТОМ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИМЕЕТСЯ : Писал об этом Вил Мирзаянов, кроме того, в настоящий момент, руские уничтожают исторические документы прошлого :например, один кореец лет 15 назад приехал и ему дали посмотреть какие то книги и документы, приезжает через столько лет и что ? уже нет этих документов!!!!!!!!!), записанные в большинстве случаев, для идеологического ЗОМБИРОВАНИЯ и руских и Татар в колониальный период до сегодня включительнО !!!

  22. павел

    Ураз, во первых, ведите себя прилично, не опускайтесь до оскорблений. Второе, организовать встречу учёных разной направленности проще легче газете, радио и другим сми. Это было бы очень полезно для слушателей, по примеру передач Соловьёва «к барьеру». И кто Вам ( напоминаю, обращение пишется с большой буквы) сказал что мне понравиться, а что нет, важна истина, а она рождается пусть не в споре, но хотя бы в таких встречах. Редакция газеты вполне могла бы по различным тематикам приводить мнения разных учёных. И что тут не понятно?

  23. Ураз

    Хорошо, Павел Батюшкович. Прочитайте для начала наших авторов,например: http://www.tataroved.ru/publicat/ish_izm.pdf. А то ВЫ на встречи ходите неподготовленными (иногда).
    Потом: я вопрос о Карамзине повторю. Он, что, был гений:(

  24. Misharin2006

    «Именно при нем участились грабительские набеги казанских и крымских отрядов на нижегородские, муромские, вятские, костромские, вологодские и другие русские земли. »

    Павел по прозвищу «Промытые мозги». Скажите, а русские отряды никогда не грабили и насиловали? О походе (НАБЕГЕ) вещего Олега на Царь-Град не слышали? Об убитых младенцах? У Вас откуда такие глубокие познания, если не секрет?
    Ведь даже на уровне лексики у мерзавцев разделение!!! У них мля ПОХОДЫ, а у татар сплошь НАБЕГИ. Тьфу!

  25. Misharin2006

    Безусловно, мифотворчества хватает и у татарских историков. Учебники истории — средства пропаганды, а никак не кладезь знаний. Свое говно НЕ пахнет, правда, Паша??? Лишь у немногих обоняние достаточно сильное. :-) А знает ли паша, что с 01.09.1939 по 21.06.1941 СССР был союзником Адольфа? Или тоже не пахнет? А???

  26. павел

    Всё смешалось в доме Облонских!!!))))))))))))))))))))))))))))))))))

  27. Татар

    15 октября день памяти Взятия Казани!!! Склоняем головы в память о страшной участи татарского народа и тех батыров что сложили свои головы в той битве!Что не испугались смерти,а еще с большей храбростью,отвагой и честью в сердцах бились с нами в ряд!!!Да будут ваши подвиги жить в наших сердцах вечно!!!
    Ровно в 12.00 помянем наших предков погибших при обороне Казани от русских захватчиков минутой молчания…

  28. Абзый

    2 Nail — ваше мнение точнее и детальнее описывает тот же самый общий набросок, который мне представляется, когда я сопоставляю разные источники. насчет отсутствия разницы между казанцами и касимовцами — имелась в виду, конечно, военная степная составляющая. по моим данным Улу-Мухаммад (по крайней мере его голова) до Казана все таки доехал и покоится (голова) в рамках нынешнего центра города. что касается «белый царь» — вот ссылка, попытайтесь объяснить тогда употребление «белый царь» по своему.  http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1680-1700/PetrI/Gram_Lodjan_chan1696/text.htm

  29. Абзый

    и насчет сокровищ города, которые якобы были спрятаны на дне озера — по моей интерпретации некоторых сказаний — на дне озера в качестве артефакта покоится голова Улу-Мохаммада. к сожалению знаю это сказание, точнее его вторую часть только по краткому пересказу, а позднее я прочитал половину этого сказания в сборнике ТХИ. Вторая не попала, по-видимому, из-за цензурных соображений.

  30. Damir Nabi

    Наил, ты тот Наил-болгари ? да ? который пытается , точнее попытался, из-за невежества (уже столько лет) татар «превратит» в болгар, то есть в «мошенников», в славян-болгаров.и т.д. болгары и болгары , но они иранцы , чтоб ты знал !

    Но у тебя здесь не все вранье : насчет книги “Сто великий битв”, ты прав…

    Про «статью» ты сказал (типично по болгарски) : «что она не научна» ???! ты кто ? зашел «ПОБОЛГАРИТ»?? Это не статья , а ИНТЕРВЬЮ !!! И очень хорошее интервью !!!!!!! короткий вопрос, и ответ такой же. Хотя во многом прав, пусть где то с натяжкой….

    ПРО Татар сказал : (татарами, по Рашидаддину, монголы называли все монгольские, тюркские и манчжурские племена, насильно подчиненные монголам) .—- Прежде всего татарами были сами «монголы» , этого сейчас признают современные Монголы, которые освободились от московской опеки-контроля над историками….

    Название «татары» пришло к русским через посредство половцев….

    ……..В донесении брата Юлиана они именуются только «тартарами». В письме Ивона Нарбонского архиепископу Бордо фигурируют tartari, tattari и tatari (Английские источники, с. 122). В послании Людовику IX, отправлен ном в 1242 г. Понсом де Обоном, магистром ордена тамплиеров во Франции, описан поход монгольских войск на Польшу в 1240 г., Моравию и Венгрию в 1241 г. Понс де Обон, как и большинство западных средневековых авторов, именует монголов tartarins (Понс де Обон, с. 3-7). В хронике Матфея Парижского последовательно используется термин tartar64. В Трогирском кодексе один раз употреблен вариант Tatar (secundum quosdam tatar idem sonat, quod multitudo ‘по мнению иных, татар [по-монгольски] означает множество’)65. Фома Сплитский, называя азиатских кочевников, вторгнувшихся в XIII в. в Европу, tartari, сообщает дополнительно, что «упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами» (gentesque ille secundum proprietatem lingue sue Mongoli appellantur)66. Он же уточняет: «Как считают некоторые, «татар» означает «множество»». Брат Салимбене Пармский, передавая свой разговор с Иоанном де Плано Карпини, пишет: «И сказал он нам, что они называются не тартары, а таттары», и поэтому в своей хронике брат Салимбене далее использует «таттары» вместо «тартары»67. Китайские дипломаты XIII в., совершавшие поездки ко двору монгольских ханов, в своих отчетах именовали татар словом да-дань. Слово татары транскрибировалось по-китайски как та-тань или дада.

    Рашид-ад-Дин сообщает, что еще в глубокой древности, то есть в дочингизову эпоху, существовало шесть отдельных татарских «государств». Крупнейшим из них был «татарский юрт» у озера Буир-нор в Восточной Монголии. Вот сведения о татарах, тех татарах, племена которых, по версии «Сокровенного сказания», полностью истребил Чингис-хан: «Их имя издревле было известно в мире. От них отделились и многочисленные ветви . Места их кочевий, стоянок и юртов были определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Китая. Их же основное обитание [юрт] есть местность, называемая Буир-Наур. Они также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1.С. 101)

    Из источников X-XI вв. известно о существовании другого татарского юрта на западе провинции Ганьсу близ границы с Восточным Туркестаном. Точная локализация других татарских «государств» дочингизовой эпохи неизвестна. Татары властвовали над монголами в дочингизово время. По словам Рашид ад-Дина, «если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и [вообще] ни одна тварь не была бы в состоянии противостоять им. И тем не менее при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, — они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племен и областей, [выдаваясь своим] величием, могуществом и полным почетом [от других]. Из-за [их] чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами»

    Сила и могущество центральноазиатских татар были в свое время столь велики, что и в конце XIII в., от Китая до Дешт-и Кипчак и Магриба, тюркские племена называли татарами. Термин «татары» рано утратил свое этническое содержание и приобрел престижное этнополитическое значение. Обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном именовался «Татарской степью».

  31. павел

    Ураз, Карамзин, как Вам известно, был российский историк, писатель, почетный член Российской АН, что касается гениален он был или нет, не знаю,я вижу тема разговора как то отклонилась и прав Nail, уж больно эмоционально, иных даже захлёстывает на хамство.
    )))) Строчка статьи » В общем, получается, что это был крестовый поход европейцев против татар-мусульман, а русские стояли в авангарде этого похода.»меня весьма удивила,и я думаю что это всё же просто размышления автора)))), интересно а сами европейцы знают о таком своём крестовом походе?))))) А за ссылку спасибо, будет время обязательно прочту.

  32. Mansur

    Меня от этого павла тошнит — миротворец

  33. Mansur

    павел не ответил на вопросы naila

  34. 282

    Турки османы захватили Византию и Константинополь. И покаяния с них как то не спрашивают. А ведь надо вернуть земли Палеологам. Надо также день кровавого захвата Константинополя турками тоже отмечать. А взятие Казани Иоанном Васильевичем — это просто антитеррористическая операция, освобождение русских невольников насильственно удерживаемых в рабстве. Именно так надо трактовать эти события. Да можно отдать должное Орде, её опыт в освоении земель был усвоен и использован во благо народам России.

  35. Халида

    Мишарин 2006: «У них мля ПОХОДЫ, а у татар сплошь НАБЕГИ. Тьфу!»
    Мишәр, ну бирдең кирәген! Келеүмнән аузымны ерам (:
    Отличие обращения турков в ислам их христиан — в окончательном загнивании Византии -в коррупции, разврате, расслоении общества и полнейцшем бардаке. Так что народ ничегошеньки не потерял, что сменил имя с Византии на Турцию. ОН ОБРЕЛ ПРОЦВЕТАНИЕ И ПОЛУЧИЛ РАСЦВЕТ СВОЕГО НАРОДА И КУЛЬТУРЫ. ЗА ПОМОЩЬЮ К ТУРЦИИ ОБРАЩАЛИСЬ ДЕСЯТКИ НАРОДОВ. даже хрисианские, как например болгары, молдоване и прочие народы различных княжеств.

  36. Mansur

    причем тут турки? русские не меньше торговали рабами — так что этот аргумент не катит

  37. Халида

    Мишарин 2006 «И что я в тебя так влюбленный» ?. Прошу и дальше как можно больше юморины с Вашей стороны в отношении мля, считающих себя «светочами ума и интеллигентности» Павлами.

  38. Misharin2006

    «Мишарин 2006: “У них мля ПОХОДЫ, а у татар сплошь НАБЕГИ. Тьфу!”
    Мишәр, ну бирдең кирәген! Келеүмнән аузымны ерам (:»

    Открыв любой русский учебник истории обнаружишь это лукавство в словоупотреблении. :-) Свое г…. не пахнет. К сожалению, в трудах татарских авторов также встречается нечто подобное. Не у всех хвтает смелости просто быть объективным. А ведь неплохая тема для небольшой статьи? :-)

  39. 282

    Халида, но ведь это двойные стандарты. Турки и падение Византии это хорошо, а поход Ивана Грозного это очень плохо. В истории нет сослагательного наклонения. В те времена или Московское княжество победило Казань, Астрахань, Крым или наоборот. Московское княжество оказалось успешнее. Ну и Московское княжество, в отличие от иконы современного стиля для Татарстана — Турции, не уничтожало народы. А турки сплошь и рядом — армяне, курды, греки. 

  40. Абзый

    «Московское княжество, …..не уничтожало народы» ))))))))))))))ногайцы, черкесы,казаки,чеченцы. про татар даже не упоминаю. пока независимости у татар нет — объективности быть не может. точно также и московия не будет объективной, пока стремится сохранить империю…основа будущей независимости — техника и технология — сейчас сша развернут про — это первый шаг. а татарам необходимо тоже самое делать изнутри, то есть осваивать ну что то вроде разработки и производства кибернетических малых многоцелевых самоуправляемых устройств — возможно даже за пределами республики. только это будет нами получено и опробовано — трубе с нефтью и газом конец. и вообще любому стратегическому объекту конец, а вместе с ним и колониальной московии. технология и наука, не нужно тратить человеческие жизни, как это делали чеченцы в последних двух войнах.

  41. Misharin2006

    “Московское княжество, …..не уничтожало народы” ))))))))))))))ногайцы, черкесы,казаки,чеченцы.»

    убыхов не забудьте.

    Иль башку с широких плеч нам татарину отсечь,
    Или выгнать нам из леса пятигорского черкеса

    Черкесов не из леса, а из своей страны выгнали в Турцию, перед этим уничтожив добрую половину. Товарищ 282, а Вы не знали?

  42. Misharin2006

    А насчет Турции соглашусь с товарищем 282, что турки тоже «хороши». Достаточно упомянуть положение курдов.

  43. Абзый

    больше половины черкесов московия уничтожила. сейчас их около 16 млн. за рубежом. и они готовы к длительной борьбе за свою Родину. (нынешний краснодарский и ставропольский края плюс земли нескольких областей севернее). так что все веселье впереди.

  44. А Зиганшин

    —Взятие татарской столицы русскими войсками означало начало конца татарского государства.—
    Зур МИНУС ( — ) Бальшой минус за слово «русские войска».
    Угро — финны стали «русскими» и «великороссами» по щучьему велению и по приказу Екатерины жидовки великой (по количеству хахалей)

    Читайте =»Страна Моксель» Владимира Белинского !

    КУСОЧЕК НАСТОЯЩЕЙ ИСТОРИИ РАССЕЯННОЙ

    = Триста лет. 1606-1906 г.г. =
    Петрищев А.Б.

    Екатерина великая не была СКУПА на подарки .

    Она имЪла такой же веселый нрав и мужелюбивый нравъ , как и Екатерина I(A Марта Самуиловна , которую солдаты возили в своих телегах , а Меншиков ее у них отобрал , да через некоторые время , после попользования ею , подарил Петру I . Видать — сладкая была Смеющийся) .
    (начиная с криптоевейки , Екатерины 1 , на Рассеянной не было «русских царей)
    И сохранила этотъ нравъ до конца жизни .

    Один изъ ея современниковъ полякъ Чарторiскiй рассказываетъ въ своихъ запискахъ , недавно напечатанныхъ въ журналъ «Исторический ВЪстникъ» , что у государыни даже когда ей было 65 лЪт «глаза горЪли огнемъ и страстью».

    Бывало — говоритъ онъ- вечеромъ Екатерина играетъ со своими приблеженными въ карты . Но вдругъ не выдерживаетъ , оставляетъ игру и идет въ свои покои .
    Послушный этому знаку , ея любимецъ также оставлялъ игру и шелъ за своею повелительницею .(Смеющийся)

    Такою была государыня въ 65 лЪт . Въ молодости у нея , конечно , живости было было гораздо больше .

    Она вступила на престолъ 33 лЪт отъ роду.
    Въ это время ея любимцемъ былъ Орловъ , отъ котораго она еще при живом муже тайно родила сына . Этотъ ПОБОЧНЫЙ сынъ былъ щедро обеспеченъ матерью ; отъ него произошли графы Бобринскiе , нынЪ знаменитые своими богатствами .

    НапримЪръ , изъ тепершнихъ Бобринскiхъ имЪетъ 30 600 десятинъ въ Кiевской губ ., 15 300 десятинъ въ Тульской , 2 900 десятинъ в Курской губ.,4300 въ Петербургской.

    Орловъ былъ близокъ къ государынЪ довольно долго .
    За свою «службу» онъ получилъ в награду сорокъ пять тысячъ крестьян (рабов) и свыше восмидесяти миллiоновъ деньгами и драгоценностями . (!)
    (Я бы тоже не отказался «служить» этой великой Екатерине Смеющийся)

    Братъ Орлова также пользовалься милостями государыни.
    Эти Орловы получили графский титулъ , и потомки ихъ носятъ фамилию Орловыхъ-Давыдовыхъ .

    И еще кусок истории (юмор)

    Эта великая Екатерина не брезговала даже поручиком Потемкиным и гвардейского солдата Скобелева использовала !;D

  45. 282

    Московское княжество действительно никого не уничтожало. Это вы с Российской империей спутали. Это позже было. Если уж так чистить себя, то давайте булгар помянем. Встали первыми на борьбу с Ордой, кто погиб, кто потом был ассимиллирован. Ведь остальные народы остались-чуваши, мордва, марийцы, удмурты, а булгар нет. Да, казанские татары их наследники, но самих булгар нет. Куда делся целый народ? Ведь не мог же переименоваться в одночасье.

  46. Абзый

    московиты вырезали угро-финнов разных — нынешняя коми, эрзянь, мурома, чудь. так что и московия отличилась в геноциде….
    я не потомок булгар, мне как-то фиолетово. чуваши в основном потомки булгар, не принявших Ислам. а те, кто уцелел во время похода Бату — стали очень малочисленными и смешались с прочим населением Белой Орды и Казанского Ханства. нынешний татарский язык и базовые элементы культуры — они сложились во времена Белой Орды и татарский язык в различных его вариациях был лингва-франка того времени на всех землях, ныне занятых (и уже незанятых!) московией. лично я после пяти минут прослушивания понимаю и якута и гагауза и каракалпака и кумыка и еще с пару десятков народов. А русские даже поляка с чехом не поймут.

  47. Абзый

    а над якобы братом укром еще и посмеются.

  48. А Зиганшин

    Кто знает татарский сайт , который неподктрольный иудейской мировой мафии ?

  49. Абзый

    татарин — если не сам мишарин, то отец мишарин, а мишары -типа татарских евреев (по степени нелюбви татарских татар даже больше, чем мировой антисемитизм). поэтому все татарские сайты подконтрольны евреям или мишарам — пособникам иудейской мафии)))).