Булат Султанбеков: «Сталин был «неравнодушен» к татарам»

Фото из "Википедии"

Иосиф Сталин

Начало недели пришлось на оглашение результатов президентских выборов, и о дате, о которой принято говорить каждый год, в этот раз было как-то умолчено. 5 марта 1953 года скончался Иосиф Сталин.

Профессор Султанбеков, автор книги “Сталин и “татарский след”, считает, что вождь народов был “неравнодушен” к татарам. Именно он выступал против союзного статуса Татарской Республики, несмотря на то, что многие в те годы считали, что татары наравне с другими народами имеют полное право быть учредителями Советского Союза.

Коренной казанец Булат Файзрахманович, родившийся на Третьей горе на Суконке в 1928 году и родному языку выучившийся, лишь когда был отправлен на работу в Сабинский район, в 2012 году выделяет три юбилея: 120-летие со дня рождения Мирсаида Султангалиева, 90-летие образования СССР и 75-летие пика сталинских репрессий.

—    В своей книге “Сталин и “татарский след” вы пишите, что «в начале 1918 года Ленин и Сталин видели в Татаро-Башкирской Республике своеобразную базовую модель национально-государственного устройства для большинства нерусских народов России”. Так почему в итоге проект этой республики не был воплощен в жизнь?

—    В марте 1919 года башкиры провозгласили свою республику во главе с Заки Валиди и М.Кулаевым, которого условно можно назвать первым президентом Башкирии. Естественно, вопрос о создании Татаро-Башкирской Республики отпал само собой. Нужно было создавать Татарскую Республику и выбирать лидера нового государственного образования.

—    Коим стал Саид-Галеев?

—    Сталин кандидатуру Султангалиева отверг, сказав, что “он нам необходим в Москве в наркомнаце”. На пост председателя совнаркома был поставлен Саид-Галеев, который, впрочем, проработал главой правительства лишь год. В 1921 году случился страшный голод. Саид-Галеева упрекали в том, что он чрезмерно послушно выполнял указания Москвы и слишком много хлеба выкачивал из республики. Его отозвали в Москву. Сталин нашел ему должность – он стал председателем совнаркома Крыма. А в Казани главным был назначен Кашаф Мухтаров.

—    Именно благодаря нему татары вновь получили возможность селиться на берегах Волги?

—    Совершенно так. Рядом с Кашафом Мухтаровым были такие люди как ученый Гасыйм Мансуров, Рауф Сабиров – эта команда сделала большую работу по приданию слову “автономия” реального содержания. Именно при Мухтарове на пустующие земли на Волге стали возвращать татар из других районов Татарстана. Так были образованы села Кызыл Байрак, Бахчесарай, Нариман. Под Казанью появился поселок Чингиз. Сейчас мы его называем Нагорный.

—    Однако же протатарское правительство Кашафа Мухтарова приказало долго жить. Почему?

Фото автора

Булат Султанбеков

—    В июне 1923 года состоялось сверхсекретное так называемое Четвертое совещание, на котором речь шла о национальном вопросе. На нем присутствовали представители всех национальных республик и абсолютно все члены политбюро кроме больного Ленина и Рыкова. Совещание вел сам Сталин. Султангалиев в это время уже сидел на Лубянке. Т.е. представителям национальных республик дали четко и ясно понять, чтобы они особо не зарекались. А Мухтаров выступил с требованием дать больше прав национальным республикам, на что Сталин ответил: “Что вы спорите всё время со мной? Ведь все мы одной дорогой идем”. Ответ Мухтарова был лаконичен: “Дорога одна. Все на том свете будем”. Кашафа Гильфановича расстреляли в 1937 году.

Стенограмма совещания досталась мне в наследство от Гасыйма Мансурова, который работал в команде Мухтарова. Мне удалось переиздать эти документы, находившиеся под тремя грифами секретности, в 1992 году.

—    Султангалиев находится под следствием. Кашафа Мухтарова снимают с должности. Спроецировалось ли негативное отношение Сталина к этим татарским лидерам на то, что Татария так и не заполучила статус союзной республики?

—    Когда в середине 1930-х годов принималась сталинская конституция СССР, Сталин специально подчеркнул, почему Татарии нельзя дать статус союзной республики: “Союзная республика имеет права выхода из состава СССР. А куда Татария может выйти? У нее нет общих границ с другими государствами”. Хотя речь о союзном статусе Татарии шла и в подготовительных документах. Ну, и потом, я думаю, не хотелось Сталину иметь очень уж большую и сильную Татарию. Поэтому и граница с Башкирией была проведена так, как была проведена: в итоге оказалось, что Башкирия по территории в два раза больше Татарии. Просто большая Башкирия, учитывая, что там не было такой развитой политической элиты как у татар, не представляла большой опасности.

Примечательно, что уже в 1924 году Султангалиев в своих записках употреблял термин не “великорусский шовинизм”, а “панрусизм”. Он писал, что если Россия будет развиваться по панрусистским методам, то она развалится и безо всякой войны. Он даже предсказал, по каким границам, по каким линиям распадется Советский Союз. Так и случилось в 1990-х годах. Эти записки затем фигурировали в его деле. В 1940 году Султангалиева расстреляли.


Фрагмент программы «Современник», посвященной историку Булату Султанбекову (ГТРК «Татарстан»)

—    В 1944 году вышло знаменитое постановление об изучении татарской истории. Что это за постановление?

— Постановление “О состоянии идеологической работы в татарской партийной организации”. Оно вышло в августе 1944 года. Сам Сталин его визировал. Этот документ определил целый ряд направлений в изучении истории татарского народа и поставил своеобразный ограничительный знак на некоторых темах.

— Каких, например?

— Ну, например, тема истории Казанского ханства или роли татар в истории российского государства. Еще раз татары стали притчей во языцех в 1957 году, когда первым секретарем обкома ТАССР стал Семён Игнатьев. Я работал под его личным руководством с 1957 по 1960 год – в отделе науки и школ. Считаю, что он оставил глубокий след в истории татарского народа.  Именно Игнатьев в мае 1957 года начал процесс восстановления татарского языка и татарской культуры. Семён Денисович провел пленум Татарского обкома, в котором были намечены меры по обязательному изучению татарского языка во всех учебных заведениях, по развитию литературы и искусства. Он очень поддерживал татарских писателей, татарскую литературу, татарскую музыку. А на пленуме по татарскому языку в 1958 году впервые выступили такие деятели культуры как Назиб Жиганов, Гумер Баширов, которые говорили о необходимости развития татарского языка и культуры. Но после венгерских событий национализм снова начал беспокоить ЦК. Хрущеву доложили, что Игнатьев пошел на поводу у татарских националистов, и 28 октября 1960 года его фактически сняли. В Казань приехал секретарь ЦК и сказал, что у Игнатьева пошатнулось здоровье. А он с этим “пошатнувшимся” здоровьем прожил еще 24 года.

— В прессе время от времени мелькают материалы о том, что Сталин после Второй мировой войны якобы планировал депортацию татар. А вы как считаете?

— Я к этим материалам отношусь с улыбкой. Сталин же был реалистом. Он – прагматик. Он прекрасно понимал, что татар 6 миллионов, что они расселены на огромной территории от Чувашии до Урала. И потом: какой должен быть критерий “татарскости”? Ведь уже тогда смешанных браков было очень много. И затем если их депортировать в Казахстан или Узбекистан, то там уже жили казанские татары. Это не больше чем слухи, основанные, скорее всего, на прогнозах после депортации крымских татар, чеченцев и ингушей.

52 комментариев

  1. адиль

    Все это история,очень интересно конечно.Но самое насущное сейчас,какую внутренную политику поведет Путин.Дальнейший зажим федеративных начал или будут кое-какие послабления в сторону федеративной системы.хотя под лежачий камень вода не течет.А руководство Татарстана именно тот лежачий камень брошенный Москвой в русло татарского народа.И само боится защищать национальные интересы татар и народ давит в этом вопросе.

  2. Абзый

    «Сталин после Второй мировой войны якобы планировал депортацию татар.» — и царский режим планировал и сталин. не надо скрывать. даже у горького в воспоминаниях этот момент отражен про прошение организовать депортацию татар тогдашним губернатором казанской губернии. сталин делал то же самое. причем здесь «где расселены» — они желали выселить татар ИМЕННО С МЕЖДУРЕЧЬЯ ВОЛГИ И КАМЫ.

  3. Damir Nabi

    Когда Горбачев уходил сказал: — всего я вам (секреты) не скажу !
    Имел в виду то что у них в кремлевских архивах держится.

  4. Заур

    У меня о планировании депортации поволжских татар улыбки напротив не вызывает. Об этом запланированном акте я слышал и по эфиру. Если не получилось как с народами Кавказа и Закавказья, Крыма,поволжья(немцы, калмыки) то на это были веские причины. Разруха, большая численность народа, нехватка вогонов. были люди которые уговорили Ёську Сталина отказаться от этого. Куда там смешанные браки помешали его чувству. Если не такая депортация как досталась перечисленным народам, то чем не завуалированная депортация с выселением государственным нажимом в Магнитогорск с проживанием в палатках на морозе и охраной палаток часовыми по ночам. Таким же нажимом переселением, оголяя татарские аулы на Донбас на угольные шахты в порядке 100 тысяч татар. Так и по всему СССР.

  5. Абзый

    так планирование Набережных Челнов и раздача квартир в Набережных Челнах. не только депортация — каждый шаг планировался антитатарским. За исключением короткого времени после Сталина

  6. Абзый

    да с институтами по изучению радиации только взять истории — в одном помещении сделали помещение для кабмина. второй — под санаторий для женщин с проблемами с деторождением. Это же не просто так. Потом хотели Татарскую АЭС. и СЕЙЧАС ХОТЯТ. Еще сейчас решили облучать семена зачем-то радиацией. Эксперимент. Еще недавно выделили РАДИОАКТИВНЫЙ МОГИЛЬНИК ПОД ПОСЕЛОК ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ. Это уже В НАШЕ ВРЕМЯ.

  7. Абзый

    А про то, как эту задачу ПРЯМО ЕЩЕ ПЕТР 1 ПОСТАВИЛ, как увидел сколько здесь живет татар да еще дворян, да еще мусульман да еще вооруженных — не говорят. Он в 1721 вообще собрал татар якобы для похода в Персию, вывез посередине Каспийского моря и расстрелял изо всех пушек 30000 татар в десятках кораблей. А в учебниках истории пишут так — «разыгрался шторм, утонули суда с продовольствием из-за чего поход пришлось отложить». 

  8. Damir Nabi

    Мин укыган идем кире кайтканда шулай булган дип….кыскасы караңгы «эш» …… бу турыда табырга иде материал, документал

  9. Damir Nabi

    тапкан идем мыннан : http://www.facebook.com/aakhunov
    Только что прочитал книгу старшего научного сотрудника Института истории Альфии Галлямовой «История Татарстана. Модернизация по-советски» (Казань: Магариф, 2010). Много архивных материалов, много интересного, полезно для тех, кому надо освежить память о «совке». В т.ч. приведено немало сведений по татарскому инакомыслию, национальному вопросу, культуре, образованию. Хочу привести отрывок из книги — выступление на заседании Татарского бюро обкома КПСС 28 апреля 1958 г. первого секретаря обкома С.Д.Игнатьева. До этого он руководил Башкирией, Белоруссией, работал в Средней Азии, был министром государственной безопасности СССР, в 1960 г. его сместили и отправили на пенсию, позже он участвовал в процессе смещения Хрущева. Интересно то, что за всю историю современного Татарстана это был единственный руководитель среди первых секретарей и президентов, кто открыто выступил в защиту татарского языка.

    «Осенью прошлого года мне довелось встретиться с писателями, которые взволнованно рассказали о состоянии развития культуры. К тому времени я еще не представлял, как обстоит дело с языком, преподаванием, как полезен язык, чтобы партийный работник мог довести слово партии на родном языке. А когда стал присматриваться и изучать это дело, мне стало страшно. Я впервые за все время работы в национальных республиках встретился с таким положением, как здесь — неуважение к родному языку, отсутствие поддержки его, плохая работа по его развитию, совершенствованию, руководящие кадры стесняются говорить на родном языке, даже когда обязательно надо.
    Мы посоветовались после всего этого и решили поставить этот вопрос, как полагается, начать говорить, писать лозунги, призывы на татарском языке, заставить людей татар выступать с докладами на татарском языке и т.д.
    Что является главнейшей из главных характеристик национальности?— Язык! Почему же бояться своего родного языка, почему его не изучать, почему его не совершенствовать, не обогащать? Почему можно мириться с тем, что даже национальные партийные и советские руководящие кадры разучились говорить на родном языке со своим народом? Как можно спокойно взирать на то, что мать-татарка не понимает своего трехлетнего ребенка, потому что мать не знает русского языка, а ребенок не знает татарского языка? Я утверждаю, что такие факты есть. Мать ведет ребенка в детские ясли или сад, там он находится до 8 вечера с русскими детьми, вечером забирает его, быстро укладывает спать, а утром рано снова в детский сад. Он все время в окружении русских детей.
    Я хочу одного — чтобы у нас развивался язык, чтобы его любили, иначе мы доживем до того, что будем разговаривать с народом на непонятном языке, чтобы не предавалась забвению культура, слагавшаяся веками. Не зная языка, не сделаешь того дела, которое поручил тебе народ, ЦК партии, кадры не создашь…
    Надо развернуть активную работу по подготовке кадров, взять вопросы строительства школ, пойти на все, заставить всех принимать активное участие в строительстве школ. И мы, если не к началу этого учебного года, то в будущем году, создадим основную базу, а в течение 5 лет коренным образом улучшим дело, и народ нам спасибо скажет. Но это не значит, что надо ждать 5 лет. Что можно делать сегодня — надо делать. А всех этих леваков, нигилистов в партийной работе, которые кричат — давай русскую школу, потому что ему сына нужно учить, заставим перестроиться. Что он за барин, почему он не может отвезти сына в интернат. И незачем из-за двух-трех человек классы создавать. Не надо… Пусть товарищи перестраиваются, не хотят, пусть уходят, мы в состоянии найти людей, которые понимают задачи Центрального комитета. А раз не понимает человек этого, не может понять других дел и может увести в сторону от линии партии.
    Я не поднимаю специальные вопросы — методику и прочие вещи. Я хочу сказать, что совершенно настойчиво, решительно взять курс, который нашел свое отражение в проекте постановления и не почему-либо, а потому, что мы оказались в огромной опасности, перед лицом которой поставили не кого-нибудь, а все татарское население республики».

  10. Damir Nabi

    «Чем страшнее и чудовищнее ложь , тем она больше походит на правду!» И.Геббельс

    Гимлер писал: «Стоит народ лишить героев и истории и через 50 лет это будет толпа».

    После этого наступает пустота в национальном сознании, он будет уже гордится не своим а чужими героями. Это первая стадия или ступень к регрессу нации — духовная ассимиляция.

    «Народ, не имеющий национального самосознания – навоз, на котором произрастают другие народы» (Пётр Столыпин)

    Это так же как например папуасы стремились «отдать или выдать замуж» или по крайней мере «скрести» одну из своих дочек в пришлым европейцем (по ТВ видел) что потом из этого появился такой же «волшебник» как европеец ! потому что у них всякие чудесные вещи имеется…

    ВРЕМЯ ОТСЧЕТА лишения героев и истории, как правильно сказал Гимлер, для татар можно и нужно считать с 1944 года или чуть ранее, так как начиная с новоруской или сов-большевисткой власти с 1920 года. 1944г. + 50 = 1994г. это как раз тот период когда начались некоторые ассимиляционные процессы у татар и некоторых других народов, также лишенных истории. Если в 1938 году начали закрывать татарские школы в регионах, хотя история татар всеравно не учили. А в 1944 уже вовсе запрет на историю татар и духовного, исторического дастана «Идегей» . Вместе с этим был запрет на религию. То есть отрезали оба крылья нации.

  11. Gabdulla

    Игнатьев яхши кеше булган икэн! Ана Казанда hэйкэл куярга кирэк.

  12. Zombi

    Игнатьев БҮГЕНГЕ ХӘЛНЕ СӨЙЛӘГӘН КЕБЕК!!! Абау! Инкыйраз килде!

  13. Damir Nabi

    Менә буны укыгыз әле беләсез татарның ничек итеп үзенә үзе дошманлыгын !
    http://tatpolit.ru/category/zvezda/2012-01-22/6563
    «Потепление» в национальном вопросе
    «Звезда Поволжья», №24 (15.09-22.09.2011)

    В конце 1950-х гг. в атмосфере нараставшей демократизации в стране и под воздействием настоятельных выступлений интеллигенции руководство республики принимает ряд мер, направленных на создание более благоприятных условий для развития татарского языка и национальной культуры в целом. В их ряду первостепенное значение имел майский (1958 г.) пленум обкома КПСС, посвященный языковой ситуации в республике. Главным фактором его проведения было изменение политической атмосферы в стране после XX съезда КПСС. Как заметил на предшествовавшем пленуму апрельском (1958 г.) заседании бюро обкома КПСС С. Батыев: «Если бы 2 — 3 года назад кто-нибудь внес на бюро обкома партии вопрос о создании самостоятельных групп татарских и русских детей в детских садах, от автора такого предложения живого места не осталось бы».
    …………………….
    …………………….
    Отчасти такое положение можно объяснить тем, что татары были слабо представлены в руководящих органах системы образования. В аппарате гороно только один работник, а в 5 роно г. Казани только два школьных инспектора были из татар. Но преувеличивать этот фактор, субъективный по своей сути, не следует, ведь к концу 1950-х гг. значение национальной школы стало быстро снижаться и в других городах и районных центрах. Количество детей, обучавшихся в татарских школах, в целом по республике сократилось в несколько раз. Об этом со всей прямотой сказал К.Ф. Фасеев, выступивший с основным докладом на майском пленуме 1958 г. «Получается интересная картина, — отметил он, — учителя сами работают в татарских школах, уговаривают других отдавать туда своих детей, а своих детей учат в русских школах». В подтверждение этого он привел пример по одной из агрызских школ, в которой из 39 учителей-татар только двое отдали своих детей в татарскую школу.
    ———
    БӨГЕН ДӘ ШУЛ УК ХӘЛ ! ТАТАР ТЕЛЕ УКЫТУЧЫЛАРЫ үзләренең балаларын (күптән түгел генә яздылар) бары югы ИКЕСЕ генә (!!!) татар теле укытыла торган мәктәптә укыйлар икән !
    ……………………..
    Многие татары-горожане, в большинстве недавние сельчане, не желали, чтобы у их детей, как в свое время у них, из-за плохого знания русского языка возникли трудности с адаптацией к городской жизни. Видя бесперспективность совершенного знания родного языка, все большее количество родителей татар пытались отдать своего ребенка в русскую школу либо в русский класс. Дело доходило до конфликтов с администрацией школ, заявлений в партийные органы, жалоб в Москву. Как отмечалось на майском пленуме, родители требовали, чтобы «ребенок был принят в русский класс, хотя он совершенно не подходит для того, чтобы обучаться в русском классе. Директор убеждает, что мальчик не знает русского языка, не может грамотно сказать ни одной фразы, но родители не слушают, хотя им говорят, что их ребенок неизбежно обрекается на неуспеваемость. Они заявляют, пускай он сидит 2 — 3 года в одном классе, но я хочу, чтобы он учился в русском классе».
    …………………….
    ………..

    Татарны урыс түгел , ә үзе урыслаштыра !

  14. Damir Nabi

    …..Популярной в среде татарской творческой элиты была и идея восстановления существовавших в 1920 — 1930 гг. коренизированных групп в вузах, где преподавание осуществлялось на татарском языке. Наиболее радикальные представители, в частности Н. Фаттах, предлагали запретить учиться татарам в русских школах.

    Однако до прихода к власти в республике С.Д. Игнатьева языковая политика в Татарстане не менялась
    …………………………
    ………..При этом родители многих учеников ходатайствуют перед органами народного образования о приеме детей в русскую школу».
    ………..С.Д. Игнатьев, ознакомившись с такими показателями, принял решение довести их до сведения к КПСС. В марте-апреле 1958 г………
    ………..с пространной эмоциональной речью выступил С.Д. Игнатьев. В ней явно чувствуется смешение мировоззрения коммуниста-функционера с искренним удивлением, если не сказать потрясением от предательского отношения к родной культуре со стороны руководителей-татар в республике, готовность, но в то же время боязнь действовать во имя ее спасения. Данное выступление показывает, в какой непростой обстановке, несмотря на либеральные веяния XX съезда, решались проблемы, связанные с национальным вопросом. Речь С.Д. Игнатьева со всей очевидностью свидетельствует о его решающей роли в организации майского пленума.
    …………
    … Я впервые за все время работы в национальных республиках встретился с таким положением, как здесь — неуважение к родному языку, отсутствие поддержки его, плохая работа по его развитию, совершенствованию, руководящие кадры стесняются говорить на родном языке, даже когда обязательно надо.
    ……..Что является главнейшей из главных характеристик национальности? — Язык! Почему же бояться своего родного языка, почему его не изучать, почему его не совершенствовать, не обогащать? Почему можно мириться с тем, что даже национальные партийные и советские руководящие кадры разучились говорить на родном языке со своим народом? Как можно спокойно взирать на то, что мать-татарка не понимает своего трехлетнего ребенка, потому что мать не знает русского языка, а ребенок не знает татарского языка? Я утверждаю, что такие факты есть. Мать ведет ребенка в детские ясли или сад, там он находится до 8 вечера с русскими детьми, вечером забирает его, быстро укладывает спать, а утром рано снова в детский сад. Он все время в окружении русских детей.

    Я хочу одного — чтобы у нас развивался язык, чтобы его любили, иначе мы доживем до того, что будем разговаривать с народом на непонятном языке, чтобы не предавалась забвению культура, слагавшаяся веками. Не зная языка, не сделаешь того дела, которое поручил тебе народ, ЦК партии, кадры не создашь…

    Надо развернуть активную работу по подготовке кадров, взять вопросы строительства школ, пойти на все, заставить всех принимать активное участие в строительстве школ. И мы, если не к началу этого учебного года, то в будущем году, создадим основную базу, а в течение 5 лет коренным образом улучшим дело, и народ нам спасибо скажет. Но это не значит, что надо ждать 5 лет. Что можно делать сегодня — надо делать. А всех этих леваков, нигилистов в партийной работе, которые кричат — давай русскую школу, потому что ему сына нужно учить, заставим перестроиться. Что он за барин, почему он не может отвезти сына в интернат? И незачем из-за двух-трех человек классы создавать. Не надо… Пусть товарищи перестраиваются, не хотят, пусть уходят, мы в состоянии найти людей, которые понимают задачи Центрального комитета. А раз не понимает человек этого, не может понять других дел и может увести в сторону от линии партии.

    Я не поднимаю специальные вопросы — методику и прочие вещи. Я хочу сказать, что совершенно настойчиво, решительно взять курс, который нашел свое отражение в проекте постановления и не почему-либо, а потому, что мы оказались в огромной опасности, перед лицом которой поставили не кого-нибудь, а все татарское население республики».
    …….
    (Из книги «История Татарстана. Модернизация по-советски».)
    А.Г. Галлямова
    http://tatpolit.ru/category/zvezda/2012-01-22/6563

  15. Gabdulla

    Чуваш тугел, татар баш жуаш!
    Аул номенклатурасы безнен халкыбызны саклами, аларга ышаныч юк.
    Ботен ометебез шеhер милли интелектлы кешелэргэ.

  16. Rimma

    оооой мирсаит солтангалиев Идел-Урал идеясына балта чапкан кеше, ник аны һаман-һаман күтәрәләр, аңламыйм. татарларны саткан адәм бит ул, үзе дә аннары корбан була. күп кешеләр ГЭБЭ архивларында утырып аның исеме белән үзләренә девидентлар алды

  17. Damir Nabi

    Rimma
    Бәлки син кайбер тарихи фактларны белеп бетерми торгансыңдыр ? Шуны уйлап, материаллар табып укырга иде сиңа ! Султангалиев, инде 1920(бу Татарстан оешкан ел) елдан башлап Сталин белән тартыша башлаган…1923 елда(Ленин әле терек) инде төрмә, беренче политик тоткын !..
    Татарстанның башкача прроекты да булган моны Галимҗан Ибрахимов язган бу Татарстанга Кырым,Астрахан, Тамбов,Пенза, Ниҗний, Вяткалардан башлап Себер-алтайгача булган ерләр кертелгән ! Сез аны белмисез ! , Бу Алтын Урда җирләре !

  18. Заур

    Абзый

    О расстреле из пушек по судам заполненные татарскими воинами для персидского похода узнал впервые. Также о заселении многодетных семей рядом с радиоактивным могильником, конечно для облучения всех с последующим умиранием от всяких болезнях , вызванные радиацией. Цель -выкашивание татар, как в последнем завещании Петра 1-го. «Незаметно всех бусурман умерщвлять» Кто бы из писательской среды при содействии историков архивистов написали труд об ухищренных и просто не прикрытых актах истреблении татар за всю историю существования Российской империи до сегодняшнего дня, как физически так и духовно, включая последние годы. Закрытие в массовом порядке татарские школы, ЕГЭ,Ущербные СМИ

  19. Damir Nabi

    Все таки что именно произошло с Султангалиевым (1892—1940) в 1918 году ?
    Как известно большевики находились «между жизнью и смертем» , и помните, думаю, знаменитое «промедление смерти подобно», и как следовало понимать они и направо и налево раздавали всякие обещания, которые они потом успешно не только забудут, но и будут использоваь против доверивщихся (как мошенники!) ….. И конешно всем колониальным народам на словах давали самоопределения… И попадались немало на такую утку ! И только наэтой информационно-обещаловской войне , большевики и выиграли гражданскую войну ! И видимо Султангалиев тоже поначалу, по своей неопытности и доброты……, поверил им….да и все таки, он видимо решил что они «большевики», «несущие передовые идеи…», а не царские чиновники !… Большевики умело манипулировали…»Все средства хороши !», вот их лозунг
    Вот что читаем в труде Айдар Хабутдинов — Лидеры нации, в главе :
    Отец революции третьего мира.
    Мирсаид Султан-Галиев (1892 — 1940)
    В феврале 1918 г., в противовес намечавшемуся учредительному съезду Идель-Урала, в Казани был созван областной съезд Советов Поволжья и Южного Урала, объединивший представителей 11 губерний. Практически все делегаты-мусульмане единодушно защищали идею Штата. Единственным диссонансом прозвучало выступление Султан-Галиева, в котором он призвал решить вопрос Штата путем проведения плебисцита “пролетарским классом народностей этой территории”. Областной съезд Советов выступил против идеи национальной автономии. В ответ мусульманская фракция покинула съезд, и 26 февраля 1918 г. на общем заседании мусульманских организаций Казани было принято решение о провозглашении Штата.
    В ответ 26 февраля 1918 г. руководство Казанского губернского Совета учреждает Казанскую Советскую Республику и формирует ее Совет комиссаров. В отличие от предлагавшегося проекта Штата, все ключевые посты были заняты не татарами. Султан-Галиев получил пост члена комиссариата народного просвещения. Основным органом нового “государства” стал “Революционный Штаб Казанской рабоче-крестьянской республики”. Председателем Штаба стал Карл Грасис, а в число членов вошел Султан-Галиев.
    Султан-Галиев приписывает себе арест руководства съезда в ночь с 28 февраля на 1 марта 1918 г. и срыв провозглашения Идель-Урал Штата. Вероятно, он был прав. Впоследствии он не раз будет стремиться создать национальное государство, но никогда не достигнет своей цели. Проклятие той ночи, кажется, будет вечно тяготеть над ним.
    ……………………………
    Для понимания трагедии татар в 1920-е гг. необходимо прочесть “Камиля” и произведения Султан-Галиева, уже дважды изданные. Идеи Султан-Галиева действительно оказали больше влияние на страны третьего мира, колонии и полуколонии. Но нигде их победа не принесла благополучия, мира и стабильности. Алжир, Египет, Индонезия — вот далеко не полный список стран-поклонниц его идей в 1950-1960-е гг. Страстность Султан-Галиева, проклятия против “колонизаторов” захлестнули площади Казани и Челнов в начале 1990-х гг. Но большинство татар осталось дома. Мирное сосуществование в глазах большинства оказалось превыше борьбы за независимость. Идеи Султан-Галиева вновь отошли в тень. Станут ли они вновь актуальны? Что же, про это надо спрашивать тех, кто моложе 25-ти (ведь Мирсаиду было только 25 в 17-м году)…
    =================================

  20. Damir Nabi

    Что большевики, что цари и их чиновники, что сегодня Путин и его чиновничая власть —- это все конкистадорско-колониально-бандитская шайка,которая захватила нас и наши земли и недра, и при нашем участии ворует наши богатства (нефть, металлы, уголь, лес…) и на это припеваюче живет. Аңлашылмыймы шул ?

  21. TatarKhan

    Как-то стыдливо что профессор, что робертишка болгарский умалчивают, что главное в постановлении 1944 года — отделить татар от Золотой Орды и все свести к древним чувашам — булгарам, то есть забрать большую часть истории татар

  22. Халида

    ||Председателем Штаба стал Карл Грасис||

    Нам , татарам мой совет: глядя в прошлое, учиться на нем.

    Пол-Казани — улицы с названиями палачей татарского народа — евреев. Вычеркнули из своей памяти как манкурты многовековых героев татарского народа и не можем до сих пор возвратить их имена на центральные улицы, в книги учебников школ,средних и высших учебных заведений, на сцены театров …

    И опять проходят митинги в Казани. И кто там застрельщик по решению судеб народов Татарстана? Разве не стыдоба, что татары как кроты сидят по домам и кухням, а всякие граждане Израиля Брискины и другие богатенькие нечистоплотные ловцы душ пытаются командовать в Казани. Если татары настолько обеднели разумом и финансами, то хотя бы не пускайте всяких космополитов-гастролеров на нашу татарскую землю.

  23. Абзый

    Халида, башта үзеңнең аерым дөньякүләм финанс системаны булдыр, аннары яһүдләрне сүгәрсен, яме. Я бер-ике революция ясап кара.

    Булдырганнар икән — димәк торсын исемнәре. Татарлар булдыра алсалар иде — татар исемнәре буыр иде бөтен җирдә.

  24. Халида

    Абзыкай. По твоему так выходит: сумел утопить в крови татар Ивашка четвертый, так теперь терпите и утирайтесь своим рабством? Сумели утопить татар в крови красные палачи-евреи, кто виноват, что красные татары не сумели утопить друг друга и другие народы в крови? Как говорит Баттал, даже если мы не делаем революции (в чем я заслуг евреев не вижу, а преступление), а наша заслуга хотя бы в том, что мы не топили и не топим в революциях народы в крови. Нам есть чем гордиться, потому что мы не желаем ни нашей земле, ни нашим народам бедствий, крови, хаоса, разрушений…

    Прости меня,Абзыкай, но ты само очарованье. Все советское время и сейчас по всем центральным каналам передачи по ученым-евреям. Из других народов нет? Кому принадлежит телевидение, тех передачи и передают. Почему по центральному телевидению ты не видишь систематических передач с именами ученых- татар? Не было ученых-татар, даже тех же революционеров, татарских поэтов, писателей, пишуших на русском языке, или татарских диссидентов в советское время? Их сотни, о которых можно тысячи часов рассказывать десятилетиями, отслеживая их судьбы, их достижения, их творчество, их наследие. Даже если татары будут создавать качественные передачи на русском языке об ученых-татарах , замечательных людях, их не будут пропускать, это политика, это финансы тех, кто во власти в Кремле. Это в конце концов зомбирование россиян: евреи -умный народ.

    Да еще, очараванье мое, Абзыкай. А знаешь почему ни я, ни ты, ни мы не будем наверху һәм дә үзебезнем аерым дөньякүләм финанс системаны булдыр алмабыз,? Надеюсь ты помнишь ад, котел, где больше всех татары? Синең җавабыңнан татарларның киләчәге билгеләнә.

  25. Абзый

    «сумел утопить в крови татар Ивашка четвертый» — я как бы с другой стороны татарин. Со стороны ивашки четвертого)))) он как раз решающего ущерба татарам не наносил. историю необходимо изучать более тщательно и не верить штампам. При Иване не было у татар неразрешимых проблем. Даже Казань и Астрахань мы могли вернуть на раз-два. И даже перехватить управление в московском государстве если бы не боялись рисковать. Даже потом — в Смутное время — тоже были шансы. Почему наш народ их не использовал? трудно сказать.

  26. Абзый

    А вот при Петре, даже чуть раньше — при Алексее Михайловиче — вот это да — нас татар прижали. причем используя внешнеполитические нестандартные ходы. Еще и калмыки этому поспособствовали((((

  27. Damir Nabi

    …..Ләкин без, калмыклар белән, (шул ук татарлар бит инде !) килешеп-сөйләшеп кенә карамадык кына төгел, сөйләшеп тә карамадык ! Харберсе үзенең авылына бикләнеп качып, миңа тимәсә булды дип ятдылар… Килгән егерме мең калмык теләсә кемне җиңәрлек көч иде.

  28. Халида

    Петр 1 добивал татар в череде ежевековых добиваний. Просто Петр широкомасштабно взялся за мишар, кои в центре России ранее были в срочных посылках против своих же братьев-тюрков. А когда окрепла Московия, мишаре уже были не нужны.

    А что калмыки? Бедным и нищим калмыкам посулили богатства на службе русского царя и пригласили на татарские земли. Татары бы не пошли в услужение? Впереди всех бы еще и бежали к кормушке.

    А что татары по поводу своих земель? Уели. И теперь все убеждены , что калмыки живут на своей исконной территории.

  29. Абзый

    «Бедным и нищим калмыкам»))))))))))))) они не были бедные и нищие. а 20 тысяч — только воинский контингент. отборный и хорошо вооруженный, а не пушечное мясо.
    «Петр широкомасштабно взялся за мишар» — еще бы. но вернуть обратно не смог. надо еще раз понимать, что были собственно военные — в основном тюрки. их врядли больше 4000-5000 набиралось — но это была существенная военная сила. и были те, с кого они кормились — мишары именно в качестве крестьян и скотопасов. Ну еще в качестве массовки из более менее молодых (с ними до 30000 тысяч военную силу добирали — но эти 25000 — пушечное мясо). Петр устранил именно военную часть, причем основательно. Но крестьян взять в оборот и сделать русскими не смог.

  30. Абзый

    «кои в центре России ранее были» — как бы они там всегда и были, а не предавали кого-то)))) это вообще-то финно-угорская территория (а большинство татар именно финно-угры, что и показывает генотип). Москва — слово нерусское. и Рязань тоже. А тюрки — еще со времен Орды — примыкали к этим территориям. А с запада колонизацию (строительство укрепленных городов и подчинение местных жителей) проводили славянские князья. То, что тюрки колонизацию проводить начали с 1317 — так князья славян начали это раньше гораздо — еще в 10-11 веке. Сейчас обратная колонизация — уменьшение жителей РУССКИХ городов))) И уменьшение русских жителей городов. То есть уже не получается править тем, что захватил, так как хочется кому-то — объективные трудности с управлением. Короче, столкнулись два вектора колонизации. Один жесткий, без внутренней политики, вперед и только вперед. Другой мягкий, с допущением разнообразия во внутренней жизни, то туда, то сюда.

  31. Халида

    Абзыкай, я так понимаю, что ты причисляешь пензенских, рязанских, нижегородских татар по происхождению из финно-угров. А тамбовские, воронежские, липецкие, курские татары — это тоже из финно-угров? А южнорусские татары — это тоже из финно-угров? Скифы (тюрки) тоже из финно-угров? Да, огород у тебя шикарный.

  32. Damir Nabi

    Халида
    давай не передергивай слова. Абзый верно писал, ОН МЕНЯ ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ. а ТЫ КАК ВСЕГДА ИШЕШЬ ГРЯЗЬ ИЗ ПОД НОГТЕЙ !
    20000 калмыков, это действительно только их регулярные войска.
    А говоря что татары из фин-угров, это только современные казанские татары и то только часть их ! Многие «чистокровные татары» ушли после захвата Казани. Многих уничтожили. Остались очень небольшой % На «»пустующие»» места руских переселили. ….только потом сюда стали прибывать татары-мишаре из мещерского края. Сегодня многие районы этой области (Казанской) мишарские. а также удмурт-мари-мордва которые давно уже татарами зовутся… Они серавно нам родня : из одной урало-алтайской языковой и в том числе генетической семьи !

  33. Абзый

    собственно тюрков меньше малого. процентов 6. «пензенских, рязанских, нижегородских,тамбовские, воронежские, липецкие, курские татары» — это солянка из тех, кто руководил и из тех кем руководили. Тот, кто поджарый, смуглый наглый живой(но не раскосый!) — тюрок, кто белый большой неповоротливый — финно-угр. Если черты лица тонкие — смесь кого-то с кем-то.

  34. Абзый

    там и славяне могут встречаться вполне. жители ордынских городов, которых не устраивали новые власти какие-либо. но таких типажей мало.

  35. Абзый

    скифы — трудно сказать кто это. нет единого мнения. тюрки?  у меня есть подозрение что знать между собой не говорила по-тюркски, а сам язык создан для слаживания в единый воинский строй людей из разных племен( где то незадолго до новой эры). возможно был прототип — но и этот прототип был для этой же цели.
    Аварский язык такое же происхождение имеет. для слаживания разных людей. если их в бой вводить поплеменно — побегут, а так тасовались люди в общие воинские подразделения.

  36. Халида

    Абзыкай, готовлю свой (конечно же, он авторский, конечно же, он субъективный, как любой авторский взгляд) материал по касимовским татарам, как отражение своих впечатлений от поездки в город Касимов. Планирую разместить на татаргазета.ру.

    Насчет белый или смуглый — весьма забавно. Мишаре (половцы) -исконно были и белые и смуглые, они и белые, они и черные, они рыжие -разные. Они и в донских степях Дешт-кипчака и белые, и смуглые -разные. Они и в Нижегородчине — разные: одни белые, гоолубоглазые , они и в Татарстане смуглые и голубоглазые одновременно, другие смуглые и черноглазые.

    Финно-угорцы — это Коми, это Карелия, это Новгородчина. А с 4 века вся Центральная и Южная Россия была унавожена тюркским народом хуннами. Так что если и были угро-финны к 4 веку, то они растворились среди тюрков. Тюрки поглотили малочисленных угров (если они вообще были в ЦР и ЮР).

  37. Damir Nabi

    В 17-18 веках ойраты (джунгары) в результате серии войн с Китаем(Манчжурской империей Цин,Российской империей и государствами Средней Азии раздвинули пределы исконной территории т.е. Джунгарии и образовали три государственных образования — Джунгарское ханство в Ценральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, Юге России и Северном Кавказе и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.Вместе они составляли одно государство. В территорию контролируемую указанным государством входили Центральная и Средняя Азия, Тибет,Северный Китай, Монголия, Поволжье, Юг России, Северный Кавказ,Южная Сибирь, Алтай.

    В 1755-1759 г.г. в результате внутренних междуусобиц вызванных распрями правящей элиты Джунгарии, один из представителей которой призвал на помощь войска Манчжурской династии Цин, указанное государство пало.При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжурскими армиями насчитывавшими 1 миллион человек, и истреблено 90 процентов тогдашнего населения Джунгарии, в основном женщин, стариков, детей(геноцид).
    ….
    Большая часть современных исследователей соглашается с Бакуниным в том, что калмыки получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги до Оби в XVI веке)
    …..
    В конце XVI — начале XVII веков проживающие в Джунгарии и соседних регионах племена западных монголов (ойратов) разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор, другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья — переместилась в пределы Русского царства.Причины такого перемещения части калмыков (в большинстве торгутов) неизвестны.В первой трети XVII века начинаются тесные контакты и периодические конфликты калмыков с российским государством
    ….
    Царём Василием Шуйским в 1608 году было принято одно из первых посольств калмыцких (а именно дербетских) тайши, и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского, получило полное согласие. Торгутский хан Хо-Урлюк также отправлял в Москву послов с просьбой принять его с сыновьями и внуками «под царскую руку».

    Владения калмыцких племён на Нижней Волге и в Северном Прикаспии, основу которых первоначально составляли кочевья торгутского хана Хо-Урлюка, принято называть в историографии Калмыцким ханством. Ханы, а позднее наместники этого образования частью подчинили себе других кочевников этого региона (Больших Ногаев), а частью вытеснили их в Крым и на Кавказ (Малых Ногаев). Помимо войн с ногаями и русскими, экспансия калмыков выразилась в частых столкновениях с казахами, киргизами и Кабардой.

    После упразднения Калмыцкого ханства в 1771 году его территория была включена в Астраханскую губернию.
    ПОПОЛЬЗОВАЛИСЬ и в общую «топку»….
    ЭТО ГОД НАЧАЛА ГОНАЦИДА НОГАЕВ рускими (Суворов) и начала захвата Крымского ханства….
    ….
    Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру.

    В XVI—XVIII веках у российских ойратов наряду с индо-тибетским учением были распространены традиционные верования и представления, прежде всего — культ неба — Тенгрианство (Менк Кок Тэнгр — «Вечное Синее Небо»), а также культы гор, деревьев, воды, земли. Практиковались жертвоприношения огню и животным-тотемам. Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддийскую религиозную систему.

    А как сегодня ? Они тоже, одни из самых , лишенных всего, плененных народов….

  38. Абзый

    «малочисленные угры»))). эрзя, мокша,удмурты,мари — и еще полно. кто такие половцы? куманы? кипчаки? Хунгары — почему не финно-угры разве?
    » Тюрки поглотили» )))) когда нет перетока «туда-обратно» — поглотившая ручей лужа сама высыхает. вон «русские» — «поглотили» — и усыхают тоже.
    Хуннская теория — это хорошо)))). Но про тот же Дон — там как раз переселенцы из под Рязани (и там действительно достаточно много куманов — НО СРЕДИ ЗНАТИ). причем они переселились в момент когда усиливалось Московское княжество и одновременно ослабла Орда. А на их место через некоторое время заселились касимовцы как раз. Потом часть касимовцев также ушла туда. Короче, проблема в том, что все нынешние народы — оседлые. А кочевники оседали не просто так, а в обмен на военную помощь и им давали в кормление оседлых. Кто из кочевников ПРОСТО ОСЕДАЛ — долго не мог удержаться — так как ТЕРЯЛ ВОЕННОЕ РЕМЕСЛО.

  39. Абзый

    Вон венгры в Европе как осели? пришли и осели? нет. они завоевали Моравию и угнали с собой рабсилу.

  40. Абзый

    Хунны ассимилировали финно-угров только в случае чувашей)))) В случае татар — финно-угров колонизировали тюрки после 1317. посмотрите — на северо-запад от москвы — финно-угры, на восток — финно-угры. у татар — тоже самое. Южная граница этих районов — дикое поле — население было вытеснено и большей частью сбежало на юг и в среднюю азию. кто не сбежал и не осел — были уничтожены (черкесы в том числе).

  41. Халида

    Дамир Наби, ОТНЫНЕ ТВОЯ ПОСТОЯННАЯ КРИТИКА — ЭТО ГНУСНОСТЬ, А ЦЕЛЬ КАК ВСЕГДА У ТЕБЯ — ГРЯЗЬ ИЗ-ПОДНОГТЕЙ ВЫИСКАТЬ.

  42. Халида

    Дамир Наби: «Что большевики, что цари и их чиновники, что сегодня Путин и его чиновничая власть —- это все конкистадорско-колониально-бандитская шайка» .

    Это твоя гнусная грязь на светлый лик властей. Это твое постоянное желание выискать грязь из-под ногтей.

  43. Абзый

    «Это твоя гнусная грязь на светлый лик властей» — в принципе они действуют так, потому что есть такая возможность и они не чувствуют с татарами цивилизационной общности никакой. Татары же ощущают эту систему весьма благодушно и естественного отторжения у них она не вызывает. Необходима такая пропаганда, которая будет вызывать отторжение на уровне рефлекса И К МОСКОВСКОЙ ВЛАСТИ — как к СИСТЕМЕ ОЧЕНЬ НИЗКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ. До этого татарам удалось совершить это в отношении ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН. Два три запоминающихся элемента воспитания — и стать русским стало невозможным даже бывшим ранее православными или русскими.

  44. Damir Nabi

    Халида
    Что папугаем стала ? повторяешь мои слова адресованное тебе ! )) Ты неадекватная, то критикуешь ислам, то наоборот хвалишь, говоришь про «плохишах евреях», которые к татарам никакого отношения не имеют… То ругаешь Д.Исхакова, Ф.Байрамова и других кто как то что то делают ради татар… Одним словом «троллишь». Запомни , ты никогда не станешь авторитетом у татар ! Покайся ! пока не совсем уж поздно, стань татаром ! Эгоизмом и паразитизмом имя не заработаешь !

  45. Халида

    Я вижу в тебе лишь очередного татарина из котла в нашем аду, который за ноги меня тащит обратно в горящий котел.

    Во-первых, я не собираюсь у тебя становиться авторитетом. И вообще никогда не было такой цели. А как у тебя с энной проблемой, озабочен???

    Во-вторых. Вот когда ты откроешь вне Татарстана (не на татарских землях) в 4 школах татарские классы с преподаванием татарского языка, татарского пения, татарского танца, 2 музеев с полноценными многочисленными экспонатами (конечно, в открытии школ, нахождении преподавателей мне принадлежала лишь руководящая роль, а все остальное в школе делали практические, великие труженики -татары-учителя), когда ты решишь вопрос открытия татарского детского сада. Когда ты откроешь в Школе искусств города две ставки для преподавания татарского и башкирского исполнительского искусства. Когда ты во Дворце нефтников откроешь ставку для руководителя татарского ансамбля . Когда ты через переговоры с властями решишь вопрос открытия ставки для руководителя татарского народного театра. Когда ты будешь организовывать отправку татарских учителей, руководителей татарских коллективов на разные стажировки в Казань, Уфу. Когда ты откроешь с привозом на своем горбу и с поиском спонсоров для закупки книг в 3000 экземпляров татарско-башкирскую библиотеку. Когда ты привезешь для нескольких школ на своем горбу учебную татарскую литературу. Когда ты проведешь несколько татарских детских фестивалей песенного и исполнительского творчества. И это все исключительно не на самодеятельном уровне, а с решением вопросов включения в бюджетное финансирование.

    Это лишь часть того, чему я отдала свои годы с 1987 года по 2002 год. В городе Нижневартовске Ханты- Мансийского автономного округа. Мне хватает благодарности от моего народа и без тебя. Просили материал от меня к 40 летию города. К сожалению, на себя у меня времени нет. В Москве, где я сейчас проживаю, на концертах подходят молодые люди и спрашивают: «А Вы не из Нижневартовска, Вы не были руководителем татарского общества «Ватан» и татарской автономии?

    С 2005 года своими статьями и материалами я все свои силы отдаю на дело служения татарскому народу и Исламу.

    Я тебя, придурок, не оскорбляла, не унижала, но ты начал войну. Может ты скрываешься за ником свое настоящее имя и ты один из тех, чьи взгляды я подвергала критике? Так открой свое личико, чтобы я знала с кем веду, не могу сказать диалог.

    Меня удивляет реакция Байрамовой и тебя на мою конструктивную и зачастую доброжелательную критику. Критикуете власть. Стоит затеть вас — истерия и оскорбления в личный адрес.

    Зазвездись из грязи в князи. Боюсь, за словами «покайся» скрывается кто-то из «исламских» служителей. Я действительно критикую ваши взгляды и буду продолжать свое дело. Неприкасаемым» — место у параши. Видимо, ты из «неприкасаемых». Тогда прошу прощения, убогий.

  46. Халида

    Кстати, у «мсульманки» Фаузии Байрамовой — невоспитанная, хамка дочь. На форуме в ГолосИслама.ру я увидела, что все банят какую-то Зульфию Кадыр: она почем свет стоит чуть ли не на три буквы поносила наших братьев-тюрков, Турцию, Гюлена, Саида Нурси и причем все беспочвенно, голословно. Я вначале наблюдала за всей историей комментариев, но когда один из авторов дал инфо, что это дочь Байрамовой, я не могла вначале поверить. Хотелось надеяться, что это неправда, что дочь умнее своей матроны.

    Затем стало понятно, мы обменялись «любезностями»: С моей стороны было сказано, что яблоко от яблони далеко не падает». В ответ была чудесная любезность: «пошла ты, старая корова, дура». Мне до сих пор вспоминать смешно. Это так по-детски, забавная реакция.

  47. Руслан

    Так ведь конечно, мусульмане они такие. БЕсит когда татар обзывают мусульманами.

  48. mamap

    просто татары не мусульмане считают что они татары, а на самом деле они манкруты тк татары сохранились только из-за того что приняли/стали булгар/мусульманами в конечный состав … вообще правильнее использовать муслим

    если вы вникните в такназываемый маркетинг/идеологию гос.языки то поймёте что происходило всё время на территориях

    вообще идеалогический копипастинг ни к чему хорошему не приводит и все только больше путаются/верят в это(м)

  49. Халида

    Руслан, может стоит тебе изгнать из себя беса (:? Я, например, считаю себя наследницей исламских культурных традиций, считаю себя тоже мусульманкой (не только в душе, но стараюсь придерждиваться канонов и заповелей Ислама). Другой вопрос, что мы все грешны и к тому же все вольны оценивать поведение того или иного человека.

    И потом, Руслан. Моя критика вовсе не говорит о неуважении к деятельности Байрамовой. Просто не приведи Господь никому 20 лет с лишним испытывать преследования за свою оппозиционную деятельность, да еще не сломись окончательно, попробуй. У любого может крыша поехать даже при отсутствии психических отклонений, а если они были изначально… Совсем трудно. Ведь за Байрамовой как за Достоевским нет мощной государственной поддержки, что случилось с писателем во второй половине жизни. А Байрамовой бы надо отдать при жизни все почести, а не после ухода в Лето, как у нас, татар чаще всего бывает.

  50. Крошка Кэти

    Вот Халида — умница ! А вы мальчики всё просто балаболы с манией величия! ИЗВИНИТЕ!

  51. Damir Nabi

    Есть несколько изъянов у татар, от которых должны во что бы то не стало, обязаны избавляться. 1.Паразитизм – присущая главном образом должностным лицам.
    2.Эгоизм – без которого не было паразитизма.
    3.Зависть одних к другим, мстительность, за якобы некие «обиды»
    4.Пессимизм и отсюда страх за свою шкуру. «День да мой» — их «философия». У таких нет планов на будущее.
    5.Стереотипы мышления, один из них, вложенное в сознание учебниками по истории «мы без русов передеремся»
    другое : боязнь прослыть «националистом», в глазах урусов, якобы «старшего брата». Это проявляется во всем : если я женюсь или выйду замуж за татарку,
    если при русах или даже одного из них заговорить на татарском
    и даже при рядом стоящих или находящихся недалеко урусах, если поговорю с собственными детьми на татарском… мол «что подумают урысы обо мне, не дай боже(не аллах) националистом !»
    Всему этому немало способствовал Сталинизм.
    Кайчан шулардан арынсак-тазалансак, без көчле милләт булырбыз !

  52. Инкогнито

    Помнить надо прошлое, но надо смотреть вперед.