Җыен, или Особенности национальной политики

Фото с сайта www.islamnews.ru

Луиза Шамсутдинова

Каждое лето в 20 км от Тобольска проходит Искер җыены. Мероприятие это очень похоже на татарстанский Изге Болгар җыены. Татары Тюменской области съезжаются на территорию бывшей столицы Сибирского ханства, чтобы почтить память своих предков, помолиться за них, вспомнить свою историю. В этом году җыен должен состояться в юбилейный пятый раз. От того, на каком уровне он пройдет, зависит многое: местные власти либо начнут считаться с мнением татар, либо же на татарских интересах можно будет ставить жирную точку. Или крест. Кому как нравится.

О том, как на глазах разрушается остров, где некогда стояла татарская столица, о борьбе нескольких татарских сел за улицу имени Хана Кучума и о вещих снах корреспонденту “еТатар” рассказала председатель Совета Региональной татарской общественной организации “Наследие” по Тюменской области   Луиза Шамсутдинова.

ВЕЩИЙ СОН, ИЛИ “ПЕТУХ-ТО НЕ НАСТОЯЩИЙ!”

Она родилась в кедровом лесу неподалеку от деревни Күбәк, что в Вагайском районе Тюменской области. Половину населения района составляют татары. Детство прошло в деревне, затем учеба в Тюменской сельскохозяйственной академии, работа экономистом, второе высшее образование – на сей раз юридическое… В общем, жизнь шла своим чередом: на рубеже тысячелетий ситуация в стране была тяжелой, и Луиза ханым ушла в бизнес.

— В 2000 году мы решили возвести дом в родной деревне. О татарских общественных делах я и не помышляла. Какое там! Семью нужно было кормить! В тот год раздавали участки для возведения домов на новой деревенской улице. И мне приснился сон. Будто стоят на моем участке хан Кучум и Ермак, и слышу я их разговор. Ермак говорит Кучуму: забыли твои предки тебя. А Кучум, смотря в мою сторону, отвечает ему: да нет, вот эта ханым не даст забыть. Утром, проснувшись, я поехала выбирать участок для дома, и что я вижу? Как раз распределяли тот самый клочок земли, который я видела во сне. Я тут же выхватила мерку и оформила свою территорию.

Начали поднимать дом. Возвели забор. Встал вопрос о названии улицы.

— Сыну тогда было 9 лет. Помню, он спросил меня: как мы назовем улицу? Ведь улица-то новая. А тот сон мне всё покоя не давал. Мы взяли дощечку и написали на ней “Улица Хана Кучума”, — вспоминает Луиза Шамсутдинова.

И тут началось. Один за другим приезжали сначала глава сельского поселения, затем сам глава района, требовали убрать табличку. Но Луиза ханым стояла на своем.

Фото с сайта www.suvenirograd.ru

Хан Кучум с женой Сүзге. Акварель М.С.Знаменского

—    А потом приехали представители казачества. Высадились на своих автобусах у нас в деревне и начали диктовать свои условия: мол, мы должны назвать эту улицу именем Ермака. Исторически так сложилось, что именно напротив этой новообразованной улицы – в 300 метрах – протекает Иртыш, а в середине Иртыша находится остров, на котором состоялась последняя битва Ермака с ханом Кучумом. Там Ермак и был убит.

Были и альтернативные названия: улица Придорожная, продолжение улицы Центральной… Но жители татарского села Күбәк не отступали.

— 4 раза мы собирали сход граждан! Все до единого голосовали именно за улицу Хана Кучума. 7 лет ушло на то, чтобы согласовать название с местными властями. Нам удалось это сделать лишь в 2007 году накануне парламентских выборов.

С этого инцидента и началась новая веха в жизни Луизы Шамсутдиновой.

— Я когда росла, и знать не знала, что на свете есть кто-то еще кроме татар. Помню, в 4 года дедушка повез меня в Тобольск на спектакль “Золотой гребешок”. Я, естественно, ничего не поняла, т.к. спектакль шел на русском языке, но одно усвоила совершенно точно: нам показывали какую-то сюрреальную жизнь. Я на весь зал кричала, что петух не настоящий, потому что знала, как выглядит деревенская птица. Ну, я взяла да и вырвала хвост у бедной куклы. А уже учась в техникуме, я впервые столкнулась с замечанием “Говорите по-русски!”. Всегда спорила со своими преподавателями, объясняя им, что я имею полное право изъясняться на родном языке. И всегда получала выговоры.

ИСКЕР — ТАТАРСКАЯ СТОЛИЦА

Искер – столица Сибирского ханства – сегодня представляет собой остров посередине Иртыша, возвышающийся на 80 метров: в длину – 100 метров, в ширину – 1,5 метра. Он находится в 20 км от Тобольска. Искер включен в список памятников федерального значения и должен охраняться государством. На деле же каждый год воды Иртыша смывают драгоценные пласты истории. Памятник не включен ни в одну целевую программу реконструкции и развития.

В 2004 году в Тобольск приезжал Владимир Путин. Город был официально признан  туристическим центром российского масштаба. Был образован Абалакский заповедник.

— Рядом с Искером находится село Абалак. Название деревни произошло от татарского слова “ябалак”, что означает “филин” или “сова”. Здесь когда-то жил князь, собиравший ясак и очень метко стрелявший. Вот его и прозвали – Ябалак. Затем сюда пришли русские войска Ивана Грозного, возвели монастырь. И ныне этот монастырь считается памятником регионального значения. Так вот сегодня памятник федерального значения Искер входит в Абалакский заповедник, название которому дал памятник регионального значения!

Всю жизнь Луиза ханым ездила из своего родного села Күбәк в город Тобольск и обратно и не знала, что проезжает мимо древней татарской столицы.

— Но народная тропа всё равно никогда не зарастала. Духовные лица постоянно приезжали туда помолиться за предков. И в разгар битвы за улицу Хана Кучума, когда казачество недалеко от нашего села возвело крест, в 2004 году мы впервые провели АШ в память о наших предках. А в 2005 году организовали первую конференцию “Историческая судьба Искера: проблемы, современность, история”. Я тогда осознала одну простую истину: в народной памяти история Сибирского ханства сохранилась в виде легенд о ханбике Сүзге, о битве хана Кучума с Ермаком, но конкретное местоположение города мало кто знал. Нужно было, что называется, популяризировать это место. И в 2008 году мы впервые провели Искер Җыены.

Фото с сайта www.tobolsk-expedition.ru

Вид на городище Искер со стороны реки Иртыш

Первый җыен собрал 100 человек. На второй год количество приехавших составило 500. В 2010 году в мероприятии приняло участие 5 тысяч человек. А в прошлом году шел проливной дождь, но 2 тысячи татар почтили память своих предков.

— Я до слез была растрогана. Они никуда не уехали, некоторые сидели в своих машинах, но основная масса осталась там под проливным дождем, — рассказывает Луиза Шамсутдинова.

В этом году Искер Җыены состоится 9 июня. Инициатива организации “Наследие” не дала покоя местным властям, и спустя 2 года после проведения первого җыена близ Тобольска было организовано так называемое “Абалакское поле”.

— Это мероприятие было проведено в тот же день, что и наш җыен. По мнению русских историков, именно битва на Чувашском мысу в 20 км от Искера решила судьбу Сибирского ханства. Организаторы до того разыгрались, что уже собирались было показывать, как русские войска били татар. Мы выступили решительно против, и они вынуждены были перенести место действа к Абалакскому монастырю, где ныне ежегодно устраиваются средневековые бои, которые с лихвой финансируются и из городского, и из областного бюджетов, тогда как на все мероприятия, которые “Наследие” организует в течение всего года, комитет по делам национальностей Тюменской области выделяет 60 тысяч рублей.

Искер Җыены состоит из двух частей: театрализованного представления и намаза. Гости праздника имеют уникальную возможность совершить путешествие в прошлое – в XVI век. Костюмированное шоу с лошадьми никого не оставляет равнодушным. Затем проходит коллективный намаз, читается дуа за наших предков. Понятно, что 60 тысяч рублей, выделяемые областью, покрывают мизерную часть расходов.

— Вы знаете, каждый год татары удивляют меня. То кто-то поможет с лошадьми. Кто-то даст свои личные 20-30 тысяч. Как-то раз приехали гости из Казани, а кормить нечем! Тут меня подозвал мулла села Боровое. “Кызым, говорит, чем кормить будешь?”. Я честно сказала, что просто не знаю, что делать. Он протянул мне деньги: “Это садака. Наши бабушки несли кто 200 рублей, кто 300 – для нужд мечети. Держи”. На эти 5600 рублей я смогла накормить всех гостей. Полагаюсь только на Всевышнего Аллаха.

Организаторы җыена обращались в самые разные инстанции. Письма были написаны всем: от губернатора Тюменской области до татарстанских министерств. Но ни финансирования Искер җыены, ни включения Искера в целевые программы развития Тюменского региона добиться так и не удалось.

За 7 лет, что проводится научная конференция, посвященная Искеру, и за 5 лет Искер җыены местное татарское население узнало много нового о своей истории. “Сегодня почти каждый татарин знает, где находится Искер”, — говорит Луиза Шамсутдинова. По итогам конференции была издана книга “Искер — столица Сибирского ханства” под редакцией З.А.Тычинских. А в 2005 году в область приезжала Фаузия Байрамова, которая вместе с Луизой Шамсутдиновой ездила по татарским деревням, проводила опросы, собирала материал, который вылился в труд под названием “Күчем хан”. К сожалению, из-за отсутствия финансирования эту книгу до сих пор не удалось перевести с татарского на русский. Буквально недавно в селе Карагай были найдены средневековые татарские рукописи. Казанский ученый Фарит Яхин расшифровал их: оказалось, это список шейхов, похороненных на сибирской земле.

ТАТАРСКИЙ ТОБОЛЬСК – ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ

Сегодня в городе Тобольск проживает 110 тысяч человек. По официальным данным, татары составляют 25% от населения города. По неофициальным данным их количество достигает 40%. Несмотря на это Русская православная церковь признает Тобольск одним из трех православных центров России наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Фото с сайта www.otel-e.com

Тобольск

Несколько лет назад в Тюмени разгорелись страсти по поводу установки памятника Ермаку. Татарское население тогда выступило единым фронтом против этой инициативы, и памятник решили не ставить. В Тобольске же споры вокруг увековечивания личности Ермака на одной из городских площадей не утихают до сих пор.

— В городе разработана и принята областная программа “Создание туристического центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия г.Тобольска”. Объем финансирования этой программы в 2005-2007 годах составил 7121,3 млн. руб. Так вот первоочередной задачей в этой программе прописана установка памятника Ермаку. Когда мы об этом узнали, добились того, что проект поселка ханбике Сүзге также был включен в эту программу. Дело в том, что на территории современного Тобольска когда-то находилась Сузгун-гора. Это был городок ханбике Сүзге – жены хана Кучума. Этот курган просуществовал до 1960-х годов, когда по нему были проложены железнодорожные пути. Когда нам сказали, что в городе планируется установка памятника Ермаку, мы высказали свою позицию: сначала должен быть поставлен памятник Сүзге, а потом уже видно будет. Но самое интересное, что в Тобольске сейчас только и говорят о том, что памятник Ермаку уже готов и что он уже доставлен в город. Якобы его планируют разместить на бывшей Базарной площади. Татары, между тем, выступают не только против самого памятника, но против надписи, которую планируется сделать на монументе: “Покорителю Сибири”. Потому что сибирские татары покоренным народом себя не считают.

СТАТУС КОРЕННОГО НАРОДА НУЖЕН, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ

Говоря о татарах Сибири, естественно, вопрос о самоопределении сибирских татар нельзя было не задать. Луиза Шамсутдинова очень логично обосновала свою позицию.

— Если вы побываете в сибирскотатарских деревнях, сразу поймете, почему нам это нужно. Наш народ вел традиционный образ жизни: рыбачил, охотился, собирал клюкву. Всё было прекрасно. Но Советский Союз развалился, колхозы обанкротились, а среду обитания у них просто отобрали: рыбачить в своих озерах они не могут, охотиться в лесах тоже не могут, потому что статуса коренного народа у них нет. Летом в татарские села Заболотья вообще не проехать – можно только самолетом долететь. Люди сидят без пенсии, без трудовых книжек. Они вынуждены выживать. Сегодня у них нет никаких прав.

Работа по обоснованию статуса коренного народа была начата еще 20 лет назад на волне татарского национального движения. Булат Сулейманов, Анас Гаитов тогда активно вели работу в этом направлении.

— Все согласования уже были достигнуты. Булат Сулейманов должен был лететь в Москву. Но не улетел. Спустя месяц его нашли мертвым в собственной квартире…

Во время Всероссийской переписи населения 2002 года сибирскими татарами записалось 8900 человек. Детальные результаты переписи 2010 года до сих пор не известны.

— Недавно в Малом зале Правительства Тюменской области собирали Координационный совет общественных объединений Тюменской области. Когда я подняла вопрос о сохранении городища Искер, один из чиновников областного правительства совершенно открыто заявил, что мы — вайнахи и танцуем лезгинку – мол, какое отношение мы имеем к этому наследию, добавив затем: сначала докажите, что вы – коренные жители Сибири.

Пятый юбилейный фестиваль историко-культурного наследия сибирских татар Искер җыены состоится 9 июня. Луиза Шамсутдинова не скрывает, что от того, как пройдет это мероприятие, зависит многое.

— Если мы сможем провести его с размахом, местные власти поймут, что игнорировать татарские интересы никак нельзя. Я приглашаю всех к нам на җыен: сибирское гостеприимство и просторы непременно понравятся всем!

6 комментариев

  1. Рафис Кашапов

    В столице Татарстана Казани уже семь станций метро, и ни одного татарского исторического названия!

    Президенту Республики Татарстан   
      Минниханову Р.Н.   
      Открытое письмо

       В 2010 году в Сети проводилось голосование, как назвать станцию метро у энергетического университета. Победил очень спорный вариант  «Козья слобода». Этого  и следовало ожидать, этот важный для города и республики вопрос решали меньше тысячи человек, выбирая из нескольких сомнительных названий. Надо было провести публичные слушания, пригласить туда ученых-историков, СМИ, выслушать мнения граждан и общественых организаций.  Всетатарский общественный центр обращался в комиссию по топонимике Городской Думы и руководителю
     Казметроэлектотранса с предложением назвать станцию «Сэембикэ» в честь последней татарской ханбикэ(царицы), а также соответствующим образом оформить интерьеры станции, но это предложение даже и не обсуждалось. Стыдно и больно, господа «как бы татары» из мэрии и комиссии по топонимике! В столице Татарстана Казани уже семь станций метро, и ни одного татарского исторического названия!
            Сейчас идет обсуждение, как назвать три новых станции метро. Не следует принимать скоропалительных решений, необходимо провести публичные слушания, выслушать ученых и общественые организации. Всетатарский общественный центр предлагает назвать новые станции в честь великих исторических деятелей татарского народа.
       Станция у Московского рынка  — « Станция Сэембикэ»( татарская ханбикэ(царица)
       Станция на Воровского – « Станция Улуг Мохаммед»( Основатель Казанского ханства)
        Станция в Соцгороде —  « Станция Бахтияр Канкаев» ( татарский народный герой, сподвижник Е. Пугачева. Там располагался лагерь войска Пугачева перед штурмом Казани).
             Уважаемый президент, просим Вас лично заняться этим важнейшим вопросом, так как чиновники мэрии традиционно не обращают внимания на мнение общественных организаций. Господам «как бы татарам» из мэрии и комиссии по топонимике пора уже проснуться и вспомнить, что мы великий народ с великой историей!
                                                                       
      Президиум  Всетатарского общественного  центра.
             10. 05.2012 г. http://tatar-centr.blogspot.com/2012/05/blog-post_8542.html

  2. Damir Nabi

    Булата Сулейманова убили, во первых, это показатель того, что татары шли «по правильной дороге» и кому то(и многим)стало страшновато… Во вторых это не должно нас останавливать, а наоборот, быть более активнее и организованно-сплоченнее . Нужно осознать, что мы живем в своей стране, где все наше захвачено инквилинами… На войне как на войне… Противник , то есть конкистадоры, потомки-последователи Ермака, конкурента Писарро-Кортеса, будут делать всевозможное зло, чтоб не дать кореннным народам, то что они незаконно, военным путем, и всякими другими доступными им средствами захватили в свое время и продолжають удерживать, и будут придерживать до последнего, пока мы будем им позволять. А мы им очень даже позволяем… : вмешиваем их в наши семьи, и удивляемся, почему нас меньше становится… «дружелюбно» позволяем написать и утверждать учебники для наших татарских, (и другим коренным)детей… И подумайте сами, возможно ли такое, например в во Франции чтоб французам учебники писали негры или арабы, или в Израиле евреям писали арабы ? Нонсенс… Но для татар это пример толерантизма….когда над нашим будушим поколением проводят всевозможные учебно-психологические эксперименты, в течении десяти и более лет и мы ощушая все эти «достижения» взираем как зоббированные кролики перед удавом, и ничего не можем делать… Мы парализованные…

  3. Абзый

    звание конкистадоров еще заслужить надо. если бы они были конкистадорами, они бы сумели пользоваться захваченным. А так ни себе, ни людям. Причем их существование как самодостаточной общности — это угроза всему человечеству, ибо ни во что не вписываются, ни в одну систему, ничего придумать даже для себя не способны, а ядерное оружие и сопутствующее самомнение имеют. То есть когда у них подойдут ресурсы к концу или возникнет опасность какая либо — применят превентивно и внезапно свои арсеналы. просто чтобы никому не дать никаких шансов, раз у них у самих нет перспективы. Впереди только апокалипсис. Европейская цивилизация в 18 веке пошла на тесный контакт с Петром, включила Московию как подчиненного игрока — фактически Петр, будучи полностью включен  европейские дела и подрубил татар под основание. Ну-ну, теперь настал черед всего мира (и Европы в первую очередь) получить расплату за добро от потомков облагодетельстванного  Европой монарха))))) Причем пока существует хоть один кусочек московии с доступом к ОМП — шансов на выживание у человечества — 0.00000000%))))) Так что татары парализованные, а весь мир — приговоренный с отсрочкой пока московитам не вздумается приговор исполнить.

  4. mamap

    мутная статья как и покорители сибири

  5. рафаэль

    урысларда бер макаль бар (там хорошо где нас нет )бик дрес .15 20 ел бурун исрек адамлар урамда бик куп иде.хазер алар куренми .нигя шулай булды дисягез.Ссср таркалгач урыслар кире кайта башлады расяйга.инде аз калды.мин узем Алматыда яшим

  6. Казаннан

    Казан татарларына Себер татарларыннан булса да үрнәк алырга кирәк.
    Мең кеше дә җыела алмыйбыз бит.