В поисках своего прошлого

Пожалуй, каждый человек в своей жизни хоть раз задавался вопросом, откуда он и куда идет. И если будущее нам не подвластно, то вот заглянуть в свое прошлое мы вполне можем. Речь здесь не о глобальных исторических событиях, а о нашей собственной семейной истории, о нашей родословной – мы ведь так мало о ней знаем. В поисках своих корней мы обратились к молодому ученому Шафикову Ильдару, открывшему центр генеалогических исследований «Origin».Одна из первых ревизских сказок

Ильдар Шафиков

— Ильдар Фаритович, как давно Вы занимаетесь генеалогическими исследованиями?
— Все началось еще, когда я учился в университете, в 2005-2006 годах. На первом курсе у нас были лекции по геральдике и генеалогии, и уже тогда мне захотелось составить свою родословную. Можно сказать, что причиной данного начинания послужило обычное любопытство. Мне удалось отследить свою генеалогию до 10 колена, в конце 17 века жил мой самый древний из известных пока мне предков Мухаммед Загит. Когда я поделился своими результатами с друзьями и знакомыми, многие из них загорелись желанием составить свое родословное древо. Так у меня появились первые заказы.

Одна из первых ревизских сказок

Одна из первых ревизских сказок

— То есть, получается, каждый может пойти – и так просто узнать свое происхождение?
— Увы, не так просто. Это очень кропотливая работа. Она требует много терпения и много времени. Так как порой для поиска всего одного документа приходится пересмотреть целую кучу бумаг. К тому же для записей в дореволюционных метрических книгах использовалась арабская графика, и прочесть, например, записи 19 века без специальной подго¬товки очень сложно, а ревизские сказки 18 века написаны специфической скорописью, разобрать которую подчас сложно и специалисту.

— А с чего вообще начинается исследование?
— Отправной точкой является имя, место и дата рождения человека, чье происхождение мы хотим установить. Это необходимый минимум. При этом самым важным критерием является место рождения, так как имена и даты в силу объективных причин могли меняться. Так, например, в Советское время имена, имеющие религиозный смысл, либо сокращали, либо меняли, и таким образом потомки Габдельвали становились Валеевыми, а потомки Мухаммедсафы — Сафиными.

Практика изменения имен существовала не только в Советское время, но и раньше, в 19 веке, например, из-за указа ДУМ тюркские имена иногда менялись на арабско-мусульманские. Отдельные трудности возникают при работе с метрическими данными «отпавших» кряшен (т.е. вернувшихся в Ислам), так как бывает тяжело сопоставить их христианские и мусульманские имена, которые они тайно, а иногда и явно, продолжали носить. Также встречается и такое, что люди умышленно искажали сведения о себе. Порой просто не находится нужный документ и приходится продолжать поиски другими путями.

— Как долго обычно длится исследование?
— Как правило, процесс занимает три-четыре недели, все зависит от сложности заказа. Иногда возникает необходимость поехать в другой город, например. Так, мы уже побывали в Оренбурге и Уфе. В конце заказчик получает отчет с двумя схемами родословной и пакет документов, подтверждающих подлинность всего исследования. По желанию заказчика мы можем красиво оформить уже готовое родословное древо.

— А каков средний возраст людей, обращающихся к Вам за помощью?
— Многим кажется, что к нам в основном обращаются пожилые люди, однако это не совсем так. Средний возраст наших заказчиков 20-40 лет. Ведь не всегда живы те люди, которые могут им что-то рассказать об истории их семьи. В лучшем случае они знают своих предков в четвертом колене. Однако не всегда личный интерес является мотивом для обращения к нам. Иногда люди приходят, чтобы сделать кому-то подарок. И, по-моему, подарить человеку его прошлое – это, по меньшей мере, оригинально, а на самом деле – бесценно.

Потомки каракалпаков поселенных в Уфимской губернии в 18 веке, деревня Алансу, крестьянская семья (ныне Нижнекамский район РТ, деревня Иштирякова),1906 год.

Потомки каракалпаков поселенных в Уфимской губернии в 18 веке, деревня Алансу, крестьянская семья (ныне Нижнекамский район РТ, деревня Иштирякова), 1906 год.

— В Вашей практике бывали интересные случаи?
— Конечно! Вот, например, совсем недавно к нам обратился человек из одной деревни, чтобы узнать свою родословную. А несколько ранее из этой же деревни с этой же целью к нам приходил другой человек. В итоге оказалось, что они потомки родных братьев, живших во второй половине 18 века. Для них это был большой сюрприз. Вообще история каждой семьи уникальна. Часто люди приходят надеждой на то, что их предками являлись знатные люди, дворяне, ханы и т.д. Но на деле чаще оказывается, что они из обычной крестьянской семьи. Они расстраиваются, а между тем нужно просто знать и принимать свое прошлое таким, какое оно есть. Ведь именно благодаря ему мы живем той жизнью, которая есть у нас сейчас. Без наших предков нас самих просто не было бы. На татарском есть такая фраза «Мәрхүмнәрнең каберен бел, исәннәрнең кадерен бел» (Помни о могилах умерших, цени тех, кто рядом – пер.авт.), и мне бы хотелось, чтобы люди как можно чаще руководствовались ею в жизни.

7 комментариев

  1. Чип

    В этом не так уж много смысла.

    Во первых: 10% родились «от соседа» — наглядный пример бешеный ублюдок Рафаэль.
    Во вторых: есть масса других, юолее важных вопросов, чем знать о своих диких поедках.
    В третьих: более разумно смотреть в будущее, а не в прошлое.

  2. Абу Салих

    ты просто жалок. ничего кроме презрения такие, как ты не вызывают.

  3. Чип

    Ненависть, презрение, гордыня — чувства дикарей, плебеев и бомжей.

    Вера, надежда и любовь — чувства христианские!

  4. Damir Nabi

    Без прошлого нет настоящего !
    Народ-нация не знающий свое прошлое, навоз для окружающих чужих народов, Татары в этом наглядный пример… 
    Только знание памяти своих предков и гордость их деяниями, становится тем самым инстинктом самосохранения и это залог выживания в настоящем мире, а религия слабый помощник, тем более чужой, если бы семитские религии(ислам-христианство) исключая иудескую,  были бы татарским изобретением, тогда она была кстати, но, увы.. Для любого народа нужна своя национальная идеология !

  5. Чип

    Татарскую национальную идею за один день не придумаешь.
    Евреи 40 лет были в пустыне и их национальная идея выдержала испытание временем.
    Христиане две тысячи лет смогли выдержать по причине безупречности исповедуемых ценностей.
    Татарские «ценности» — биляши, тюбетейки, эротическая любовь, социальное положение… — не очень сильно.

    Безупречнее, чем христианство — нет ничего. Я же не слепо стал верить, а только после логических умозаключений.

    Эмоциональные безумцы не способны мыслить ни о чем, кроме еды и секса, поэтому не видят своего ничтожества.

    Христианство способны трезво оценить и принять только зрелые и разумные люди.

  6. Ринат

    Чип, надо лечиться у психологов или духовных учителей, это совет тебе от всей души, искренне. Если Всевышний хочет наказать человека, то нарушает этому человеку рассудок. Восстанови рассудок, Чип. Первым шагом на пути к здоровью будет перестать писать ерунду в комментариях, а заняться спортом и своим здоровьем. Это искренний совет, заботься о своем здоровье вместо того, чтобы заниматься деструктивной деятельностью в интернете.

  7. Кунак

    По какому адресу обратится к исследователю, и восколько станет такая услуга?