«Расстоличивание» Москвы поможет развитию страны

Источник: visualrian.ru

Источник: visualrian.ru

Один из авторов портала Slon.ru Роман Вишневский предлагает лишить Москву ряда столичных функций во имя восстановления баланса между регионами России и стимулирования равномерного экономического и политического развития.

В своей заметке он пишет: «Если бы ресурсы в виде финансового и человеческого капитала, а также потоки платежей в бюджет начали растекаться по стране, это придало бы импульс к развитию других регионов. Москве это позволило бы решить множество городских проблем, порождаемых перенаселенностью и дороговизной. Но, как было сказано, концентрация федеральной власти в Москве служит тем якорем, который намертво привязывает к себе местоположение крупных компаний, а значит, и остальные рынки ресурсов и капитала».

Автор отмечает серьезные плюсы децентрализации:

«Во-первых, финансовые потоки будут распределены по нескольким центрам. Приход новых денег и новых кадров в регионы придаст мощный толчок их социально-экономическому развитию. В результате мы получим точки роста, примерно равномерно распределенные по территории страны. Каждая из этих точек роста станет центром притяжения ресурсов из окружающих регионов, а когда в точках роста будут достигнуты условия падающей предельной производительности, станет мощным донором ресурсов развития для своей периферии. Так мы быстрее в стратегической перспективе модернизируем всю страну.

Мы впервые получим опыт географической мобильности людей не по модели «провинция-Москва», а по модели равного распределения ресурсов между семью основными центрами. После такого масштабного перемещения квалифицированных специалистов, переезд на работу в другой город, как это практикуется в США и в Европе, станет нормальной практикой, а не чем-то из ряда вон выходящим.

Существенно улучшится транспортная связность страны. Поскольку теперь интересы государства и большого бизнеса потребуют достаточно частого перемещения между регионами-точками роста, то возрастет как заинтересованность федеральных структур, так и бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры. Это укрепит экономическую и политическую целостность страны.

Будет дан толчок развитию инфраструктуры в каждом из семи центров. Приехавшие из Москвы потребители, уже привыкшие к близкому к европейскому уровню инфраструктуры, создадут качественно новый спрос, который можно будет удовлетворить за счет перемещения в эти регионы финансовых ресурсов.

У окружающих точку роста регионов появится социальная модель, которой можно подражать, расположенная не в нескольких тысячах километров, а в непосредственной близости.

Значительно снизятся издержки перемещения амбициозных людей из провинции. Теперь не нужно будет ехать в Москву, можно будет приехать в ближайший центр роста.

Снизятся издержки ведения бизнеса, в первую очередь за счет того, что в семь раз возрастут возможности для строительства и развития инфраструктуры. Квалифицированному персоналу не нужна будет очень большая зарплата для компенсации своих издержек на съем или покупку жилья. Издержки бизнеса, состоящие в значительной степени из расходов на персонал и на аренду или покупку недвижимости, в целом снизятся.

Значительно вырастет рынок недвижимости, и возрастет обеспеченность среднего класса жильем, так как в новых центрах развития будут более низкие цены.

Снизится напряженность проблемы сепаратизма, поскольку теперь ведущие регионы будут считать себя не пасынками Москвы, а равноправными центрами федеральной власти. Укрепится общенациональная идентичность. Особенно важно это для национальных республик, например, Татарстана, где размещение органов федеральной власти может стать сильным способом противодействия регионализму и этническому сепаратизму.

В стратегической перспективе возрастет национальная безопасность. Со временем мы все больше и больше вынуждены будем считаться с угрозой ядерного терроризма. Сейчас один взрыв ядерной бомбы в пределах Садового кольца сразу ликвидирует всю политическую, военную и бизнес-элиту России, оставив страну фактически беспомощной. В случае же диверсификации органов власти взрыв в одном из центров не приведет к полному параличу страны. А совершить скоординированный ядерный теракт сразу в семи-восьми точках практически нереально.

Еще одним важным фактором будет являться некоторое затруднение коррупции. Большинство деловых вопросов можно решать не в формате физического присутствия, а используя современные электронные средства коммуникации: электронную почту, видеоконференции. Но решать коррупционные вопросы с помощью электронных средств связи опасно. Лучше делать это в приватной обстановке. Разнесение федеральных органов затруднит сращивание бизнеса и государства в этом вопросе. Однако, скорее всего, коррупционеры найдут лазейки для решения своих проблем».

Казань, говорится в статье, перспективна в качестве одного из региональных центров «с точки зрения укрепления федерализма».

Добавим, что известным пропагандистом схожей политики является также известный обществовед и политический деятель Юрий Крупнов. Среди его кандидатур на должность столичных территорий России есть, в частности, Красноярск и Амурская область.