Nach dem Minarett Verbot – offene Gesellschaft und Islam: После запрета минаретов – свободное общество и Ислам

Мусульмане в Швейцарии – горячая тема в последнее время. В особенности сильно спровоцировала общественный резонанс, интерес и внимание к мусульманам всем известная инициатива правой швейцарской партии запретить строительство минаретов в Швейцарии; инициатива, поддержанная большинством населения этой маленькой и в целом миролюбивой страны. Страны в общем-то всегда считавшейся «нейтральной», которая однако в этом вопросе совершенно неожиданно для всех отказалась от своей нейтральности в пользу все-европейской фобии по отношению к мусульманам.

Однако это не значит, что запретили и забыли. Все это всколыхнуло швейцарское общество. Так, что многим швейцарцам (в том числе студентам университета, с которым я говорила) стыдно за самих себя… И в тоже время с разных сторон появились многочисленные инициативы по просвещению европейцев относительно Ислама и мусульман (кстати, просвещение европейцев относительно Ислама и мусульман было бы хорошим применением деньгам Саудовской Аравии и Арабских Эмират). В том числе и я была приглашена на несколько таких «просветительских» мероприятий – один раз в гимназии, и другой раз в университете, где  рассказывала об Исламе в России.

Страсти не затихают, и на прошлой неделе в Цюрихском университете прошла большая дискуссия с несколькими приглашенными гостями из европейских стран на тему «После запрета минаретов – открытое общество и Ислам». Конечно обсуждался не только сам запрет на строительство минаретов, но и в целом положение мусульман в Европе и отношение к ним принимающего общества. Тут же зашла речь и о т.н. «бурках», и о платках, и других проблемах, связанных с жизнью мусульман в Европе.

Безусловно тема Ислама в Европе связана с проблемами миграции и интеграции приезжего населения, в основном выходцев из Турции, стран Магриба, и в некоторой степени бывшей Югославии (Босния). Вследствии того, что большинство мигрантов или людей с миграционным прошлым, как принято выражаться, (т.е. формально европейских граждан, но чьи родители мигрировали) в Европе имеют не высокий уровень образования, это порождает множество проблем с их интеграцией, как считают европейские интеллектуалы. И соответственно, принимающее общество – т.е. обычные европейцы, именно по ним судят о том, что такое Ислам (ну и по телевизионным репортажам о пакистанцах/афганцах и т.д., сжигающих страны европейских стран).

В связи с этим мне понравилось замечание одного из участников дискуссии о том, что интеграция – это двухсторонний процесс, т.е. не только приезжающие должны интегрироваться и подстраиваться под принимающее общество, но и само принимающее общество тоже должно подстраиваться под приезжающих. Я бы добавила еще, что должно быть двухсторонее просвещение – это повышение уровня образования и осведомленности европейцев по поводу Ислама и повышение уровня образования и осведомленности о Европе приезжающих из разных уголков мира.

Еще одно интересное замечание прозвучало о том, что вследствии того, что в Европе сейчас нарастает мусульманская фобия, что идет отрицание и негативное наклеивание ярлыков по отношению к выходцам из мусульманских стран, это приводит к тому, что мусульмане еще более «мусульманизируются», т.е. еще больше начинают осознавать свою мусульманскую идентичность и все больше ее защищать. Эффект порождает противо-эффект. Так устроено во многом наше сознание, что чем больше в общественной сфере, в публичном дискурсе акцентируется внимание на определенных темах, тем больше они накладывают отпечаток на того, как человек видит себя в данном обществе, как понимает свою позицию в нем. Тем самым, ажиотаж вокруг Ислама в СМИ и в общественном дискурсе приводит к тому, что многие люди с миграционным прошлым, в особенности молодежь, начинают воспринимать себя через призму Ислама; больше людей, в т.ч. молодых людей, становятся более религиозными, практикующими, становятся «более мусульманами».

В Швейцарии, мусульман в которой около 400 тыс., всего 4 минарета. Но мечетей намного больше. В одном Цюрихе около 30 мечетей/молельных домов, но всего одна мечеть с минаретом. Да и нужен ли мусульманам минарет, когда собрать швейцарских мусульман, живущих некомпактно, а в разных уголках города, на молитву азан вряд ли сможет? Запрет минаретов в целом не сильно отразился на жизни здешних мусульман. Как собирались по пятницам в многочисленных мечетях, так и собираются. Никто ничего не запрещает, не дискриминирует.

В связи с теми дискуссиями, которые проходят в Татарстане по поводу языка проповеди в мечетях интересно привести пример Швейцарии. Здесь мусульманское общество очень многоэтнично, и разнообразно в плане языков и регионов. Кроме наиболее многочисленных турков и боснийцев здесь еще есть афганцы, пакистанцы, выходцы из Центральной Азии, в частности Узбекистана, уйгуры, арабы, африканские мусульмане (Судан и т.д.). Не только сунниты, но и шииты, и исмаилиты, и суфийские братства, и много разных других.

Как мне рассказывали представители некоторых этих общин, обычно у каждой диаспоры есть своя мечеть. Турки собираются в турецком молельном доме, где все проповеди идут на турецком, афганцы в афганской мечети, также пакистанцы молятся с пакистанцами, и в каждой такой «махалле» говорят на языке большинства. Но эти махалли открыты для всех, и если узбек захочет пойти в афганскую махаллю никто не встанет ему на пути, а наоборот примут с радостью. Обычно эти мечети/молельные дома являются одновременно и культурными центрами той или иной общины, в рамках которой люди, приехавшие из одного региона, могут встречаться и общаться друг с другом (готовят вместе еду и т.д.).

Да, одно время Швейцария была увешена плакатами с минаретами в виде бойголовок. С другой стороны, радует и то, что все-таки значительная часть населения протестует. Так один из швейцарцев (добропорядочный христианин) установил на крыше своего частного дома минарет в честь протеста против запрета :)

1 комментарий

  1. Rimma

    яхшы язма, мэгълумат кызыклы. Швецариядэ дэ хэр миллэт уз мэхэллэсен булдырып, бергэ туплана. Казанда узбэк, азэрбайжан, чеченнарга вэгазь анлашылмый дип ризасызлык белдереп утырмаска, тотсыннар да узлэре мэчет тозеп чыгып, уз теллэрендэ хотбэлэрне тынласыннар. Татарнын уз акчасына кутэргэн Аллах йортында уз телендэ Аллахка якынаерга хакы бардыр бит?