В Торгово-промышленной палате РТ собрались специалисты по пищевой безопасности

Дизайнерские хитрости на упаковке раскрыли на VI Республиканской конференции участников потребительского рынка. На форуме в Торгово-промышленной палате РТ специалисты по безопасности пищевой продукции дали советы по правильному выбору магазинной еды.

Что едим? К сожалению, констатировали участники конференции, государство заметно снизило требования к производителям пищевой продукции. Например, открылось предприятие по производству конфет «а-ля птичье молоко» — закон бдительно охраняет коммерсантов от проверок в течение первых трех лет. Отработали «сладкие бизнесмены» в бывшей котельной ударную трехлетку — и поминай, как звали. Сменили юридический статус — и давай гнать дальше продукцию сомнительного качества под раскрученным брендом. На эту слабину в законодательстве обратила внимание замгендиректора республиканского сертификационного методцентра «Тест-Татарстан» Любовь Артамонова. В качестве примера она привела слишком расплывчатые требования к качеству питьевой бутилированной воды:

— Ее стандарты не содержат нижних пределов по жесткости воды, сухому остатку, кальцию, магнию и другим элементам. Бывает так, что, не нарушая требований нормативного документа, предприятия могут вырабатывать почти дистиллированную воду, употребление которой может негативно сказаться на организме человека.

Любовь Андреевна призвала быть осторожными при выборе не только воды:

— В производстве многих пищевых продуктов используются добавки химического происхождения: ароматизаторы, эмульгаторы, красители, загустители, стабилизаторы. Их наличие в продукте невозможно проверить из-за отсутствия методик. Поэтому многие безалкогольные напитки, мучные сахаристые кондитерские изделия, колбасы, йогурты явно не безопасны для здоровья.

«А ну дыхни!» Алкогольный квас — уже реальность на прилавках наших магазинов, поделилась Артамонова еще одним открытием. Нынешний ГОСТ разрешил поднять содержание объемной доли спирта в хлебном квасе до 1,4%, хотя до 90-х годов его содержание не могло превышать 0,6%. Поскольку квас пьют и дети, любителям больших кастрюль с семейной окрошкой придется задуматься: не приведет ли хлебный напиток к ранней алкоголизации?

Игра в кошки-мышки. «Найди меня!» — такое название можно было бы дать игре, которую затевают с покупателем разработчики этикеток на пищевых продуктах, пряча нужную информацию в потаенных местах обертки. О новинках дизайнерской мысли подробно рассказала руководитель АНО «Центр потребительской информации РТ» Альфинур Латыпова.

По ее словам, чаще всего используется самый простой прием — мелкий шрифт. На втором месте — само место расположения наиважнейшей информации. Берете вы, например, привычный вечно текущий литровый пакет молока. А в нем, оказывается, уже 0,9 литра. Это ведь раньше на лицевой стороне пакета крупно красовалось «1 л». На этой любви к привычке и купил нас дизайнер, тихонько убрав информацию о весе на обратную сторону упаковки. Грамотная разводка? А ты бди, покупатель! Немало потребителей приобрели 900 мл как литр, пока не обнаружили, что количество продукта уменьшилось на 100 мл.

Формально нарушений требований ГОСТа и Технического регламента на молоко и молочную продукцию нет, так как нет жесткого требования о месте размещения данной информации. Такой же законный «недовес» внимательные казанцы заметили и в привычных 200-граммовых пачках сливочного масла. Информация о весе размещена на боковой стороне упаковки. А там меленько указаны новые цифирьки — «180 граммов». Пачки с разницей в 20 г могут с ходу различить только специалисты.

ЗАВТРАШНИЙ ТОРТ. Еще один способ введения потребителя в заблуждение — стикеры. На этих наклейках можно указать любую дату, только не реальную, когда изготовлен продукт. Такую этикетку легко переклеить на залежавшийся товар. Или наоборот — мы уже привычно не удивляемся, когда покупаем торт или буханку хлеба, которые, если верить стикеру, изготовят завтра. Поэтому лучше приобретать продукцию, где дата изготовления нанесена штампом на упаковку.

БЕЗ ХОЛЕСТЕРИНА. Какое масло не содержит холестерина? Правильно, подсолнечное. Причем любое. Однако же производители растительного масла выносят на видное место в этикетке гордую фразу: «Не содержит холестерина». Обмана нет, а приятно думать, что кушаешь безвредный продукт, считают производители и тем самым вводят потребителя в легкое заблуждение, подталкивая к выбору: «Ну купи наше, безвредное!»

— Необходимы разработка и принятие регламентов на маркировку пищевых продуктов с более жесткими требованиями к размещению информации, — считает руководитель Центра потребинформации РТ Альфинур Латыпова.

Что делать российскому покупателю, который не захватил в магазин очки и не может разобраться во всех тонкостях дизайнерского мастерства на упаковке? Участники потребительской конференции рекомендуют: «Сомневаетесь? Голосуйте рублем и не покупайте продукты с «хитринкой»!»

Источник: Казанские ведомости