Уровень проникновения широкополосного Интернета в Казани составляет 49%

Консалтинговое агентство iKS-Consulting опубликовало результаты исследования развития российского рынка услуг широкополосного доступа к сети Интернет (ШПД) в сегменте частных пользователей по итогам 2009 года. Согласно аналитическому рейтингу iKS-Consulting, в 2009 году число домашних пользователей широкополосного доступа в России выросло на 36%, причем 79% новых пользователей пришлось на регионы. Представители некоторых крупных телекоммуникационных операторов, в свою очередь, приводят свои данные относительно общего количества частных абонентов услуги ШПД в России и своей доли на рынке.

По данным iKS-Consulting, в 2009 году число домашних пользователей широкополосного доступа в России в абсолютном значении увеличилось на 3,5 млн и достигло 13,2 млн. При этом, по данным исследования, из общего числа пользователей по итогам 2009 года (13,2 млн) 3 млн приходится на долю Москвы, 1,2 млн – на долю Петербурга и 9 млн абонентов приходится на долю регионов. По прогнозам iKS-Consulting, в 2010 году количество частных пользователей услуг ШПД в регионах увеличится до 11,3 млн, а на долю Москвы и Петербурга будет приходиться 3,3 млн и 1,4 млн абонентов соответственно. Относительно 2011 года аналитики прогнозируют, что количество частных абонентов услуг ШПД составит 13,7 млн, в Москве эта цифра будет равна 3,4 млн, а на долю Петербурга будет приходиться 1,5 млн абонентов.

Возвращаясь к итогам 2009 года, iKS-Consulting отмечают, что в прошлом году рост числа частных абонентов ШПД происходил в основном за счет регионов, на которые пришлось 79% новых пользователей. Московский же рынок практически исчерпал возможности для роста – за год столичная абонбаза увеличилась лишь на 17%. Причина медленного роста Москвы – насыщение рынка: уровень номинального проникновения в столице на конец 2009 года составил 71%.

Относительно уровня проникновения услуг ШПД на рынках других городов, аналитики iKS-Consulting отмечают, что быстрое развитие регионального рынка привело к тому, что проникновение широкополосного доступа в ряде городов приблизилось к московскому. В частности, среди городов, лидирующих по проценту проникновения услуг ШПД не только крупнейшие города Поволжья и Урала, но и сравнительно небольшие Ижевск и Пенза. В этих городах услуга широкополосного доступа стала массовой благодаря острой конкурентной борьбе, развернувшейся между межрегиональным оператором пермского происхождения «ЭР-Телеком» и крупными местными провайдерами. Конкуренция привела в числе прочего и к значительному снижению цен на безлимитные тарифы.

В целом же, двадцатка лидирующих городов по проценту проникновения услуг ШПД выглядит следующим образом: В Петербурге, Челябинске и Ижевске процент проникновения составляет 62%. В Уфе – 57%. 56%-е проникновение услуги в Пензе и Тюмени. В Екатеринбурге и Владивостоке процент проникновения ШПД составляет 54%. В Перми и Набережных Челнах этот показатель составляет 53%. В Самаре и Казани процент проникновения составляет 50% и 49% соответственно. В Оренбурге и Новосибирске данный показатель составляет 46%. Далее идут Омск (44%), Липецк (43%), Волгоград (42%) и Томск (40%). 37%-е проникновение услуги в Астрахани и Нижнем Новгороде, и наконец, 36% составляет процент проникновения услуги ШПД в Воронеже.

При этом, по данным iKS-Consulting, обратной стороной агрессивной политики продвижения услуг являются высокие показатели оттока и низкий ARPU. Часть абонентов обслуживается или просто числится в базах одновременно у двух провайдеров, часть пользователей выбирает минимальные тарифы для доступа в локальную или городскую сеть. Реальное проникновение в указанных городах ниже номинального на 3-7% в зависимости от города. Кроме того, несмотря на высокое проникновение услуги, проблемой для регионов остаются более высокие, чем в столице, тарифы и низкие скорости интернет-доступа. Особенно это заметно в небольших городах с населением до 300 тыс., хотя и среди них есть исключения – города Московской области, Татарстана и ряд других.

Что касается положения наиболее крупных операторов на массовом рынке услуг ШПД по России в целом, то по данным исследования по количеству абонентов лидирует холдинг «Связьинвест», на долю которого приходится 36%. За ним следует группа компаний «Комстар-ОТС» — 9%. Далее по 7% приходится на долю группы «ВымпелКом» и «ЭР-Телеком». На долю остальных операторов, по данным iKS-Consulting приходится 41%.

Представители некоторых крупных телекоммуникационных операторов, в свою очередь, приводят свои данные относительно общего количества частных абонентов услуги ШПД в России и своей доли на рынке: «Мы не можем полностью согласиться с теми оценками, которые сделали аналитики. Мы считаем, что общее количество абонентов ШПД в России несколько меньше, чем это указано в опубликованном отчете, а наша доля на рынке несколько выше — 8-9%. Что касается количества абонентов проводного ШПД «ВымпелКома», то по итогам 2008 года оно составляло 770 тыс. человек, а по итогам 2009 – 1, 073 миллиона», — прокомментировали представители компании «ВымпелКом».

Руководитель пресс-службы ОАО «Комстар-ОТС» Екатерина Невская, в свою очередь, рассказала следующее: «В 2009 году «Комстар» увеличил свою базу частных абонентов услуг фиксированного ШПД на 40% до 1,298 млн. абонентов».

Возвращаясь к исследованию, по данным iKS-Consulting, рецепт успеха крупных и средних городов в части роста процента проникновения услуг ШПД достаточно прост. Помимо обязательного в этих городах традиционного оператора и сетей районного масштаба, на рынке должен действовать хотя бы один крупный альтернативный оператор. Это может быть местная компания — как, например, челябинская «Интерсвязь» или уфимский «Уфанет», либо межрегиональный провайдер. Роль стимулятора конкуренции во многих из городов, входящих в вышеуказанные топ-20, выполняет «ЭР-Телеком» — компания присутствует в 13 из 20 городов-лидеров, причем в 9 из них занимает первое место. Среди других крупных игроков – федеральные «Комстар» и «Вымпелком», усиления роли которых на региональном рынке можно ожидать в 2010-2011 годах.

Кстати, что касается распределения долей рынка услуг ШПД для частных пользователей (по количеству абонентов), то среди операторов в вышеназванных 20 городах доли рынка распределились следующим образом: На долю «ЭР-Телеком» приходится 27%, холдинг «Связьинвест» занимает 24%-ю долю рынка. За ними следуют группа компаний «Комстар-ОТС» — 4% и «ВымпелКом» — 3%. На долю остальных операторов, по данным iKS-Consulting приходится 42%.

Относительно дальнейших перспектив развития рынка ШПД, по данным исследования, в целом по регионам РФ проникновение в три раза ниже, чем в наиболее успешных городах, даже внутри топ-20 проникновение различается в два раза. В ближайшие 2-3 года основной рост все еще будет происходить за счет подключения новых абонентов в крупных городах, где компактно проживает население со сравнительно высоким доходом и где сконцентрирована значительная часть бизнеса. Вместе с тем в городах с населением от 500 тыс. даже вместе со столицами живет лишь 29% россиян, и долгосрочный рост смогут обеспечить себе операторы, которые сейчас зарезервируют места в городах «второго эшелона».

Некоторые из крупных игроков согласны с последним утверждением и отмечают следующее: «Если ранее наша компания планировала выходить только в города с населением более 200 тыс. жителей, то теперь «Комстар» готов выходить в города с населением более 100 тыс. человек. В ближайшие 2-3 года мы планируем расширить свое присутствие с 82 городов России до 200 городов», — говорит Екатерина Невская.

Источник: SPbit.su