Средства механизации подъемно-транспортных работ в процессе ремонта котельных

Для осуществления ремонта или реконструкции котла в соответствии с заранее разработанным технологическим графиком ремонта в строго определенные сроки возникает необходимость в транспортировке и подъеме к ремонтируемому котлу значительного количества запасных частей, труб, металлоконструкций, обмуровочных и других материалов. С целью выполнения трудоемких погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ выбирают тип и грузоподъемность средств механизации на основании предварительно составленной схемы грузопотоков.

Средства механизации подъемно-транспортных работ делятся на стационарные и передвижные.

К стационарным относятся мостовые краны, кошки и тельферы на балках и монорельсах, а также другие средства механизации.

Мостовые краны предназначены для захвата, подъема и перемещения груза в горизонтальном и вертикальном направлениях Они могут быть с ручным или электрическим приводом; монтируют их обычно в котельных цехах. Кроме выполнения подъемно-транспортных работ для котла, мостовые краны применяются при ремонте котельно-вспомогательного оборудования (дымососы, вентиляторы, шаровые углеразмольные мельницы, компрессоры, смывные насосы и т. д.)

В практике ремонта используются кошки, движущиеся по одной прямой или изогнутой балке (монорельсу), подвешенной на некоторой высоте. Кошки применяются при ремонте для подъема и транспортировки труб, запасных частей и обмуровочных материалов, а также для транспортировки деталей на складе запасных частей, подачи нагретых на горне труб к месту их гнутья и т. д.

Тельферы употребляются на ремонте для выполнения различных погрузочно-разгрузочных работ, передвижения труб, запасных частей и деталей оборудования. Передвигается тельфер по нижней полке двутавровой балки.

К передвижным средствам механизации, применяемым при ремонте котельного оборудования, относятся автомашины, автокраны, автопогрузчики, электрокары, краны-тележки, телескопические вышки и контейнеры.

Автомашины нашли широкое применение для перевозки грузов с территории и со складов предприятия в котельную.

Автомобильные краны применяются для перегрузки крупных деталей и контейнеров с железнодорожных платформ на склады.

Весьма универсальными и удобными механизмами являются автопогрузчики с приводом от автомобильного двигателя и от аккумулятора. Автопогрузчики имеют набор сменных приспособлений: вильчатый подхват, ковш, крановую и безблочные стрелы для захвата и перемещения тяжеловесов, штырь для кольцевых грузов. Набор позволяет автопогрузчику работать в качестве автокрана с грейферным захватом, автокрана для перегрузки тяжеловесов, штабелеправщика, для перегрузки и перевозки грузов в контейнерах и т. д. Сменные приспособления обеспечивают возможность применения автопогрузчиков для разнообразных погрузочных работ.

Электрокары (аккумуляторные тележки) нашли на предприятиях широкое применение для транспортировки грузов внутри котельного цеха, а также от мастерских и складов к котельному цеху. При внимательном уходе электрокара является наиболее Удобным и дешевым видом внутристанционного транспорта. При транспортировке грузов на небольшие расстояния внутри котельного цеха применяются ручные тележки на резиновом ходу. Такие тележки имеют четыре колеса, из которых два передних установлены на поворотном устройстве. Они могут передвигаться вручную или прицепляться к электрокаре.

Когда ремонтируют котлы, применяют лебедки с электроприводом.

Электрические лебедки с зубчатой передачей от вала, двигателя к барабану должны иметь электромагнитные тормоза, действующие при включении тока. На одних ручных или ножных тормозах работа лебедок запрещается.

На ремонтных работах наибольшее распространение получили тали с червячной передачей грузоподъемностью от 0,5 до 5 т. Тали обладают свойствами самоторможения и при прекращении действия тягового усилия автоматически надежно удерживают груз на любой высоте. У талей не должно быть самопроизвольного спадания цепи и заклинивания ее между звездочкой и обоймой. Высота подъема тали не более 3 м, скорость подъема от 0,3 до 2 м/мин, что является ее недостатком.

К грузоподъемным машинам периодического действия относятся домкраты. Они бывают реечные, винтовые и гидравлические. Высота подъема грузов при использовании домкратов от 200 до 400 мм.

Реечные домкраты изготавливаются на грузоподъемность 3—6 г, винтовые — от 5 до 25 т. Перед установкой реечных и винтовых домкратов необходимо проверить наличие безопасных ручек, а при их отсутствии — наличие храповика с собачкой, исправность резьбы винта или гайки, отсутствие трещин и изломов зубчатой рейки, исправность ходовых винтов и храповиков. При износе резьбы винта или гайки более чем на 20% домкрат для работы не применяется.

Гидравлические домкраты изготавливаются грузоподъемностью от 50 до 300 т. При подъеме тяжелою оборудования на небольшую высоту гидравлические домкраты являются незаменимыми. При использовании гидравлического домкрата требуется принятие следующих мер предосторожности:

  • домкрат должен быть снабжен проверенным манометром;
  • должно быть проверено основание под домкрат на допустимость большой удельной нагрузки;
  • во избежание резкого оседания груза в случае прорыва манжета или порчи клапана под борты цилиндра по мере его подъема подкладываются полукольца из квадратной стали.

Динамические испытания производят лишь при удовлетворительных результатах статических испытаний. После смены крюка, а также грузовых, стреловых, несущих или вантовых кранов, может быть проведено только статическое испытание механизма подъема. При динамическом испытаний производится повторный подъем и опускание груза для проверки действия механизмов грузоподъемной машины и их тормоза. При статическом испытании пробный груз должен находиться на высоте 200—300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин.

При испытаниях канаты (цепи) должны выдерживать испытательную нагрузку без разрывов, заметного местного удлинения у каната и вытяжки отдельных звеньев у цепей.

Перед испытанием подъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления осматривают, и в необходимых случаях ремонтируют.

Все грузоподъемные машины подвергаются внеочередному техническому освидетельствованию после монтажа, вызванного переносом грузоподъемной машины на другое место, а также после реконструкции и капитального ремонта.

Винтовые домкраты периодическим испытаниям не подвергаются. Их следует осматривать 1 раз в 3 месяца и перед применением.