Пассивная безопасность автомобиля. Современные тенденции.

В настоящее время уровень автомобилизации растет небывалыми темпами. Для России этот показатель варьируется в пределах от 217 до 360 (!) транспортных средств на тысячу жителей. Кроме того, конструкция автомобилей совершенствуется, значительно растут средние скорости движения, а вместе с тем неизбежно увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, а также их тяжесть.

Комплекс технических устройств и мер, позволяющих снизить тяжесть последствий ДТП, называется пассивной безопасностью автомобиля. Иными словами, это как раз те средства, которые помогают водителю и пассажирам выжить после ДТП, а также максимально уменьшить вероятность тяжелых увечий.

К средствам пассивной безопасности относят ремни и подушки безопасности, особую конструкцию кузова, рулевой колонки, стекла, мягкие материалы внутренней отделки салона. Ремни безопасности используются уже довольно давно ввиду их дешевизны, простоты и надежности, но их конструкция постоянно совершенствуется.

В современных скоростных авто появляются не привычные трехточечные, а четырех-, шести- и даже восьми- точечные ремни, которые надежно удерживают человека в кресле. Кроме того, в обиход входит такое устройство, как преднатяжитель, который плотно вжимает водителя в сидение при срабатывании датчиков удара.

Подушка безопасности – это так называемый эластичный мешок, которые наполняется газом в среднем за 0,1 секунды и принимает удар головы водителя и пассажиров на себя, таким образом, исключая возможность их падения на жесткие части приборной панели.

Несмотря на свою эффективность, подушка безопасности таит в себе серьезную опасность при неправильном использовании: если ремень не пристегнут, сработавшая подушка запросто сломает шейные позвонки, — замечает автоинструктор Юрий Викторович Лосев.

Современные авто изготовители оснащают не только фронтальными, но и боковыми подушками безопасности, которые при срабатывании изолируют голову человека от стекла, и даже нижними – защищающими голень.

Так как значительную опасность при лобовом столкновении представляет двигатель (он «вжимается» в салон, предельно сокращая жизненное пространство автомобиля), то современные конструкции устроены так, что при срабатывании датчиков удара двигатель отсоединяется от автомобиля и, падая вниз, не травмирует находящихся в салоне людей.

Конструкции непосредственно кузова тоже постоянно совершенствуются в области повышения безопасности. Каркас, в котором находится пассажирский салон – усиливается для того, чтобы при ударе он почти не деформировался, а передние и задние выступающие части кузова наоборот облегчаются – для того, чтобы именно они поглощали большую часть энергии удара.

На кабриолетах стали применять выстреливающие дуги, находящиеся за подголовниками заднего ряда сидений. Пиротехника в них срабатывает при сигнале датчиков удара, и они резко поднимаются на 30-50 см для того, чтобы при опрокидывании автомобиль приземлился не на головы задних пассажиров, а на эти жесткие каркасные дуги.

Также большое распространение получили активные подголовники, которые не просто поддерживают голову человека, но и слегка надавливают на нее сзади при фронтальном ударе. Это необходимо для того, чтобы энергия удара и амплитуда перемещения назад для головы человека находились в безопасных пределах.

Все эти устройства позволяют надежно защитить водителя и пассажира от тяжелых последствий аварий, а зачастую даже спасти им жизнь, поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать пристегиванием ремней безопасности и содержанием подушек безопасности в исправном состоянии. Инструктор по вождению желает вам удачи и успехов на дорогах столицы. Не нарушайте требования правил дорожного движения и будьте здоровы!