Современные школы — что и как?

Современная образовательная среда не так уж современна по мнению некоторых учеников и родителей. Сегодня часто можно услышать о том, что новшества до школ дошли лишь формально, по бумагам. Так, например, в школах не всегда сразу находится грамотное применение новой технике, интерактивным доскам и программному обеспечению. Ведь для того, чтобы всем этим пользоваться, нужно пройти специальное обучение. А даже в случае, если специалисты с обучением есть, планы уроков менять молниеносно все равно не получится – ведь они используются несколько лет подряд, учитывают определенные особенности классов. В некоторых классах, по мнению учителей, компьютерные новинки будут только отвлекать и без того не особо внимательных учеников от образовательного процесса. Но эти тонкости все равно постепенно переходят в область  решения проблемы. На открытых уроках теперь есть возможность продемонстрировать особый материал, видеофильмы и многое другое. Стоит отметить, что претензии учеников, высказываемые на форумах и в социальных сетях в основном носят менее конструктивный характер. Детей интересует возможность провести рейтинг школ Уфы, провести общие мероприятия, соревнования и фестивали помимо учебной программы.

Родители же больше интересуются возможностью экономить время на собраниях и прочем, построить интернет-общение с учителями таким образом, чтобы следить за успеваемостью ребенка, но при этом не проводить несколько часов в месяц в школе. Кроме того, многие хотят, чтобы сайты школ предоставляли зарегистрированным родителям статистику по оценкам детей. Претензии в адрес сайтов те же – не самое интересное содержание, запоздалое обновление новостей, слабое администрирование. Но при этом многие уже используют информеры для сайта, предоставляют полезные ссылки, видео и фото- архивы с мероприятий, а кроме того, постоянно ведут сообщества в социальных сетях. А это уже прогресс, да еще какой. Ведь по статистике, уровень владения интернетом в учительской среде пока не отличается высокими показателями. Кроме того, тут важно не просто умение, а качество его использования в процессе работы.

Пока Фурсенко и Министерство образования и науки работает над внедрением новых образовательных стандартов, многие специалисты области говорят о том, что перед этим следовало бы «зачистить» и «залатать» имеющиеся проблемы, которые постоянно приводят к усложнению работы учителя. Например, обилие бумажной работы на сегодня многих заставляет отказываться от ведения внеклассных мероприятий. Кроме того, учитель сегодня до сих пор несет ответственность за все, что происходит с учеником на территории школы и за ее пределами. С одной стороны- это правильно, ведь находясь в школе, ребенок под присмотром учителей, но с другой – есть непредсказуемые ситуации, абсолютно не зависящие от учителя, и при этом ни в законе, ни в должностных инструкциях не прописана мера и уровень ответственности педагога.

Таким образом, в школах до сих пор остаются не решенными основные вопросы, беспокоящие детей и родителей. Помимо этого ситуация с притоком новых молодых специалистов пока не меняется. А это значит, что помимо работы над стандартами образования, предстоит организационная и внутренняя работа, которая поможет выправить ситуацию. Перемен не избежать, но нововведениям, которые решат наболевшие проблемы, будут только рады.