Железнодорожная инфраструктура Казани преобразится к Универсиаде

Крупнейшее спортивное событие года, как ожидается, соберет их больше, чем проходящая в Ванкувере Олимпиада, и продлится в июле и августе около 30 дней. Этот месяц для магистрали будет непрост: ясно, что большинство гостей поедут по железной дороге.

— Даже если Универсиада будет завтра, мы с перевозками справимся, — отметил начальник дороги Анатолий Лесун. — Но важно организовать все так, чтобы это не шло в ущерб другим задачам дороги. И сделать на достойном уровне: по нам будут судить о России.

Так руководитель магистрали задал тон на совещании, посвященном подготовке к перевозкам Универсиады. На него были приглашены представители всех служб, специалисты института «Нижегороджелдорпроект». Необходимо определить стратегию этой подготовки, верно выделить ее этапы. И понимать: надо, чтобы все новое, создаваемое в Казани, не только с максимальной эффективностью служило в дни спортивного форума, но и потом было полезно для дороги.

Уже продуманы схемы доставки гостей в Казань по железной дороге. Планируется организовать оттуда поезда на Вену и Пекин. Из аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга пассажиры поедут не только прямыми поездами, но и «Сапсанами» через Нижний Новгород с пересадкой на скорые электропоезда.

А что предстоит строить, развивать в самом городе?

Один из главных объектов — система интермодальных авиаперевозок. Правительство Татарстана уже заключило договор о ее проектировании. Основой станет линия Вахитово — аэропорт длиной 18 км, принадлежащая ОАО «РЖД». Она была построена 35 лет назад для подвоза стройматериалов к сооружавшейся воздушной гавани. Служила пока только для грузового движения. На ней две промежуточные станции и примыкание нескольких десятков подъездных путей: нефтебазы аэропорта, грузовой площадки дорожников, предприятий химической и пищевой промышленности. Впрочем, суточный оборот на линии в среднем 15 вагонов.

Первоначально предполагалось, что работать здесь станут рельсовые автобусы РА-2. Но на совещании, состоявшемся в Казани в феврале, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович сообщил: компания планирует на линии эксплуатацию электропоездов «Desiro Rus Siemens». Значит, предстоит электрификация линии. Таким образом и железнодорожные грузоперевозки получат дополнительный стимул, что позитивно отразится на экономике в целом и доходах «РЖД».

26,3 км от вокзала до аэропорта — за 20 минут. Такой должна быть поездка в аэроэкспрессе. Предстоит реконструкция путевого хозяйства, переездов, которые будут доведены до максимально безопасного состояния. Вместо одного из них — на улице Тихорецкой — проектируется путепровод: здесь поток машин велик, проходят автобусные маршруты. И интенсивное движение поездов просто создаст заторы. Многие малодеятельные подъездные пути придется демонтировать: каждая лишняя стрелка в этом случае — лишняя. Будет построен второй главный путь между вокзалом и станцией Вахитово, на ней и еще в ряде мест — платформы. Парк Промышленный, Усады, Столбищи, Юбилейная — названия будущих остановочных пунктов уже известны, но их надо расположить так, чтобы к ним было удобно подойти и жителям ближайших поселков, и дачникам. Потому что очевидно: на линии можно ожидать весомых обычных пригородных перевозок. Неподалеку от нее — и сады, и жилые зоны, от которых до центра с учетом пробок ехать автотранспортом долго. Так что по линии будут ходить и экспрессы, и обычные электрички «со всеми остановками». Решено, что сами импортные поезда припишут к мотор-вагонному депо Горький-Московский, ведь там будут обслуживаться их собратья «Сапсаны», имеющие с ними много общего. А для возвращения в депо их включат в общий оборот со скорыми электропоездами Горький — Казань.

Как сообщила главный архитектор института «Нижегороджелдорпроект» Татьяна Козлович, технико-экономическое обоснование линии готово, хотя пока неясна концепция станции в аэропорту. Правительство Татарстана три года говорило об интермодальных перевозках, а тем временем позволило занять удобное для нее место под другой терминал. Его уже начали строить по проекту болгарских архитекторов. В результате пути больше нельзя подвести к залам посадки: их разделят сотни метров и автомагистраль. Если многие пассажиры не захотят их пройти пешком с багажом, это будет означать, что средства на всю интермодальную систему брошены на ветер. Средства немалые: проект оценен в 4,3 млрд рублей.

Второй объект, увязанный с системой, — вокзал в центре Казани. Речь о его ликвидации не идет, однако его предстоит модернизировать, сократив вокруг площади, занятые железнодорожными предприятиями. Ведь между путями и Волгой планируется строительство автодороги и терминалов пассажирского порта. На первом этапе на вокзале появятся четыре современные высокие платформы с навесами, соединенные двумя пешеходными мостами с лифтами, обновятся информационные системы. Возле восточной платформы будет строиться здание для обслуживания авиапассажиров интермодальной системы. Впрочем, в нем же будет отведено место автостанции. Площадь перед вокзалом объективно не украшает беспорядочная стоянка автобусов с «зазывалами»: это просто нецивилизованно, но неправильно лишать людей и привычного места пересадки. Начальник дирекции железнодорожных вокзалов Владимир Хорев оценивает работы на вокзале, который постепенно уже приобретает в документах название Казань-1, в 330 млн рублей. На втором же этапе произойдет его коренная реконструкция, cтарое здание превратится просто в фасад огромного пассажирского терминала, находящегося над путями. Оттуда будут отправляться поезда казанского формирования и электрички. Саму концепцию их движения предстоит пересмотреть и сформировать кольцевые, опоясывающие город маршруты, построив соединительные пути. Тогда они смогут быть полноценным городским скоростным транспортом, особенно с учетом пересадочных узлов со станциями метро — «Аметьево» и проектируемой «Московской». Последняя будет находиться около станции Восстание, где на северном обходе Казани, пока используемом для транзитного потока грузовых поездов, запланировано сделать крупный железнодорожный вокзал Казань-2.

Он и есть третья точка приложения сил. Строительство на станции Восстание началось около 25 лет назад, замораживалось и возобновлялось. В последние годы бытовала точка зрения, что прочность недостроенного многоэтажного корпуса уже утрачена и его надо снести, а на его месте с нуля строить новый. Но не все так печально. Инженеры «Нижегороджелдорпроекта» обследовали постройку и пришли к заключению, что несущие способности ее конструкций сохранились. Уже в расписании, которое будет введено летом 2010 года, через станцию Восстание увеличится число электричек и будет пущено около десятка транзитных поездов. Кстати, для этого потребуется выстраивать другую схему обращения локомотивных бригад. Пока у большинства поездов они меняются на Южном ходу Горьковской магистрали трижды — в Сергаче, Казани и Агрызе. Но рост скоростей и пропуск поездов через Восстание обеспечит две замены — в Канаше и Агрызе. Это ускорит продвижение поездов на 45 минут и будет экономить дороге в год 3,5 млн рублей.

На станции Восстание в короткие сроки будет создаваться пост ЭЦ и строиться павильон для пассажиров. По оценке института, для того, чтобы ввести в эксплуатацию цокольный этаж и подземный переход к платформам, требуется всего 1,3 млн рублей. Они были законсервированы уже с готовой мраморной отделкой, и все сохранилось! Но это только начало работ: предстоит строительство высоких платформ, освоение многих площадей вокзала Казань-2, устройство информационных систем. Полностью ввод первой очереди комплекса оценивается в 100 млн рублей. Далее комплекс будет отстроен, увяжется с проектируемыми станцией метро «Московская» и автовокзалом, станет настоящим транспортным центром столицы.

И снова, как это уже было в канун празднования тысячелетия Казани, железнодорожный узел становится здесь огромной стройплощадкой. Нам надо эффективно и вовремя справиться со всем, что намечено. И самое главное — построить именно то, что будет не обременять железную дорогу, а помогать ей решать задачи после горячего месяца 2013 года.

По материалам корпоративных газет РЖД