Башкирский театр привез спектакль об одном из идеологов штата «Идель-Урал»

Башкирский театр привез спектакль об идеологе "Идель-Урал"

Башкирский театр привез спектакль об идеологе "Идель-Урал"

Вчера в ТГАТ им. Г.Камала начались гастроли Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури. Казанцам предстоит увидеть 9 спектаклей – от документально-пропагандисткого, как вчерашний «Ахмет Заки Валиди Тоган» до детского «Буратино» и музыкальной оперетты.

Открывали гастроли торжественно, на сцене было много знаменитостей и с башкирской, и с татарской стороны. Такая встреча театров двух родственных народов случается не часто, по крайней мере, в Казани. Последний раз башкиры приезжали в нашу столицу три года назад. Зиля Валеева, министр культуры РТ, в своем приветственном слове отметила, что эти гастроли – результат чуть ли не исторической встречи президентов двух республик.

— Два Рустама встретились в самый короткий день и самую длинную ночь прошлого года, и подписали Договор о сотрудничестве Татарстана и Башкортостана, — сообщила министр. – И эта встреча станет основой укрепления отношений между нашими народами.

Представленный в день открытия спектакль может и не претендует на звание самой лучшей работы, зато лучше всех отражает идеологическую направленность башкирского театра. Воспевание своих исторических личностей, в целях воспитания любви к своему народу – метод не новый и ничего в этом плохого нет, конечно, если при раскладе событий вокруг данной личности не искажаются сами исторические факты.

Авторы спектакля об Ахмет Заки Валиди историю вроде не исказили, но «пропустили» главной эпизод его жизни — из-за чего он покинул родину и был вынужден провести возможно и славную, но сиротскую жизнь на чужой земле – это создание и крах штата «Идель-Урал». Отношения Заки Валиди с лидерами татарской нации начала 20-века, причины, сделавшие из единомышленников врагов на долгие годы, в спектакле не упоминаются.

Два министра культуры - Зиля Валеева и Аскар Абдразаков

Два министра культуры на открытии гастролей - Зиля Валеева и Аскар Абдразаков. Фото: azatliq.org

Историю можно интерпретировать по-разному – в зависимости от времени и идеологии. Но существуют вещи, которые нельзя отрицать. Например, то, что Заки Валиди, вначале поддержав идею создания татаро-башкирского штата «Идель-Урал», в какой-то момент предал ее. Говорят, из-за своих амбиций – предложенная в новом государстве должность министра образования его не устроила. Захотев стать президентом, Заки Валиди провозгласил свою Малую Башкирию. Видимо, в те времена перемен объявить о создании нового государства было не трудно. Сложнее было добиться его признания. Валиди по очереди сотрудничал и с советской властью, и с его основными врагами – белогвардейцами, был в рядах басмачей. В итоге поссорился со всеми и эмигрировал в Турцию, где и реализовал себя в качестве ученого.

Спектакль утверждает, что до конца жизни Заки Валиди не отпускал от себя мысли о свободном башкирском государстве, и завещал соплеменникам не терять языка, беречь религию, обучать молодежь.

Бесспорно, Заки Валиди был противоречивой личностью, вряд ли его поступки можно оценивать только с положительной стороны. Образ-идол, лишенный оттенков качеств характера, без глубокой внутренней борьбы, представленный в спектакле, получился не особо интересным. Зато сам факт затрагивания событий того периода, личностей, чьи имена за советские годы тщательно стирали из страниц истории татар и башкир, достоин внимания.

Какое место занимает «Идель-Урал» в нашей истории? В чем заключается урок, преподнесенный этим неудавшимся проектом? Драма это или наша трагедия? Если в башкирском спектакле отношения главного персонажа с татарскими идеологами нации напрочь проигнорированы, значит, нам, татарам, придется воссоздать эти события самим?

Сегодня башкирский театр предстанет перед казанским зрителем во всей своей красе, таким, каким его любят поклонники – эпически-фольклорным, живым и жизнерадостным, в спектакле по пьесе Бурангулова «Шэурэкэй».

5 комментариев

  1. тимербай

    Башкиры молодцы ,смелые ребята ,да и выпячивать тат-баш нестыковки в коротком спеутакле не стоит .Татинтелегенция может только бить себя — мы самые образованные , мы вас всех научили ,все наше …

  2. Ахтям

    Могу сказать со слов своего деда, который был другом и сподвижником Ахметзаки Валиди Тугана — на «казанских татар» и на «башкир», как ныне, наши предки еще пару поколений себя не делили. Были все «татары-мусульмане» (т.к. еще были «татары-кряшены»).

    Остались тому и свидетельства — например, Ахметзаки Валиди Туган как называл себя в своих «дореволюционных» трудах «татарин-мусульманин», так от этого и не отказывался, насколько известно. К тому же Валиди Туган конкретно показал в своих работах по истории тюрок и татар то, что как татары, так и башкиры имеют в основном общих предков: «сообщество племен под общим названием „Карачы“, состоявших из племен (кланов) Мангыт, Кунграт, Кошчы, Уйгур, Найман, Салжавыт, Нугай и многих других, бывших опорой ордынских ханов».

    Говорили эти племена-кланы «на самом известном говоре Дешт-и Кыпчака, называемом «Татарским». И главное, общее название этого «одного конкретного народа, в котором родился Чынгыз-хан, и единоплеменных с ним поколений, было «не иное, как «Татар» (академик В.П. Васильев).

    В основном именно за «татарскую» точку зрения, за чингизизм возненавидели Ахметзаки Валиди Тугана «булгаристы» — они первыми подняли хай и раздор, в результате чего и появился раскол среди татар и возникло конкретное деление на «булгар» и «башкир», а также и далее единого народа — потомков средневековых татар, соплеменников Чынгыз-хана.

  3. Ахтям

    Господин администратор, вы не исправили нарушение вами авторских прав — я писал вам вчера. Пишу сюда, поскольку вы прячетесь, не указываете свои контактные данные.

    Предлагаю вам: незамедлительно исправьте допущенные вами нарушения авторских прав, иначе будем вас привлекать к соответствующей ответственности. Где вы находитесь, мы знаем..

  4. еТатар

    Ахтям, авторство мы не нарушали, а просто убрали ссылки, которые считаем спамом. Если вам нечего сказать — до свиданья. Привлекайте на здоровье.

  5. Ахтям

    В моем первом сообщении от 5 апреля 2011 г. были использованы выдержки из книг независимого татарского историка и правозащитника Г.Р. Еникеева «Корона ордынской империи» (Москва, «Алгоритм», 2007 г.) и «По следам черной легенды» (Москва, «Медина», 2009 г.).

    В соответствии с чем и в соблюдение российского законодательства о защите авторских прав автора и издателей в моем сообщении было на то указано. НО ВЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, УДАЛИЛИ ИЗ МОЕГО СООБЩЕНИЯ УКАЗАНИЯ НА АВТОРА И ЕГО КНИГИ.
    Поэтому предлагаю еще раз — опубликовать мою ссылку на автора и источник сведений полностью, поскольку ваши действия нарушают права как автора, так и издателей.