Сколько стоит татарская песня?

Фото с сайта tatar-musica.narod.ru

Татарская певица Гузель Уразова

Самые ярые почитатели этого явления твердят, что количество творческих единиц в бизнесе достигает 700. Большинство уверено, что это самый легкий хлеб: берешь в руки микрофон и спокойно открываешь рот в такт треку. А те, кто собаку съел на татарской эстраде, разводят руками: “мы не знаем, куда двигаться дальше”. “еТатар” – о том, как татар җыры пробивает себе дорогу сквозь дебри российских реалий.

“За последние 7 месяцев ситуация резко ухудшилась, — говорит музыкальный продюсер Ильфак Шихапов. – Показатели продаж весны 2010 года не идут ни в какое сравнение с нынешними. Народ перестает покупать диски.”

— А почему?

— Интернет. Сейчас же всё, даже самые разные татарские песни, можно найти в сети. Если кому-то удается продать 10 тысяч своих дисков – это настоящий рекорд.

Я неспроста обратился к господину Шихапову. Он как никто другой знает, что происходит на татарской эстраде. Семь лет назад песня о татарской девушке, вынужденной продавать себя на улицах Казани, буквально взорвала мир татарской песни, где темы ограничивались тремя позициями: любовь, любовь к родному краю и любовь к матери. Сегодня певицу Ильсию Бадрутдинову любят так же, как её ненавидят. Но куда бы она не поехала, везде аншлаг. Шихапов, будучи автором всех песен, продюсером и по совместительству мужем певицы, исколесил вместе с ней всю Россию.

— Везде ситуация разная. Скажем, в районах, расположенных близ Казани, популярны одни певцы. В закамском регионе Татарстана уже другие предпочтения. За пределами нашей республики слушают совершенно других исполнителей – в основном, тех, кто здесь, в Казани, был на волне популярности несколько лет назад. Скажем, в Башкирии очень востребованы Рафаэль и Дина Латыповы. В Татарстане хорошо продаются диски Зиннура, Наиля Табанакова, Чәчкә. В Сибири, Астрахани, Оренбурге, Казахстане народ больше покупает сборники. Татарстан, Башкортостан, Ульяновская и Самарская области – регионы, активно смотрящие татарское телевидение. Здесь, в основном, продаются те певцы, которые часто выступают в эфире ТНВ.

— Как изменяются предпочтения татарской аудитории?

— Изменяются, но медленно. Скажем, диски театра “Мунча ташы”, Айдара Галимова, Салавата – до сих пор лидеры продаж. Татары, проживающие далеко за пределами Татарстана, частенько спрашивают альбомы Ильхама Шакирова и Альфии Авзаловой. Просто потому, что они больше никого не знают. Ну, вообще, конечно, народ уже подустал от однообразных композиций типа “мин сине яратам, син мине яратмыйсың”.

— Неужто, мы созрели для массовой альтернативы?

— Вот именно что нет. Когда в Казани активно начала обсуждаться тема татарской альтернативной музыки, наш лейбл (“Оскар-records”) первым выпустил сборник татарской альтернативы. В альбом вошли песни Мубая, групп “ИттифакЪ”, “АлКанат”, “Barbecue”. Было продано меньше ста дисков. Совместными усилиями постарались организовать концерт татарской рок-группы “КГБ” (“Казан Группасы Бәдретдин”). Пришлось отменить концерт, из-за того, что продать удалось порядка 50 билетов. С одной стороны, народ уже устал от банальной попсы, от обыденных тем. С другой стороны, он еще сам не знает, чего желает. Но чего-то желает. И тот, кто угадает это, обречен на успех – в том числе, коммерческий.

— Некоторым певцам удается продать 10 тысяч копий своих альбомов. Мы считаем это отличным показателем, — говорит генеральный продюсер группы компаний “Барс-Медиа” Гульнара Абаева.

Сегодня продюсерский центр “Барс-Медиа” является крупнейшей компанией, которая занимается раскруткой новых имен на татарской эстраде. Молодые исполнители, заключившие контракт, на 7 лет попадают под сильное крыло: снимаются клипы, их песни звучат на радио и ТВ, им гарантировано участие в концертах. Понятно, что у этой компании свой хит-парад популярности.

— Среди молодых исполнителей сейчас на пике популярности находятся Гузель Уразова, Раяз Фасыхов, Эльмира Сулейманова, Ильназ Бах. У старшего поколения востребованы Альфина Азхамова, Ринат Рахматуллин, Гузель Ахметова, Василя Фаттахова, Нафкат Нигматуллин, Салават, Хания Фархи.

Механизм распространения музыкальной продукции очень прост. В каждом районе, в каждом городе есть постоянные заказчики, которые оптом покупают продукцию в Казани и у себя на местах продают её в розницу. Пиковым сезоном продаж считается пора Сабантуев и первая половина концертного сезона (октябрь-декабрь).

— Вот вы поднимаете вопрос о качественных изменениях в татарской эстраде, — восклицает директор студии “Аксу” Рустем Сарваров. – В татарскую музыку, в основном, приходят те, кто кроме татарской эстрады ничего и не слушает. И все хотят стать звездами! А кроме Салавата и Хании Фархи они никого не знают.

Звездами хотят стать все, только вот заработать на этом удается не многим.  А расходы есть. Сегодня средняя аранжировка в Казани стоит около 4 тысяч рублей. Запись голоса – 1 тысяча. Текст песни обойдется еще в тысячу. За музыку придется заплатить больше: от 3 до 20 тысяч. Хочешь выпустить альбом? Собери как минимум 12 песен. За фотосессию придется отдать не меньше 4-х тысяч. Минимальная стоимость альбома – 120 тысяч рублей. На этом эпопея для певца заканчивается. Если он выпускает альбом сам. А если идет в какой-нибудь лейбл, то ему говорят: мы выпустим твой альбом тиражом в 500 или 1000 штук, но тебе придется купить весь тираж по оптовой цене. А дальше уж, как хочешь, так и распространяй.

— С одной стороны, татарская пресса виновата в том, что происходит, — говорит Ильфак Шихапов. – Уж сколько лет ругают татарскую эстраду: мол, никуда не движется, топчется на месте. А ведь певцам никто не помогает! Хотя сегодня только две вещи объединяют татар: это эстрада и телевидение. Именно татарские певцы со своими гастролями заезжают в самые отдаленные татарские деревушки, в которых татарская песня со сцены в последний раз звучала 30-40 лет назад. Именно на концертах люди вспоминают свой родной язык. Причем, приходит очень много молодых татар. Те певцы, которые смогли добиться популярности в 1990-е, сейчас остаются на слуху по инерции. А тем, кто действительно хочет посвятить себя татарской музыкальной сцене, нужно хорошо продумать свой репертуар: народ желает слушать что-то новое.

6 комментариев

  1. Danis

    «Хотя сегодня только две вещи объединяют татар: это эстрада и телевидение. Именно татарские певцы со своими гастролями заезжают в самые отдаленные татарские деревушки». 

    Хороший тезис. Именно, поэтому татарской эстраде (хотя бы ее части, не всей, конечно) необходимо стать более социально (если не сказать политически) острой. Поднимать, какие-то важные, острые для нации вопросы.  На ТВ,к сожалению, надеется не стоит в этом отношении. это официоз. Но вот певцы, могли бы выполнить функцию глашатаев нации.  

  2. Damir Nabi

    Татарские журналисты сами и тащут татар в бездну ! то есть пилили и пилят сук на котором сидят . Пропагандировали руский язык , рускую культуру ихнего пушкина, лермотова…….. А своего в лучшем случае замалчивали или ставили в второстепенное место. Вместо Татарской истории и писали про болгарский бред, про интернационал и тоже самое сегодня далеко не ушли ведь те же журналюги еше пишут . ВСПОМНИТЕ АНЕКДОТ ПРО ТАТАР В АДУ ! — ТОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАТАР : ОДИН ТАТАР ХОЧЕТ ВЫЛЕЗТИ ИЗ АДА , А ТРИ ДРУГИХ ТАЩУТ ЕГО ЗА НОГИ НАЗАД ! Можно писать много. Надо пропагандировать милләтчелек, а не любовь к руской империи ! Төшендегезме ? Әгәр дөнҗяда калу ниятегез булса ! Илфак Шигапов бу диярле бер үзе, милләт өчен эшләүче, Чын Кеше-Татардыр… Бер кеше күпме эшли ала икән ?

  3. biltir

    А тем, кто действительно хочет посвятить себя татарской музыкальной сцене, нужно хорошо подумать

  4. еТатар

    «ВасяОбломовPosted on 13/06/2011 at 20:17… болгарский удаляет мои сообщения»
    Вася, это я удаляю, у нас не принято оскорблять кого бы то ни было. Всего хорошего.
    Ильшат

  5. Марат

    Еще один немаловажный фактор в создании «понимания» того, какая тат. эстрада «есть сейчас».
    Это ТНВ — телевизионный канал. На самом деле очень много сейчас интересного происходит в тат. шоубизе. Очень много ярких самобытных людей с интересными песнями. Но как правило этого всего мы не можем увидеть по телевизору по тем или иным причинам. А видим только то, что нам дает сам канал. И как правило все это дажне 3е сортным материалом не назовешь.
    Да и снимать и делать монтаж качественно и грамотно не научились до сих пор. Куда правительство смотрит???? колхозники ? или пофигизм? Не знаю.
    К примеру смотрел недавно какую то дискотеку ТНВ, видимо в пирамиде была. Ужас , для интереса тупо смотрел полностью. Чем дальше, тем страшнее, ну прям как в сказке))
    Откуда исполнителей набирают ??? на улице баумана непосредственно за 2-3 часа до дискотеки????? похоже что так. Исполнители, внешний вид, что поют, как поют, …. оставляло желать лучшего. И вот появилась Альбина Апанаева например… все клева! но из за дурацкой и дешевой съемки и полного отсутствия света и др. свето-эффектов — несмотря на то что классная певица и классный материал у нее.. ну смотреть было просто не интересно!
    Такой же момент был когда пели Диля Нигматуллина, Илгарай и т.д.
    Почему то на ОРТ любой проект и его съемку смотрю как фильм??!. Красиво и интересно!
    Почему? — Потому что там никто требуху всякую и не пропустит. И все сделают так чтобы другие смотрели и завидовали!

  6. Лейсан

    Марат, может это кому-то выгодно, что до зрителей не доходит, как вы говорите «ярких самобытных людей»? Да на ТНВ, как по мне, ничего интересного и не увидишь, только и смотрю что музыкальные передачи, а как их дождусь тоже ничего особенного — все время одни и те же лица…
    Думаешь правительству это надо? Оно ТНВ и по праздникам не смотрит, да если и смотрит из-за своей неграмотности ничего не понимает…
    Марат, давай тебя поставим следить за светом, и сам снимать будешь? ;))) а на ОРТ, на первом канале, видимо не жалеют на это денег….ведь чтобы снять какой-то праздник там приглашают специалистов…
    А что до песен, уж очень сейчас много молодых певцов, не успеваешь просто уследить, я конечно не против ,что бы они появлялись, но, милые мои, ведь должен быть как минимум голос, а лицо уж нарисуют ;) слишком много артистов, конечно население не успевает купить диски, тем более есть Интернет, легче скачать песню сидя дома, чем поднять свою пятую точку и идти куда-то…