Халяль — между гарантией качества и отсутствием маркировки харам

Сегодня тема халяль стала актуальной в нашем обществе. Интерес к халяль возрос не только у мусульман, но и людей других конфессий. Проводятся различные выставки, конкурсы и мероприятия. Об этом мы поговорили с Садыковым Динаром Ильсуровичем – председателем комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

— В последнее время интерес к халялю возрос. Динар Ильсурович, расскажите, с чем это связано?

Динар Садыков

Динар Садыков

— Сейчас халяль выбирают не только мусульмане, но и люди других конфессий, потому что он является гарантией качества. Именно того качества, которое должно быть присуще продукту. Мы знаем, что отменив обязательную сертификацию товара, производители могут обмануть потребителя, то есть они предоставляют продукцию, говорят, что у них все нормально, а потом могут не следовать общим требованиям по производству того или иного продукта. А к халяль требования жестче. Кроме того, что это здоровая пища, это – прежде всего продукт религиозного происхождения, присущий мусульманам. Поэтому контроль над этими продуктами лежит на религиозных организациях, такие как муфтияты, духовные управления или комитеты, которые специально создаются для ведения подобной деятельности.

— То есть эти комитеты должны быть религиозными?
— Эти комитеты должны быть учреждены религиозными организациями, быть подотчетными и подконтрольными Духовным управлениям мусульман, так как функции всего, что связано с религией лежит на них. Но чтобы самим непосредственно всем не заниматься, Духовные управления в свою очередь делегируют полномочия по халяль данному комитету.

Так как всем этим процессом руководит религиозная организация, то соответственно возникают религиозные требования, которые никак не могут быть нарушены при производстве продукции халяль. Это новый уровень стандартов. Производитель добровольно, без какого-либо принуждения может сертифицировать свой товар. Если человек хочет производить халяль, то он должен соблюсти все требования. Стандарты не появились сразу, они улучшались, изменялись. Постоянно проводятся исследования, богословы дают фетвы, по определенным ингредиентам или по определенному продукту, быстро развиваются технологии. Если пять лет назад мы ели один продукт, то сегодня под этой маркой мы потребляем совершенно другое, ввиду того что технологии совершенствуются, появился новые ингредиенты, красители. По вкусу похож, но он все-таки уже иной.

Халяль не бежит за технологиями. Но комитет отслеживает и проверяет все новшества. Проверяется состав сырья, продукта – нет ли в них запрещенных компонентов, ингредиентов животного происхождения, алкоголя. Обычный потребитель не всегда поймет, что он покупает, даже если прочитает состав, может не понять разрешено это или нет, и идет по легкому пути. Запрета же нет, а харам не маркируется. Поэтому, чтобы товар покупали без сомнений, производители сами приходят и просят, чтобы их продукцию проверили на соответствие стандартам халяль. Обращаются производители больших предприятий, и даже производители воды.

— Это же смешно!
— Да, с одной стороны смешно, а с точки зрения производителя правильно, он хочет подтвердить свой статус. На сегодняшний день наш менталитет не может принять этого, как не мог принять несколько лет назад халяль кондитерские изделия, как не воспринимают тот же самый майонез, косметику, медицину. Еще 5-6 лет назад у нас этого не было, а теперь мы это воспринимаем как должное. Мы недавно вышли из того состояния, когда халяль для нас означало только мясо.

— По вашим словам получается, что там, где нет маркировки «халяль», мы не имеем право покупать эти продукты?
— Нет, ни в коем случае. Мы говорим, что мы не даем гарантию на ту продукцию, которую не проверили, потому что не можем знать, что в его составе. Каждый человек несет ответственность за себя. Если он купил продукт, и он ему подходит, то это его воля. Комитет выполняет функцию проверяющего органа, тех предприятий, которые к нему обратились, и сказали: «Проверьте меня и дайте мне сертификат, маркировку, если я соответствую стандартам». Маркировки облегчают жизнь мусульманам: приходя в магазин не надо искать, он видит значок и спокойно покупает то, что ему надо. Если мы бы жили в исламских странах, то этот вопрос сам с собой отпадал. Например, в Малайзии 99% продуктов маркируется халяль. У них есть понятие: если у тебя нет маркировки, то ты, как минимум, сомнительный.

— Если, например, я предприниматель, у меня свое кафе. Но у меня нет сертификата. Ко мне приходят мусульмане и спрашивают халяль у меня продукты или нет. Я говорю, что халяль, они мне верят на слово. Получается, что сертифицировать не обязательно?
— А мы об этом и говорим – сертификация добровольная, к сожалению, она не обязательная. Единственный кто может наказать – это власть народа. Обманутый потребитель может обратиться в комитет по правам потребителей и привлечь производителя или предпринимателя к административной ответственности. Как и в другом любом кафе, если ему не понравились услуги. Мусульманин может попросить доказать, что у него продукция халяль, а каким методом докажет владелец – это уже проблема того, кто предоставляет эти услуги, а доказать он обязан. Если человеку достаточно только слова, то пожалуйста, нет никаких проблем, это его решение.

То, о чем мы сейчас говорим – это вопрос греха. Это то, что не видно, нельзя потрогать руками. В целях коммерции, этим невидимым можно пренебречь и воспользоваться доверием. Где гарантия, что этот человек к этому добросовестно относится?

— Кроме продуктов питания, в каких областях вы еще работаете?
— В косметике, гостиничные услуги. Гостиничные услуги начинаются с того, что предоставляется халяль еда в ресторанах при гостинице. Такие тонкости как, наличие кумгана в ванной, наличие намазлыка, Корана в комнате, определение направления кыйблы. Эти вещи только-только начинают предоставляться. Надо учитывать, что Казань становится центром взаимодействия разных культур, и гостиницы начинают обращать на это внимание. Человек, который привык к мелочам, если приезжает сюда и не находит их, то он считает это для себя оскорбительным, он думает, что его права нарушаются. Мы только-только к этому приходим и это надо развивать. На носу универсиада, к этому тоже надо готовиться. Предоставить 5-10 кафе халяль этого будет уже недостаточно.

— Кто имеет право выдавать сертификаты соответствия?
— На сегодняшний день официально общероссийский статус сертификации имеют два органа: у нас в Татарстане и в Москве при Совете Муфтиев. Они имеют лицензию, признание Российской Федерации и законодательства.

На примере Татарстана, другие регионы, муфтияты начали создавать у себя комитеты. Где-то они сами их организуют, где-то мы вместе создаем и передаем им свой накопленный опыт, обучаем их экспертов, и они начинают работать в этой сфере. Мы подписываем с ними договора соглашения, что будем признавать друг друга. Большинство комитетов не придумывают ничего нового, не делают новые значки, а мы, на основании договора, передаем им полномочия проверять предприятия как от нашего, так и от своего имени и маркировать общим значком. Значок «халяль» не присущ только Казани или Татарстану, на маркировке нет надписи принадлежности.

Когда все тонкости соблюдены, на основании нашей документации, мы выдаем акт проверки, после чего печатаем свидетельство для производителя. Это означает, что его продукт соответствует всем религиозным требованиям. Уже с этими документами производитель получает сертификат соответствия.

— С кем вы работаете?
— Мы работаем с ФГУ Тест-Татарстан. Это государственный орган, который выдает сертификат соответствия.

— Говорят, что комитет халяль создан только ради коммерческих целей и эта структура существует лишь для того, чтобы получать прибыль.
— Такой ярлык можно приписать любому. У комитета есть финансы, без этого он просто не может существовать. На сегодняшний день комитет выполняет функции контроля на производстве, чтобы не было нарушений по сырью, которое поступает, при реализации. Каждый этап подразумевает эксперта, который контролирует это на постоянной основе. Если предприятие находится под нашим контролем, то это означает, что как минимум, один человек прикрепляется к этому предприятию, которому мы выплачиваем заработную плату.

— Что предприятие вам дает за контроль и предоставление сертификата?
— Они выплачивают определенную сумму. Но эта сумма зависит от многих факторов: где находится предприятие, в каком регионе, его величина, объем производства, какой процент будет составлять халяль продукция, промежуточность выпуска, какой вид продукции выпускает.

— В каких регионах вы еще работаете?
— На сегодняшний день самый восточный это у нас Челябинск, западный – Калининград, на севере – Марий Эл, юг – это Ростов, Ставропольский край. Получается очень обширная зона. Сюда входят и Уфа, и Самара.

— Могу ли я открыть свое предприятие, зарегистрировать его и заняться выдачей сертификатов халяль?
— Есть международный документ «Кодекс алиментариус». Он принят и у нас в России. Там прописаны условия при производстве продукции, предоставлении услуг. Есть там и пункт, касающийся халяль; относительно его – вопрос остается еще пассивным. Наши коллеги москвичи и мы над этим вопросом работаем, чтобы все-таки привести его в действие. В документе указано, что предприниматель, который позиционирует себя как производитель халяль, для потребителя, обязан наносить надпись или логотип, подтверждающий, что его продукт является халяль. Маркировать и давать возможность производителю наносить подтверждающий знак имеет право только религиозный руководитель страны или региона. Никто не имеет право наносить надпись или маркировать продукт, кроме как с подтверждения религиозного руководителя. Если вы договоритесь с духовным управлением мусульман, и он станет учредителем, то вы можете открыть такое предприятие. Но сами лично, без ведома духовного управления этого сделать нельзя.

— Какие ниши Вами еще не охвачены?
— Когда я перечислил продукты: воду, майонез, кондитерские изделия, вы сказали, что это абсурд. Какие ниши еще есть?

— Садики, школы…
— Работу с садиками и школами мы ведем. Работа с ними – это совсем другое дело. Они государственные, здесь контроль не дают ни комитету, ни духовному управлению.

— Почему так мало детских садов с питанием халяль? Почему бы Вам непосредственно не заключать договора с детскими садами?
-У нас на сайте опубликован список детских садов и школ с питанием халяль в г. Казани. Их порядка около 25. Эта работа осуществлялась с администрацией города. Дело в том, что поставка продуктов питания в дошкольные и школьные учреждения осуществляется на тендерной основе. Халяля там пока еще нет. Мы работаем над тем, чтобы туда включили пункт «халяль». В Нижнекамске уже давно существует такая практика. Там несколько школ и садиков участвую в тендерах, как потребители халяль и они выбирают поставщиков халяль продукции. У нас в Казани этого пока нет. Никто не может поставлять продукты, если не выиграл тендер.

— Почему же заведующие детских садов, говорят, что если мы соберем подписи с родителей, то можно сделать питание халяль?
— Это мы их научили собирать подписи с родителей. Если кто-то хочет изменений, то надо действовать и делать первые шаги на пути достижения определенной цели . Потому что, когда мы идем к властям, то в наших руках должны быть документы: заявления, обращения, которые удостоверяют, что этого хотим не только мы, но и другие люди, те же самые родители. К сожалению, наши мусульмане не умеют пользоваться своими правами.

— Родители не захотят вводить в садик халяль питание, потому что он дорогостоящий. Почему он идет намного дороже? Ведь известно, что мусульмане, подавляющее большинство – это люди среднего и ниже среднего достатка. Некоторые не могут себе позволить себе халяль продукты?
— При встрече с Илдус хазратом и ФГУ Тест-Татарстан мы договорились, что сможем создать ревизионную комиссию, которая будет направляться на предприятие, чья продукция дороже и будет требовать отчет, раскладку, почему получается такая высокая цена. И производитель должен будет расписать. В этом направлении сейчас ведется работа.

— Если он скажет, что он просто хочет на этом заработать – и это его право! Дело в том, сможет ли комитет или Духовное управление повлиять на снижение цен на халяль продукты?
— Люди, комитеты других регионов, которые подключаются к халяль на третьем уровне, не зная, что было до них, начинают критиковать нашу деятельность. И стараются перепрыгнуть с третьего, например, на пятый или шестой уровни, не зная и не имея понятия, какой был халяль на первом уровне. Мы тоже знаем, что нам надо подняться на десятый уровень, но перепрыгнуть через лестницу невозможно. Нужно идти поэтапно. Раньше предприятия привлекались к халяль уговорами, их просили, чтобы они сделали линию продукции халяль. Не было никаких требований, потому что раньше для народа нужно было хоть что-то найти халяль.

— Понимаете, сейчас людям не важно, что было раньше. Их интересует сегодняшний день, потребители хотят получить халяль в детских садах, школах сейчас, сегодня. Вы можете, имеете право надавить на производителей, на реализаторов, чтобы они снизили цену на халяль продукцию?
— С каждым годом требования становятся жестче. На сегодняшний день мы заключаем договора с предприятиями и требования у нас уже другие, чем в прошлом году. Если будет работать ревизионная комиссия, то уже в требованиях мы будем прописывать, что цены должны будут согласоваться с Духовным управлением или с комитетом. И уже мы будем влиять на них. А если предприятие не захочет, то это их право, сертификация добровольная. Если они не захотят получать сертификат по нашим условиям, то они его не получат. Но эти изменения уже завтрашнего дня.

— Скажите, где можно найти информацию о комитете по стандартам халяль?
— У нас есть сайт. Вы можете зайти на сайт и найти всю необходимую информацию. Также там указаны контакты, по которым можно с нами связаться.

1 комментарий

  1. РУСИЧ

    Пишу ТОЛЬКО ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ- Не слушайте мёдоречивые речи о качестве ХАЛЯЛА! Для христиан ХАЛЯЛ (как и КОШЕР иудеев)-это ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ! Ни в коем случае не покупайте! (мусульман прошу не обижаться на православную точку зрения!)