История одной песни: “Гөлҗамал”

Фото с сайта театра Г.Камала

Ильсия Тухватуллина в роли Майсары

“еТатар” запускает новый проект – “История одной песни”. К сожалению, многие из нас привыкли к тому, что татарская песня – это нехитрый набор нескольких аккордов, приукрашенный а-ля пентатоникой, разбавленный гармошкой и сведенный в стандартной музыкальной программе на компьютере. Между тем, есть среди представителей современной татарской эстрады те, кто не ленится тратить свое время, силы и деньги на обработку старинных татарских мелодий. И иногда получаются настоящие шедевры. В рамках нового проекта мы будем знакомить читателей с историей песен, зародившихся где-то в глубине веков, дошедших до нас и в XXI веке получивших новое звучание.

Альбом Алсу Хисамиевой “Җаным сезнең белән һәрчак” вышел в 2001 году. 10 лет прошло, а он до сих пор считается свежим и новаторским. Для татарской эстрады, конечно. Некоторые треки спокойно дадут фору многим так называемым хитам 2000-х и даже 2010-х.

Но есть в этом альбоме одна композиция, услышав которую каждый уважающий себя меломан, поймет, насколько наши татарские певцы не дорожат музыкальным наследием своего народа. Татарская народная песня “Гөлҗамал” в исполнении Алсу Хисамиевой не просто приобрела новое звучание. Она приоткрыла завесу тайны над татарским домом, заглянула в татарское общество XIX века (а быть может, и XVIII, и XVII веков) и поставила страшный вопрос: какого жить, когда не чувствуешь интереса к жизни? Откровенно. По-философски. Слегка шокирующе – аж холодок пробегает.

Предлагаем построчный перевод текста:

Мерцают свечи.

Гульджамал…

Созревшие девушки плетут льняное веретено.

Ручная работа девушек-красавиц, девушек как жемчуг.

Тяжело, когда нет того, кого любишь всей душой.

За кого же замуж выдадут?

Гульджамал…

Шепчутся об этом, шепчутся…

Ручная работа девушек-красавиц, девушек как жемчуг.

Тяжело, когда нет того, кого любишь всей душой.

Вспоминаются слова гениальной Вирджинии Вулф, написавшей один из сильнейших романов ХХ века “Часы”: “Миссис Дэллоуэй решила, что купит цветы сама” – один день из жизни женщины, и в этом дне вся её жизнь. Также и здесь: количество строк не достигает и десяти, а в них показана вся жизнь татарской женщины.

Хисамиева добилась какого-то завораживающе пугающего эффекта этой песни, которая словно машина времени увлекает тебя за собой в глубь веков в глухую татарскую осень, когда девушки собирались вечером у кого-то дома и слагали такие вот драматические песни о жизни. И Рафаэль Ильясов, и Мингол Галиев, и Фердинанд Саляхов – имена на татарской музыкальной сцене признанные и уважаемые – в один голос заявили корреспонденту “еТатар”, что певицы, способные исполнять “Гөлҗамал”, могут петь абсолютно любые композиции. Это своего рода апогей татарской народной музыки. Классическими исполнителями этой песни считаются Гульсум Сулейманова, Асия Галимова и Флюра Сулейманова.

Алсу Хисамиева призналась, что долго не решалась представить эту песню публике. “Работа над треком началась еще в середине 90-х, а альбом вышел в 2001-м. Я боялась, что испорчу этот клад. Ведь выросла я в городе, и, как мне кажется, не до конца могу донести весь тот моң, который в ней заложен, — поделилась своими воспоминаниями певица. – Эта музыка, которая заставляет думать. И таких богатых песен у нашего народа очень много”.

“Татар хатыны ниләр күрми?” Галимджана Ибрагимова, “Зәңгәр шәл” Карима Тинчурина – лейтмотив “Гөлҗамал” можно проследить в целом ряде произведений татарской классики.

Однако же по мнению фольклориста Махмуда Нигметджанова, автора книг о татарских народных песнях, “Гөлҗамал” скорее всего была сочинена конкретным человеком в начале ХХ века. “Простой народ такие сложные музыкальные композиции слагать не мог. А в этой песне чувствуется влияние восточной литературы. Тот же образ свеч. Ну, когда у татар были свечи? А на востоке были. Я думаю, что это результат труда городской интеллигенции, которая услышав народный мотив, переработала его и, что называется, довела до ума, — говорит Нигметджанов. – А тема песни, конечно же, актуальна для нашего народа. Первоисточник мог появиться и 500, и 1000 лет назад”.

3 комментариев

  1. Ufadan

    Бик тә кызык икән!

  2. Чулпан

    Чем-то Enigma напоминает даже. =)

  3. Ural

    Вот здесь http://ihlasufa.ru/index.php/muz-arhiv/48-nashi-lica/85-lina-ganieva непревзойденное акапельное исполнение «Гульжамал» Уфимской Соловушкой, неподражаемой и неповторимой Лины Ганиевой