Польские татары и польская геополитика

Фото с сайта www.segodnia.ru

Татары Польши

Информационно-аналитическое сетевое издание «Сегодня» опубликовало статью Петра Розживина о татарах Польши. Редакция «еТатар» предлагает этот материал и своим читателям.

Речь пойдет не о новейшей эмиграции представителей татарского народа с территории СССР, а о самостоятельной этнической группе татар, сформировавшейся в конце XIV – начале XV веков на территории Великого княжества литовского (ВКЛ), из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды и Крымского ханства.

Иногда в исторической литературе их именуют также польско-литовские, и даже белорусские татары, поскольку их потомки проживают сегодня на территории этих трех государств. В самом же ВКЛ в первой половине XV века пришельцы образовали вассальное Литве княжество – Джаголдай. Через три столетия, в XVIII веке, в армии Речи Посполитой уже насчитывалось несколько татарских полков, а во время французского нашествия на Россию один эскадрон литовских татар был принят в гвардию Наполеона.

К тому времени польские татары почти полностью перешли на польский язык, многие взяли себе польские фамилии и приняли католичество. Выходцы из польских татар часто занимали военные должности и подвизались на культурной ниве. Так, известный польский писатель-патриот Генрик Сенкевич происходил из татарского рода.

В сегодняшней Польше проживает 5000 польско-литовских татар (еще 4000 в Литве и 10000 в Белоруссии). В Литве и Белоруссии эти люди оказались после того, как Польша лишилась части восточных территорий, ранее отобранных у Руси и Литвы. В давние времена, когда польская власть на этих землях только утверждалась, польские короли расселяли прибывших татар, как заслон от русских и литовцев. Большинство из них – христиане (католики, протестанты, православные), хотя есть до сих пор и такие, кто придерживается мусульманства. Польские татары не проживают компактно, а разбросаны по всей стране.

Наиболее массовым местом проживания польских татар принято считать Белосток – город у белорусской границы. Очень активна татарская диаспора в Гданьске, где создан татарский Союз. Он включает в себя около тысячи человек. Его руководитель – поэт и политический публицист Селим Хазбиевич.

К сожалению, польские власти не могли не удержаться от соблазна, чтобы не поставить татарскую диаспору и вообще татарскую тему на службу официальной польской русофобии. Читая статьи татарских авторов из Польши (например, того же С. Хазбиевича), невольно закрадывается впечатление, что польские татары – самые правильные. А те, кто против России не воевал, – неправильные. Естественно, что за 600 лет проживания в Польше татары прониклись польской культурой и польским духом. Польша стала их второй родиной. Иногда польского татарина можно отличить от поляка только по имени, т.к. фамилии уже у всех польские (Али Козакевич, Мустафа Конопацкий и т.д.). Неестественно только, когда политические убеждения польских татар выдаются за убеждения всех татар.

К примеру, тот же Хазбиевич часто пишет на тему польского прометеизма – идеологии 1920-1930-х гг., направленной на обоснование необходимости отрыва сначала от Советского Союза, а потом от России их национальных окраин. Хазбиевич – апологет прометейской концепции в её современном изводе. По его мнению, стремление Варшавы создать марионеточные государства татар и башкир, финнов-ингерманландцев, коми, карел – стремление благородное и заслуживающее похвалы. Конечно, слово «марионеточные» он не употребляет, маскируя свои излияния в словесные обертки типа «свобода», «право на самоопределение», «русский империализм» и т.д.

Поляки предпочитают говорить только о татарах, воевавших за Речь Посполитую. О Лавуде Чаинском – организаторе полка татарской конницы, участника войны 1920 года, Александре Ельяшевиче – последнем полководце 13-го полка татарской конницы Виленских уланов и др.

Главное, чтобы этот татарин воевал против русских. Это – первейшее условие его почитания. И как-то не очень принято говорить, что в Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк, который мужественно защищал не Польшу, а Россию. Таким образом, попытки представить всех польско-литовских татар, как сплошных русофобов пропольской ориентации, неправомочны.

Польско-литовские татары, в силу обстоятельств, принадлежали двум историям – польской и российской. И считать правильной только польскую версию истории польско-литовских татар не верно.

Пока же Польша разыгрывает антироссийскую тему в татарской среде. В журнале «Ежегодник польских татар», который издается под патронажем центрального Совета Союза татар Речи Посполитой (есть в Польше и такой), частенько размещаются статьи антироссийского толка, в т.ч. иностранных авторов. Печатаются там же произведения представителей кавказских народов Российской Федерации, если эти произведения укладываются в общую канву польской пропаганды.

В планах Союза – восстановление музея польских татар и организация информационного центра. Можно даже не гадать, в какую пропагандистскую машину превратится этот центр.

Официальные польские власти намеренно политизируют татарский вопрос. Он не имеет масштабного измерения в виду малочисленности татарского населения. Однако он используется в пропагандистских целях как живой образец российского тоталитаризма: «Вот, смотрите, это польские татары. Они вам сейчас расскажут, как коварная Москва унижает нерусские народы». И начинается из живущих 600 лет в Польше татар извлечение их исторических обид по типу: «А вот помните, как русские в веке этак XV – м…» и т.д. Наиболее свежие агитационные клише касаются жизни народов СССР и современной Российской Федерации.

Таким образом, польским татарам за прошедшие шесть веков привили исконно польское видение российско-польских отношений. Поэтому татарские активисты из Польши предпочитают контактировать с наиболее русофобскими организациями на территории бывшего СССР. Например, крымско-татарским меджлисом Мустафы Джемилева.

Конечно, в рамках традиционной антироссийской политики Варшавы тема польских татар не играет ключевой роли. Это просто ловкий информационный ход, не более того. Однако нашим читателям не мешало бы знать, что польско-литовские татары не заходились в бешеной злобе при слове «Россия» и не жаждали русской крови. Несомненно, кто-то из них мог и не любить Россию, считая её чужой для себя державой. Но 100% неприятия русских среди польско-литовских татар не было.

Начнем с того, что в России проживает 40000 крымских татар, в основном, на Кубани. Им русофобский бред польско-татарских агитаторов чужд. Кстати, убитый бандой Цапка в Кущёвской предприниматель Аметов был крымским татарином. А многие убитые с ним в тот день его родственники и соседи были русскими.

Еще пример из истории – Яков Юзефович, генерал-лейтенант Белой армии. Из дворян Гродненской губернии, магометанского вероисповедания. Участник русско-японской и Первой мировой войн. С 1914 года – начальник штаба Кавказской туземной конной дивизии. Проявил в боях за Россию мужество и бесстрашие, за что был награжден многими орденами.

Или Александр (Искандер) Османович Тальковский – российский и советский военный деятель. По собственному желанию служил в пограничной страже (пос. Новобржеск, Польша). Участвовал в Первой мировой (начальник гарнизона города Виндавы и Виндавского отряда). Сын Искандера Тальковского – советский комдив Александр Александрович (Искандер Искандерович), участник Первой мировой войны, кавалер боевых наград, командир мусульманского полка первой Петроградской стрелковой дивизии. С января 1919 г. – начальник 2-х Казанских Мусульманских командных курсов. С мая 1919 по март 1920 гг. – начальник штаба Отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады (командир Юсуф Ибрагимов, тоже татарин). Воевал на Туркестанском фронте, активный участник взятия Бухары и Ферганы. С марта 1920 года командовал 4-й и 6-й туркестанскими отдельными стрелковыми бригадами красных командиров в Фергане и Семиречье. Руководил операциями по ликвидации басмачества в Фергане. В 1923 году – начальник Объединенной татаро-башкирской военной школы имени ЦИК ТАСС.

Можно было продолжать дальше, но на этом закончим. Изложенного вполне достаточно, чтобы оценить вклад польско-литовских татар в укрепление державы Российской и понять, почему польская пропаганда делит татар на правильных и неправильных, своих и чужих.


Программа «Халкым минем…» (телеканал ТНВ) о татарах Польши (язык — татарский)

4 комментариев

  1. Заур

    Удивляет то, что польские татары сносно говорят по-русски, в то время как редко рядовой поляк не всегда владеет им.

  2. ШАРИФ

    Каждому рядовому поляку — слава и низкий поклон!

  3. Халида

    Польские татары — это еще и белорусские татары, оставшиеся после войны в Польше, старшее поколение знает хорошо русский язык. А потом, не забывайте, что после войны в Польше было введено обязательное преподавание русского языка во всех школах 5 раз в неделю и ВУЗах, как обязательный. Старшее поколение всех поляков -большинство понимает русский. Новое поколение, выросшее после обретения независимости от СССР — знает по-русски ноль. В транспорте спросишь по-русски что-либо о местонахождении -поймут и ответят старшее поколение. Обратишься по-русски на улице к случайным молодым (например, к группе парней, как я сделала) -с хохотом отправят на три буквы.
    Но самое страшное не в этом -они относятся к нам так, как мы этого заслуживаем. Загляните в Варшаве на кладбище под наименованием «Татарское» на улице Татарская. Там в развалинах и руинах (в лучшем случае) остатки надгробий не последних татарских воинов, великих людей Ислама 19-20 веков.

  4. Абзый

    сама статья Петра Розживина идиотская. она не столько о татарах, сколько об отношениях между московией и Польшей в контексте татарской проблематики. Татарская проблематика, напомню — это стремление татар установить свое независимое от московии татарское государство. Поляки этого добились, значит и татары смогут. Татары полякам в этом помогли, надеемся на ответную помощь.