Госдума и татары. Начало ХХ века

Фото из "Wikipedia"

Зал заседаний Государственной Думы 1906-1917 гг.

4 декабря состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации VI созыва. А как голосовали татары и как они были представлены в Государственной Думе Российской империи в начале ХХ века? «еТатар» предлагает вашему вниманию небольшой экскурс в историю.

Государственная   Дума  Российской Империи I созыва (апрель-июль 1906 года): 25 мусульман, из них 12  татар.

Государственная   Дума  Российской Империи II созыва (февраль-июнь 1907 года):
35 мусульман, из них 15  татар.

Государственная   Дума  Российской Империи III созыва (ноябрь 1907 г. — июнь 1912 г.):
Мусульманская фракция состояла из 10 депутатов, в том числе, 7  татар.

Государственная   Дума  Российской Империи IV созыва (ноябрь 1912 г. — октябрь 1917 г.):
Мусульманская фракция состояла из 6 депутатов, в том числе, 5  татар.

Доктор исторических наук Айдар Хабутдинов пишет, что при отсутствии территориальной автономии мусульмане Волго-Уральского региона России стремились обеспечить свои права на всероссийском уровне путем участия в законодательном процессе.

В годы российской революции 1905–1907 гг. казанские  татары  составляли основу политического движения российских мусульман. По словам Хабутдинова, сама численность  татар, их уникальная структура образования, наличие финансовой базы, присутствие в национальном движении крупной буржуазии и земских деятелей, их ориентация на европейские формы политического движения быстро привела их к лидирующей роли в мусульманском политическом движении. Сила  татар  заключалась и в наличии значительного слоя национальных активистов (местного духовенства, средней и мелкой буржуазии, мугаллимов, учителей и учеников  государственных  школ, студентов, шакирдов), которые сумели создать структуры движения, как в национальных центрах, так и на местах.

Мусульманское общественное движение выходит за рамки движения, обеспечивающего защиту потребностей уммы, и превращается в общероссийское политическое движение, ориентированное на реформу государственного строя путем голосования в Государственной Думе. Российская мусульманская элита в этот период могла ориентироваться только на партию эволюционного развития, так как стремилась сохранить единство мусульманской общины и обеспечить автономию её религиозных и образовательных институтов.

Само выборное думское законодательство было весьма выгодным для меньшинств, которые были в состоянии создать широкую коалицию. Избранные в волостях, а затем уездах выборщики в свою очередь избирали членов Госдумы. Депутатами становились лица, получившие наибольшее число голосов. В условиях расколотости русского населения на несколько партий, мусульмане могли провести своих депутатов, блокируясь с одной из общероссийских партий.

В татарских газетах этих лет вовсю осуществляется политическая пропаганда. На рубеже 1905-1906 гг.  татарам  удается создать четыре газеты, возглавлявшиеся национальными лидерами: в Петербурге это “Уль-Фат”, в Казани — “Казан мохбире” и “Йолдыз”, в Оренбурге – “Вакыт”.
10 ноября 1905 года в Казани состоялось собрание, где рассматривался вопрос о присоединении  татар  к одной из общероссийских политических партий после детального ознакомления с их программами. На думских выборах предлагалось выступить в союзе с конституционно-демократической партией, так как “она обращает большее внимание на религиозные свободы и показывает понимание угнетенных наций”.

Деятели казанского бюро конституционно-демократической партии перевели на татарский язык и издали программу партии с примечаниями. Особая роль в этих примечаниях уделялась равноправию нерусских народов, свободе вероисповедания, религиозной автономии и особенностям национальной системы образования.

Таким образом, кадеты гарантировали не только гражданское равноправие, но и религиозную автономию. Система частного образования и национальных культурных организаций также получала полную автономию. Обеспечивалось преподавание в государственной начальной школе на родном языке. Для мусульманских либералов такие гарантии являлись достаточными на этапе развития, требовавшем, прежде всего, религиозной и культурной автономии и создания целостной системы образования.4

Выборы в I Госдуму  в Казани, губернии, других регионах показали, что  татары  жестко голосуют за выборщиков-татар. По воспоминаниям одного из русских выборщиков, в Тетюшском уезде “татары  были дружны и готовы были голосовать как один, за кого укажет комитет.

Мусульманская фракция Госдумы  I созыва (27 апреля — 8 июля 1906 г.) была сформирована 21 июня в составе 22 депутатов (12  татар) из числа представителей интеллигенции, помещиков и улемов.

Выборы во II Госдуму в 1907 г. также проходили с большим энтузиазмом. Либеральные газеты призывали фракцию во II Думе “защищать собственные политические, экономические, национальные и религиозные права мусульман России и удовлетворять их потребности”, рекомендовали направить в постоянное бюро фракции юристов и начать издавать газету на русском языке.

Мусульманская фракция  Государственной   Думы II  созыва (20 февраля – 3 июня 1907 г.) была образована в составе 36 депутатов-мусульман (15  татар), 6 из которых в марте выделились в самостоятельную мусульманскую трудовую группу (мөселман хезмәт таифәсе).

Госдума III созыва (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 гг.) была созвана по новому избирательному закону от 3 июня 1907г. По нему представительство в Думе потеряло коренное население Средней Азии, Степей, большей части Кавказа (кроме Дагестана) и турецкой части российского Закавказья. Деятельность фракции в Госдуме получила новую доминанту — борьбу за начальную светскую школу на родном языке. Правительство П.А. Столыпина внесло законопроект об обязательном начальном образовании в рамках 4-х летней школы. Фракция действовала в соответствии с резолюцией III Всероссийского мусульманского съезда 1906г. и провела в 1910 г. петиционную кампанию, получив поддержку депутатов-октябристов от Казанской губернии И.В. Годнева и А.Н. Боратынского и Уфимского губернского земства. Правительство требовало обучения на русском языке, давая определенный переходный период для овладения им. В Госдуме  прошел вариант о татарском языке как языке преподавания и только для  татар . Но даже такой вариант был отклонен Государственным Советом. В связи с этим татарское общество не видело реальной пользы от деятельности Госдумы  для  татар .

IV Государственная Дума в 1912 г. была избрана по тому же избирательному закону. В ней мусульманская группа состояла из 6 депутатов (из них 5  татар): трое — от Уфимской и по одному от Оренбургской и Самарской губерний. Мусульмане Казанской губернии не были представлены.

9 комментариев

  1. Damir Nabi

    Тогда и татары были другие и другими…. не то что сейчас : щука, рак , лебедь и в ад , и еще что то…. и куда то….

  2. Абзый

    «В связи с этим татарское общество не видело реальной пользы от деятельности Госдумы  для  татар .» ))))))) дөрес.

  3. Mansur

    “татары были дружны и готовы были голосовать как один…» — хэзер дэ шулай булырга тиеш

  4. Заур

    Тоже самое происходит сейчас. От Гос. Думы кроме вреда татарам и другим неруским ничего нет.

  5. Дамир

    Даёшь 99% ЕдРа в Татарстане! Обгоним чукчей и кавказ!

  6. Crazy B*tch

    Молодцы, татары! Показали единство нации 4 декабря! 85% за «единую россию»!

  7. Мишәр

    Мдаа, перегнули с циферками… Оятсызлар!

  8. Яртатар

    даа 85 процентов — один из самых коррумпированных показателей, а нурлат вообще отжег — нога наблюдателей в этот город не дошла

  9. Альберт

    Радует, что в царской России депутаты-татары имели право отстаивать свои права и имели по крайней мере высказаться за антинародные законы. И довольно печально что сейчас депутаты татары не защищают свой народ, а лишь лижут ж…у ЕДросам, которые лишили их право голосовать за главу республики, которые испоганили конституцию Татарстана, которые лишаю татар родного языка.