Где же ты, Старотатарская слобода?

Прогулка журналиста Алсу Хасановой по Старотатарской слободе невольно заставляет задуматься об отношении татар к своей собственной истории. «еТатар» предлагает перевод материала, напечатанного в газете «Ватаным Татарстан» 27 декабря.

Уңга карасаң да юк,

Сулга карасаң да юк,

Уңга карап, сулга карап,

Утырып еласаң да юк.

Когда мы гуляли по улицам Старотатарской слободы вместе с заместителем директора Института истории имени Шигабутдина Марджани Радиком Салиховым, на ум пришли почему-то именно эти строки. Некоторые дома разрушены, некоторые взорваны, а некоторые сожжены. Радик әфәнде, останавливаясь у каждого дома, рассказывает о представителях татарской интеллигенции, живших там. А мне хочется плакать – эти здания никому не нужны.

Фото Дмитрия Бунтукова

Радик Салихов

Наша прогулка началась с улицы Каюма Насыри. Первым делом остановились у дома, где когда-то жил Шигабутдин Марджани. Окна заколочены. “Мы очень беспокоимся за судьбу этого здания, — говорит Радик абый. – Этот дом не находится под охраной государства. Видите — следы пожара. Это здание пытались поджечь уже несколько раз”.

Вот уж интересно: мечеть Марджани и весь религиозный комплекс были великолепно отреставрированы, а дом этого великого человека, который находится прямо напротив мечети, даже не охраняется государством. Сколько он еще простоит с заколоченными окнами? Никто сказать не может.

По словам Салихова, мемориальные таблички, установленные на нескольких рядом стоящих зданиях, несут неверную информацию. Например, на доме 13 по улице Каюма Насыри написано, что это дом Муллина. “Неверно это. Дом Муллина располагался рядом. Он сгорел. А это – дом Барышева”, – говорит Радик Салихов. Сейчас в этом доме живет писатель Заки Зайнуллин. Мы расспросили о том, чей же это дом, хозяина: “Это дом Муллина, — говорит Зәки әфәнде. – Русские в Старотатарской слободе не жили. Их сюда и не пускали. У Муллина было три дома. Один сожгли. Другой тоже сгорел, но не полностью. Только при мне в Татарской слободе сгорело 32 здания. Не позволю я вам забрать табличку, где написано, что это дом Муллина”.

Все эти дома тщательно изучены историками. И неверно, что русские в Старотатарской слободе не проживали. Радик Салихов рассказал о доме Казакова, который располагался когда-то на улице Каюма Насыри. Этот человек, будучи по национальности русским, строил мечети в Астрахани и Казани. Сегодня и следа не осталось от дома, где когда-то жил сделавший так много для татар человек.

Татарская слобода испокон веков славилась людьми, проживавшими в ней. Здесь рождались и вырастали воистину лучшие представители нации. Сегодня всё это архитектурное наследие кануло в лету. Как больно смотреть на дом 12 по улице Каюма Насыри! Это дом Ибрагимова. Когда-то этот татарский род держал кондитерскую фабрику. Вот и дом Шамиля, где ныне располагается музей Габдуллы Тукая, когда-то выкупили Ибрагимовы.

— Мы все говорим о 2013 годе, об Универсиаде. А где наша история? Что будем показывать туристам, которые будут гулять по Старотатарской слободе?

— Нет её, — говорит Радик әфәнде. – Еще в 90-е годы было возможным ознакомиться с жизнью татарских купцов, когда-то живших в Старотатарской слободе. Сегодня же всё разрушено. Перед 1000-летием Казани кое-что успели спасти. Деревянные дома были покрашены, сделали косметический ремонт. Но в последние годы очень много деревянных домов исчезли. Например, уже нет деревянного дома Алкиных. На перекрестке улиц Каюма Насыри и Фатиха Карима стоял дом Апанаевых-Хайбуллиных. Какое красивое здание было! Первый этаж был сделан из кирпича, а верхний – из дерева. Какие орнаменты были! Разрушили это здание. Нам объяснили, что оно не находилось под опекой государства. Вот такие неохраняемые здания были разобраны, а на их месте выросли пяти, шести, семиэтажные дома. Удивительно, что здания Старотатарской слободы не были внесены в список охраняемых государством зданий. Каждый дом должен был быть внесен в этот заветный список, ведь люди, жившие здесь, оставили глубокий след в истории.

Можно ли вернуть эти разобранные, сожженные здания? Что для этого нужно? Проекты старинных зданий хранятся в архивах. Но кто даст разобрать вновь построенные многоэтажки и заново возвести дом Алкина или Апанаевых? На месте дома, где жили легендарные Замановы, построили новое здание. “Уж хотя бы не уродовали Старотатарскую слободу этими многоэтажками”, — говорит Радик Салихов.

Дом Апанаевых (улица Каюма Насыри, 37) был одним из первых кирпичных зданий начала XIX века. Сейчас его тоже нет. На его месте строится еврейская школа. По словам Салихова, это здание было под охраной государства. И никто не знает, как и почему его разрушили. Неподалеку на улице Сафьян, 5 находится еще один дом Апанаевых. Кто-то выкупил его, пару лет реконструировал. Ныне все работы приостановлены. Спускаясь вдоль этой улицы к озеру Кабан, можно увидеть деревянные дома Апанаевых. Еще одно специфическое здание начала XIX века. Балкон его отличается от других деревянных домов. В доме по сей день живут люди. Если они переедут, вполне возможно, что и это здание будет стерто с лица земли казанской. Что, по-вашему, было сделано для того, чтобы здание перестало гнить? Перед 1000-летием Казани его просто покрасили в красивые цвета. Всё на этом.

Фото с сайта http://rustik68.narod.ru

Дом Апанаевых (улица Сафьян, 5)

Мы идем дальше. Улица Габдуллы Тукая. Та же ситуация. Полуразрушенные здания. Дом Хусаина Ямашева разобрали. На дома Утямышева, Сагдиева, Агишева без слез не взглянешь. По словам Салихова, дома Старотатарской слободы исчезли целыми улицами. На каждой улице сохранилось от силы два-три здания. Даже в сталинскую эпоху слобода не переживала таких изменений как сейчас. Разве что на улице Тукая можно встретить несколько двух, трехэтажных зданий, возведенных в те годы. Многоэтажные дома строить не решались.

— А историки могут хоть как-то повлиять на то, что здесь происходит? Вы поднимали вопрос о том, что Старотатарская слобода исчезает?

— В газетах и журналах вышли десятки моих статей. Много раз я выступал по телевизору и на радио, — отвечает Салихов. – Ноль внимания! Сегодня вроде начали задумываться. Но не слишком ли поздно?

Одно из лучших отреставрированных зданий Старотатарской слободы сегодня – это дом Бадретдина Апанаева (на улице Тукая). “Как хочется, чтобы и остальные здания были отреконструированы так же, — говорит Салихов. – Посмотрите, в каком состоянии дом Каушчи Садыка (улица Фатиха Карима, 7)! Этот мастер обуви был известен далеко за пределами Казани. Откуда только не приезжали за его кожаной обувью! Сегодня дом его заброшен. За рубежом из такого здания уже давно сделали бы торговый центр”.

Фото с сайта http://rustik68.narod.ru

Дом Каушчи Садыка

В Старотатарской слободе отреставрировано от силы три-четыре здания. Мечети Марджани, Апанаева, дом Апанаева… И всё. А что показывать туристам, которые наверняка попадут в эту историческую часть города? О ком рассказывать? “Есть мечеть Апанаева. Если будут отреконструированы оставшиеся здания этого рода, то будет хотя бы какой-то комплекс для экскурсий”, – говорит Радик Салихов.

Всё-таки так хочется верить в лучшее.

28 комментариев

  1. гость

    Ничего страшного в сносе архитектурного убожества , и не важно кто там жил , красоты-то никакой нет. Надо еще помнить , что Казань до 1917 года — это более чем на 90% русский город и присоединяясь к причитаниям Балтусовой преимущественно способствует сохранению русской истории и русского духа .

  2. павел

    Нет, нет сносить абы как, разрешать нельзя, иначе всё снесут. Балтусова молодец, берегёт историю и Минниханов оценил её, но с другой стороны не всё что раньше строили нужно оставлять, к примеру, Дом Каушчи Садыка, что на фото, на мой взгляд, просто халупа по современным меркам и нечего жалеть трущобы.

  3. гость

    Эти деревянные избушки всегда будут выглядеть безвкусно и архипровинциально, даже если их облицевать золотом и инкрустировать бриллиантами .

  4. Заур

    Неужели при Бабае и теперь при Минеханове обэтом попустительстве не собщалось им. От рядовых людей толку мало. Это должны были заявлять о происходящем историки, архитекторы из татар, но не продажных,жуликоватых, писатели сторонники своей истории. Отстояли же возведение в Питере на Охте высотного здания Газпромом.

  5. павел

    )))Заур, а почему архитекторы, по Вашему, должны быть из татар?))) Другая национальность не подойдёт?)))

  6. Мыштым

    «Эти деревянные избушки всегда будут выглядеть безвкусно и архипровинциально, даже если их облицевать золотом и инкрустировать бриллиантами .» Ой, ли «провинциально» видите ли! Это ИСТОРИЯ! Деревянные дома, которые как раз и были лицом Казани до революции. А Старотатарская слобода — колыбель городской татарской культуры. Не было бы её — не было татарского театра. Не было бы Тукая, который так стремился в Казань, которую воспринимал столицей всех татар несмотря на то, что это был город, «90% которого были русские». Ужасно стыдно, что этот и с т о р и ч е с к и й район города как был в трущобах, так в них и остается! =(

  7. Заур

    Павел

    А ты обрати внимание на первый коммент Гостя. Возвращает всех к 17-у году , когда Казань была на 90% русским городом,а почему так, всем известные причины. Потом все татарское архитектурное убожество. То, что историческое не может быть убожеством. В городе Фрунзе(ныне Бишкек) стоял открыто дом музей комондарму Фрунзе. По архитектурному плану требовалось строить высотное здание. Муей мешал. Выход был найден. Музей был вмещен в здание с видом на него с улицы, и тем самым даже защещен от дождя и снега, ветров. Почему татары -архитекторы? Имею ввиду не национал проституток. Другая национальность- риск,. Большая вероятность произойдет то что и с гостинницей Булгар.

  8. Damir Nabi

    Что тут говорить ? ставленники москвы берут пример со своих хозяев ! Там в Москве тоже разрушают архитектурные памятники….
    Возможно, все поменяется когда народ сам будет выбирать себе глав города и республики ?

  9. Халида

    Наконец-то подняли эту тему в Казани. Если пройти по всей слободе -можно просто впасть в шоковое состояние от остатков татарского национального наследия.

    Как сказала Галина Анатоновна Выдрина (советник при бывшем губернаторе ХМАО), побывав на праздновании тысячелетия Казани:» Осталось тяжелое впечатление от состояния сохранения наследия татарской культуры — его как такового нет. Весь центр в развалинах, мы не увидели татарскую Казань, как историческую часть, как историческое наследие в архитектуре, зданиях великикх людей…»

    Галина Антоновна проделилась со мной впечатлениями своей поездки по случаю празднования тысячелетия, после того, как я ей рассказала, в каком состоянии находится татарская слобода Казани, Снимки 2007 года просто ужасают. А 2011 года, наверное еще больше. Я была в шоковом состоянии от вида домов великих татар по главной улице Каюма Насыри, начиная от улицы Татарстана.

    ПОЗОР ВЛАСТИ на фоне того, как уходят огромные деньги проходимцам от хокея, футбола и прочих «зрелищ» для элиты. Лицо народа и национальной власти — это в каком состоянии находится наше культурное многовековое наследие, как почитают великих татар (и не обязательно только холуев власти).

    Дамир Наби. Вот только не надо про Москву… В Москве есть музеи даже второстепенным поэтам, художникам, писателям, меценатам. А великие люди — все в почете и уважении.

    ВОТ МНЕ СКАЖИТЕ, ЕСЛИ УЖ ВЫ ПРО МОСКВУ, ПОЧЕМУ ТАТАР ТУРЯЛЯРЕ НЕ ДОДУМАЛИСЬ ДО СИХ ПОР установить мемориальные доски многим великим татарам, которые жили и творили в Москве? Даже на Доме Асадуллаева вы не увидите, что здесь жили и творили выдающиеся татарские деятели. В центре Казани гуляешь и не видишь достойных (а не куцых и в задах где-нибудь) табличек о великих наших татарах.

    В общем, можно много говорить…

  10. Халида

    В Иерусалиме варвары-евреи сносит историческое кладбище мусульман для стромтельства «дома толерантности», а в Казани варвары-татары позволяют умертвить татарское национальное наследие и татарское сознание, чтобы на этой почве построить еврейскую школу. Эти гнидам-татарам — место на свалке истории. Надо докопаться, кто подписал продажу Дома Апанаевых, кто подписал снос дома Анапаева, кто затем поставил подпись о стр-ве на этом месте еврейской школы. Надо сделать так, чтобы у гнид горела земля под ногами. Надо вернуть эту земолю и восстановить все дома на улице Каюма Насыри -в Старо-татарской слободе.

  11. т укай

    А где был Шаймиев Бабай Шаймиевич???????? Он куда смотрел. ……..

  12. Не казанец

    мусульманского аналитика женского рода что-то клинить начинает.
    на свежем воздухе чаще надо гулять.
    По теме:
    У казанцев больше проблем чтоли нет? цепляться за разрушающиеся дома в старотатарского гетто?
    Чтобы сохранить татарское сознание нужно сделать Казань — татароязычным городом.

  13. Не казанец

    У казанцев больше проблем чтоли нет? цепляться за разрушающиеся дома в старотатарского гетто?
    Чтобы сохранить татарское сознание нужно сделать Казань — татароязычным городом.

  14. Халида

    не казанец, за тебя точно цепляться не стоит, как за представителя разрушающегося на генетическом уровне типа. Что должны сделать татары, так это то, чтобы в Казани была одна проблема — как не допустить проникновения опасных особей с нарушенным геномом в человеческое сообщество татарского города.

  15. Марат

    Если такое твориться в Казани, то что будет с булгарским городом Ошель, находящегося возле дер.Ст.Алейкино Ульяновской области, который сожгли в 1219 году русскими перед нашествием могол, и который хотят раскапывать в следующем году.

  16. татаромонгол

    Теперь мы татары ! И болгарские города нам не принадлежат! Пускай что хотят ,то и делают эти русские!!!!

  17. татаромонгол

    А нам татаромонголам , надо готовится , откочевать куда нибудь в монгольские степи , Будем там баранов пасти. и вести кочевой образ жизни

  18. татаромонгол

    И вообще нам татаромонголам , города ненужны !!!! Мы кочевники..

  19. Damir Nabi

    Халида,
    будто не знаешь, памятники рушат для того чтоб какой либо определенной нации или его будушему поколению нечем было гордится. А гордость это часть духа. Когда нет всего этого….. не будет и нации. (я по простому оъясняю)

    Может быть и в КАЗАНИ организовать «Общественное движение Архнадзор» , по примеру московского ? Халида возмись ?!
    Лидером или одним из, московского, является : Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор». http://www.aif.ru/society/article/38267

  20. татаромонгол

    А в городах пускай русские живут ! Они русские любят в городах жить ! А нам татаро монголам нужна степь ,пески ,жара и побольше баранов!!!!

  21. Дус

    Халида, не думаю, что оскорбления других наций принесут пользу татарам.

  22. Халида

    Прощу прощения, но Вы сами напросились на вопрос: Вы с дуба не упали, малость не повредилися? Вас хлебом не корми, но провокаторское свое дело хорошо будете шарить.

    Еще желательно бы не трусить т.н. Дусу, а открыть свое настоящее имя и не скрываться под ником.

  23. Халида

    Дамир Наби, с первым Вашим определением целиком согласна. Со вторым увы, не могу воплотить желаемое.
    Живу не в Казани.

  24. Халида

    Дамир Наби, рада, что Вы следите за Рустамом Рахматуллиным. А Вы участвовали в голосовании за него в конкурсе «Большая книга»? Наше единство в том, что мы можем и должны поддерживать татар в их делах (конечно же не приносящих вред нации). В его книге про Москву очень много из истории тюркизмов.

  25. Damir Nabi

    Я его видел по ТВ не раз, но в последнее время, год и больше, ТВ не смотрю (нет российсйких).
    Рустам конешно пример нам, я смотря на него всегда думал, он же за рускую архитектуру… кто бы за татарскую !!! Но таких нет получается. А про голосование что то пропустил видимо… Насчет поддержки только за ! Син мәскәүдә торасың буламы ?

  26. Дус

    Халида, может, у вас не все дома?

  27. Халида

    Дөрес уйлысың, Дамир.

  28. Gabdulla

    «До 17 года казань была на 90% русским городом…»
    Скорее процентов на 60-70. Но руинизирована в основном почему-то именно старотатарская слобода. Такого «Сталинграда» в мирное время больше негде не встретишь. Можно кино о войне снимать. Напрашивается вопрос : зачем нам столько стадионов? Половины бы хватило, а остальное бы направить  на рестоврацию и реконструкцию центра и дороги конечно. Нет баланса.
    Так скоро Казань превратиться в город  манкуртов-физкультурников на радость кой-кому кое-где.