«Русский татарин»? Позвольте!

Фото с сайта http://www.podrobnosti24.ru

Владимир Путин

Рано утром 23 января на сайте “Независимой газеты” была размещена долгожданная статья Путина о межнациональных отношениях в России. Почему долгожданная? Да потому что статью анонсировали на протяжении всей прошлой недели, да и мнение человека о многонациональной сути российского государства, который, скорее всего, вот-вот снова сядет в президентское кресло, чрезвычайно интересно. Интересно было узнать, что он думает о преподавании родных языков и о состоянии национальных языков вообще. Интересно было почитать о том, как Владимир Путин относится к изменениям в системе образования, которые практически свели на нет национальное образование. Было очень интересно. Однако, к великому сожалению, интерес не был удовлетворен.

Прежде всего, удивило само название статьи: “Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром”. Говоря языком обывателя, по мнению Путина, русские должны воспринимать себя как основополагающий (государствообразующий) народ, вокруг которого строится полиэтническая Россия. Или по-другому (исходя от обратного) всё нерусское население федерации, составляющее суть полиэтнической цивилизации нашей страны, должно четко понимать, что оно не только помогает самоопределиться русскому народу, но еще и должно скрепляться именно русским культурным ядром.

Что же это за культурное ядро такое? Путин определяет его словами Достоевского – т.е. “всемирной отзывчивостью” русских. “Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, “всемирной отзывчивостью”, по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар…”.

Что такое вообще “русские татары”? Такое ощущение, что Владимир Путин нарочито подменяет понятие “россиянин” словом “русские”. Спросите любого татарина, мало-мальски говорящего на родном языке: услышав словосочетание “русский татарин”, он, как минимум, задумается, потому что отродясь не слышал такого определения его национальности. “Русский татарин”? Это татарин, перешедший в православие? Или это татарин, забывший свой родной язык? Это обрусевший татарин? Вариантов, может быть, великое множество, но все они означают потерю национальной идентичности, татарского культурного кода, если хотите, и посему словосочетание “русский татарин” воспринимается самими татарами крайне негативно.

А ведь всего-то делов: стоит заменить слово “русский” на “россиянин”, и всё встает на свои места: россиянин армянин, россиянин азербайджанец, россиянин немец, россиянин татарин…

И Путин вроде понимает, что руководит реально многонациональным государством, в котором худо-бедно, но пока еще говорят на более, чем 100 языках. И это коренные языки страны. Это языки коренных народов федерации. Это не только русские земли, это татарские, башкирские, корякские, якутские и другие земли. Но почему-то именно русским Путин отводит “великую миссию объединять”. И опять это слово – “великая”. Опять подчеркивается уникальность русского этноса.

При этом Путин всё же отдает должное историческим процессам, которые шли на территории нашей родины: “Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне” – вот какими словами оперирует Владимир Владимирович. Он ссылается и на “Слово о законе и благодати”, и на “Повесть временных лет”, где также описан многонациональный характер нашего государства. “Глубоко убежден, попытки проповедовать идеи построения русского “национального”, моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле” – пишет Путин. А затем добавляет: “Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности”.

Получается, что я, прежде всего, гражданин Российской Федерации, а потом уже татарин и мусульманин? Нет уж, Владимир Владимирович, позвольте с вами не согласиться! Я, прежде всего, татарин и мусульманин, который считает своей родиной Россию. И никакой я не “русский татарин”! Я – россиянин татарин. Есть неписаные законы, по которым мы должны чтить наших предков и знать родной язык в совершенстве, но, к сожалению, законы государства далеко не всегда позволяют мне это делать. И вы, Владимир Владимирович, как никто другой должны это знать (пресловутый 309-й закон об образовании, запрет татарской латиницы и т.д. – всего и не перечислишь!). Только почему-то в своей статье о национальном вопросе вы об этом умолчали. Вы слова не написали об исчезающих языках народов нашей страны и о том, как остановить эти печальные процессы. Зато вы подчеркнули необходимость повышения роли русского языка: “Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур”. Интересно, что это за “обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа”? Уроки родного языка на факультативной основе?

Стоит всё же отдать должное премьер-министру, кандидату в президенты РФ Путину. Он признает одну очень важную аксиому: “…Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России”. Я эти слова интерпретирую вот как: если уж вы переехали на ПМЖ в Татарстан, будьте добры, выучите хотя бы 100 слов на татарском языке, чтобы изъясняться с местным населением. Это и будет уважительным отношением к культурным и историческим традициям. Владимир Путин, к слову, так и сделал.

73 комментариев

  1. Айдар Харисов

    А как Вы оцениваете существование польских, литовских, крымских, финских и прочих татар? эти этнонимы также уничижительны по своей сути? т.е. например польский татарин должен также возмущаться при употреблении такого этнонима применительно к себе? или оскорбительна именно приставка «русский»?

  2. Глеб

    Уфф, значит опять «мессианское» промывание мозгов бедному народу продолжится как минимум 6 лет.. Владимир Владимирович, зачем пороть такую чушь в 21 веке?? Всем же понятно, что «культурное ядро» которое вы хотите заново «открыть» — это рабское подчинение даже не государству, а ныне действующему клану! Где вы видите «культуру»? Может неверующее православие? Или б.ядская попса? Или миллиарды, которые крадет верхушка? Что из этого — «русская» культура? Да вы сами явно какой-то корел наполовину с мордвой, что в вас русского-то? Гэбэшное воспитание?

  3. Марат

    Т.е. в следуещей переписи татары будут разделяться на русских татар и нерусских татар.

  4. Айдар Харисов

    Мне кажется, Глеб, что Вы также страдаете от неточных обобщений, в которых обвиняете Путина. Всем — не понятно. И почему Вы редуцируете культурное ядро нашей цивилизации до указанных Вами негативных явлений. Например, почему вы думаете, что в упомянутое культурное ядро не вошли стихи Тукая о поэзии Пушкина, стихи Маяковского о Казани или марш Красной Армии Сайдашева? 

  5. Takhir

    Уважаемый Айдар Харисов, существование польских, литовских, финских татар оцениваю как свершившийся исторический факт.

    Польские татары названы так по названию страны -Польши. Аналогично — крымские по названию Крым и т.д. Название же страны, где проживает наибольшее количество татар — Российская Федерация, а не страна русских. Мы живём на своей земле.

    Я граждан российской Федерации и это юридическое понятие. Я татарин, а не русский.

  6. Айдар Харисов

    Тахир, юридическая составляющая в вопросах этнонима играет не самую важную роль, поскольку нам с вами известно, что татары пережили не то, что одну конституцию, но и несколько государственных систем в разных границах и исторических периодах. 

    По этнонимам не все так гладко, название во всех случаях  кроме крымских татар может относится и к названию народа — поляки, финны, литовцы и длительное проживание на этих территориях стирает зыбкую грань и относится и к названию страны и к названию государствообразующего народа. Например, польские татары участвовали в Грюнвальдской битве, можем ли говорить, что в этнониме этих татар содержится только указание на территорию проживания, но не на связь с польским культурным ядром? 
    Но меня больше интересует другое. Русский — как часть часть этнонима расценивается негативно при сочетании с этнонимом татары, аналогично происходит с сочетанием «русская культура», которое редуцируется до самых негативных явлений современной России (которые в свою очередь не являются «русскими» по сути, а связаны с неизбирательным заимствованием западной культуры в эпоху распада СССР).  При этом мы закрываем глаза на весь 20век, в котором стали возможны национальные оперы, балеты, высокая литература, которые в значительной мере связаны с существованием связывающей русской культуры (как минимум русского языка — как языка межкультурного общения и языка общего обязательного образования). Вместе с тем, в той упрощенной формуле — берем название страны, прикрепляем к основному этнониму и получаем довольно неблагозвучный вариант россиянин татарин — как-то уж слишком много недоговоренностей и натянутых компромиссов и непонятно какую проблему решает такое самоназвание? Есть ощущение, что сам подход самоидентификации через исключение (я Х, а не У) это какая-то доминирующая формула, назначение которой скорее всего заключается только в том, чтобы окончательно развалить страну. 

  7. Глеб

    Айдар Харисов, вы еще Достоевского с Толстым вспомните, которого в России уже несколько раз экстремистов признавали — это гос.политика. И не стоит ожидать от власти, что она именно высокую литературу или искусство будет прививать школьникам, а не тупой национал-патриотизм. Реформы в школах — наглядный тому пример.

  8. Айдар Харисов

    Т.е. классиков уже исключили из учебных программ по литературе? или планируют? Политика РПЦ имеет место и она довольно «нахраписта», но я бы не стал ставить знак равенства между гос.политикой и процессами инициированными РПЦ. Хотя риск, о котором Вы говорите, конечно есть. Ну так надо пользоваться моментом и ловить ВВП за язык, уточнять, корректировать и требовать исполнения — декабрьские демонстрации  несколько подготовили почву. А огульно приписывать собственные предположения и демонизировать кого бы то ни было, будь он тысячу раз путиным — не самый правильный подход.  

  9. Фандас Сафиуллин

    Фандас Сафиуллин Айдару Харисову
    Польский татарин – это татарин Польши, литовский – татарин Литвы. Таков смысл этих словосочетаний. И в таком – в польском, литовском … смысле – мы – татары РОССИЙСКИЕ, а не русские татары. И русские сами – это РОССИЙСКИЕ русские. Русскому народу самому нужно еще определиться с самоназванием. Слово «русский» — это имя прилагательное, отвечающее на вопрос: «Чей ты?», а не на вопрос: «Кто ты?». Другого такого народа в мире нет. Почему бы не называться просто РУСАМИ, а не, якобы, принадлежавшими им русскими? Тех РУСОВ уже давно нет, и никто не обидится за перенятие названия. И чувство национального достоинства станет выше, как народа, не принадлежащего кому-то другому, уже сошедшему с исторической арены.

  10. Нур

    Что тут обсуждать, а что вы ожидали от Гитлера — 4 классное образование на родном языке… а что вы җдете от другого фашиста… Фашизм ведь оно тоже прогрессирует…

  11. Takhir

    Я не понимаю, одного, зачем нам менять свои самоназвания и становиться русскими татарами и пр? Я татарин, гражданин этой страны, что в этом плохого. Зачем мне придумывать какие-то нелепые самоназвания? Россиянин — это не национальная принадлежность, это факт гражданства. В определённой степени, мы конечно все дети принадлежим этому цивилизационному формату. Я конечно дико извиняюсь, но если бы прибалты попробовали всех тамошних русских назвать латышами по названию «государствообразующего народа», какой бы вой поднялся. Я татарин и хочу остаться им. Это разве мешает кому-то? Чем мы хоже? мы что гастарбайтеры здесь? Мы не работаем, не отчисляем государству налоги? почему государство не заботится о национальном образовании и культуре?

  12. Фирдавис

    Коллеги, когда ВВП пишет «русский татарин» он исходит из ошибочного утверждения «русский народ является государствообразующим — по факту существования России…» , а вы татары и др. нерусские живете в нашей русской России постольку поскольку. Поэтому для него понятия русский и Россия одинаковы и мы по нему «русские татары». Интересно, если мы в России «русские татары», а русские в России по Путину будут «русские русские»,в Узбекстане—узбекские руские или узбекстанские русские?

  13. Заур

    Takhir

    Вой был, когда в руских школах решением министерства образования Латвии уменьшилось преподавания многих предметов на русском языке. Предметы , требующие мыслительных процессов-математика, физика. химия. Были возмущения в Думе. Собирались решить вопрос в Европейском суде по правам человека. В тоже время нам всем нерусским народам уготовили приказ № 309. Вот где политика двойных стандартов.

  14. Нургалей из Магнитогорска

    Друзья предлагаю посмотреть на тему с другой стороны — НАС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ЛИШАЮТ РОДИНЫ! Все что связано с этим словом — язык, традиции, обычаи, мировоззрение, территорию, и даже само название. Бороться с этим можно только повышая энтропию самого татарского народа.

  15. К. Динар

    Айдар Харисов,
    я тоже подтверждаю, польские, литовские татары — это по названию страны, местности, а не народов.
    «национальные оперы, балеты» — меня «тошнит» от них, я брезгую ими, и наверно другие татары также.
    «русского языка – .. языка общего обязательного образования» — ты не знаешь о татароязычном образовании?

  16. Татар

    Айдар Харисов
    При этом мы закрываем глаза на весь 20век, в котором стали возможны национальные оперы, балеты, высокая литература, которые в значительной мере связаны с существованием связывающей русской культуры (как минимум русского языка – как языка межкультурного общения и языка общего обязательного образования).

    ———————————————————————————————————-

    Айдар. А как считаете в 20 веке, без русской «связывающей» культуры, у татар не было бы балета, оперы, высокой литературы и т.д.?
    Ну не бред ли?
    Мне кажется наоборот именно русская культура «сдерживает» развитие всей татарской культуры, путем ассимиляционных процессов, связанных с нею.

  17. Татар

    Кстати. Эта статья Путина о нац. вопросе, переработанная программа Минкульта за 2010г.))
    Вот деБилы))

  18. Damir Nabi

    Ну , что ж, идет наступление на сознание ! От них хорошего, НиКоГдА , не стоит ожидать !
    «руский татарин» дип әйтү, бу “КОЛ БУЛГАН татар”, яки урыс колы дип әйтү дигән сүздер. Чөнки рус яки славян «кол» дигәнне аңлата. Бу безне мәсхәрәләүдер ! Бу безнең халыкның аңсызлыгыннан чыгып, шулай ачыктан ачык бәреп әйтәләр дә инде ! Аң кайдан булсын ди, әгәр безнең халык үз МИЛЛИ ТАРИХЫН укымаса ! Аның урынына урыс-метрополия тарихы…
    Еще в совковое время было объявлено о «сложении советского народа» . «сложение» вынужденно приостановилось в 1991 году. Но вот сейчас по всему видно, они оправились от всех «невзгод» и все пошло по накатанной схеме-дорожке. Цель одна : решение «извечного Татарского вопроса». Откуда у нас может быть сознание, если народу преподают только рускую историю, то есть память. А своя память ? оно запрещена.
    Халык уянсын өчен бердәнбер юл бу милли тарихтыр.

  19. Gabdulla

    То, что сейас происходит смахивает на генноцид татар, который продолжался 200 лет после оккупации до Екатерины II. 200 лет шла партизанская война. Многие «служилые татары» переписались в русских. Наверное добрая половина русской элиты с татарскими корнями. Но народ сохранил себя и свои традиции и главное язык. Империя устала от постоянных татарских восстаний. Решили дать послабление, разрешили строить мечети и стали поддерживать мусульманское духовенство и религиозное воспитании. Восстания прекратились. Национальная культура стала возрождаться.  Всё это вылилось в нац. возрождение конца 19 начало 20 века. 
    После 17 года у татар появились надежды и на возрождение государства. Надежды рухнули. 
    Культура на старом запасе продолжала развиваться какое-то время, но народ стал размываться и ассимилироваться. Зачем воевать с народом, гораздо эфективнее его интегрировать в советскую семью народов с одним языком общения — русским. Началась массовая ассимиляция простого народа.
    С развалом СССР последовало небольшое послабление, лет на 15 забрезжила надежда. 
    У нынешней России много шальных денег которые в невиданных масштабах распихиваются по карманам чиновников, развалена промышленность, почти вымерла русская деревня в средней полосе. Маячит развал империи-кормушки. Они на это пойтить не могут. Чтобы её сохранить нужна нац. идея, русская идея. Всё что противоречит этой идее надо устранять. В частности нац. образования внутри империи-кормушки.
    Коренным народам ентой империи нужна такая хрень. Конечно нет. А чтобы народам было барыбер нужно сделать их манкуртами.

  20. адиль

    Что-то обронил в своей статье про орган регулирующий нац.вопросы. О необходимости в России миннаца говорят уже много лет,но вопрос замалчивался. Теперь немножко напугались митингами,так и про миннац заговорили. Вся суть последних событий в России в том,что верхушка почувствовала как дрогнула земля под ногами,а то и дальше бы не чесались.Так и по национальным вопросам будет.Будут народы молчать о своих правах,так и будут их дальше ассимилировать. Будут бороться за свои права,будет результат.

  21. Абзый

    Урыслар килә дә китә — без калабыз. Барыбер алар инглиз телен укып моннан ычкынырлар башка җирләргә. калганнары кадалып үлеп бөтәрләр. урыслашкан татарлары да юкка чыгарлар. тик үзенекендә нык торганы исән калыр)))).

  22. Абзый

    «Откуда у нас может быть сознание, если народу преподают только рускую историю,» — урыс тарихын да түгел -көп-көчкенә мәскәү дәүләте тарихын укыталар бит!

  23. Mansur

    русслар телэсэ нэрсэ эшлэсен — хэр татар узен татар диеп тойса татар халкына бер нэрсэ дэ булмый

  24. Абзый

    русслар телэсэ нэрсэ эшлэсен – чукынсыннар)))

  25. гость

    Беда в том , что часть татар не отторгают лингвохимеру» Русский татарин» , мотивируя свою рабскую лояльность незнанием татарского языка, мол, раз я думаю и говорю на русском языке, то я и есть русский татарин , а то и вовсе русский, причем бывают очень удивлены ссылкой на русскоязычных белорусов, большинство которых не владеет белорусским языком + православные , однако и в страшном сне не назовут себя русским белорусом.

  26. тюркоязычный татарин

    Тот кто начал говорить о татарах и заведомо делить на польских, литовских, сибирских , крымских и прочих что он этим хотел сказать? Любой из этих этносов преднадлежит к тюркскому этносу. 
    Уж куда меньше к русскому или славянскому.
    Автор написал проблему только от лица нашего народа. А ведь это не понравилось не одному народу на территории окупации РФ.
    Айдар Харисов — пропутинский парень — без сомнения. С татарским именем ему легче верить.
    Глеб — напротив тот парень что ситуации разворачивает в открытом виде.
    Действительно Путин понимает что большинство — это русские, ему нужно голоса большинства, чтобы дальше воровать и грабить не только нас но и самих русских. Это действительно так что кучка воров загребает в одни ворота все, это действительно попытка установить монархию. Превратить всех в рабов и своих русских в холопов XXI века. 
    На ситуацию могут повлиять евреи, нам с ними на половину отрезка — по пути а дальше все будут искать свои интересы. Очень важно понять где следует искать «балансирование над пропастью» а где нужно уже предпринимать активные действия по своим национальным интересам(замечу национальным а не личным как всегда поступает верхушка нашей татарской знати) сейчас хорошая возможность. многое расшатанно не нами. много прорех в том числе и клановых (Москва против них) нет не призываю к воине. Есть отличные шанс сейчас добится очень много,» льгот и послаблении» с их стороны так как сегоднешнем дне они нуждаются во многом а то что мы немного предьявим свои законные права будет как нельзя кстати именно сейчас.

  27. Тимур

    Я не против, чтобы все народы в Татарстане эпопею Льва Толстого учили на татарском языке…

  28. Раис

    Все очень просто — надо Россию назвать РУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ. и тогда все станет на место — будет ясно, кто на какие роли претендует. Нас, несчастных нацменов, сбивает с толку, что форма заявлена одна — Россия, федерация, а содержание другое. Мы забываем, что являемся гражданами страны, где живут по понятиям. Да, по законам — равноправие народов, мир, любовь, то се, третье-десятое, но по факту — извини, тут русский правит…

  29. Амир

    подписался на комменты

  30. Takhir

    Я так предполагаю, что если Россию назвать Русским государством, то накроется очень скоро это государство медным тазом

  31. Халида

    Польские, литовские татары- там пришлые, им земли подарены были за служение (которые они давно утеряли, к сожалению). А в России мы, татары — это государствообразующий народ, мы живем на своих исторических землях, исторических территориях. Поэтому мы никак не можем быть русскими татарами. Это равносильно, как если бы сказать «татарские русские».

    У Путина мамина девичья фамилия Шеломова. Вам это о чем-то говорит? А мне говорит о том, что именем русского народа и от имени русского народа пытаются с нами говорить Линники, Шеломовы, Юргенсы, Чубайсы, Сатановские, Левичевы,Хлопонины (кто там еще в списке?). О чем-нибудь вам говорит, что премьер-министр страны Путин свою программную речь решает разместить в издании еврея Ремчукова, который известен постоянными своими антиисламскими, антитатарскими публикациями?

    А первое свое обращение в рамках предвыборной кампании Путин размещает в государственной газете «Известие», где много лет окопался своими публикациями фанатичный антиисламист Борис Клин. Газета, которую каждый день кладут на стол Путина-Медведева, снизошла опубликовать заявление исламских деятелей страны в защиту Антона Степаненко только после выдвижения требования: за размещение на какой-то там странице небольшого по формату Заявления в защиту имама Пятигорска, по сфабрикованному в недрах ФСБ уголовного дела, запросила 300 тысяч рублей. Т.е. мусульмане , хоть и налогоплательщики, но расчитывать на защиту своих прав в гос.изданиях не могут. Как одолжение мусульманам — уже сам выход Заявления в правительственной газете. Но даже это одолжение было оплачено в размере за десять строчек 300 тысяч.

    Если татары, Татарстан в целом проголосуют за Путина, у меня будут все основания говорить о татарах Татарстана » рабы-скоты, не уважающие себя, не имеющие своего собственного достоинства, а значит будущего».

  32. Халида

    Путин, сказав:»Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства»- поставил национальные и религиозные особенности русского народа выше законов страны. Его сатрап Хлопонин на Северном Кавказе установливает диктат казаков, нагржадая вместе с Путиным казаков всевозможными привилегиями. По всей стране установили должности во власти «уполномоченный по делам казачества».ж Почему нет по всей стране «уполномоченный по делам татарского народа»?

  33. Айдар Харисов

    Айдар Хәлил улы Харисов — Төркителле татарга. Йә әфәндем, безне газапландырган урыс һәм татар халыкларның үзара мөнәсәбәтләре мәсәләләре сезнең гади генә «дус — дошман», «кол — хуҗа» формулаларда торса иде, ә мине «путинның чукынган манкурты» диеп хурлау элеге мәсәләлрне чишә алса иде..мин посып кына «шулай, хак сүз, абзый» сезне генә тыңлар идем. Әммә вә ләкин сезнең юнәлешләрегез бик уңлаулы булса да — мәсәләне чишми, мин дә манкурт түгел һәм исемемне псевдоним астында качырырга кирәклеге юк. 

  34. Ольга

    Грустно читать комментарии подобные тем, которые делает мадам Халида или кричащий о «геноциде татар» господин, пользуясь неточностью формулировок Путина, чтобы разжечь конфликт, а не внести свой конструктивный вклад в дискуссию по столь важному вопросу!
    Первое. Путин делает попытку остановить провоцируемый такими, как они, анти-русскую кампанию, которая не началась с Путиным, а, скорее, после развала СССР. Путин пытается внедрить сложившуюся в США бытовую практику определения своего этнического происхождения, например, «африканские американцы», «мексиканские американцы», «итальянские американцы» и т.д., но использует вместо российские …, русские… Проблема возникает из-за того, что в США сложились культурно-национальные автономии, а у нас территориально-этнические.
    Второе. Я что-то не слышала о геноциде татар. Моё впечатление, что Татарстан — одна из самых преуспевающих республик РФ.

  35. Ольга

    И ещё! По-моему, в статье Путина ничего не говориться о лишении кого-то их национальной принадлежности. Честно говоря, я просто диву даюсь, сколько новых исторических мифов создано за последние годы.

  36. К. Динар

    Ольга, предлагаю тебе прочитать мои ответы Артеменко: http://uralistica.com/forum/topics/2161342:Topic:111375 .

  37. К. Динар

    Ольга «Я что-то не слышала о геноциде татар»,
    ты хотя бы прочитай эту статью, и выясни, о чем идет речь в этом месте:
    «Интересно было почитать о том, как Владимир Путин относится к изменениям в системе образования, которые практически свели на нет национальное образование»
    ну геноцид, этноцид, «лингвоцид», «культуроцид» это же не очень важно для тебя?

  38. К. Динар

    Артеменко оказывается тоже Ольга! Я рад встрече если это ты! )))

  39. Фирдавис

    Ольга, Вы говорите о «неточности формулировок Путина» . Будущий президент должен быть точным в своих формулировках, особенно национальных, и ещё особеннее в отношений нас —татар. Во первых, неточность формулировок создает разнопонимание его мнения. Во вторых, в отношений нас: татары являются одной из древнейшей нацией на своей исконно исторической родной земле, которая была завоевана Русским государством и Русской православной церковью в 1552 году. Мы не примаки,а коренные жители России, может быть даже кореннее и древнее чем русские на территории сегоднешней России. По этому в школах и ВУЗах необходимо изучать не только фальшивую историю Руси, России, а действительную историю народов России; русских, татар, башкир и тд. То, что касается геноцида татар, вы может быть никогда не читали и не слышали, для этого надо быть татаркой или татарином. При военном захвате Казанского ханства и при подавлении восставших против захватчиков было уничтожено до трети населения татар, уничтожены полностью все мечети, мусульманские святыни и книги : запрещение нашей веры и многовековая христианизация татар с целью национального уничтожения их, это разве не геноцид. Что обидно, РПЦ, которая главенствовала в религиозном и национальном геноциде татар и др. народов, сегодня намеревается быть основным духовным воспитателем народов России. Вы,может быть, что-нибудь напишете против моих слов, я вас не осуждаю, ведь вас учили по фальшивым учебникам, но простой народ, и русский, и татарин и др намного умнее этих учебников и политиков.

  40. павел

    Халида, при всём уважении к Вам, но мне кажется не стоит бросаться такими заявлениями—«Если татары, Татарстан в целом проголосуют за Путина, у меня будут все основания говорить о татарах Татарстана ” рабы-скоты, не уважающие себя, не имеющие своего собственного достоинства, а значит будущего”.)))

  41. Айдар Харисов

    Если абстрагироваться от переходов на личности и эмоций (против которых я в принципе ничего не имею, но они в данном случае к сожалению затрудняют взаимопонимание), то дискуссия наша разворачивается по следующему ряду направлений:
    1) декларируемый программный политический текст Путина  — скрытый реальный подтекст и планы
    2) подходы к идентичности нацменшинств — через название государства, через название другого этноса, другие подходы
    3) окраска отношений между татарами и русскими в категориях «свой -чужой» в вариациях «хозяин- раб», «друг — враг», 
    4) исторические основания отношений
    5) прагматика момента: что делать им, что делать нам. 

    По всем этим пунктам можно констатировать предвзятость комментаторов и нежелание разбираться с этим важным вопросом по сути.
    1) качество программных текстов наших политических лидеров, действительно оставляет желать лучшего, однако та же картина наблюдается и в снижении качества образования, качества инженерного проектирования, качества научных работ. мы все находимся в деградирующей системе и это оказывает влияение на все аспекты жизни. проблема со словосочетанием русский татарин или русский армянин связана с неумелой попыткой указать на связывающее значение культурного ядра той цивилизации, которая сложилась на нашей территории. цивилизация эта является продуктом деятельности многих народов, но с точки зрения языка, демографии и высокой культуры связующим звеном выступило творчество именно русского этноса — оспаривать этот факт невозможно.  почему  данный факт некоторые представители нац.меньшинств считают оскорбительным и видят в попытке указать на это значение русской культуры скрытый план по уничтожению национальных меньшинств? вероятнее всего, это связано с тем,. что тех формулировках, которые доступны нам в данный момент на русском языке или других языках не получается отразить всю сложность многонационального цивилизационного строительства, которое происходило на территории России и СССР на протяжении последнего тысячелетия. Но более важная проблема состоит в том, что ни в путинском тексте ни в истериках по поводу его коварных замыслов ассимилировать всех татар, не содержится цель и смысл совместной жизни на данной территории в рамках этого государства на обозримый отрезок будущего. И это общая проблема деградации гуманитарного мышления на данной территории, которая связана с неизбирательным заимствованием капиталистической системы и резким снижением уровня жизни в 90е годы. Можно сколько угодно ловить Путина за язык и трясти национальным самосознанием, без адекватной научной работы с внутренней целью решить противоречия в мирном ключе данная проблема не решится.

    2) никто не хочет быть часть тонущего корабля. поэтому «русский» здесь играет всеми оттенками негативных коннотаций. поэтому не русский, а россиянин (сразу вспоминается полупьяный Ельцин с этим словом в зубах) — да и россиянин так.. между прочим и на время, да и России этой 20 лет от роду и сколько она протянет еще посмотреть надо…В сущности простое решение — отказаться от любых приставок хорошо для внутренного употребления, но при выходе на международный уровень свою идентичность все равно придется пояснять и в большинстве случаев принадлежность к русскому миру придется так или иначе обозначить (пусть даже через отрицание этой принадлежности). Это создает основу для исключительно идентичности — т.е. невозможность сочетания в себе и татарского и русского. В пределе данная формула идентичности (либо-либо) приводит к шизофрении — мы все (для кого-то к сожалению) читали и Тукая и Пушкина, причем многие делали это по наставлению родителей и учителей в самые первые годы жизни — и тот и другой сидят в нашем сознании довольно плотно. Отрицая вовлеченность в русскую культуру, мы должны как-то заново осмыслить собственные жизни и видимо прийти к выводу, что мы являемся жертвами наиболее коварных планов ассимиляции и срочно забыть процентов 50 того, что изучали в школе и университете.

    3) то эмоциональное противопоставление, которое сквозит в большинстве комментариев вероятно действительно соотвествует чувству искренней ненависти и презрения,  о котором заявили некоторые комментаторы. но если выйти за индивидуальные рамки и попробовать представить себе проблемы с которыми при такой доминирующей эмоции должны столкнуться дети 1/3 семей Татарстана (о тех, кто за пределами татарстана, вообще умолчим)? или как быть с двумя ближайшими поколениями наших предков, которые плечом к плечу с  русскими и другими народами воевали в 2х мировых войнах, открывали сибирскую нефть, запускали человека в космос, делали мирового значения достижения в балете, учились в университетах, строили заводы и города? признать их идиотами, потратившими свои жизни на укрепление культуры поработителей? 

    4) или лучше мы просто вычеркнем этот отрезок истории из памяти и будем опираться только на эпизоды с  Иваном Грозным и представителями династии Романовых? А русские пусть нас за иго проклинают (неважно, что булгары тоже воевали против татаро-монгол — это мелочи)?

    5) об этих сторонах правды и справедливости невозможно договориться не имея представления об общем векторе развития страны и о хотя бы промежуточной цели на ближайшие 30 лет. К сожалению, такой связующей всё и всех цели нет ни у русских, ни у татар. Но и у татар и у русских найдется куча горячих голов, которые раскачают эту систему до полного коллапса в надежде, что на этих обломках и энергии распада можно будет устроить «красивую» и «правильную» жизнь.

    Мы как и русские  — народы-строители, мы можем создавать огромные мощные цивилизации и в этот исторически тяжелый момент у нас есть выбор: будем мы наблюдать как разваливается русский мир с позиции третьего радующегося, с позиции обиженного нацмена, с позиции равнодушного, или по-братски поможем и придумаем какую-то новую систему целей, систему отношений, этическую систему, которая позволит сохранить достижения прошлого и создаст основу для общих побед и свершений в будущем.

  42. Казанец

    Грустно читать, что представители братского народа, которые не удосужились выучить ни татарскую историю, ни татарский язык, берутся рассуждать о том, что в истории татарской они «слышали», а что «не слышали»

  43. Gabdulla

    Татарский народ, как и другии нерусские народы империи, рассматриваются властью как давным давно побеждённые, с которыми можно не считаться. Закон джунглей: кто сильнее, тот и прав. Не о какой политической культуре и уважении прав речь не идёт, всё по- понятиям, как на зоне. Наглость, нахрапистость, цинизм. У кого бабки, тот и пахан.
    Алла бирсэ, нефть гел шулай кыйбэт булмый. Акча беткэч женнын коч да беттэ.
    Э безгэ жанны саклап калу кирэк. 

  44. Тимур

    Ольга и Павел, какого хрена лезете со своими анализами к Татарам. Разберитесь в первую очередь со своими проблемами. Ваши Русско-Еврейские проблемы всех в России уже достали…

  45. Тимур

    Gabdulla К побежденным народам на сегодняшний день можно записать все народы мира, кроме евреев конечно. Жанынны сакларсын ул, нефть беткач кутенне сакларга калмасын…

  46. Тимур

    Путиннын куте янганда, беряр нярся уйлярга киряк…

  47. Халида

    Ольга: «Проблема возникает из-за того, что в США сложились культурно-национальные автономии, а у нас территориально-этнические.» Простите меня, Ольга, но вы дура или просто прикидываетесь? Думаю, это таким образом вас пришибли ваши учебники «История России».

    К чему здесь сравнения США и России? США — это страна граждан-иммигрантов. А мы, татары и другие коренные народы России — автохтонные народы.

  48. К. Динар

    Халидә, Ольганың “Проблема возникает из-за того, что в США сложились культурно-национальные автономии, а у нас территориально-этнические.” диеп әйтүе бик начар нәрсә түгел… мин уйлыйм, территориаль дәүләтләрнең кичелекләре бик күп һәм ул хәзерге татарстан, россия, татар халкы өчен яраксыз, чөнки татарстан татар халкының тарихи торган урынына туры килми, һәм хәзер татарлар борынгы татар җирләренә кермәгән җирләрдә дә тора. шуңа күрә, территориаль булмаган федерация булсын иде, татарларга — татар милли дәүләте, урысларга — урыс милли дәүләте булсын, ләкин берсенең дә татарстан шикелле җир өстендәге «компакт» чикләре булмасын. ( мисал өчен, паспортларда милләт күрсәтелешен кайтарырга, ул типа бер групппа-дәүләт составында булуны аңлата, ә например бөтенрәсәй татар конгрессы кебек организация — татар дәүләтенең хакимияте, шулай ук урысларга хакимият, һәм төрле халык хакимиятләренең федерациясе — ул россия … )

    Ольга, я правильно понимаю, что ты хочешь чтобы в россии были культурно-национальные автономии? но чтобы они не были территориальными?

  49. Абзый

    «автохтонные народы» -бу нәрсә тагы )))) без татарлар. Алар-«урыс» диеп үзләрен атаган мәскәүлеләр. Аларның чикләре — мәскәү тирәсендәге җирләр генә. башка җирләрдә алар урнашып тора алмый — юкка чыга, я башка телләр укып башка илләргә китә. аларны төрлек итеп күреп хуҗалары күпләп сатканнар бер эт баласын сатып алыр өчен. хуҗаларын яһүдләр юкка чыгарган 90 ел элек. шулар белән бәһәскә керү — үзеңне эт дәрәҗәсенә төшерү. Алар кешене күреп — «ничек булса да төшлим сине» диеп өрә башлыйлар, куркыталар. «Безгә чылбыр кидерткән дәүләт сезне дә шулай ясарга кирәк» — диеп өрәләр. «Без дәүләтне саклыйбыз! нигә безгә берни дә бирмиләр. тибеп кенә йөриләр!» — диеп өрәләр. Кем икәнегезне белегез башта, белгәч — КЕШЕ БУЛЫГЫЗ. Шуннан — сөйләшербез…Этнең төп билгесе — үзе дә куллана алмый кеше әйбере белән- башкага да бирми, үзе дә кешечә яши АЛМЫЙ — башкаларга да кешечә яшәргә бирми.

  50. Халида

    К.Динар. Я смотрю Вы канализируете иедологию партии «СправРоссия»? Которые выступают за ликвидацию Татарстана как территориального образования.

    А может вопрос должен состоять совершенно в другом? Татарстан — это Татарстан. А для татар России -нац-культурная автономия, но не такая декоративная как сейчас, а та, которую создают для русских в Латвии. Поизучайте.

    Та автономия, которую еще сто лет назад предлагали татарские автономисты для татар России. Татарстан — должно остаться как территориально-государственное образование. А для татар остальной России — национально-культурную автономию с государственными функциями. И то не для всех татар. Должны быть национальные районы на исторических территориях проживания и с территориальным там татарским самоуправлением.

  51. К. Динар

    вот здесь эта …. http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html )))

    мой ответ… «короче…» русское государство завоевало татарское государство, и татарские националисты хотят вернуть то что они потеряли. это возможно сделать двумя способами: обратно отхабать часть россии и сделать там татарское национальное государство, притеснять там русских, и второй способ — эквивалент того же, но без развала россии, без изменения её границ, а неким цивилизованным путём, превратить империю в «этнофедерацию», русским — 100% мононациональное русское государство внутри россии, но без границ, татарам — 100% мононациональное татарское государство, без границ, и другим народам так же, и не должно быть такого что если просто из-за того что татар стало например 100 миллионов через 100 лет, а русских осталось как было, я имею ввиду настоящих татар, при этом без преступлений со стороны татар к русским, не должно быть такое отношение, что это какой то непорядок в россии, должно быть отношение «ну что же, бог дал татарам блага».

    но наверно русские не захотят пускать в некие области где почти 100 % живут русские других, захотят нечто типа визового режима, и вообще, скажут, это мы завоевали татар, а не они нас, так что, вся россия — уже русская территория, и тут нет татарской территории на самом деле вообще. но давайте , пусть ваши лидеры скажут это публично, перед всем миром! вам не стыдно? это будет эквивалентно «а вам татарам слабо отвоевать самих себя обратно?» . в таком случае россии грозит пересборка, примерно какая была пересборка золотой орды в россию )) но путин говорит, что они не допустят развала россии ))

    возможно, что могут быть некие визовые договора внутри россии. но вот в наших краях вперемешку есть деревни разных национальностей и они, кажется, нормально сосуществуют, им не нужны визы, они уважают друг-друга … , это только русские в русских областях нетолерантные и боязливые. например, татары и сами не хотели бы переселяться внутрь русского населения, так как там им было бы неудобно… но сейчас интернет, не уверен.. также, какой-то русский же не пойдет жить в татарскую деревню, пытаясь русифицировать их, или не пойдет, или пойдет чтобы сам стать как татарин. и он же должен уважать мнение сельчан, если они не хотят пускать его…

    но я думаю, сначала надо побороться, а не пытаться ударять )) это я говорю о некоторых татарских националистах )) есть же сейчас сайты типа вконтакте, мой мир, твиттер, фейсбук, может быть , нам надо сделать сбор голосов , выяснить кто же это в россии хочет сделать русскоязычные экзамены для татар? ведь у нас демократия, а депутаты — всего лишь как бы передатчики воли народа.

  52. Абзый

    «для татар России-нац-культурная автономия.которую создают для русских в Латвии» -дәүләт өчендә үзенә күрә бер дәүләтчелекләр ул, автономия түгел)))). Аларның мөмкинчелекләре — аерым дәүләтләр мөмкинчелекләренә тин. «для татар остальной России – национально-культурную автономию с государственными функциями.» — дөрес.
    «Должны быть национальные районы на исторических территориях» — дөрес.
    Кая гына татар яшәмәсен — ул ТАТАР ДӘҮЛӘТЕНДӘ ЯШӘГӘН ТӨСЛЕ ҮЗЕН ХИС ИТӘРГӘ ТИЕШ.

  53. К. Динар

    вы видели два моих коммента со ссылками? их вижу только я! комментаторам предлагаю забанить эту газету етатар! пусть сидят со своими покупными комментаторами!

  54. "еТатар"

    «вы видели два моих коммента со ссылками? их вижу только я! комментаторам предлагаю забанить эту газету етатар! пусть сидят со своими покупными комментаторами!»

    Уважаемый К. Динар! Комментарии со ссылками размещаются только после просмотра их модератором сайта. Ваши комментарии были размещены. «Покупных комментаторов» у нас нет. Каждый вправе высказывать свое мнение. Редакция же «еТатар» оставляет за собой право не размещать комментарии со ссылками на сомнительные сайты, посему и проверяем таковые комментарии перед их появлением на сайте.

  55. Айдар Харисов

    «надо все взять и поделить» — до этого шариковского тезиса мы доросли. допустим взяли и поделили — дальше что? шәп-кенә чәк-чәк белән шикәрле чәй эчеп утырырбызмы? кайсы якка карасаң да — хәр якта чип-чи татар. әйбәт, аннары нәрсә? бар дыр Малайзия дигән дәүләт алар 60нче елларда Сингапур дигән нәрсәне үз дәләтләреннән куып чыгарганнар, чөнки мәшәкәтләре куп иде — дүрттән артык милләт, барысы үзтелле, экономик яктан — чүп нәрсә, малярия, наркомания — әшәке нәрсә уйласан — шунда табасын. Хәзерге Малайзияга белән Сингапурга карасак, кайсы көчлерәк? 

  56. Халида

    К.Динар ://ведь у нас демократия, а депутаты – всего лишь как бы передатчики воли народа.//

    Динар, да Вы оказывается волшебник- сказочник про Ивана-дурачка и Татарина-умноголового.

  57. Володя

    Кутак вам всем на воротник урыслар!

  58. Абзый

    Володя, татары — не ругаются. это неприлично.

  59. К. Динар

    копирую из моих комментов к видео в ютуб gjz3AA88mWA :
    1. не надо нерусских людей насильно русифицировать
    2. гражданская нация — [наверно] это сказка, придуманная англичанами и русскими и прочими […] для оправдания своих преступлений к другим национальностям.
    2а. оттого что большая часть шотландцев англифицировалась или большая часть татар русифицировалась, настоящим шотландцам и татарам становится хуже, их становится меньше. так что «культурные коды», экзамены по русскому языку — это все только атака на них, и это не решение национальной проблемы, наоборот, это причина национальной проблемы.

  60. фазыл

    Соглашаясь с некоторыми мыслями Айдара Харисова хочу спросить-«Как видется Вам роль татар в помощи русскому обществу в достижении новых побед и достижений? Если в роли навоза, из которого призрастают только «русские» злаки — то я не хочу быть в роли навоза . И другой вопрос — «Если русский народ такой бескорыстный и добрый, желающий добра и процветания нацменам в общей для всех Родине, почему радуется исчезновению языков малых народов, культуры, самобытности их? Не разрешается получать образование на родных языках через требование сдавать ЕГЭ только на русском, запрет изучения своей истории и культуры и т.д.?»
    «Русский татарин — это «урыс татары» — это уже как русский мат.

  61. Александр

    Исконе было так, что малые, по количеству, народы ассимилировались более многочисленными. Это закон развития человеческого общества. Татар сегодня 3%. Русских 83%. Тенденция или тренд очевидны.
    Кем родился Карамзин? Кара-мурзой. татарином. Кем он стал? Русским историком и литератором, Карамзиным. А Юсуповы, как известно, были православными и русскими. Хотя в прошлом тоже вышли из татар. Другого пути нет. Этноцентризм для татар — путь к саморазложению и гибели, а так — перерождение и «многия лета».
     

  62. Абзый

    «малые, по количеству, народы» ))))) Алай булса, җир шары белән кытайлар идәрә итәр иде, яһүдләр түгел))))). Кем үзенең үзаның саклап кала ала — шул кеше үзе белән һәм башкалар белән дә идәрә итә ала. Кем үзенең үзаның саклап кала алалмый — шул ук «карамзин» -ул юкка чыга — урыс булу аның балаларын оныкларын болшевиклардан саклап кала алмады))))))))). Үз милләтеннән аерылып — ул үз киләчәгән юкка чыгарды. Һәм урыслашкан морзалар барысы да шулай юкка чыкты. Ә үз халкы белән аерылмаган чабата кигән морзаларның нәселләре-варислары әле дә исән-сау)))).
    Хәзерге урысларның күпчелеге — урыслашкан украиннар һәм финн-угырлар, чөнки аларның күпчелеге — шәһәрдәге торучы икенче буын гына. Алар үз үзаның саклап кала алмаганнар — шуңа күрә аларның тормышның барышына тәөсире ЮК. Алар юлында тик тормаска — хуҗалары аларны көтү иттереп кая булса да куа башласалар бер көтүгә туплап)))).

  63. Абзый

    Борынгы заманнарда татарлар күпчелеге белән түгел — һәрби осталыклары белән һәм кеше белән аралашуга оста булып зур дәүләт төзегеннәр. Аннары шунарга оста булмаган дәүләтләр мөңнәрчә кешене үз үзаңнарыннан читләштереп, миңгерәүләтеп — шулардан зур көтүләр төзеп — сугыштыра торган булганнар шундый ахмакларны. Сугыш, дәүләт тоту — миллионлаган көтүләрне ничек иттереп җыеп аларны куып йөрүгә калды.
    Массакүләм юк итү кораллары, роботлар барлыкка килгәк — шушындый көтүләрне ашатып яту — җир шары өстеннән идәрә итә торган кешеләргә бик авыр тоела, минемчә. Андый көтүләр күп сорый, бернигә дә ярамый, ашатып ятырга кирәк))))). Күпчелеге белән куркыткан, шуның белән мактанган — ни эшли ала шул күпчелек белән? Күпчелек  үзе бер ни дә эшләми. Күпчелекне тик шул кемгәдер читтә кирәксә генә кирәк. Көтү булган күпчелек тә ТИК ВАКЫТЛЫЧА КИРӘК. Кирәкләре чыккач — суялар көтүне дә. Көтү күп, көтүче — бер.

  64. Абзый

    Гомумән, кем мәскәү яклы була, мәскәү файдасына эшли — ул үз үзен юкка чыгара. Бу хәзерге урыслар үз тамырларын белмиләр, белсәләр үзләренең урыс түгеллеген белерләр иде. Алар урысларның 3-нче «дулкыны» инде, беренчеләре инде тулаем юкка чыккананнар)))))
    мәскәү ул җәһәннәм тишеге белән бер — кем анда эләгә — юкка чыга. кем аның яклы вакытлыча булса да була — үзен бөтерә. Кем нинди дә булса авырлыкларга карамастан — мәсәкүгә каршы чыга — ота.

  65. Damir Nabi

    Дөрес, Абзый .
    Шул ук вакытта ислам дине дә «милләтне коткаручы» була алмыйдыр. Бер генә мисал :Ризаэддин Фахреддинне беләбездер , мөфти, үзе тарихтан булган күп нәрсә язган 60 томлап язганы мәглүм.
    Ләкин менә нзселе бөген юк. уррысларга «өйләнеп» юкка чыкканнар, бу аның (мөфтиненең) милләтчелек белән татарлыкны балаларына бирмзгзнлектзн димен… Хәтта язалар, ул татар исемен кабул итәргә теләмәстән «башкорт» булып язылган дип, дөрестерме юкмы тикшергәнем юк…

  66. Gabdulla

    В средние века наши предки ни булгарами, ни татарами себя не называли. И что теперь делать? Татары — это навязанный этноним. Но навязали же, так пусть тогда остаётся.  
    На самом деле мы тюрки Евразии, пол Евразии наши исконные земли. И намешено в нас много народов, так что и этноним булгар тоже в этом смысле верен.
    Этноним татар уже прижился и не время его менять.
    Городок Болгар — тоже наша история, хотя Биляр был в 10 раз больше.
    Короче, вся эта болтовня всех уже достала.
    ТАТАРЛАР без.  

  67. Раис

    Намедни по первому каналу проходила передача «Умники и умницы», на тему ислама. Юрий Вяземский допытывал у представителя ареопага, видного ученого-арабиста, почему он так трепетно относится к исламской религии, оставаясь христианином? Создавалось впечатление, что ведущему интеллектуальной игры это, действительно, и непонятно, и неприятно. В свое время в одном из интервью (http://www.taday.ru/text/41627.html) Вяземский выступил сторонником того, что российское государство «может, по возможности, становиться все более и более христианским, исповедовать и воплощать в жизнь правила христианского поведения…». Вот откуда, видимо, его вящее недоумение. Ну да ладно, ученый ответил ему достаточно ясно, «откровенностью за откровенность». А еще он выразил уважение мусульманским народам Поволжья. «Почему?» — снова растерянно спросил главный умник страны. Потому что эти народы на протяжении многих столетий смогли выжить в чуждой для них среде, следовал ответ.
    Так что, уважаемый Александр, как наши пра-прадеды пытались выжить среди вас, так и мы будем стараться это делать. И все у нас получится! А вам, к сожалению, этого не понять. Потому, извините за прямоту, вас, русских, отовсюду гонят- из азиатских республик, Прибалтики… Не можете вы там прижиться, нет у вас такого опыта, а все потому, что рядом «большой брат», Россия. И от того вы кажетесь себе величественными, где бы не находились. А местные этого не любят…За три же процента татар заступиться некому, надеяться им не на кого, поэтому приходится, действительно, выживать. Наверное, где-то и хитрить. Но как иначе?

  68. Аюп-хан

    Я думаю, пока татары живут в Российской Федерации, ничего уничижительного в определении Путина нет… Действительно, есть же литовские татары. Тем более, что в России проблема ассимиляцией народов остро не стоит… У нас в Тюменской области никто из малых народностей Севера культуры и языка за 400 лет нахождения в России не потеряли, да и численно выросли…

  69. Аяз

    “Хочешь погубить народ, истреби его язык”
    Александр 1 патша заманында Русия Академия

    Президенты адмирал А.С. Шишков .
    ————————————————-
    Теле барлар — халык булган,
    Телсезләре – балык булган.
    Җире барлар – дәүләт корган,
    Җирсезләре – кол булган.
    ———————————————
    Курыкма үлемнән,
    Курык файдасыз гомердән.

    Татар халык мәкаләре

    Хөрмәтле Абзый, Айдар, Амир, Адиль, Damir, Gabdulla, Фазыл, Динар, Заур, Фандас, Фирдавис, Татар, Тимур, Takhir, Казанец, Марат, Халида, Раис һ.б.
    Бүгенге көндә безнең милләт өчен иң мөһим, иң хәлиткеч үзәк мәсьәлә көн тәртибендә тора, ул инде Гамлет сорашу: көрәшеп җиңәбезме, я зарланып бетәбезме. Безнең юлда иң тирән, үтү өчен иң куркыныч упкын барлыкка килде. Үтеп чыгарга көчебез калганмы, теләгебез сүнмәгәнме?
    Шул сәбәптә мине гәҗәпләдерә : нилектән без акыллы вә укымышлы адәмләр шулкадәр чайкалабыз буш нәрсә тирәсендә? Путин болай диде, Путин алай дип язган. Ташлагыз. Ни көтәсез? Ул бит кендеге аша тоталитар тезелеш белән бәйләнгән – менә кайда төп мәсьәлә. Киләчәгебезне ул бит ачык сүрәтләде — барыбызны да …” скрепить русским культурным ядром “ һәм “ русский татарин” итәргә.
    “Если хочешь погубить народ – истреби его язык», бу фикерне Александр I заманында Русия Академия президенты А. Шишков бер хезмәтендә эпиграф итеп куйган һәм шул рәсми сәясәткә каршы көрәшкән. Менә теге Путин имзасы астында чыккан 309 канун шул сәясәтнең бер генә өлеше. Аның максаты көндәй ачык- упкын читендә торган хәлсез милләтебезне этәреп тешеру. Бүгенге РТ чынбарлыгында ике дәвләт теле бизәкле ялгыш безгә. Русия Швейцария яки Канада тугел бит. Кайчан килә ул демократик халәткә, барамы әле? Күренми. Русия анда барып җиткәнче без юкка чыгабыз.
    22 ел әүвәлтен (“КУ” 3. 1990) Миргазиян Юныс бер мәкаләсендә “Телсезләнү : тамыры һәм җимешләре” язды: …” Әгәр дәүләт статусын ике тел алса, татар теленең аякка басуына өмет баглау буш иллюзия генә булып калачак. Идарә итәргә тигез хокуклы ике түрәне утыртык ди. Берсе таза , көчле, икенчесе бик нык авыру. Шушы очракта җитәкчелек кем кулында? “…
    Танылган язучы Фәнзаман Батталдан бер фараз (“КУ” 4. 1992) …” онытмыйк: Жириновский кебеклрәрнең идея-сәясәте җиңә икән, бер татарга да рәхим-шәфкать тәтемәячәк. Алдыбызда көтә торган вакыйгалар каршында Явыз Иван китергән һәлакәт уен гына булып тоелачак. Русиянең тиз арада гына демократик юл белән яши алачагына өметем юк.”… Ике башлы каракош та, Жириновский да әйләнеп кайттылар: “Сәлам , сез әле дә монда аяк астында буталып йөрисезме безнең җирдә!?”
    Кайсы ул безнең котылу, саклану юлы? Совет империясы таркалганда булган иде бер кыска мизгель аның күчәре сынган арбасыннан төшеп үзебезнең дәүләтчелекне кайтарырга – булдыра алмадык. Ул инде милләтебезнең бүгенге кансызланган хәле дә, манкортларыбыз да бихисап үрчүе дә, һәм 5 гасыр дәвамлы тышаулы равештә тәртәдә йөру нәтиҗәләре. Бәлки теге арбадан төшеп калу да бер минем романтик хыял дип хәзер уйлым.Төшсәк — кайда вә нинди ул безнең җир? Тәмам буталып, аралашып беттек.
    Рус халыгын безнең бу чарасыз рәвешкә килгәнебезгә туры гаепляргә дөрес тә булмас. Ул үзе бичара милли хисен югалтып бара.Тик менә гасырлар аша тәрбияләнгән, тирән тамырланган һәм канына сенгән “бөекмилләтчелек, бөекдәүләтчелек” хисе, Ленин әйтмешле “великорусский, великодержавный держиморда как явление истинно русского свойства”, каушамаган.
    Йәгез егетләр, һәрберебез бер өмметән килгән булсак, һәрберебез өстебезгә кечкенә булса да бу мескен хәлгә килгән милләтебезгә файдалы йөк алыйк .
    Безгә ничектер төркемләшергә кирәк һәм конкрет адымнар ясарга. Киңәшләшик.

    P.S.
    Фандас Сафиуллинга.
    Хөрмәтле Фандас , Сез инде танылган шәхес буларак, бу катлаулы мәсьәлә турында нинди фикердә? М. Гафури әйткәнчә өмет шәме мае бетеп сүндеме, я әле хәзер дә бер чыгу юлы бармы?
    Бәлки мин читтә торып бу вакыйгаларны бик куертып кара буяу блән рүрәтлим микән?
    Кичә ТНВ каналда Универсиада рәсми эмблемасын күрдем. Анда KAZAN — RUSSIA. Ә кайда TATARIA я TATARSTAN!? Ул бит инде безнең битебезгә төкерү түгелме!?

    Бүгенгә сәлам.

  70. Damir Nabi

    Еще ровно год назад было высказывания М.Шаймиева по этой теме.

    Стремление придумать или навязать словосочетание типа «россиянин татарского происхождения» звучит неприемлемо ни под каким соусом. Суждения, предложения по столь судьбоносной проблеме для всех нас должны исходить из основ соблюдения Конституции РФ, где четко записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ», — заявил Минтимер Шаймиев.

    Так он отреагировал на то, что в последнее время в стране предпринимаются попытки осмыслить по-новому такие понятия как «гражданская национальность» и «этническая национальность».

    Как отмечает Шаймиев, сфера межнациональных отношений сегодня является, безусловно, очень сложной проблемой, у которой «нет и не может быть простых или одномоментных решений». «Вместе с тем сегодня все народы РФ, будучи ее гражданами, называют себя россиянами, но когда речь заходит об этнической, национальной принадлежности, каждый называет себя тем, кем он является от рождения и по происхождению, и этот фактор всегда нужно учитывать», — подчеркнул он.
    и далее : http://www.tatcenter.ru/article/97396/

  71. Damir Nabi

    То есть, Путин заменил собой конституцию РФ. То что он как думает, как он хочет или кто ему лоббирует …. это и есть конституция , это закон !….которой, «…как дышло, куда повернешь туда и вышло…», — Основной закон «РФ».

  72. Гузель

    «РУССКИЙ ТАТАРИН»  — это известный художественный роман о дружбе. Это книга о приключениях человека, бывшего детдомовца, считавшего себя русским, но оказавшимся татарином.  Это много татарских шуток и каламбуров.  Вот наверное откуда все и пошло.