«Татары в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы»

Фото автора

Стилизованная татарская конница

Проживающие в Литве и Польше татары через  более чем 600 лет вновь встретились на полях Грюнвальда по случаю встречи в рамках проекта “Татары  в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”.

Более 1000 человек из Литвы и Польши, интересующиеся историей и культурой татар, приняли участие в мероприятиях,  которые проходили в конце января в Музее Грюнвальдской битвы в Стембарке (Польша), посвященных участию татар в победе над тевтонскими рыцарями в 1410 году.

Таким образом, организаторы решили напомнить о малоизвестных исторических фактах знаменитого боя.

В 1410 году татары, сражавшиеся на стороне армии короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта, способствовали успеху в битве под Грюнвальдом. Через 600 лет их потомки из Литвы и Польши появились вновь на поле битвы, что бы принять участие в мероприятии под общим названием “Татары  в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”.

По словам директора Музея Грюнвальдской битвы Шимона Дрея, татарские вспомогательные войска в битве с тевтонскими рыцарями — еще «белое пятно» в истории 1410 г. Нет крупных исследований  на эту тему, и общие знания о роли татарских воинов в битве под Грюнвальдом незначительны.

Фото автора

Музей Грюнвальда

“Мы пытаемся изменить эту ситуацию. Мы хотим прославить татар, которые во время Грюнвальдского сражения внесли огромный вклад в победу над тевтонским орденом» — говорит Дрей.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА

Благодаря проекту музея Грюнвальдской битвы “Татары  в битве под Грюнвальдом. История. Наследие. Шансы”,  который получил субсидии на сумму более 40 тысяч евро из норвежского финансового механизма и госбюджета, стало возможным не только проводить широкомасштабные действа летом (ежегодно в июле музей собирает сотни тысяч зрителей на реконструкцию битвы под Грюнвальдом), но и зимой, когда музей обычно не посещают.

Важнейшим элементом  стала встреча литовских и польских татар в январе на полях под Грюнвальдом, где были представлены все образовательные и развлекательные проекты.

“Я счастлив, что мы имеем возможность в середине зимы проводить мероприятия, посвященные Грюнвальдской битве, — говорит Шимона Дрей, директор Музея битвы под Грюнвальдом. — Мы были удивлены, прежде всего, количеству людей, которые приняли участие в мероприятии. Мы ожидали, что их будет много, но количество людей превысило наши ожидания. И на самом деле приятно видеть такие толпы в январе под Грюнвальдом. Такого еще не было”.

БУДУЩИЙ ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Открытие “зимнего сезона” началось с презентации силиконовой фигуры хана  Джелал ад-Дина, а так же его оружия и одежды.

Джелал ад-Дин, тогда еще будущий хан Золотой Орды, один из самых влиятельных сыновей Тохтамыша, принял непосредственное участие в знаменитой Грюнвальдской битве, сражаясь со своими воинами против тевтонских рыцарей на стороне великого князя Витовта, который оказывал ему всяческую поддержку и даже поселил Джелал ад-Дина в Троках (Тракай).

Фото автора

Силиконовая фигура хана Джелал ад-Дина

По мнению историков, татарских воинов было около тысячи, на долю которых приходится почти десятая часть польско-литовской армии.

Сразу после битвы под Грюнвальдом, участие татар  стало обрастать легендами с обеих сторон. Потомки татарских воинов утверждали, что их воины одержали решающую победу над войском Тевтонского ордена: так, по одной версии, великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в сражении с Джелал ад-Дином, а по другой, был пронзен в шею татарским лучником Бахадур-эд-Дином .

С другой стороны, как указывает профессор Селим Хазбиевич, автор книги «Татары под Грюнвальдом», “рыцари специально преувеличивали размер татарского войска до 30 тысяч воинов, обвиняя их в колдовстве, и даже в каннибализме, дабы объяснить поражение ордена».

В любом случае, победа в Грюнвальдской битве послужила основанием для создания татарской общины в Польше и Литве, которая в настоящее время насчитывает несколько тысяч человек. Многие из современных литовско-польских татар могут с полным правом называть себя потомками воинов, сражавшихся под  предводительством хана  Джелал ад-Дина.

ЛИТОВСКИЕ ПОТОМКИ ВОИНОВ ДЖЕЛАЛ АД-ДИНА

Представители татарской диаспоры в Литве были не только гостями на этой встрече.  Кроме школьников, знакомившихся со своими корнями, на мероприятие приехали представитель Меджлиса крымско-татарского народа в Литве, председатель Союза общин литовских татар доктор Адас Якубаускас, председатель Общины литовских татар Немежиса Таир Кузнецов, председатель Общины литовских татар деревни Сорок Татар Фатима Буйновска, которая в рамках проекта представила свою книгу “Татарская кухня”.

Фото автора

Представитель Меджлиса крымско-татарского народа в Литве, председатель Союза общин литовских татар доктора Адас Якубаускас открывает фигуру Джелал ад-Дина

“Татар в Литве ставят в пример”, — отметил Якубаускас и добавил: “Из 115 общин, проживающих в Литве, татары занимают первое место по доброжелательности”.

Гостей музея встречали также  восковые фигуры татарских воинов в полном вооружении. Также были подготовлены блюда татарской кухни – для дегустации.

В павильоне музея  посетители могут также увидеть фотовыставку о жизни современных татар в Литве, которая включает фотографии, сделанные фоторепортером из Алитуса  Зитой Станкявичене и известным литовским фотохудожником Владимиром Царалунга-Мораром, который лично прибыл в Стембарк, чтобы открыть выставку.

В Литве татары компактно проживают в  нескольких местах. Там же сохранились и действуют 4 мечети:  в Каунасе (единственная каменная мечеть в Прибалтике), Немежисе (1909 года постройки), деревнях Сорок татар (Вильнюсского района, 1815 года постройки) и Райжяй (Алитусского района, 1889 года постройки).

На выставке отражены традиции и быт литовских татар, издревле проживающих в этих местах. В дополнение к профессиональной фотографии в павильоне выставлены детские рисунки татар из литовских и польских школ.

ТАТАРЫ — НЕ ПУШЕЧНОЕ МЯСО

Важным событием встречи  была презентация книги «Татары под Грюнвальдом». Авторы — профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне Селим Хазбиевич и руководитель историко-археологического отдела музея в Стембарке Славомир Моцкун. В книге отражена информация о татарах, которые воевали в 1410 году при Грюнвальде, их происхождение и значение  в битве за польско-литовских правителей.

“Татары не были “пушечным мясом”, как считают многие, — сказал профессор Хазбиевич. – Это были хорошо обученные войска”.

Хорошо вооруженные луками и мечами, со своей тактикой, идеальным управлением лошадью и стрельбой на ходу,   применяющие маневры, разработанные со времен Чингизхана, татары придавали реальный вес в битве под Грюнвальдом.

Апогеем мероприятия стала поездка в санях в сопровождении стилизованной татарской конницы.  Освещенная факелами морозная ночь стала по-настоящему теплой от татарских пельменей и тут же зажаренного на костре ягненка.

Фото автора

Ягненок

“По результатам мероприятия мы делаем вывод, что нам нужно встречаться подобным образом как можно чаще”, — подвел итог Шимон Дрей.

И уже 4 февраля в замке в Нидзице состоялся “турнир рыцарей”. Музей битвы под Грюнвальдом выступил соорганизатором турнира.


Программа «Халкым минем…» о татарах Польши (телеканал ТНВ)

13 комментариев

  1. Damir Nabi

    Карагыз менә шул турыда : http://etatar.ru/top/38711
    Памятник ТАТАРАМ. Грюнвальдская битва 1410 г.
    Аннары дәвам итәрбез .!!

  2. Тимур

    Есть вершкам РТ у кого поучиться…

  3. Damir Nabi

    Я бы не совсем согласился бы с Шимон Дреем, — «татарские вспомогательные войска в битве с тевтонскими рыцарями – еще “белое пятно” в истории 1410 г. Нет крупных исследований на эту тему….» Есть один труд одного белоруса, который написал об этом, и не только, оъбективно и достоверно и с подробностями. Если бы «болгарский модератор» меня не забанит и обещает об этом, то я сюда закинул бы !… Очень интересно !

  4. Азим

    Исправьте в первом предложении 612 лет на 602 года. Битва-то была в 1410 г., а теперь у нас всего 2012.

  5. еТатар

    Рәхмәт, Азим. Мы уж даты не проверяли в присланном тексте.

  6. Абзый

    дөрес юнәлеш. татарларга кире кайтырга кирәк хәрби технологияләргә, иминлек саклау технологияләренә. без гел аз булдык, тик көч күп булуда түгел — технология булдыруда, шуны куллануда көч.

  7. Pulxar

    Это же статья о монголах! Какое это отношение имеет к нам, казанским татарам???
    Мы -потомки — булгар, это же везде написано!!!
    )))

  8. Еще один Руслан

    Туда то татар как занесло? Врожденная черта татар-жажда наживы, пусть даже и убивая невинных местных жителей. Толпа наемников одним словом.

  9. Damir Nabi

    «Руслан» = «урыслан» — то есть превратись в руского ! «продукт» имперской идеологии…

  10. Абзый

    «Pulxar»)))) — чуашча исем куйган. Әйбәт. Тик сөйләшә урысча.
    «Еще один Руслан» Болгар,хазарлар,хуннар шул ук җирләргә татарлардан, монголлардан алдан 6-9 гасырларда килеп кире киткәннәре мәглүм)))) Ә төрле ауропа кәбиләләре шунда Урта Азиядән килеп күчкәннәре билгеле. Һәм җир өчен гел бер-берсе белән сугышканнар. Һәм урыслар дәүләте кулыннан шул җирләр күптән түгел генә әле бәйсез булган. Нәрсә мәскәүлеләр шул җәрләрдә онытканнар — берсе дә сорамый бит))))). Җир киң — кая телисен, шунда барасын, мөмкин булгач, кирәге чыккач.

  11. Абзый

    Ә менә татарлар шул дәүләтләргә бәйсез булып калырга ярдәм иткән. Яулап алырга бармаган, җыен мәскәүлеләр түгел бит без.

  12. Фирдәвис

    Тарихи чынбарлыкны бозмаганнары, яклаганнары өчен полякларга зур рәхмәт. Татар-монголлар 1242 елда Боз сугышында да катнашалар һәм А. Невскийга Тевтон орденлыларны җиңүдә зур өлеш кертәләр, урыс халкын һәм җирләрен, Православие Чиркәүен яклап сугышалар, ләкин бу турыда урыс шовинист тарихчылары да, сәясәтчеләре дә, чиркәү әһелләре дә ләм мим. Ике халык, ике дин һәм тарихи чынбарлыкка ике караш, дөрес һәм ялган.

  13. Damir Nabi

    Я дал ссылку на труд Игоря Литвина Игорь Литвин «Затерянный мир,
    или малоизвестные страницы
    белорусской истории.»
    Только здесь описывался вся правда об этой битве !…
    Но его убрали ! В «етатар» кто то есть такой, который враг действительной истории. и пусть не обижается на правду.