Формула татарина или Чем заполнить пустой народ?

Ринат Хазиевич Насыров

Ринат Хазиевич Насыров. Фото: Гөлназ Бәдертдин

Ринат Насыров — один из крупнейших бизнесменов Тюмени. Его молочный комплекс обеспечивает одну двадцатую часть рынка молочной продукции города и области. Несколько лет назад он вместе с другими местными татарскими бизнесменами учредил Конгресс татар тюменской области. Основная деятельность – поддержка полезных проектов, таких, как фольклорный фестиваль, например, или конкурс на образцовую татарскую девушку и лучшего джигита, где главным призом становится  автомобиль. КТТО активно поддерживает всяческие стремления по исследованию истории, языка, сегодняшнего социального положения татар тюменской области, регулярно проводит семинары, чтения, конференции по результатам этих исследований. Поэтому у Рината Хамзиевича есть хорошее представление о том, что происходит сегодня с татарами, и что нам всем следует предпринять, чтобы нация развивалась и процветала.

Пустой народ?

Беседа с корреспондентом «еТатар» шла на фоне татарского концерта в Центре национальных культур города Ялуторовска, куда мы прибыли делегацией из Казани на празднование Маулида. Рината Хамзиевича, как одного из лидеров татарской общины, позвали на сцену, и он задал залу вопрос: «А здесь есть татары?» После выступления пояснил, что он имел в виду.

— Считают себя татарами, а о том, какие они татары, представления не имеют. Таких я называю заблудшими людьми, без ориентиров. Посмотрите, в чем выходят на сцену наши артисты. Зеленое платье с розовым платком, белые шаровары под юбкой. Никогда татарские девушки так не одевались. Но зрители не видят в этом ничего необычного. Станцевал артист чечетку под гармошку – зал в восторге. По идее он показал некрасивую пародию на наш татарский танец, но люди этого не понимают.  Поэтому тех, кто сидит сегодня в зале, назвать татарами я не могу.

Кто же тогда татары? По словам Рината Хамзиевича, именно выяснением этого они и занимаются последние годы. Провели опрос среди 760 татар. Выяснили, что большинство тех, кто называет себя татарами, не знают своей истории, обычаев, религии.

— По сути, это пустые татары. Мы сегодня – очень пустой народ. За прошедший век наше содержание уменьшилось, чуть ли не исчезло. Сейчас перед нами стоит задача наполнить наше внутреннее содержание – знаниями, и духовностью, светом Аллаха – через ислам. Я это называю «лечением» — с помощью религии, традиций, обычаев, воспитанием бабушек и дедушек.

Результаты исследований опубликованы в книге «Татары Тюменской области: история и современность». Теперь идет работа над вторым изданием, где будут выяснять причины возникновения этой пустоты. Какая ошибка привела к потере национальной идентичности? Затем ожидается третья книга, в которой подробно будет описано, как нам вернуть свое татарство, какими должны быть татары через 20 лет, и что нам для этого нужно делать уже сейчас.

— Я считаю, что из семи миллионов татар только 70 тысяч могут называться татарами. Откуда такая цифра? Просто посчитал, сколько человек приходит на пятничные намазы – не больше одного процента. У имана и у татарства есть степени – у кого-то они с маковое зернышко, у кого-то – вселенских масштабов. Татарство в человеке то усиливается, то уменьшается, это тоже надо учесть. Но сейчас татарский дух будет расти, все изменится. Ни один народ не исчезнет с лица земли, если встанет на халяльный путь.

Перезагрузка, или Чего не хватает Путину

Ринат Насыров считает, что власть Путина неполноценна, пока он четко не определил свое отношение к национальному вопросу, культуре, образованию. Вот и возникают абсурдные понятия: «русский грузин» или «русский татарин». Но равнодушие власти к проблемам национальностей, причесывание всех под одну гребенку вызывает протест у людей, особенно среди молодежи. Давление со стороны власти привело к обратному эффекту – из-под этой большой «пружины» выскочили маленькие «пружинки», ростки, и их уже не соберешь обратно.

— Давая одну и ту же копейку на развитие и татарам, которые, например, в тюменской области составляют 8 процентов населения, и немцам, которых всего один процент – надеяться на поддержку народа бессмысленно. По словам одной из общественных деятелей Тобольска Луизы Шамсутдиновой, на прошедших выборах в Тобольской области и Тобольске Единая Россия набрала всего один процент. Вполне может быть. Ведь в наших татарских деревнях происходят невероятные вещи. Есть в деревне школа, туда собирают детей из окружных деревень. Напротив школы через дорогу клуб. На улице минус сорок, в клубе минус тридцать. За последние двадцать лет в татарские деревни Тюменской области не приехал ни один преподаватель, ни один специалист по культуре. Вот впервые за эти годы появился преподаватель хореографии из Казани, мы ему дали жилье, и сейчас он работает в деревне Киндер. Я считаю, в сложившейся ситуации есть и ответственность Татарстана.

Сильные татары – сильный Татарстан

— Татарстан должен понимать – для того, чтобы сохраниться, ему необходимо на что-то опираться. А это мы – татары в регионах. Надо создавать кластеры из сибирских татар, крымских, астраханских, новосибирских – и помогать им, поднимать на ноги  эти группы. Придет время, они помогут Татарстану сохранить свою государственность.  Но пока Татарстан это плохо понимает.

Я считаю – Татарстан сегодня должен показать свое великодушие по отношению к регионам компактного проживания татар. Если честно, чтобы поддержать татарское образование на уровне, в нашем регионе достаточно открыть 6 школ с детскими садами – в Тюмени, Тобольске, Томске, Кургане и т.д. Сделать это для Татарстана ничего не стоит. Зато в этих садах-школах дети с самого начала вырастут с пониманием, где его родина, какой у него его язык, культура, обычаи и традиции. Это единственный способ вырастить татар. Без этого всякие мероприятия наподобие сегодняшнего не имеют смысла.

По словам Рината Насырова, вполне уместно было бы открыть в Сибири филиалы Российского исламского университета, или Академии наук Татарстана. Пусть это потребует определенных затрат, зато люди получат место, где смогут изучать ислам, свое татарство. Исламское учебное заведение необходимо совместить со светским, считает Ринат Хамзиевич.

— Пусть студенты первые два курса изучают основы ислама, а остальные три курса – физику, математику, программирование, экономику, управление предприятием, менеджмент, маркетинг… Укрепив иман, человек получает полезные знания для жизни – только такая состоявшаяся личность может принести пользу и исламу, и татарам.

Но пока вопрос об открытии филиала РИУ не проходит дальше переговоров, сетует Ринат Насыров. Да и разговоры прекратились, когда дело дошло до реальных действий.

— Теперь перешли к обсуждению возможности открытия медресе. Я это называю мышиной возней. Мне кажется, до 2013 года здесь ничего не изменится, никакого филиала не появится. Единственный выход – создание частного и государственного партнерства с Татарстаном. Чтобы Татарстан работал здесь на уровне физических лиц, чтобы местные власти не имели возможности давить на организованные структуры.

Два греха, мешающие росту

Конгресс татар тюменской области участвует в реализации тех проектов, которые приводят к объединению татар. Как и в других регионах компактного проживания татар, в Сибири достаточно много разрозненных общественных организаций, работающих параллельно, но преследующих одну цель. По словам Рината Хамзиевича, сейчас то же самое наблюдается среди молодежных татарских организаций – кто-то собирается вокруг религии, кто то предпочитает дискотеки, или спорт – каждый ищет свой путь. Но придет время, говорит Ринат Насыров, эти организации объединятся.

— Я считаю, что разрозненность татар из-за двух грехов, способность совершать которые Аллах дает человеку с рождения. Первый грех – это лень, второй – скупость. Лень порождает ложь и оправдание. Аллах говорит: с ложью нельзя бороться, его можно только распознать, а это дается человеку с рождения. Борьба с ложью приводит к ее размножению. Поэтому надо бороться с ленью. Как? Загрузить человека работой. Но дать столько работы, с которым он справится, иначе он снова начнет обманывать. Если это случилось, значит, надо уменьшить нагрузку.

Второе – жадность, скупость. Из жадности происходит зависть, а из зависти – сплетни. Сплетни, по словам Аллаха, хуже прелюбодеяния, сплетничать приравниваются к поеданию мертвечины. Не надо искать источник сплетен. Чем больше в них копаешься, тем больше их становится. Чтобы искоренить сплетни, надо бороться с жадностью и скупостью. А как? Через благодарность, щедрость, труд, трудолюбие. К сожалению, у нашего татарского народа постепенно теряется понятие благодарности. Это потихоньку надо изменить, и только через благодарность, благородство можно изменить будущее нашего народа.

Быстрый харам и долгий халяль

У Рината Насырова свой алгоритм превращения идеи, желания в совершенное действие и результат. Независимо от того, в какой области нужно получить этот результат, все начинается с вопросов: как, зачем, почему? Их задает себе человек на самом главном и самом долгом этапе к цели – когда идея переходит в намерение, в момент преддействия.

— Надо ответить на два вопроса: «Почему я это делаю?» и «Зачем я это делаю»? Зачем это нужно мне и моему племени – семье, друзьям, сообществу. И только после этого ставим вопрос «как?». Для кого-то, может быть, это вопрос технологий, а для меня просто выбор – честным путем я это делаю, разрешенным, халяльным, или нечестным.

Например, хочу купить машину, объясняет Ринат Хамзиевич. Самый быстрый способ достичь этого – выйти и отобрать деньги у кого-то, или взять кредит. Результат придет быстро, но и будет недолговечным.

— А есть другой путь: сконцентрировался, приложил усилия, не переступая за порог дозволенного, купил машину, может быть не такую большую и не так быстро, как хотелось. Но зато результат остается высоким, и не исчезает, как в первых двух случаях. Поэтому в основе каждого действия лежит главный вопрос: дозволенным путем я это сделаю или нет. Без этого выбора действие не произойдет, и не будет ответа на остальные вопросы.

Нет содержания – нет лидера

Ринат Насыров с единомышленниками ищет разные пути привлечения людей к исламу. Как-то в качестве эксперимента стали платить по 500 рублей дополнительно к пенсии старикам, исправно посещающим мечеть. В качестве вознаграждения за их помощь в организации мероприятий, участие в жизни махалли. Но через три месяца старики собрали эти деньги и принесли обратно Ринату Хамзиевичу, сказав, что встали на этот путь вовсе не из-за денег.

— Мечетей у нас достаточно, а вот народ туда не ходит. Почему? Потому что интеллектуальный уровень имамов остается низким. Людям не интересно приходить в мечеть. Им кажется, что это просто чаепития-посиделки, а реальной помощи от ислама они не увидят.

Но пустуют не все мечети. Мы сами стали свидетелями, как мечеть города Ялуторовска еле вместила желающих участвовать на Маулиде, и как молодой имам мечети Раиль хазрат смог объединить прихожан – был учтивым с аксакалами, и собрал вокруг себя молодежь. Раиль хазрат нам показался примером настоящего лидера общины.

— Когда кто-то начинает видеть в других лучшие стороны, помогает им раскрываться лучшими качествами, своей чистотой, то этого человека люди признают своим лидером. И происходит это только после того, как через этого человека люди получают знания. У пустого народа лидеров не бывает. Только наполнившее себя знаниями и духовностью сообщества выдвигают лидера из своей среды, в знак признательности и благодарности за знания.

Забыли посчитать сабли

— Считаю, что за двадцать лет национального движения у татар так и не появилась тактика ведения борьбы за свои права. Что происходило здесь в середине 90-х? Татарские активисты вышли на площади с зелеными флагами, требуя территориальной самостоятельности сибирских татар, появился революционный настрой. Государство понимает: это же противостоящие нам силы! Сопротивляющийся народ. Надо уменьшить его численность. Как? Закроем школы, учреждения культуры, сократим количество языковых уроков. Сегодня исконно татарские земли Сибири пустеют – люди переезжают в города.

Ринат Насыров считает, что этого можно было бы избежать, если бы тогда хватило ума правильно действовать. Определить приоритетные вопросы и работать на их решение.

— Решили первостепенные задачи – остановились, проанализировали, рассчитали силы. «Посчитали сабли»: так, у нас 7 саблей, а надо девять. Что делаем? Находим их. Вот такой поступательной тактикой надо было двигаться. Все эти 20 лет ушли на приобретение опыта. Нас становилось меньше, ассимиляция по инерции продолжалась. Татарам всегда приходилось выживать, преодолевая трудности.

Ринат Хамзиевич подчеркивает, что сегодня очень важно выстраивать коммуникации между Казанью и регионами компактного проживания татар, чтобы было понимание: мы находимся в едином религиозном, культурном, экономическом пространстве.

Формула татарина

— Зачем мне лично надо быть татарином? На этот вопрос для себя я уже давно ответил. Мой дед Абзал был очень щедрым, великодушным человеком, его звали «Золотой Абзал». Имел в Тюмени несколько домов, пережил репрессию и ссылку, умер в 96 лет. Дед говорил: никогда ничего не делай приоритетным. Ни здоровье, ни семью, ни работу. Все веди равномерно, давай одинаковую значимость. Вот это чувство меры, определение меры – для меня и есть татарство. Пример деда меня убеждает в этом. И если ты живешь, соблюдая данный баланс – значит, ты татарин.

38 комментариев

  1. Pulxar

    Это же сибирские татары!!! Какое они имеют отношение к нам, казанским татарам??? Мы же потомки булгар, и только булгар )))))

  2. Takhir

    Сам ты булгар!

    Мы татары.

  3. Халида

    Среди сыбырлар есть такие чистые в своей природной духовности люди, что дивишься красоте! Среди булгар и мишяр тоже есть, наверное, но я не наблюдала (по крайней мере у тех, кого я по своей жизни встречала) той первозданной природной чистоты, что у сыбырлар я подметила.

    Мне нравятся сыбыры — мусульманский народ Сибири!

  4. Татхан

    Халида — это женское эго наиля,  думается. Наиль, обладая яркими монголоидными чертами,  почему-то считает себя европеоидным, и, надо полагать, поэтому агитирует за распад татарской нации, в частности, отделение сибирских татар, мишар, астраханских татар.
    Ну а после этого можно будет и внутри оставшихся татар еще кого-нибудь отделять…

  5. Татхан

    Наил Барсыли, Сафиулин

  6. Нур

    Отличная статья, как программа действий для татарского актива.
    Добавить приоритетные моменты, методику реализации и можно раздавать листовкой.

  7. Абзый

    Pulxar — исемеңне үзгәртеп язале — син «Пулхар» түгел, син «Кире чуаш».

  8. Гөлназ

    Халида, они не сыбыры, а татары!

    сыбыры… слово-то какое ужасное.

  9. Руслан

    Татарстану и в правду стоило бы активнее помогать своим соотечествиникам за пределами Татарстана, строить школы, мечети, культурные центры… У Татарстана большое влияние, стоит только сьездить в регионы посмотреть какие проблемы у татарского народа и помочь их разрешить!

  10. Руслан

    Забывая язык Тукая забываешь кто ты!

  11. адиль

    Если Минниханов только сделает попытку обьединить татар ,реальную,а не на словах как все годы болтал Шаймиев,то Москва этого допускать не будет.Вспомните ,как быстро закрыли Турецкие лицеи в Татарстане.Не надо быть наивными,на государственном уровне будут пресекаться все попытки по консолидации народа, по тюркскому единению.Политика Кремля дробить,ссорить между собой народы.Яркий пример, отношения башкирской власти к татарам ,попытки башкиризировать татар Москву устраивают.Но если татары с башкирами предпримут шаги по единению народов,это не пройдет.

  12. Абзый

    «Но если татары с башкирами предпримут шаги по единению народов,это не пройдет.» пройдет, пройдет. Мәскәү еракта. Үз-ара талашалар анда. Аңлау индерергә кирәк — мәскәү ул үз идәрәсен монда урнаштырып калдыра алмас. Кем аңа иярә — юкка чыга. Мәскәүне БАР ДИЕП САНАУ — келкеле — аерым кешеләр «мәскәүлекне» кулланып идәрә итүчеләр- хәзердән ук алар шул «мәскәүлекләреннән» үзләре зыян күрә))) путин «вертикал» ясамаса — хәзер аны бәреп тешерергә беркем дә маташмас иде. русия «бөрбөтенлеге» өчен үлергә төләүчеләр булмаса — ИСӘН КАЛЫРЛАР ИДЕ))))))))

  13. Gabdulla

    Pulxar — засланый казачок.
    Татары всей Евразии — бер халык.
    Если начать делиться на сибирских, казанских, пермских, мишар, тептяр и т.д., то можно и казанских татар начать делить на булгар, сувар, биляр, сабалар и т.д. 
    Урыслар макуртов всех национальностей с удовольствием принимают в свой состав, поэтому их больше 100 млн.

  14. Абу Салих

    Адиль Лицеи не закрыли. Качество образования стало еще лучше, чем было при турках. Недавняя новость на этом сайте о 2м лицее — ясное тому доказательство. Даю ссылку: http://etatar.ru/top/42128?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+etatar+%28%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0+%C2%AB%D0%B5%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%C2%BB%29

  15. Damir Nabi

    Мин моны яклыйм. Менә шулайрак булырга тиеш татарның яңарышы….

  16. Ildar

    Берләшик дуслар!!!!! Берлектә безнең көч кадерле миллөттәшләр!

  17. Абзый

    «Урыслар макуртов всех национальностей с»
    Шевчук — атасы украин,анасы-татар — үзе — чукынган урыс!

  18. Бек

    Ну вот чем больше Татарстан будет выпячивать локальный булгарский компонент — типа Болгар радиосы, тем сложнее обосновать единство татар. Потому что общее для татар — это половцы, Улус Джучи.

  19. гость

    старый хрен моржевый

  20. адиль

    Абу Салих этот лицей обычное учебное заведение для одаренных детей.Почему обычное,потому что там готовят детей по программам,приспособленным для сегодняшнего глобализируемого общества.Но в программе обучения старательно обходятся многие злободневные вопросы,касающиеся религии,мусульманской этики,единения тюркских народов и многого другого,на что обращалось внимание в турецких лицеях.А такие лицеи как раз таки закрыли.

  21. Абу Салих

    Что ж, Адиль Эфенди. Я рад, что вы так думаете. По 2м причинам: 1) значит вы хотите такое воспитание для татарских детей, что меня радует 2) и самая главная причина заключается в том, что именно эти татарские учителя так хорошо работают, что обыватели и не замечают той деятельности, о которой вы упомянули, потому что все продолжается. Уверен, этот ресурс пасут гэбешники, которые не хотят всего того, что вы перечислили. Но они ничего не могут сделать, потому что там все делается аккуратно и законно. Не беспокойтесь, Адиль Эфенди, все продолжается.

  22. Damir Nabi

    Әльфия Дулатова язган :
    Если начали появляться такие бизнесмены, думающие о судьбе своей нации, значит, еще чуток задержимся на этом белом свете. К сожалению, такие как Ринат Хазиевич, один из тысячи. Как бы мы не старались,но только силами и деньгами наших бизнесменов сохраниться как нация уже не сможем. Пора принимать кардинальные меры и заявлять о своих правах на получение образования на своем родном языке. Мы же по конституции полноправные граждане РФ, если действительно — это так, то государство обязано заботиться о сохранении языков нерусских народов и их культур на всей территории России. В свое время общественные организации взвалили на себя, по сути дела, не выполнимую и непосильную ношу. На голом энтузиазме попытаться сохраниться самим и сохранить потомкам свою культуру, не требуя от государства никакой поддержки — это скорее было нашей ошибкой. И действительно, где бы у них голова болела, хотя бы для галочки что-то делать, а теперь и вовсе не болит. Местные чиновники, конечно, поддерживают повсеместно увеселительные мероприятия наподобие сабантуев и разных конкурсов, но от этого веселья мы не становимся ни духовно богаче или знатоком родного языка. Я все понимаю, что это установка свыше, что будто бы все проекты наши поддерживаются, мол, что еще хотите. Другой раз и самим татарам ничего ненужно, кроме этой большой пьянки за городом. Если бы сама не организовывала этих сабантуев и конкурсов, то не осмелилась бы теперь говорить так уверенно, что от этих мероприятий совершенно нет пользы. Это мы по областям друг другу гости ездим и не более того. Когда-то и эти мероприятия, возможно, нужны были, но не теперь.Отдельные частные татарские школы открывать тоже будет очень сложно, тем более, что они должны функционировать в общеобразовательной государственной системе, Значит, (уже много раз повторяю) нам необходимо требовать, чтобы татарскому языку придали статус второго государственного языка в РФ и пусть на государственном уровне проходит и подготовка кадров и все вытекающие отсюда процессы. Я обо всем этом уже в течение многих лет говорила на страницах национальной газеты, но результат, к сожалению, нулевой. А здесь я уже повторяюсь, конечно же, но хочу быть услышанной, что мы на грани исчезновения. Раньше и Пензенская область и Астраханская воспитала и вырастила сотню талантливых писателей и поэтов, режиссеров и артистов.А теперь совсем иссякли родники творчества. Представьте себе, уже днем с огнем не найдешь сочинителей частушек и баитов на татарском языке. Когда-то чуть ли не все разговаривали между собой стихами и прибаутками. А это же самое настоящее проявление творчества в быту, а теперь что: двух слов не могут связать, если и свяжут, то жутко слушать. Что касается нашей религии, то я,честно говоря. сомневаюсь, что она может стать рычагом поворота татар к своей сущности и к своим корням. У меня на этот счет есть большие сомнения. Потому как очень долго уже присматриваюсь к нашим религиозным деятелям. Однажды меня отстранили от постижения тайны Ислама из-за того, что много дискутировала хазрятом на его уроках, а когда наше учение должно было продолжаться в мечети, меня натуральным образом отстранили от занятий, аргументировав тем, что я хожу лишь на эти занятия для ведения споров. Я то, считала и считаю, что наши духовные лица должны быть всесторонне развитыми и умеющими вести диалоги со всеми, а они, к сожалению, локомотивом не могут стать. На этом этапе развития общественного нашего строя нам нужны правозащитники и молодые политики с ярко выраженным национальным самосознанием и лидерскими качествами.
    Если заботы о народе ложатся на плечи бизнесменов, то они тогда должны освобождаться от налогов, хотя бы. Мы то вот сколько бьемся найти спонсора для нашей газеты, но никто не откликается. А газета интересная и содержательная с историческим направлением. Называется она «Наследие Хаджитархана». Ведь тюркская история Астрахани никому ненужна, кроме нас. В источниках этот город уже упоминается со времен Хазарского каганата, а счет ведется с 1558 года. Русские ученые пытаются доказать при завоевании вообще татар и не было совсем.Тогда возникает вопрос: почему 2 раза Иван Грозный тридцати тысячные войска гнал сюда. Я, безусловно, много говорю об этом, но меня же пытаются лишить возможности выпускать этих газет. После первого номера уже поднялся шум вокруг газеты. Хотели снова судится со мной. Хотя через суды уже и проходила. Конечно, финансировать такую газету официальные органы, явно не будут, а как продолжить эту работу тоже уже не знаю. Обратилась и к депутату, но пока молчок. Может быть. какой-нибудь всероссийский фонд организовать, чтобы помочь таким изданиям как мы на местах. Ведь одну общую дело делаем. Я то могу и ничего и не делать уже на пенсии, но особо жаждущих на общественных началах работать тоже не вижу. Просто тюменцам повезло, что есть такие лидеры, которые организовывает и конференции и исторические книги издают. А в Астрахани таких ярких личностей. пожалуй. и нет.

  23. Алия

    Альфия апа, перестаньте унижаться и просить деньги у тех кто не достоин вас. Перестаньте тратить силы на дискуссии с малограмотными религиозными деятелями. Ринат Насыров совсем не их имел ввиду, когда говорил про возрождение через ислам. Ислам чистый, от Всевышнего, он доступен каждому, без посредников. Если не сможете найти деньги на издание газеты — не переставайте писать, передайте свои знания в Интернет, здесь ваших читателей будет в тысячи раз больше. Возрождать будут нацию молодые продвинутые татары, с благодарностью вашему поколению за то, что верили в будущее татар и сделали все что смогли. Спасибо вам) 

  24. Damir Nabi

    Алия
    Она и не просит, уже. Говорит о фактах, мысли вслух, если можно так сказать. Но что делать, если нет никого, кто бы помог ? Газета татарская убыточное дело, когда тираж несколько сот штук ! На деньги своей пенсии, газету не издать ! Ей не то что помогают, а наоборот, пытаются «палки в колеса совать» и сують….
    Я вот сам восхищаюсь перед ней, все что она говорит правда, читаешь и добавит вроде нечего…словно они и мои слова тоже и ваши наверно…. Она говорить ,что бывают и руки опускаются, от невозможности что то делать…. Ләкин, өмет кешене яшәтә,көрәштерә,мөмкин булмасада…
    P.S.
    Мин аннан сораганмын ул язганнарны чыгарырга. (әйткән : кайда теләсәң шунда куй)

  25. Аяз

    Абзый, Damir, Ildar һ.б.

    Күптән түгел ”Яңа гасыр” каналда президент Р. Миннеханов Апас районы аул җитәкчеляре блән очрашуын тапшырдылар. Камера җыелган халыкны күсәтә: ким булса 80-не йөздән безнең халык, әммә президент сәхнәдән русча сүз тота! Әгәр инде Президент үзенең ана теленә шулкәдәр түбәнсетү үрнәк күрсәтсә, ул чакта урыс әйтмешле: «приехали»! Инде Татарстан Югары Киңәш яки хөкүмәт утырышлары турында сүз әйтәсе дә юк. Мәсәлән, хәзерге Украинада хәттә коммунистлар да куркалар бу очракта русча сүз тотарга. Артыңны кысса — тиз өйрәнерсең!

    P.S.

    Дуслар, Президентның да, башка түрәләрнең дә сайтлары бар — чеметегез, нинди булсада да файда булыр, бер гамәли ( практик) эш кирәк бит инде — буш такылдаудан ни файда?

    Сәлам.

  26. Ayrat

    statya için Allahnin rehmeti yausin !

  27. Nur

    Первый раз читаю о татарине, который занимаеться настоящим полезным делом. Обычно подавляющее большинство жалуется,что ущемляют, не дают, не разрешают, ну и т.д. А кто вам сказал, что нам, кто то, что то даст. Надо раз и навсегда запомнить Россия нам не родина-мать и даже не мачеха, а самый настоящий враг и нас здесь считают за врагов и цель у них одна уничтожить нас как народ, путём ассимиляции, и по-этому ни кто наши проблемы в этой стране, кроме нас самих ни кто ни будет решать

  28. Марат

    Полностью согласен с Nur

  29. Nur

    Здесь , среди постояных участников обсужденний есть не мало , довольно здравомыслящих людей. Проблемы надо не обсуждать а решать, А кто, если не мы? Если собраться в месте Марату,Аязу Абзый, Gabdulla, Damir Nabi, ну и моей скромной персоне, наверное у нас нашлось бы не мало предложений по решению многих проблем, Как вы думаете?

  30. Damir Nabi

    Nur
    Я согласен с этим.

  31. Nur

    Подождём остальных.

  32. Неля

    Неужели Ринат Насыров, сказал, татары в Сибири (конкретно) «пустой народ»? Кого он имел ввиду, теперь, что все должны читать намаз, ничего в этом плохого конечно не вижу, но придет время и человек сам дойдет до того к чему прийти. И вот это высказывание: «Я считаю – Татарстан сегодня должен показать свое великодушие по отношению к регионам компактного проживания татар. Если честно, чтобы поддержать татарское образование на уровне, в нашем регионе достаточно открыть 6 школ с детскими садами – в Тюмени, Тобольске, Томске, Кургане и т.д. Сделать это для Татарстана ничего не стоит. Зато в этих садах-школах дети с самого начала вырастут с пониманием, где его родина, какой у него его язык, культура, обычаи и традиции. Это единственный способ вырастить татар. Без этого всякие мероприятия наподобие сегодняшнего не имеют смысла.» , на мой взгляд иждивенческое. Столько возможности на месте, никто не запрещает, тем более бизнесмену, открыть школу для своего народа,, вот это будет дело. Очень много и долго любим говорить, рассуждать, а воз и ныне там….Все ждем помощи от кого то, кого то виним, то не так, это не так, легко обсудить сделанное, унизить и т.д. Надо понять, что никто не приедет не из Казани, не из Москвы решать наши проблемы, на это есть местное руководство и организованный в Тюменской области Конгресс  татар, как это звучит, надеюсь и дела также зазвучат.

  33. Марат

    Согласен с Nur. Но как это сделать?

  34. Nur

    Марат
    Posted on 21/02/2012 at 19:19

    Согласен с Nur. Но как это сделать?

    Моё предложение, прежде всего относится к живущим в Казане или рядом, сделав предложение, я не подумал, что народ может проживать в разных регионах. Договориться о встече можно через электронный адрес

  35. Damir Nabi

    Мой ящик damiruz9@mail.ru есть сообщество мое ^ http://my.mail.ru/community/hun-tatar/ ? кроме того в майлАгенте можно открыть чат по интересам и ….

  36. Марат

    Увы, я не из Казани, я из Уфы.

  37. Nur

    Очень жаль,Марат.

  38. ИЛЬДАР

    ПРОЧИТАЛЬ СТАТЬЮ И КОМЕНТАРИИ К НЕЙ И РЕШИЛ ОСТАВИТЬ КОМЕНТ: ВО ПЕРВЫХ ТАТАРЫ НЕ ДЕЛЯТЬСЯ НА КАЗАНСКИХ, СИБИРСКИХ И Т.Д. КТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ТОТ ИДИОТ. ТАТАРЫ — ЕДИНАЯ ТИТУЛЬНАЯ 2 ПО ВЕЛИЧИНЕ НАЦИЯ В РФ. ВО ВТОРЫХ В СТАТЬЕ ЕСТЬ РЯД ПОЛЕЗНЫХ МОМЕНТОВ. В ТРЕТЬИХ ТАТАРСТАН В ОБЩЕМ И НОВОЕ НАЦ. ДВИЖЕНИЕ В ЧАСТНОСТИ МОГУТ ВЫСТУПИТЬ ОБЬЕДЕНЯЮЩИМ НАЧАЛОМ ДЛЯ ВСЕХ МУСУЛЬМАН В РФ, НО ТОЛЬКО ВТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МЫ ПОКОНЧИМ С ВЛАСТЬЮ ЖУЛИКА ПУТИНА ВМЕСТЕ С ЕГО ПОГАНОЙ ШАЙКОЙ В РОССИИ И МИНИХАНОВЫМИ В ТАТАРСТАНЕ. ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ НОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. КТО СОГЛАСЕН СО МНОЙ ПИШИТЕ МНЕ НА tot843@rambler.ru . ДАВАЙТЕ ОТ СЛОВ ПЕРЕХОДИТЬ К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ!!!