«Звезда Поволжья»: Царь

Этот коллаж Ксения Собчак отправила Рустаму Минниханову через Твиттер после заявления Президента РТ

Этот коллаж Ксения Собчак отправила Рустаму Минниханову через Твиттер после заявления Президента РТ

Заявление президента Татарстана Рустама Минниханова “Стране нужен царь”, прозвучавшее на встрече с редакторами официальных СМИ, вызвало всплеск обсуждений: не означает ли это заявление окончательный отказ Татарстана от федеративных принципов управления Россией и возможное согласие на изменение (понижение) статуса республики до уровня губернии или Казанского края?

Потом последовали неопределенные и неубедительные разъяснения, что Минниханов имел в данном случае лишь образ “царя” как ответственного государственного мужа. Но это примерно как в анекдоте, девушка слегка беременная или беременная. Что имел в виду Рустам Минниханов, тем более что ему предстоит в недалеком будущем отказаться от наименования “президент” относительно руководителя Татарстана (федеральный закон об этом принят) и стать “губернатором”. При этом ему еще предстоит пройти цикл прямых выборов “губернатора”.

Представлял ли Минниханов, что именно он предлагает для России, при этом являясь по Конституции Татарстана гарантом конституционных прав и свобод, гарантом республики, о чем приносил присягу в торжественной обстановке? Царь – это единовластный монарх. Сам термин произошел от римского “цезарь”. Славяне называли термином “царь” византийских императоров. Царский титул прилагался и к правителям Золотой Орды. Царь – титул русских монархов с 16 января 1547 года (впервые им увенчан Иван IV Грозный) и до 1721 года, когда Пётр I Великий сменил его на титул “император”. То есть Казань Иван Грозный штурмовал, будучи царем Московским. Территория, которой управляет царь, называется царством. Единовластие царя, его роль “помазанника Божия”, естественно, требует ликвидации республики как политического образования и провозглашения России монархией (нет царя без царства), то есть это возврат в средневековье. Призыв “Стране нужен царь!” примерно равносилен призыву “Стране нужен Иван Грозный!”. Согласитесь, в устах президента Татарстана это звучит шокирующе, именно поэтому это заявление Рустама Минниханова вызвало так много дискуссий в российских СМИ.

Царь – это верховный судья. Независимость суда автоматически ликвидируется. Провозглашение Ивана Грозного царем обозначало претензии России на византийское наследие. В Византии царь возглавлял Православную церковь. То есть введение царства на Руси означает приоритет Православной церкви над остальными конфессиями в стране, возникает именно православное царство, то есть как минимум идет речь о ликвидации в стране права на свободу совести.

Царь – это главнокомандующий и наиболее крупный собственник в стране. Принятие титула царя означало для Ивана Грозного независимость от Золотой Орды, дипломатическую “равновеликость” с королями Европы и резкое вознесение над князьями внутри страны. Особенно подчеркивалось самодержавие царя. “Русский народ государственности не хочет… Он не ищет свободы политической, он ищет свободы нравственной, — писал Аксаков. – Самодержавие может осуществить свою задачу, опираясь на православие”. Именно тогда с принятием титула царя была принята доктрина “Москва – третий Рим”, по существу, обосновывался принципиальный империализм.

И вот этот образ правления нам предложил президент Татарстана в качестве эталона? Кто его научил, кто подсунул в общем-то неплохому и честному человеку эту апологетику царизма, по существу, глубоко антитатарскую? Кто его просто подставил? Да, конечно, Минниханов не политик, но пост президента требует осторожности, дипломатичности, взвешенности формулировок, такта, наконец, той самой ответственности, которую Минниханов ищет в царе. В споре Минниханова и Прохорова относительно менеджера и царя во главе страны прав, конечно, Михаил Прохоров. Царей мы уже наелись. Если он хочет царя, то это уже не просто ошибка, это принципиальное разногласие с обществом XXI века. Кстати, это заявление только подчеркивает, что политическое сознание нашей элиты является глубоко феодальным. Как ни странно, человек, который так заявляет, не думает о последствиях для себя лично после введения такой самодержавной, самовластной, православной монархии. Как минимум ему самому придется принять православие, отказавшись от религии предков. А затем брать под козырек, исполняя любую самодурскую прихоть Москвы. При этом нужно помнить, что, перефразируя Ленина, любое самодержавие ведет к загниванию. И поэтому самодержавная власть становится именно властью самодура, потому что она не ограничена.

Я уже писал, что гимн Татарстана в этом случае придется закономерно сменить на “Боже, царя храни”. Представить, как депутаты во главе с Фаридом Мухаметшиным встают на сессии в Госсовете РТ под эту историческую мелодию, будет несколько карикатурно. Почему промолчал госсоветник Шаймиев, почему не дезавуировал это ошибочное заявление? Понятно, что этим заявлением Минниханов стремился понравиться Владимиру Путину, но явно переборщил. Или Владимир Путин ближе к 2018 году, сроку окончания президентских полномочий, действительно планирует ввести в России монархию, провозгласив себя царем?

Если Минниханов хотел помочь Путину в избирательной кампании, то он добился обратного эффекта. Многие знакомые говорили так: раз Минниханов говорит, что Путин много сделал для развития республики, так и быть, скрепя сердце проголосуем за Путина. Но после заявления “Стране нужен царь!”  люди зачесали затылки. В Госсовете один чиновник заявил: “Прав Минниханов, стране действительно нужен царь”. Его спросили: это кто? “Как кто, Владимир Владимирович, царь-батюшка”. В ответ раздался гомерический хохот.

Трудно представить, что Шаймиев подобное мог заявить даже “образно”. С 1552 года по 1917 год татары жили под игом царизма, и вся татарская интеллигенция прилагася огромные усилия, борясь именно с царизмом. Теперь всё это уже ничего не значит? Конечно, как пишет в своих мемуарах Михаил Полторанин, Коржаков подталкивал Ельцина вполне серьезно к провозглашению монархии. И Ельцину это даже нравилось. С точки зрения Православной церкви, конечно, введение православной монархии в России есть единственная честная политическая программа, но татары-то исповедуют ислам, и им приветствовать введение самодержавного правления в России не очень пристало, мягко выражаясь. Последствия введения царизма в России означают для Татарстана один выход – цивилизованного дрейфа к независимой республике, независимому государству.

Путин, конечно, как православный президент, воцерковленный, как принято сейчас говорить, естественным образом должен стремиться к православной монархии. Но это дорога к разрушению России. Ни один народ России не захочет поддерживать вовзращение к самодержавию. Минниханов должен понять, что свободой торговать невозможно. Никакие экономические преференции Татарстану не могут оправдать возвращение к системе феодального рабства.

Минниханов, когда стал президентом, говорят, первым делом пытялся ликвидировать в аппарате президента отдел по связям с общественностью, который в любой цивилизованной стране считается одним из главных. Подобные неосторожные заявления означают, что этот отдел в Татарстане не только необходим, но крайне необходим, иначе раз можно брякнуть, не подумав, два раза, потом отправят в отставку. Умница Ирина Прохорова не зря подчеркивала, что экономика глубоко вторична, главная сфера работы государства – культура и нравственность. Ни одна экономика не выдержит астрономического бескультурья и дикой коррупции. При отсутствии культуры в государстве человек человеку волк со всеми разрушительными для государства последствиями. Без развития культуры, развивая спорт, вы получите неизбежно фашистское государство в итоге, это аксиома политологии.

Минниханову придется переформатировать себя, признав приоритет культуры – иначе его очень быстро “съедят”, а было бы жаль, человек он искренний и сострадающий, отзывчивый. Конечно, Минниханов ориентировался на вульгарный экономизм в своих воззрениях, у него нет опыта руководства, управления политическими процессами. Возможно, для него будет полезен опыт ролевых игр, он обучаем, и опыт он должен наращивать таким образом, а не на реальной политической деятельности, это было бы слишком накладно для республики. Он должен преодолеть внутреннюю инерцию и страх, фобии перед культурой, потому что знание – сила, особенно в информационном обществе.

В конце небольшое объявление – 5 марта, после выборов, в 18:00, в понедельник, на Площади Свободы Лига избирателей Казани планирует провести пикет по итогам выборов президента России.

9 комментариев

  1. Damir Nabi

    Это называется диктатура !…

  2. Абзый

    Минниханов прав. Московии нужен царь. Но НАМ МОСКОВИЯ НЕ НУЖНА.

  3. ТАТАРИН

    Минниханов это татарский завхоз (типа татарский шут при дворе Путина) посаженный на место  бывшего агронома Шаймиева русская марионетка для управления татарами, подражающий своему царю Путина. Вспоминается как Путин принимал в Кремле Кадырова-младшего (так как старшего отправили к Аллаху) в спортивном костюмеи как то смотрю точно такая же церемония у татарского мурзёнка Минниханова которывй принимает русского спортсмена в таком же одеянии и при этом щедро одаривает того бесплатной квартирой. Так что этот мурзёныш Минниханов татарский национал-предатель. 

  4. Абзый

    Минниханов или под идиотика косит удачно или на самом деле такой. Но идиотам везет. В его «президентство» или республику ликвидируют или независимость обретем.

  5. Damir Nabi

    СӨЕН-БИКӘНЕҢ ТОТКЫН ИТЕЛҮЕ. http://kitap.net.ru/atlasi2.php

    Сөен-бикә Зөядән киткәч, Казанга таба карап: «Кызганыч син, канлы, кайгылы шәһәр! Синең башыңнан таҗың төште. Син хәзерендә тол хатын кебек булып калдың. Син хуҗа түгел, инде кол булдың. Синең атаклылыгың барысы да китте. Син, башсыз арыслан кебек, хәлсез калып, беттең, һәрбер падишаһлык акыллы падишаһ илә идарә ителә, көчле гаскәр илә сакланыла. Шулар булмагач, кем синнән падишаһлыгыңны алмас? Синең көчле ханың үлде, башлыкларың көчсезләнде, кешеләрең боекты, башка падишаһлыклар сине якламады, аз булса да сиңа ярдәм бирмәде, шуңа күрә син җиңелдең. Менә хәзерендә син үткәндәге атаклылыкларыңны, андагы бәйрәмнәрне, андагы җыеннарны, андагы кәеф-сафаларны сагынып, минем илә бергә ела! Кайда синең борынгыдагы ханлык бәйрәмнәрең, андагы шатлыкларың? Кайда синдәге угланнарның, бәкләрнең, мирзаларның мактану вә олуг-ланулары? Кайда синең яшь хатыннарың, матур -кызларың? Аларның бию вә җырлары? Болар барысы да югалды, бетте. Хәзерендз синең ул урыныңда халыкның ыңгырашуы, уфылдавы, елавы, үксүе генә калды. Синдә бал елгалары, эчемлек чишмәләре аккан чаклар бар иде. Хәзерендә анда синең кешеләреңнең каннары агадыр, ачы яшьләре коеладыр, урыс кылычы аларны бетергәнчегә чаклы кипмидер. Әй алла! Минем башыма килгән вакыйганы атам илә анама барып хәбәр бирүче, кеше теле илә сөйләүче, тиз очучан кош кайдан алыйм икән? Әй алла! Безнең көнчебез һәм азгын дошманыбыз булган Шәехгалине үзең хөкем ит, үзен, җәзасын бир! Мине дошманым кулына биргәнлекләре өчен, миңа килгән кайгылар Шәехгали илә казандылар башына да килсен. Аларның теләве, Иванны алдаулары буенча, мин шулай булдым. Мин тоткынны (Шәехгали) үзенә алырга теләмәде. Мине зур хатын итәсе килмәде. Ул, миннән башка, үзенең хатыннары исә генә, Казанда падишаһлык итмәкче булды. Ул миңа олуг князьне ачуландырып, аның боерыгы буенча, безне, һич гөнаһсыз, үзебезнең падишаһлыгыбызда кудырды. Ни өчен безне үзебезнең җиребездән куалар, ни -өчен безне тоткын итәләр? Ул миңа Казанда кечкенә бер өлеш җир бирсә, мин шуннан артык нәрсә теләмәс, үлгәнчегә чаклы шунда торыр идем. Яисә мине үземнең утрагым булган Нугай урдасына, Җаек артына аның олуг бәге булган атам Йосыф янына җибәрсә иде, мин анда атамның өендә тереклек итәр, үземнең үксез һәм тол калуыма үлгәнчегә чаклы -елар идем. Мәскәүгә баруга, урыс йортында мыскыллавын, көлке ителеп яшәүгә караганда, миңа ирем янында булу артыграк, ачы үлемне тату яхшырак булыр иде…»

  6. Ilnur

    Я так скажу этот МиниХан совсем оборзел? У него что крыша поехала или ему так нравится очко
    облизывать? Этот деревенский придурыш на всю Россию опозорился своим заявлением!!!
    Так скажу, эти  Минтимер Шаймиев, Рустам Минниханов, Ильсур Метшин, эти 3 куска Говнаца
    самое настоящие Манкурты Предатели Татарстана!!! И не надо про Шаймиева говорить что
    он Беспокоится о татарах. Он чертыв Собака Москвы которое за свое богатство отдал 
    Суверенитет Татарстана, которое с трудом завоевана народом Татарии, Путину в копилку.
    И Суверенитет это не его заслуга а заслуга народом Татарстана, а этот ублюда с фамилиям Шаймиев воспользовался ситуацией и стал во главе…..
    Еще кусок де….ма на 1вым канале опозорился защитником Путина, ели как 2слова связал 
    нормальна говорить не мог, а нес ерись какое то про прошлое. Вот такие Манкурты истребят нас
    как нацию! И заметьте мы Этих сволочей не выбирали, их нам из Москвы навязали включая МиниХана, этого Деревенского Ишака…..
    Извините за некоторое оскорбительные слова но ей богу накипела, вместо того чтоб слушать больше о проблемах татар, и разговаривать своим народом, он тупа молчит на проблему… 
    А вот сказать что нам царь нужен!?…  хм… Судите сами.

  7. Мансур

    Ну вот и власти Татарстана пошли на поводу у русских националистов. Стоило нацикам собраться на Манежной, как чиновники по всей России сразу же обделались…

  8. Raft

    Пока Татарстан зависим от Москвы он постепенно будет терять свое лицо, свою культуру, свою самобытность, этот процесс неизбежен.

  9. Седой

    Всё идет к тому, что Россия станет унитарным, а то и монархическим государством. Лозунг “Россия – назад!” в действии вот уже 20 лет .Капитализм, дворянство, казачество, герб, флаг, Дума, губернии, полиция и др .- все это внешние проявления . Осталось наполнить это внутренним содержанием, а это – царизм. Осталось сделать последний шаг, и мы благополучно вернемся на 100 лет назад, и, “Да здравствует наш великий император!” а также вспомним ” Боже, царя храни!”. И , Вы знаете, в этой “истории вспять” нам, татарам, достанется не самая достойная роль. Мы опять окажемся виновными во всех смертных грехах, начиная от организации ВОСР и заканчивая истреблением русского народа путем его спаивания и еще чего-нибудь(фантазии не хватает), хотя у русских историков фантазия неистощима.