Комментарии к статье "Праздник, мы и русские"

Мы всё время позади, всегда бедны, всегда ниже. Мы копаем колодец иглой, русские – машиной. Мы запрягаем лошадь, они – локомотив. Они летают на воздушном шаре, мы, обвязавшись банным мочалом, машем руками.




Комментариев: 38

  1. Абзый

    Дөрес. Уратак сөйләшү, уйлану, фикерләү дигән нәрсә юк татарда. “Сөйләшмәскә, эшләргә кирәк!” диеп – ТЫННЫ КЫСАЛАР СҮЗНЕ ӘЙТТЕРМӘС ӨЧЕН, ҮЗЛӘРЕНЕҢ НАДАНЛЫГЫН КҮРСӘТМӘС ӨЧЕН КҮПЧЕЛЕК ТАТАРЛАР. Шул беркайчан да беркемгә дә ДӘШМӘҮНЕ – ТАТАР ӘХЛАГЫ ДИЕП САНЫЙЛАР!
    НАДАННАР. Артта калган факыйр халык. “Акыл сатып утырма”, диләр акыл бушка бирсән дә, “бездә күп акча, сатып алыр идек, кирәк булса да”, диләр. “Үзләренең кесесе тишек, тиеннәре тешеп бетә тузанга. Бәһәсләшкән саен бәяләремне төшерәләр, бушка алмый, алсалар иде арзанга. Сиңа кирәк дим, энем, башың тезәтергә азрак. Китә ямьсез кычкырып, абына, абына тизрәк. Кулларын селтәп тишекле киемнәргә теренеп, китәләр бернинди акылсыз минем артка төкереп. Килде яһүд – әйдә алам ди, нәрсә саттын, әллә аракыны? Кирәк булса – ал – татары баш тарткан акылны.

  2. Damir Nabi

    Габдулла Тукай, в этой статье, не мог сказать главного, иначе не напечатали бы — цензура, что мы народ который нас колонизировал и стал империей, а мы ввязавшись и окутавшись в чужие имперские идеологии и тем самым забыв и предав заветы предков, расслабились, разделились на разные ханства и даже партии, которые тоже чужаками поддерживались — это факт, и в результате…. где мы сейчас ?
    Тукай ужаснулся бы, если узнал, каких «высот» мы сегодня достигли : миллион татар(и не только) не знают своего родного татарского, другой миллион только частично понимают, еще миллион если и говорят но читать-писать не умеют , потомков асимилированных, которых только нефициально 45 миллионов, среди которых помки самого главного муфтия из муфтиев Ризы Фахреддинова(!) и это с каждым годом имеет тенденцию к росту…

    Төрле шигыләренән өзекләр, анда ул әйтәлмәгән сүзләрен әйтәдер :

    Җөмлә фикрем кичә-көндез сезгә гаид милләтем;
    Сыйххәтеңдер сыйххәтем һәм гыйлләтеңдер гыйлләтем1.
    (Бар уем кичен-көндез сезнең хакта милләтем;
    Саулыгың – минем саулык, авыруың – минем авыруым), –
    дип яза ул 1906 елның көзендә.

    «Шәйтан аздырган» имеш!
    «Юлдан яздырган» имеш!
    Кире татар, иң элек
    Вөҗданың берлән килеш!

    Тик фәкать милләткә хезмәткә мәхәббәт бәндә бар, –
    Бәнчә, бунда ямь дә бар, ләззәт тә бардыр, тәм дә бар!

    Кылт итеп искә төшәдер намнары, дәүләтләре
    Карт бабайларның, моны күрсәң, бөтен сауләтләре.
    Ачыла алдыңда тарихтан театр пәрдәсе:
    Аһ! дисең, без ник болай соң? без дә хакның бәндәсе

    Әсирмен, ычкыналмам инде мәңге,
    Күңелсез һәр ягым – нурсыз, караңгы!

    Монафикълар камап һәр дүрт ягымны,
    Күрәлмим мин кояшым һәм аемны

    Бара милләт зәгыйфь, абыныр-абынмас,
    Сүнә яшьләрдә ут кабныр-кабынмас.
    Кичә якты вә милли бер күңелдән
    Бүген тычкан утыдай нур табылмас.
    Вә кем бар, йөз чөерми милләтеннән,
    Көмеш, алтын санәмнәргә табынмас?

    Тукайны укырга кирәк !

  3. Имиль Нурутдинов

    При всём уважении к Тукаю, это очень субъективный и эмоциональный (в плохом смысле) текст. Полезно ознакомиться с историческим документом, но не стоит забывать о контексте в целом.

    Сейчас, сто лет спустя, между российскими народами намного меньше различий, особенно по части отношения к работе и праздникам.

  4. Чиполлино

    Татары не сильно отстали от русских, сами русские – народ отсталый. Военная мощь есть, но свободы и здравого смысла нету.
    Чтобы их догнать и перегнать – надо учиться у передовых народов.
    Немцы и американцы -хороший пример, а лучше напрямую, учиться у их Учителя – у Иисуса Христа. Русские только прикидываются христианами, поэтому так отстали.
    Татары из-за них боятся и ненавидят всё христианское, а зря! В этом учении всё названо своими именами, оно учит отличать плохое и хорошее, зло и добро. А ведь человек тогда перестаёт быть дураком когда знает о том: как различить высокое и низкое.

  5. Абзый

    бу урыстеллеләр урыстелле булганга күрә мәсәләсенең асылын аңламыйлар, адашканнар тамырдан ычкынып. 

  6. Никонор

    Я гляжу русских поливать г..вном стало очень модно, каждый уважающий себя нерусский считает это делом чести. Самое страшное, за это никому ничего не будет. Попробуй такое напиши про татар, схлопочешь 282-ю статью. Но разница в том, что про татар такое никто не пишет, потому что русские считают татар братьями и ничего обидного про них не говорят, уж тем более в СМИ! Вы, господа, просто некультурные люди.
    А если бы русский народ был ленивым, как вы пишите, то и государственности бы не имел, не выиграл бы столько войн, ни имел бы ничего. Одумайтесь и прекратите сеять вражду.

  7. Абзый

    “Я гляжу русских поливать г..вном”))))))))))))))) тут не про русских вообще речь идет. точнее ПРО РУССКИХ ТУТ РЕЧЬ ВООБЩЕ НЕ ИДЕТ. Тут идет даже самообливание грязью татар. Только чтобы это понять надо татарский знать и татарскую литературу. Так что русских и русскоязычных попросим не беспокоиться… Здесь вообще не про лень идет речь. И как бы даже не про лень русских. Трудно объяснить, надо быть татарином, чтобы это понимать.

  8. Никонор

    “русские – народ отсталый”, “Из этого следует, что русские ленивый народ,”

    конечно же, про русских здесь речь не идет, чего это я. Господа, поздно метаться, надо сначала думать, потом писать.

  9. Абзый

    ““русские – народ отсталый”, “Из этого следует, что русские ленивый народ,”” – эти перлы чипполино от того же непонимания того, что писал Тукай. А непонимание потому что они двое не думают как татары. А кто не понимает о чем – он так вот и пишет. Про русских там вообще ничего нет. Абсолютно. Статья не про русских)))))

  10. Имиль Нурутдинов

    Абзый, я тогда тоже не понимаю, например. Может, этот текст есть лакмусовая бумажка, которая определяет, настоящий ты татарин или нет?

  11. Абзый

    татарин может быть любой.))))) ненастоящих нет. трудно объяснить. просто уровень понимания не тот пока у вас без опыта. Стремление есть – это уже хорошо. Хотя вот это “стремление есть – уже хорошо” – это “нетатарское” отношение. Татарское отношение и состоит в непрерывной бескомпромиссной критике всего и вся и по любому поводу)))))). Короче, повариться надо на “татарской” кухне десяток лет хотя бы, причем видя рядом “нетатарскую”, тогда сразу понятно станет…

  12. Абзый

    и кстати, татарское “артта калган” оно не то же самое, что русский “отсталый”))))) и между понятиями “акыллы” и “разумный” – просто пропасть. И для русских время – это важный фактор. Для татар – какой-нибудь 1991 год (и тем более 1300-е года)))))) – гораздо ближе, чем вчера или сегодня. То есть проблематика ТОГО ПРОШЕДШЕГО И СВЯЗЬ С НИМ – она актуальна сейчас, как-будто это было вчера, а что было вчера – мелочь, которой не было.

  13. Абзый

    “А если бы русский народ был ленивым, как вы пишите, то и государственности бы не имел, не выиграл бы столько войн, ни имел бы ничего. ” – это точно. просто русские здесь не для выяснения, а для контраста, причем на этот контраст никто и внимания не обращает в контексте статьи. У русских в Москве похожие стенания можно услышать “а вот у них в Европе”, причем бичуются свои недостатки и делается пожелание ЖИТЬ КАК ЕВРОПА. Ну так вот, тут то же самое, НО БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЖИТЬ КАК РУССКИЕ))))) То есть русские вообще даже в контексте “как русские” не рассматриваются, просто с использованием “русских” бичуются свои собственные татарские недостатки.

  14. Damir Nabi

    Я тоже присоединяюсь тому что написал АБЗЫЙ ! Научитесь татарскому языку, только потом вы сможете понять то что здесь написано. Это касается ВСЕХ ! Да, конешно, здесь перевод того текста который был написан 100 лет назад, и у меня сейчас нет под рукой татарского текста — допускаю что перевод не был точным , но даже в этом переводном тексте, нет ничего против руских или кого бы то не было ! Если мы пишем в какой статье что то про руских, это не значить что мы что то “замышляем”…. тупизм…

  15. mamap

    про тукая: возможно это и не он написал | toЧиполлино: учение исуса христа – вы похоже в очереди за здравым смыслом | toРусские(которые и таТары): лучше надо учиться на себе и других, а не искат постоянно крайних

  16. Чиполлино

    Такие перлы, что и в цирк ходить не надо!

    “Настоящие татары”, мыслить как настоящий “татарин”!

    Националисты всегда лидеры в глупости, что русские, что татарские….

    Буду чаще заходить на этот сайт, для поднятия настроения!

  17. Абзый

    )))) чипполино. если ты чего-либо не чувствуешь или не видишь, это не значит, что этого нет. Тем более в русском понимании слова нет “татарских националистов”. И по-татарски “милләтче” это не тоже самое, что “националист” по-русски. И чтобы “мыслить по-татарски” надо ЗНАТЬ ТАТАРСКИЙ и ОБЩАТЬСЯ С ТАТАРАМИ, а для этого совсем необязательно быть этническим татарином. И когда говорят “настоящий татарин” – имеют в виду зачастую совсем другое, чем когда говорят “настоящий русский”)))))

  18. Тимур

    2. Чиполлино самые смешные тексты у тебя дружок, особенно про Иисуса Христа. «Татары из-за них боятся и ненавидят всё христианское, а зря! В этом учении всё названо своими именами, оно учит отличать плохое и хорошее, зло и добро. А ведь человек тогда перестаёт быть дураком когда знает о том: как различить высокое и низкое.» Американцы пример чему, тому что они беспредельничают по всей земле и уничтожают народы или пример у немцев демографический кризис? Я уже молчу про культуру гомиков и лезбиянок…

  19. Абзый

    чипполино про кряшен не слышал и про Нургалеева с гимнасткой Утяшевой. Он бы про христианизаөию не начинал говорить даже. Татар-христиан полно. И к татарской проблематике это не относится.

  20. Damir Nabi

    Я вот сравниваю татар столетней давности и сегодня, какие они по уровню грамотности ? И убеждаюсь, что сто лет назад, во времена Тукая, были более просвещенными ! Это поразительно ! Не правда ли ?!! То что знают кириллицу это еще не значит что двуногий стал грамотным — грамотность определяется еще по многим другим параметрам…Среди татар таких ЧИППОЛИНОВ, и разного толка(!), предостаточно, и к сожалению за 20 лет из стало еще больше…

  21. Раис

    Потрясающий текст! Если бы кто другой написал, его бы сравняли с землей – как можно говорить такое о своем народе!… А когда это исходит от безусловного авторитета нации – самым прожженным националистам остается лишь скрипеть зубами… Самомнение у нас европейское, а развитие азиатское – татарский классик в чем-то вторит русскому, только выводы его гораздо беспощаднее… Представьте себе, он сделал это более века назад, а мы до сих пор крылышками бряк-бряк, лапками шмяк-шмяк – и не понимаем, почему стоим на месте… Может быть, как раз потому, что нужно меньше суеты?… Что русская лень, над которой мы так любим стебаться, на самом деле – мудрая неспешность?… Русский медленно запрягает – и быстро едет. В отличие от нас, великий Тукай прав, наш сосед сани от телеги не перепутает.

  22. Абзый

    Раис әфәнде – ты тоже по-русски думаешь. В тексте про русских ни слова на самом деле. И относительно них не рассматривается даже положение татар, как русские относительно европы делают.)))))))) Русские в этом тексте – это абстракция.

  23. Абзый

    Тем более статус и значение и даже внутреннее содержание настоящих русских уже столетиями почти на 100% определяется только государством, а татары самоорганизуются. Поэтому русские в статье – это как абстрактный источник “нетатарских” мировоззренческих установок.

  24. Раис

    Ага, русские – это абстракция… Очень напоминает охотничью присказку: когда патроны кончились, а медведь вот он, остается одно – сесть на пенек и представить, что никакого медведя нет… Конечно, Тукай не о русских… Он о том, что у нас, татар, нет сильной национальной идеи… Нет патронов… А медведь есть, как бы мы глаза ни жмурили и что бы себе ни представляли…

  25. Абзый

    “А медведь есть” именно, что нет.))))) это революция 1917 наглядно показала, что это за “медведь”. а сейчас “медведь” вообще “постсоветский”, а не русский. Если бы действительно существовал “русский медведь” – татар бы уже давно не было)))). Русский существует, но НЕ МЕДВЕДЬ. “Медведь” сейчас помесь “позднесоветского с имперским” эпохи 1870-х))))) Этот медведь без 100% стимулирования госструктурами нежизнеспособен и поверхностен. Собственно в 1917 и 1991 это и было продемонстрировано. Кроме того подобный искусственный медведь никуда невстраиваем и ни с кем не способен взаимодействовать на равных. То есть еще пара “грузинских” конфликтов, потом ПРО. Потом ультиматум и… и вот тут мы упираемся в татарский вопрос и проблемы татар. К этому моменту татары должны де-факто быть самостоятельными, то есть решить к этому моменту проблемы внутреннего взаимодействия. Причем тут абстрактный медведь, когда даже на “реального” “охоту” будут вести другие?

  26. Абзый

    “Он о том, что у нас, татар, нет сильной национальной идеи” – согласен. да вот сейчас уже и идей полно,но как и тогда межтатарские коммуникации затруднены. Национальный татарский же характер не способствует их развитию. То есть для достижения татарских целей татары должны быть немного “нетатарами”)))))) 

  27. Про Тукая

    Во …..времена Тукая , сам этот Тукай , и татары жили под влиянием ислама и мусульманской идеологии , по тетрам и операм и балетам нешлялись …..чем сегодня активно занимается наша прогнившая татарская интелегенция !!!! Татары верили в аллаха , непьянствовали и в татарских семьях было по 6-8 детей !!! А потом вдруг появился этот Тукай и начал мусульман и все мусульманское поливать грязью.!!!! это он написал свои знаменитые слова ….мулла жирная скотина , таскается на беляши…..коран это еврейский хлам и мусульмане все бородатые ….. и многоженцы…..и любят женщин….Тукай позорил мусульман и все мусульманское и аллах наказал .его , сделал его бесплодным импотентом , и он умер от туберкулеза ……И сегодня даже от Тукая , фамилия неосталась…..Аллах его наказал….

  28. Абзый

    “Про Тукая” – ))))))))))))) ну вот, собственно “Про Тукая” и демонстрирует наглядно, что Тукай был прав)))))) Не знаю как и отвечать на такое “обливание” Тукая грязью. Ответной грязи ни на кого лить не буду, потому что аргументов такого рода можно надергать на любого персонажа исторического. Не он, так его предки, не он, его предки, так его дети, внуки. А если уж потомков нет, то “бог покарал”)))))). А если ни то, ни другое, ни третье , то “его идеология” “разрушительна сама по себе”. И т.д.))))) Если бы дело упиралось в Коран, тогда бы татары с распростертыми объятьями признали власть Аксак Тимура или точнее того, кого он посадит, еще в 1390-х)))) Однако анекдоты сочиняли. А в 1500-х Шах Али бы 100%  поддержку нашел у местных и смог бы Московии противостоять, а не был бы изгнан при первой попытке это осуществить, за каковую авантюру потом попал в московитскую тюрьму на год и лишился сотни всех своих лучших советников.

  29. Про Тукая

    Есть очень много свидетельств тому ,что Тукай был импотентом…..Об этом очень многие говорят , об этом даже писал в своем романе “Тукай” ,известный татарский писатель Рабит Батулла ,так что некого поливания грязью здесь нет. Тукай действительно был импотентом. По какой причине , или аллах его наказал или по болезни , это уже другой вопрос….

  30. Абзый

    “Про Тукая”))))) – да будь у него хоть 100 детей, как будто это значимо вообще.

  31. Раис

    Дети Тукая, отца нации – это мы. И что поделаешь, хватает среди нас идиотов… Для достижения целей татары должны быть немного “нетатарами” – респект, Абзый!… Осталась самая малость – как это воплотить в жизнь…

  32. Абзый

    “как это воплотить в жизнь…” Уже начали. “Про Тукая” ахинею несет казалось бы. Ну и пусть несет. Может что ценное будет. Не будем 100% отвергать. То есть, может “Про Тукая” и больше прав)))) Если бы тупо “плодились”, то и “Тукая” (имеется в виду вообще “татарин интеллигентный”) не нужно было бы? Не будем отвергать “кажущиеся ошибочными” высказывания друг друга. Что-то в этом есть.)))

  33. адиль

    Каждый человек дитя своего времени.Тукай, можно сказать, был кемалистом. Он хотел видеть свой народ в ряду других передовых народов мира.Кемаль Ататюрк сумел претворить это с турками.Муса Джалиль был искренним патриотом и верил в идеологию советского фашизма.И Муса и Тукай были поэтами с чистой душой,но не провидцами.Они не смогли представить себе и предвидеть,как будет обманут татарский народ,что он дойдет до такого состояния,что большая часть народа не сможет читать их стихи без русского перевода.Что жена и дочь Мусы сделают своей профессией рассказы о его жизни ,с этими рассказами объездят весь Союз,а дочка и родной язык забудет.

  34. Рустэм

    Тукай болел за свой .народ, давайте не опускаться до оскорблений.

  35. Damir Nabi

    …столько уродов развелось… О Габдулле Тукае такое пишут… и это по исламским канунам ! Ислам и лишил их мозгов вот это настоящее наказание за предательство !

    Я читал о Г.Тукае его биографию. Такого не было как пишет этот умалишенный благодарря исламу. У Габдуллы был невеста , нехватило буквально нескольких дней, чтоб он женился. А сосватанная девушка эта была матерью одного известного писателя.(язып утырмыйм)

  36. mamap

    русские не руссукие и тп территориальный сброд … лучший поэт сами знаете кто, проверенно тысячилетиями

  37. Перепост отХамидулинойХалиды

    Отсутствие книг для малышей на татарском языке – это трагедия. Это крик души. Не только моего, это крик души с национальным самосознанием всего татарского народа. Сколько раз приходилось слышать нерадостные сетования в Татарстане от молодых мам в деревне и городе на отсутствие самых разнообразных познавательных, раскрасочных, художественных книг для своих малышей на татарском языке и чтобы обязательно с твердыми страницами. В каждый свой приезд в Татарстан первым делом направляюсь в книжный магазин – полки детской литературы на татарском языке пустые или имеется убийственно-скудное наименование детских книг для среднего и старшего школьного возраста непонятного художественного содержания. Если будет такое чудо, и ты встретишь одну, максимум две книжки для малышей, то обязательно в каких-то жутких серых тонах, с тонкими страницами и непонятного какого плана по содержанию.

    Если мы говорим, что воспитание родному языку начинается в семье, с читаемых мамой первых детских книжек, то что читать своим детишкам юным мамам – Наиле, Лилие, Алсу, Гузели, бабушкам и дедушкам – своим внукам что? И установление памятников Габдулле Тукаю, Мусе Джалилю в отсутствие заботы о будущем народа – это не более чем идолопоклонничество. Тукаи и Джалили однажды станут истуканами, не находящие никакого движения души у наших детей и внуков. Нужны книги для малышей самого разного познавательного плана Утверждаю, что издание таких книг – труд бесполезный и никому не нужный, кроме в лучшем случае трем, в худшем – максимум двум тысячам татар по всей России. Вы будете спорить, убеждать меня в обратном, применяя аргументы с эпитетами: да разве можно, да так нельзя говорить, да потому что, потому… У меня есть все основания, убедить вас уважаемые читатели, что чиновникам команды Рустама Минниханова будущее татарского народа не нужно, они в погоне за высокими цифрами и технологиями не хотят понять, что без веры и языка народ ждет неминуемое вырождение.