Роль татарина в турецко-японских отношениях

Фото с сайта http://www.arastiralim.net

Абдурашит Ибрагим с детьми

В последнее время очень много событий в татарской жизни происходит за пределами России. Татарская деловая газета уже сообщала о I Форуме татарской молодежи Европы, об открытии татарской мечети в Турции. На прошедшей неделе в деревне Бөгрүделик, что в провинции Конья Турецкой Республики, прошли мероприятия, посвященные знаменитому татарскому политику, общественному деятелю и путешественнику Абдурашиту Ибрагиму (1857-1944). Его имя практически не известно на его родине – в России, но ученые Турции, Японии и Германии высоко ценят его международную деятельность.

Он много лет прожил в Японии, где именно под его влиянием знаковые фигуры японского правительства приняли Ислам. Вообще, именно татары считаются народом, принесшим религию пророка Мухаммада на японские острова. Татары построили здесь первые мечети, занимались распространением мусульманской литературы.

Абдурашит Ибрагим сыграл ключевую роль в появлении татарской деревни Бөгрүдерик в Турции. Именно он в начале прошлого века призывал татар переселяться из Российской имерии в Османскую. В итоге 100 семей их сибирских татар в 1908 году оказались на территории провинции Конья, где они и обосновались.

22 мая состоялась церемония открытия рощи, посаженной в честь Абдурашита Ибрагима. В мероприятии приняла участие и писатель, историк, общественный деятель Фаузия Байрамова. Присутствовали и ученые из университетов Японии, Германии, Турции, представители руководства Коньи, татары, проживающие в Турции. Были и внуки Абдурашита Ибрагима. До наших дней дожил всего лишь один человек, лично общавшийся с легендарной личностью. Это 99-летний Хаким Огуз. Абдурашит әфәнде научил его писать и читать, когда тому было 12 лет. Позже Хаким ага откроет первую в деревне школу. Дневник Абдурашита Ибрагима хранится в его семье как зеница ока – передается из поколения в поколение.

Фото с сайта www.memleket.com.tr

Открытие рощи в честь Абдурашита Ибрагима

Сибирские татары, переселившиеся больше века назад из России в Турцию, до сих пор разговаривают на восточном (сибирском) диалекте татарского языка. Они исполняют песни и баиты, которые их предки исполняли столетие назад. Гостей, съехавшихся на открытие рощи, они угощали 130 бәлешами и сотнями перемечей.

Фото Эльмиры Исрафиловой

Жительницы аула Бөгрүделик готовят бәлеши и перемячи

А 23 мая в городе Конья состоялась конференция, посвященная Абдурашиту Ибрагиму и турецко-японским отношениям. Речь шла о роли, которую довелось сыграть татарскому общественному деятелю в становлении международных отношений. Известно, что Абдурашит әфәнде очень много путешествовал и вел дневник. Например, не владея японским языком, он смог добиться встречи с высшим руководством страны восходящего солнца.

Фото с сайта www.medya73.com

Участники конференции

Японцы считают его записи ценнейшим источником информации об истории своей страны. В России же имя Абдурашита Ибрагима стало  звучать только в последние несколько лет. В советское время оно находилось под запретом: он считался “динче” и  “милләтче”.

13 комментариев

  1. Илдус Садыйк

    Впервые об Абдурашите Ибрагимове я, узнал из рассказов моего отца. Много интересного рассказывали Тамимдар  Мухит (жил в Токио), Равил Салиахмет (живет в США). Тамимдар эфенди в 2004г. подарил мне альбом «Tokyo camii», где также есть информация об этом великом нашем соотечественнике. Рад был узнать, через моего друга Фазыл эфенди Бухарлы, что в Турции состоялась столь представительная конференция о нашем знаменитом земляке. Большое спасибо организаторам и участникам этого форума! Может быть, хоть это станет стимулом признания  заслуг  Абдурашита Ибрагимова перед его народом у себя на родине, которая так трудно отходит от коммунно- феодального сна… 

  2. Damir Nabi

    А я о нем знал еще в советское время, из разных татарских книг и даже из учебников школы, пусть немного, а то только в комментариях, но для дотошных людей он все таки был известен !
    И судя по этим орывочным данным, можно было однозначно сказать что ОН был в татарском национальном движении был наиболее значимым, может быть даже главным !
    Һәм шуны өстәп әйтәләм, ул японнарның Азияне азат итүләренең төп һәйдәүчесе булгандыр.

  3. Казаннан

    Ибраһимовның лаеклы исемен халыкка кире кайтарырга кирәк.
    Ул татар милләтенең бар дөньяда танылу алган бөек шәхесе, атаклы галим, сәясәтче.
    Татарлардан беркем дә А. Ибраһимов кебек заманының атаклы кешеләре белән, һәм дә бик күп илләрнең бик күп сандагы атаклы кешеләре белән якын таныш булуы, хезмәттәшлек итүе белән мактана алмый.

  4. Сибирский татарин

    Абдрашит Ибоагимов — представитель сибирских татар, а никаких не татар. Это во-первых. Во-вторых, разговаривают в деревне Бюгрюдюлюк на сибирскотатарском язык, а ни на каком восточном диалекте.

  5. Казаннан

    Себер, Идел-Урал, Касыйм, Әстерхан, Кырым, Белорус-Польша-Литва татарлары — барысы да — бер халык, татарлар.

  6. Заур

    Сибирский татарин Сибирские татары произошли от смешенияместных тюркоязычных аборигенов, пересилившихс бухарцев, бежавших просле разгрма казанского ханства казанских татар. школьное образование создали волгоуральские татары. Хан Кучум был узбеком. До всех этих переписей населния с политическим замесом мы были единой нацией. теперь нас стараются раздербанить.

  7. Рафаил Адутов

    Интереснейшая статья о выдающемся представителе тюрко-татарской зарубежной эмиграции.
    По воспоминаниям турецкого султана Абдулхамита II о  Абдурашит  Ибрагиме:  «Я получил письмо от от Абдурашид Ибрагима родившегося в Казани и считавшего своей святой обязанностью распространение Ислама в Японии. Я был Халифом Исламского мира и знаю, в отличие от наших богословов он был личностью другого уровня. Кроме  турецкого, арабского, французского , он знал также русский и японский языки». В исследованиях доктора Хе Со Ли (Сеул, Южная Корея) указывается, что «в отличие от христианских миссионеров, которых специально готовили, всячески материалоно поддерживали и официально оберегалисо стороны своих государств, Абдурашид Ибрагим был вооружен лишь своей верой, культурой, отвагой и умом…». Рафаил Адутов, автор книги «Татарская и башкирская эмиграция в Японии»

  8. Чел

    Та ладно,большинство сибирских татар было ассимилированы казанскими.И да,я когда то доказывал особо упертым,что сибирские татары почти что другие.Но нет,упертые как бараны были,не верили.Вот вам и доказательство!

  9. Абзый

    мишәре дә татар булгач, болары ци татар.

  10. Сибирский татарин

    Большинство сибирских татар — сибирские татары, а не не продукт ассимиляции казанскими татарами. Вот те казанские татары, которые целыми аулами переселялись в Сибирь (заметьте. не сибирские в Татарстан — такие прецеденты единичны) и живут здесь несколько десятилетий — те действительно уже казанскими не назовёшь: язык смешанный с сибирскотатарским, самосознание тоже далеко не казанское, а сибирское, родина их детей — Сибирь. А сибирские татары никакой ассимиляции не подверглись — живут на своей земле, разговаривают на своём языке и ещё миссионеров в Японию шлют!

  11. Фәүзия Бәйрәмова

    Төркиядә узган бу чараалаарда мин дә катнаштым, махсус әзерләп килгән фотоальбомны тәкъдим иттем (презентация), ул «Габдрәшит Ибраһимовның туган яклары һәм нәселе» дип атала. Соңгы биш елда миңа Себердә Габдрәшит Ибраһимов белән бәйле шактый урыннарда булырга туры килде, әйтик, үзенең туган шәһәре Тарада, әтисенең туган авылы Олы Уышта (Омск өлкәсе), әнисенең туган авылы Әлмәндә (Курган өлкәсе). Габдрәшит Ибраһимовның әнисе Гафифә абыйстай эчкен татары, хәзерге Мордовия якларыннан күчеп килгән мишәр таифәсеннән, Фазыл Тынкачевның бертуган сеңелесе. Әтисе Гомәр хәзрәт — бохаралы, әмма бу милләт исеме түгел, ә сословие, ягъни, моннан 400 ел элек Бохарадан Себергә дин тарату өчен күчеп килгән мөселман элитасыннан. Габдрәшит Ибраһимовны шул сәбәпле төрек галимнәре «үзбәк» дип яза, әмма бу дөрес түгел, ул — татар, Себер татары. Бу хакта Габдрәшит Ибраһимов үзенең «Тәрҗемәи хәлем» дигән китабында кат-кат яза.

  12. Заур

    Сибирский татарин коренные аборигены-сибирские татары. как не ряди смешивались с пришлыми нароами Средней Азии и казанскими татарами. Еще в ранних переписях населения некоторые тюркоязычные представители Западной Сибири называли себя сартами-старое самоназвание узбеков. А если сам признаеш смешение сибирскотатарского с казанскотатарским, то на каком же сибирские татары разговаривают.? Тем более в прошлом образование в национальных школах велось на литературном татарском языке, а литературный сибирскотатарский еще не сформировался. Состояние лиературного сиб. татарского с казанскотатарским в настоящее время мне не известно. Носители грамотности казанцы в то время не могли взять в свой язык очень много местных слов. Не отрицаю заимствований того что нет в своем языке. Например топонимы, гидронимы, названия неизвестных растений, блюд , одежды, природных явлений и тд.

  13. Irek Garif

    Kuchum han Mohammat Shibani hanning naselennan kila,1500 elda Mohammat Shibani Altin Urda dawlaten jimeruche Aksak Timer evlade bulgan Baburdan Timurilar dewlaten uzena ala Babur Afganstanga Geratka kiitep Mugullar dewlateneng nigezen kora. Urta Asiada Seber ve Idel-Ural buylarinnan kuchkan Shibanilar( Shiban han Jichiy hanning ugli Chingiz hanning inigi ,Sain Batu hanning enese) Uzbek han zamaninda Altin Urdaning kupkena Torkiy-Tatar kabilalare Islam dinen kabul itkach uzlaren Uzbek,Uzbek-Kazak dip atagannar bu atamani altin urda hannari Urta asiage alip kilde.Uzbek ,-Kazak,Nugay bolar barida Tatar isemeneng sinonimnari. Kuchum han bernindiy kilmeshak tugel ata babalarinnan miras bulip kilgen jirleren uz kuli astina algan hanibiz,Rashit Ibrahim millatebezneng yozek kashi,Torkiyadege Bogredelek tatarlarida uzlaren Millatebezden aerip karamilar ul awil kizlari Australiade de yashilar tellare de beraz yomshak cikildawlarin almasak edebi telebezge bik yakin tora 100 el Torkyade yashasalar de.