Татарский фактор

Фото из "Facebook"

Сабантуй-2012. Вашингтон, США.

Началось лето. Если у мусульман в году 2 праздника, то татары празднуют еще и третий: Сабантуй. Пожалуй, единственный праздник, который собирает нацию вокруг именно национального ядра. Курбан-байрам и Ураза-байрам – это праздники общемусульманские, и, к сожалению, в последние годы праздничные проповеди в мечетях всё больше и чаще звучат не на татарском, хотя мы так любим гордиться званием самого многочисленного мусульманского народа России.

В этом году праздник плуга пройдет в 54 регионах России и 23 странах ближнего и дальнего зарубежья. За этими цифрами стоит многое: отношения татарской общины с местными властями, активность самих татар, умение сорганизоваться, финансовая состоятельность местного татарского населения. Сабантуй проходит и в Ташкенте, где проживает около 66 тысяч татар, и в городе Каракол (Кыргызстан), где количество татар не превышает 1600 человек, и в Монреале с Лондоном, где татар не наберется и сотни.

Безусловно, точные цифры не знает никто. Но факт остается фактом: где бы ни жили наши соотечественники, они везде стремятся раз в год заявить о своих корнях перед остальными. В Соединенных Штатах, например, Сабантуй стал своего рода площадкой для знакомств. Каждый год на американский праздник плуга, проходящий в Вашингтоне, приезжают новые люди — татары, только что иммигрировавшие в Новый свет. Җан тартмаса да, кан тарта. Эта татарская поговорка становится как никогда актуальной.

Ну, а в регионах России Сабантуй – своего рода, фактор, демонстрирующий татарскую суть России. Мы привыкли считать, что татары проживают где-то на территории от Иделя до Урала, да еще в Сибири. Ан-нет, наши есть везде. Сабантуй проходит и в Рязанской области (с.Азеево), и в Ставропольском крае (с.Малый Барханчак), и на Алтае (г.Барнаул) и даже на острове Сахалин (ничуть не удивляешься названию Татарского пролива, отделяющего остров от материка). И в подавляющем большинстве городов и сел, где проходит Сабантуй, татары – не пришлое, а истинно коренное население, которое стремится отдавать дань своей истории и своим корням. Вот здесь-то и начинаешь понимать слова, ставшими уже клише в характеристике татар: “один из наиболее дисперсно расселенных народов”.

Татары не помещаются в маленький Татарстан, который по территории в 2 раза меньше соседнего Башкортостана, где проживает чуть ли не столько же татар, сколько живет в Татарстане. В официальной прессе принято писать, что все эти татары, живущие “за пределами своей исторической родины смотрят на Казань” и берут с нее пример. В реальности же степень восприятия столицы Республики Татарстан татарами мира как именно татарской столицы никто никогда не выяснял. Довольно часто, путешествуя по миру, сталкиваешься с тем, что Казань воспринимается татарами данной конкретной местности как город, несущий в мировое пространство современную татарскую культуру, но не как историческая родина. Люди чувствуют, что их корни не со Средней Волги, а именно с Сибири, Алтая, Астрахани, Яика… И это еще раз подчеркивает дисперсность нашего народа. Народа, который испокон веков существовал на огромных территориях Евразийского материка.

“Говоря о татарской истории, мы должны вести речь о всех тюркских народах. Потому что со времен Чингисхана и до начала 1900-х годов татары фактически управляли народами, проживавшими от Москвы и до Восточного Туркистана, и были на самом верху социальной лестницы. Каждый их шаг имел колоссальное влияние на тюрков. Именно поэтому история современных татар оказала огромное влияние на Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и регионы Кавказа. Общий язык тюрков был также близок именно к татарскому языку. И я не ошибусь, если скажу, что тюркский национализм пришел в Стамбул из Казани вместе с татарскими учеными”. Это слова доктора исторических наук, турецкого ученого Ильяса Топсакала. Они отчасти объясняют нынешнее состояние татар, в памяти которых отложился былой уровень нации. Мы словно пружина, которую сжали. Но ведь пружина рано или поздно разжимается…

В первый день лета телеканал НТВ показал “Вечер нашидов в Грозном”. Концерт, состоявшийся в столице Чечни 15 мая, был посвящен памяти первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Великолепная панорама отстроенной чеченской столицы, слезы в глазах зрителей, стильная умеренность мероприятия, наверное, поразили многих. Фактически впервые в истории российского ТВ федеральный телеканал показал мусульманский концерт (если слово “концерт” здесь вообще уместно). Складывалось такое ощущение, что телеканал вещает не из Москвы, а откуда-нибудь из Джидды или Куала-Лумпур. В социальных сетях тут же пошли комментарии типа “Как такое пропустили в эфир?” (сарказм, конечно), а оппозиционер Навальный задался вопросом: “А что там такое по НТВ?”.


Шейх Мишари Рашид аль Афаси (Кувейт) исполняет нашид на «Вечере нашидов в Грозном»

Молодец, Рамзан Кадыров. Договорился же! Смог добиться того, что Грозный, чеченцев, а вместе с тем и мусульман пропиарили на всю страну, подчеркнув тем самым, что происходящее на экране – тоже Россия.

Интересно, смог бы наш татар(стан)ский президент добиться того же? Ну, если не того же, то хотя бы трансляции татарского концерта из центра Казани в эфире федерального телеканала. Впрочем, такими видами как в Грозном ночная Казань, к сожалению, похвастаться не может… У нас же Универсиада и чемпионаты мира.

35 комментариев

  1. Абзый

    «оппозиционер Навальный» — нацист до мозга костей. он вообще задается вопросом, почему существуют нерусские нации и мешают ему делать величающую рассею….
    а Кадыров молодец тем, что выдворил маньяков-убийц и дал вздохнуть чеченцам хоть немного….А Мишари получается наш татарин по происхождению, кстати, что следует из фамилии. Так что татары засветились и в Грозном.

  2. Абзый

    ничего, все еще впереди. поглядим, как этот год закончится. Кавказ уже независим де-факто. Сибирь и Дальний Восток де-факто объявлены колониями с особым режимом управления. Московия разрешила политику (регистрировать партии в 500 человек). НИКОГДА еще в ней не была разрешаема внутренняя политика. За все 500 лет с лишним. от есть московитскому режиму неизбежный того…и вот тут вопрос встает — стоит ли влезать в разрешенную московие «политику» и делать падение московитского режима безболезненным(Т.Е. СОХРАНЯЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИНСТИТУТОВ), НО С УГРОЗОЙ ЕГО СОХРАНЕНИЯ (Т.Е. РЕЖИМА КАКОГО УГОДНО, НО АНТИТАТАРСКОГО), либо ОТСТРАНИТЬСЯ ОТ СОБЛАЗНА ВЛЕЗАТЬ и ПОЛУЧИТЬ ГАРАНТИРОВАННЫЙ ОБВАЛ РЕЖИМА И ГОССТРУКТУР УРОВНЯ ФЕДЕРАЦИИ? Учитывая опыт 91, 93 и 99 — НЕОБХОДИМА ПОЛНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ОТ МОСКОВСКОГО ПРОЦЕССА. Пусть делают, что хотят в вакууме. Соблазн влезть велик, ибо сулит СИЮМИНУТНЫЕ ВЫГОДЫ, НО! Необходимо молчать и не вылезать и прикинуться шлангами. Нельзя участвовать в сохранении НИ ОДНОЙ СТРУКТУРЫ, как бы это ни было вначале тяжело и как бы ни подмывал соблазн.
    Принцип الولاء والبراءة однако. изучать надо не только ленина-маркса)))

  3. Абзый

    прошу прощения, если кого обидел случайный каламбур.)) 

  4. Акыллы боламык

    виды у нас похлеще будут)) только вот концерт реально восхитительный! это пиар Чечни, мусульман…так и жгло внутри, что это не у нас в Казани)

  5. тюркоязычный татарин

    О мероприятиях в чечне:
    когда власть слаба то — Liberte, Egalite, Fraternite нате вам пожалуйста.
    Когда сильна — кукиш.
    Абзыю:
    Бездействовать НИКОГДА нельзя, те кто остаются в стороне потом как Антошка с большой ложкой но без картошки остаются. 

    радует что в Вашингтоне наши мироприятия проходят официально под двумя флагами — что свидетельствуют о признании Татарстана, ведь флаг не просто кусок тряпки а символ и идеология.

  6. Damir Nabi

    Все правильно : именно ТАТАРский ФаКТоР !

    Татарские «руководители» у нас только по происхождению, но не по духу…

  7. Абзый

    «Бездействовать НИКОГДА» — не бездействовать вообще, а не углубляться в «российские дела». «российские дела» надо изолировать.

  8. Рашид

    Абзый — это наш татарский поп Гапон!

  9. Фаат

    НАСТОЯЩИЕ ТАТАРЫ — СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ! Родина настоящих татар — Тюмень!

  10. Ильяс

    Как будем «настоящих» татар определять,Фаат? Может как нацисты черепа циркулем мерить?

  11. Казаннан

    Сабантуй — праздник плуга түгел бит инде.
    Җиде миллион татар арасында бер укымышлысы да юкмыни?

  12. nailbarsili

    Позвольте разместить ссылку на большой комментарий на эту статью (ведь ссылка все равно закрыта анфоллоу): http://nail-barsili.livejournal.com/5199.html

  13. nailbarsili

    Насчет Чечни еще: там восстанавливают лишь Грозный, и то не весь. И еще Центорой. А все остальные районы в развалинах и дорог там нет. Так что не будем хлопать ушами кардәшләр :)

  14. nailbarsili

    «Сабантуй – праздник плуга түгел бит инде.» Казаннан, дөрес, Сабантуй беркайчан да «Праздник плуга булмады» )) , тем боле халыкта суканы беркемдә сабан дип йөртми. Сабан — ул басу, туфрак дигән мәгънәләрдә йөри кайбер җирдә. Аннары, Чабан сүзенә охшаган (майда уздырылган ич — чабаннар кырга чыгып киткәндә яки сабанга чыгыр алдыннан)

  15. nailbarsili

    «Җиде миллион татар арасында бер укымышлысы да юкмыни?». Казаннан, констатация факта. Алар бар, ләкин СССРда физика культы булганда физиклар күбәйде, математиклар, ләкин тарихта — юк. Иң сәләтлеләр хәрби һәм физик-математик юнәлешләргә кереп китте

  16. тюркоязычный татарин

    «абзый: “Бездействовать НИКОГДА” – не бездействовать вообще, а не углубляться в “российские дела”. “российские дела” надо изолировать.»
    ……
    Российские дела — это цыплят по осени считать, колониальных народов по десятилетию, они рассортировывают как цеплят нас всех, со времен нквд еще были институты по психологии народов и проблемам в устроистве «страны». А.С. Макаренко на интернационал-безпризорниках проверял и ставил свои опыты. Российские дела — это управлять всеми, извлекать пользу с каждого дела и с каждого. А ты хочешь постоять на стороне.
    для чего ты живешь — в один прекрассный день ведь все равно умрешь? без принципов, тихо. Как червяк который никогда не увидит солнце — кстати веришь в эволюцию? Почему червяк из простейших эволюционировал в червяка? Почему человек из приматов выделился а не бабуин?
    …………..
    «Спящие народы либо исчезают либо просыпаются рабами»
    Мустафа Кемаль АТАТЮРК

  17. Абзый

    «углубляться» в российские дела можно только как внешний фактор или с использованием внешнего фактора, который для россии не может стать внутренним. шаймиевы и прочие уже «углублялись» вместе с россией в 1991 и в 1993 и в 1996 и в 1999. и только референдум 1992, который ОТЧАСТИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ российского — пока дает татарам держаться. участие же в качестве сугубо внутреннего фактора привело К НЫНЕШНЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ ВЕЩЕЙ. Т.Е. — в 1445 — как сугубо внутренний московитский фактор вернули на княжение василия. в 1552 как сугубо внутренний фактор «взяли» казань (и то, там где не пошли на торговлю уж совсем очевидными принципами — там и остались татарами), в 1612 — сугубо внутренний. в 1917 — совсем внутренний. А вот соседи казахи, узбеки и прочие братья из Средней Азии и народы Кавказа — сыграли — ХОТЬ НА 1% — ВМЕСТЕ С ВНЕШНИМИ СИЛАМИ. И половина УЖЕ НЕЗАВИСИМА, а вторая — вот-вот освободится. То есть — если и быть внутренним ДЛЯ РОССИИ игроком — ТО ТОЛЬКО В ПРЯМОМ И ОТКРЫТОМ СОЮЗЕ С ВНЕШНИМИ СИЛАМИ.

  18. Динар

    Ребят, на вечере нашидов я заметил что на большом экране был татарстанский триколор.. Это было на самом деле или меня зрение обмануло?

  19. Марат

    Динар, сравни флаг Татарстана и флаг Чечни. И всё поймешь.

  20. Nur

    Абзый
    Posted on 03/06/2012 at 20:04

    “углубляться” в российские дела можно только как внешний фактор или с использованием внешнего фактора, который для россии не может стать внутренним. шаймиевы и прочие уже “углублялись” вместе с россией в 1991 и в 1993 и в 1996 и в 1999. и только референдум 1992, который ОТЧАСТИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ российского – пока дает татарам держаться. участие же в качестве сугубо внутреннего фактора привело К НЫНЕШНЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ.

    Как бы не критиковали Абзый, а он тысячу раз прав и бездействовать нам не надо. Нам надо действовать внутри своей нации. Создать вертуальное государство с вертуальными границами исторической территории.Содать единый национальный руководящий центр с вертикалью управления. Открыть свой нац. фонд и алга. В этом случае, для Москвы, наше бездействие намного безрадостнее.

  21. Динар

    ну значит я только кусочек флага увидал. чеченский флаг все же не похож на наш в целом, а только отчасти. ну вобщем все понятно… прозрел))

  22. Чиполлино

    Империя всегда собирала у себя самое лучшее: рабов, женщин, материальные ценности…
    Поэтому говорить о «татарском этносе» — полнейшая глупость. Среди татар есть монголоиды, европеоиды и метисы.
    Империя ушла , а татары остались. Организаторы империи и её вдохновители давно уже перебрались в другие страны с награбленным, а оставшиеся плебеи поют песни о «татарском народе»
    Очнись, губошлёп! После Золотой Орды уже была Российская и Советская империи, а ты всё носишься с устаревшей национальной идеи несуществующего народа.

    На дворе 21-й век, и прошлое не вернуть.

  23. Буратино

    Ач күзеңне, дөнья бу!
    Чиполлинолар тудырган
    Кәһәр суккан дөнья бу!
    Капка алдында 21 гасыр, яңа гасыр, тагын бик күп империяләр, илләр, державвалар җимереләчәк гасыр!

  24. Damir Nabi

    Казаннан
    белән
    nailbarsili
    сез белән килешәм, «сабан» бу «чабан» сүзенең бер әйтелеше булса кирәк…
    Һәм бу бәйрәмнең башка варианты НАРДУГАН ул 22 декабрдә ягни көн белән төн тигезләшкәндә, һәм көн озыная башланганда, ә инде июннең 22 седә иң озын көн . Бу көнне мисалга майя-иштәк(ацтек)лар да билгелиләр — бу КОЯШ БӘЙРӘМЕдер !!!

  25. Nur

    Чиполлино мир меняется постоянно, придёит время и мы тебя поджарим и получится хороший суп

  26. Абзый

    для чипполин понятий преемственность не существует. их собрали в суп (собрали лучшее) и кинули. а про что, что это суп и есть рецепт и пропорции и кто готовит и для чего  — луку знать необязательно)))). Яхуди нормально так 2000 лет готовились вернуться и вернулись. Рецепт не устаревает НИКОГДА. Нет разницы — когда. то, что было много лет назад — более актуально, чем то, что происходит (а на самом деле НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ) СЕГОДНЯ. Потому что ТОГДА БЫЛИ ЛЮДИ, которые что-то делали и оставили НЕДОДЕЛАННЫМ. А потом НЕ БЫЛО НИЧЕГО. Тот, кто за передвижения людей принимает колыхание трав или ползание муравьев — слеп.а вот тот, кто желает ИНДИВИДУАЛЬНО выглядеть лучшим — это материал для супа. Кто худшим — для отходов.
    Московия — это трава и муравьи. они не сделали ничего. как попугаи они повторяли ЧУЖИЕ СЛОВА. Как медведи — они ПОДРАЖАЛИ ЧЕЛОВЕКУ. Как трава — они безумно росли, а потом сгорали. Из них можно было лепить ЧТО УГОДНО — как из неживой глины. Те, кто создал советы — их и разрушил — это яхуди — они разрушили советы КАК ТОЛЬКО ИМ ДАЛИ ИХ ГОСУДАРСТВО. А московия — этот БАЛАГАН —  дело наших рук. И этот балаган если его не разобрать -улыбаясь и скабрезничая —  уничтожит вскоре не задумываясь все человечество. Просто яхуди сделали ядерную берданку и забыли ее забрать из рук медведя.))))))) Медведь не понимает, что это такое, для него — это цирк, балаган.

  27. Абзый

    мы создали этот балаган, решив с одного единственного представления в 1445 милади получить сбор со зрителей. европа этот балаган решила использовать по своему в начале 17 века и делала это через романовых. до петра еще 100 лет, а романовы УЖЕ ДЕЙСТВОВАЛИ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКИХ КРУГОВ. Когда балаган стал аггрессивен — его отдали в руки яхуди, они его как следует отстегали и выдрессировали еще раз. когда понадобился для обуздания своих европейских сумасшедших — использовали еще раз. но яхуди, чтобы был торг — сделали ядерную берданку. они сторговали себе страну. Но берданку не забрали с собой.

  28. рафаэль

    .да была Татарская империя на ее костях поднялась руская теперь очередь других скоро придет.если рассуждать без эмоций похоже что китайская.

  29. Абзый

    московская империя поднялась не на руинах татарской. татарской империи уже не было, когда татары создали московитский балаган таким, какой он есть до сих пор. когда татарская империя была жива — это не был балаган и участие татар не было там. татары сделали московию — точно также как яхуди сделали совок. и поднявшись московия решила избавляться от всего татарского, как и сталин и совок начал преследовать яхуди когда совок поднялся. но яхуди заручились внешней поддержкой, взяли из рук внешних сил и обманув сталина свое государство и обвалили совок. но не балаган московии, который МОЖЕМ ОБВАЛИТЬ ТОЛЬКО МЫ. Но перед этим яхуди должны забрать ядерную берданку у медведя, а внешние силы должны нам помочь получить свое государство. хватит даже такого маленького как у яхуди — величина не имеет значения. только так этот клубок может быть распутан и все удивятся — насколько все искуственно и нелепо было до сих пор, когда существовал балаган.

  30. Абзый

    китайская «империя» без московитского балагана — это пшик, набитый полутора миллиардами китайцев. та же трава покамест. если же они перестанут быть травой — империи у них не получится.

  31. тюркоязычный татарин

    абзый — ты с каких краев зверек? Только не надо заливать что ты чистокровный …. да еще конь
    Хотя вполне сносный элемент для дискуссий.
    ……………
    Насчет Чиполинно — кажется несчастная полукровука, терзаемый сомнениями захаживающий в гости на сайт.
    Элемент №2 для дискуссий.
    Я в правильном направление мыслю?

  32. Халида Хамидуллина

    Вы лучше спросите Фонд имени Ахмада Кадырова (чей бюджет на 100% пополняется поборами с простых чеченцев) , сколько миллионов он заплатил в карман НТВ ) чтобы обогатить еще больше этих богатеев) за мусульманские песни- нашиды Мишари?

    А еще был гнусный (антитатарский и антиисламский) субъект Мишарин -губернатор Свердловской области… «И здесь наш мишарин засветился»

  33. Мансур

    Нужно призывать татар возвращаться на свою историческую родину. Чем более мононациональное будет общество, тем легче будет сохранить свой язык и культуру.

  34. рафаэль

    Сам я перееду не знаю , но балалар АЛЛА бирся точно и воспитаю их с железными зубами и ясной головой