Фаузия Байрамова

Фото с сайта радио "Азатлык"

Фаузия Байрамова

Эту статью Туфан ага Миннуллин написал за месяц до смерти. Мы договорились с ним, что он принесет её к нам в редакцию 26 апреля, на праздник поэзии. Не донес… Но наши читатели со статьей всё же могут ознакомиться. («еТатар» предлагает перевод материала, опубликованного в №7 журнала «Казан утлары»).

24 марта (2012 года) стало для меня днем неожиданным: в национально-культурном центре “Казань” на съезде предпринимателей татарских сел России Фаузия Байрамова подарила мне книгу “Ачылмаган татар тарихы” (“Нераскрытая история татар”). Правда, сначала она вручила мне книгу без автографа. Я сказал: “Напиши”. И тогда она написала следующее: “Уважаемый Туфан абый! Наш народ прошел великий и трагический путь, он достоен и счастья и страданий. Всю свою жизнь вы посвятили счастью татарского народа. Пусть вам будет суждено увидеть свободу нашей нации. Пусть начатое нами дело продолжат наши дети!”.

И я поверил в искренность написанного: характер Фаузии, если я не ошибаюсь, состоит только из белого и черного – и красивые слова, и слова далеко не приятные она говорит открыто и, что называется, в лицо, т.е. не ходит вокруг да около. Безусловно, слов похвалы от нее дождаться сложно.

А причина такого подробного описания автографа заключается вот в чем: многие годы она смотрела на меня искоса. Иногда даже не здоровается со мной. Есть, наверное, этому свои причины – не хочется мне ковыряться в прошлом. Я ведь и сам живу по принципу “не хочешь, как хочешь”. Вступать в спор с женщиной вообще считаю делом бессмысленным. Потому что женщина никогда не признает свою неправоту. Вспоминаются слова одного гаишника: “Мужчины признают, что они нарушили правила дорожного движения, а женщины никогда”. А женщин-максималисток я даже побаиваюсь: они, чтобы доказать свою правоту, слов не выбирают – такого наслушаешься! Фаузия – женщина. Сколь бы талантлива, умна, образованна она ни была, она – женщина. Татарка со своим мнением. Слова, которые иногда звучали из её уст, всегда заставляли меня быть осторожным по отношению к ней. Да, я всегда восхищался её борьбой за интересы татарской нации, но всегда считал, что её нужно сторониться. Не только я, но и другие патриоты нашего народа сторонятся её. Впрочем, Фаузия и сама не спешит сближаться. На одном из заседаний Всемирного конгресса татар Фаузия бросила взгляд с трибуны на зал и сказала: “В этом зале нет ни одного, кто бы беспокоился о своем народе”. Разиль Валеев, выступавший модератором, не растерялся и ответил ей: “Почему нет, вы же есть”.

Фото с сайта журнала "Казан утлары"

Туфан Миннуллин

Расскажу еще об одном случае, который описывает характер Фаузии Байрамовой, и затем перейду к главному. Где-то 30 лет тому назад это было. Идем мы с ныне покойным Ильдаром Юзеевым по коридору Дома печати, что располагался на улице Баумана – навстречу нам бежит девушка. Вдруг она остановилась перед нами и заявляет: “Вы, наверное, считаете себя за великих драматургов, но я еще покажу вам, какой должна быть настоящая пьеса!”. И ушла. “Кто это?” – спросил я у Ильдара. Я уже не помню, что он ответил, но помню, как мы смеялись. Вот этот характер сопровождает Фаузию на протяжении всей её жизни. Но несмотря на то, что её характер многие попросту не принимали, её борьбу за татарский народ не отрицал никто. По сегодняшний день она является членом Исполкома Всемирного конгресса татар. Лично я не долюбливаю характер Фаузии, но я никогда не вставал на сторону тех, кто пытался её оскорбить или очернить – всегда старался её защищать. Несколько раз выдвигал её кандидатуру на Государственную премию имени Габдуллы Тукая, но во время тайного голосования её имя всегда исключалось. Фаузия, будучи гордой, не обращала внимания на эти бойкоты – продолжала работать, продолжала писать. Я постоянно её читаю. (А писателей, которых я читаю постоянно, не больше пяти-шести.) Я высоко ценю её творчество. Талантливая дочь нашего народа, настоящий борец, знает, для чего живет и работает. Иногда очень хотелось поблагодарить её за то, что она делает, но я всегда сдерживаю себя. Боюсь, что сострит что-нибудь, и что я не удержусь и рассержусь. Я ведь к тому же намного старше нее. Вот так и хожу – словно парень, никак не осмеливающийся признаться в своих чувствах горделивой девушке.

На съезде предпринимателей выступление Фаузии было попросту удивительным. Я не мог не похвалить её, она улыбнулась. Оказывается, она такая красивая, когда улыбается – до этого ни разу не смотрел ей в лицо.

Ну, а теперь перейдем к подаренной книге. Несмотря на то, что я уже был знаком с практически всеми очерками, книгу я прочел полностью. Сама автор называет очерки научно-популярными статьями. Конечно, это так. Но они – результат путешествий Фаузии по татарскому миру. Где только она не была! Если бы Галимджан Ибрагимов был жив сегодня, он разорвал бы свой рассказ “Татар хатыны ниләр күрми” (“Чего только не видит татарка”) и написал бы новый, уже восхищаясь современной татарской женщиной. Я и сам хожу среди татар, я и сам вижу то же самое, что видит Фаузия, я и сам радуюсь и печалюсь увиденному, но я не могу описать увиденное, возведя это на научный уровень. Наверное, я не историк. А Фаузия Байрамова видит татарскую жизнь в единой цепочке современного и прошлого, частенько она смотрит на историю и на саму жизнь с точки зрения ученого. Этот факт подтверждает её начитанность, её осведомленность. В далеко не толстой книге она описывает политику ликвидации татарского населения в России, которая велась на протяжении веков, и приводит неоспоримые доказательства. Да, в этой стране меняются общественные формации (феодализм, капитализм, империализм, социализм, снова капитализм), а политика русификации не меняется; сменяются цари, генсеки, президенты, не сменяется только план уничтожения нерусского населения.  Фаузия анализирует всё как ученый-публицист. И никто из ученых-шовинистов не сможет возразить ей или сказать, что Фаузия способствует возникновению межнационального конфликта. Два-три года назад сатирик Михаил Задорнов в газете “Комсомольская правда” описал историю России так, словно в ней не было ни колониализма, ни инквизиции. Я решил написать ответ. Написал о том, что бывшие союзные республики по сути своей были колониями, а затем принялся искать примеры, чтобы доказать, что и инквизиция тоже была. Эти примеры я нашел в материалах Фаузии. Именно Фаузия написала о том, что на Урале татарку, которую насильственно крестили, но которая затем вернулась в ислам, по указу русского царя сожгли на костре. Я повторил написанное ею в газете “Звезда Поволжья”, а затем отправил материал в “Комсомольскую правду”. Ответа не было. Поняли, что их ложь была раскрыта. К Фаузие постоянно придираются проверяющие органы, но они ничего не могут найти, потому что каждое предложение, каждое слово подтверждено фактами.

Часть книги под названием “Мишәрләр иле” (“Страна мишар”) особенно подействовала на меня. Оказывается, я вовсе не знаком с этой частью татар. Особенно интересно было узнать то, что мишаре произошли от древнего племени буртасов, и тому приведены наглядные доказательства. У нас, в горной стороне (Камскоустьинский, Апастовский районы), есть аулы под названием Бортас. Рядом с нами много мишарских сел. Значит, есть связь. А Фаузия – не просто историк, как публицист она показывает связь между тем положением, которое мишаре занимали в истории татарского народа, и тем положением, которое они занимают среди татар сейчас. Я полностью согласен с автором – роль этого сильного, упорного племени в жизни общетатарского этноса чрезвычайно важна. Если мы желаем светлого будущего нашему народу, нам безусловно нужно сохранять единство.

Хочется уделить внимание и той части книги, которая называется “Татар Уралы” (“Татарский Урал”). Конечно, тема пророка Нуха (Ноя) для меня немного странновата. Я даже подумал, не преувеличила ли она чуток. Но не берусь об этом спорить: всё же я не историк. Одно бесспорно: Урал издревле был тюрко-татарской землей (уж точно не русской). И не нужно искать этому особых доказательств: достаточно обратить внимание на топонимику всей той территории, которая простирается от наших районов вплоть до Тихого океана. Меня всегда бесило, когда я читал, что мы – народ, переселившийся из диких степей. Нетушки! Как говорит Фаузия, мы – горный народ. (Хотя что плохого в том, если мы и степной народ?) В свое время написал статью, в которой я постарался это доказать. Наш народ гору описывает словно человека: тау башы, тау түбәсе, тау бите, тау күзе, тау муены, тау күкрәге, тау биле, тау итәге, тау сырты… А сколько еще таких выражений? Не знаю, есть ли еще в мире народ, который описывает горы словно человека?

Я думал, что на Урале татары достаточно хорошо сохранили свое национальное самосознание, оказывается, дела обстоят не так уж хорошо. Да, понять настоящее положение дел можно, лишь увидев всё своими глазами. По прочтению книги Фаузии становится тревожно. Иммунитет самосохранения татар на Урале здорово пошатнулся. Конечно, тому есть свои причины – татары устали от многовековой борьбы и попросту забили на свое будущее. Во многих татарских деревнях людям просто не важна татарскость. Запишут ли их русскими или башкирами – им всё равно. Им даже безразлична их религия. Вера пошатнулась. Как вывести таких татар на верный путь? Даже настоящий борец Фаузия Байрамова говорит, что “не может ответить на этот вопрос”. Единственная надежда – в молодом поколении. Слава Аллаху, еще есть, с кого брать пример.

Книги Фаузии объединяет одна цель – сохранение татарского народа. И достижение независимости татарского народа. Это цель всех патриотов нации. Но как достичь независимости? По словам Фаузии, об этом думали и татары, руководившие легионом “Идель-Урал”. В легионах были те, кто пытался спасти себе жизнь, но были и такие, кто при помощи Германии мечтал вернуть независимое татарское государство. И таких людей Фаузия не спешит осуждать. Не вступая в споры, могу сказать следующее: достижение независимости таким вот образом – просто-напросто глубоко наивно. Ни Германия, ни Америка, ни Китай, ни, в том числе, Россия не дадут нам независимость. Как сказал Жириновский, “Надо было в свое время защищать свое государство, сейчас нечего рыпаться”. Эти слова он произнес перед журналистами в 1990 году в Москве во Дворце съездов. Есть единственный путь возвращения к татарскому государству: прежде всего, нам нужно достичь духовной свободы, духовной независимости. Только свободная духом нация может сохраниться. Фаузия как раз за это и борется, она призывает вернуться к иману. И ни у кого нет права обвинять её в этом!

В связи с этим выступление Фаузии Байрамовой в городском суде Набережных Челнов в 2010 году можно считать фактом, который достоен называться явлением в истории татар. Это выступление имеет всемирное значение, Фаузия показала себя как великий политик, показала всю несостоятельность обвинений. И она поступила совершенно верно, включив это выступление в свою книгу. Прочитав его, в моих глазах Фаузия только выросла.

Есть лишь одно пожелание: на то, наверное, есть свои причины, но она как-то отдалилась от других писателей. Среди татарских литераторов есть разные люди, но нас всех объединяет судьба нашего народа. По-моему, безразличных к этой теме попросту нет. Нужно быть вместе, нужно обмениваться идеями, укреплять наш рух (дух). Все мы несем ответственность перед своим народом. В одном из своих выступлений я описал наше нынешнее состояние словами политрука Крючкова, которые он произнес, когда фашисты вплотную подошли к Москве: “Отступать некуда, позади Москва” – я сказал: “Чигенергә урыныбыз юк, артыбызда милләт язмышы” (“Отступать некуда, позади судьба нашего народа”). Труд Фаузии подтверждает это.

38 комментариев

  1. Чиполлино

    Не перестаю удивляться миру!

    Какие дутые герои в собраниях заблудших!

    Ни большого ума, ни светлых глаз, ни красивых идей. Одна галиматья!

    За 17 лет моей новой жизни я почти каждое воскресенье посещал дома молитвы — общины верующих. В проповедях можно услышать столько полезного , что после них, даже речи самых «ярких» звёзд российской и татарской интеллигенции выглядят как лепет глупых младенцев.

    Создаётся впечатление что эти этносы (русских и татар) были созданы искусственно для обслуживания интересов правящей элиты России. Основные их отличия от прочих маргинальных образований — это язык, одежда и несколько отличающийся набор тёмных инстинктов. А в остальном они выполняют одни и те же функции: воюют «за Сталина», работают «на благо родины», прогибаются под Путина и т.д.

    Ради интереса, можете сами сравнить проповеди проповедников в общинах новоапостольских христиан или церкви «Христианская жизнь» (в Казани тоже есть) и потом пообщаться со своими «национальными героями». Уверяю, что они уже не смогут гипнотизировать вас своей тухлой харизмой.

    В статье есть упоминание что легионы «Идель-Урала» ждали помощи от немецких спонсоров. Так вот, дорогие соплеменники, вместо ожидания подачек от сильных, станьте сами сильны, исповедуя те же высокие идеи, что и немецкие протестанты!

  2. Ильяс

    Перед Туфаном обы и перед Фаузиёй апой ты просто гавнюк,Чипполино!

  3. Анвар

     чиполлино  жертва этого режима его понят можно больной человек но как отнестись к без различии других татар я тоже с узбекистана учился национальной школе но татаром остался и дети мои ориентируется в этом жестоком мире не хуже меня, чиполлино даже имени своей стесняется.

  4. Абзый

    Чипполино, являясь овощем, готовым для употребления без какой-либо обработки, желает ничего не делая отведать готовой каши приготовленной немецкими протестантами. Вряд ли нам дадат отведать сваренную другими людьми кашу забесплатно. Придется в качестве оплаты отдать что-то весьма ценное. Поэтому надо варить такую кашу самим. Поучиться у «немецких протестантов», как советует чипполино. Что же мы увидим, как варили свою кашу немецкие протестанты?
    Первым делом они поняли, что больше не в состоянии есть то дерьмо, которым их уже 700 лет кормит «единая неделимая католическая церковь». Им надоело бесправие перед лицом государства, освященного церковью и церковной идеологией. Им надоело засилье «единого языка» латыни и надоело быть «христанутыми», лучшие из которых и самые «христанутые, богоизбранные» представляли пародию даже не на человека, а на свиней.
    Вслед за этим началось брожение, которое церковь попыталась подавить в корне с помощью ужесточения законов, учреждения инквизиции.
    Но нашлись ученые люди, которые не пожелали молчать и в открытую заявить, что ТАК БОЛЬШЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ. Они написали на хорошем латинском (и на своих родных языках тоже) манифесты, которые изобличали единую и неделимую, как прислужницу сатаны, власть которой должна быть абсолютно уничтожена.
    Народы Европы, жаждавшие свободы и обладания неотъемлемыми правами, выступили в защиту этих смелых ученых людей с оружием в руках. Знать, видя настроения народы, примкнула к устремленным к свободе людям. Начались войны, и многие страны Европы были очищены от власти католиков.

    Вот как готовится эта каша. И бесплатно такую кашу не дают.
    Только в обмен на дух свободы, который дали тебе предки.
    Или готовь кашу сам, если не хочешь навсегда расстаться с наследием предков.

  5. Абзый

    добавлю, «только свободная духом нация может восстать». подразумевается именно это.

  6. Чиполлино

    Короче, каша в твоей голове, и больше ничего!
    Пять раз про кашу вспомнил. «Голодающий Поволжья», что ли?

  7. Чиполлино

    Я так и не понял, Абзый, что сказать-то хотел?
    В посте просматривается ненависть к христианам, а у самого крыша набекрень.
    Полное отсутствие логики. С одной стороны — хороши немцы, с другой — плохи христиане.

    Без католиков не было бы протестантов. Мы всегда в развитии.
    Свобода — плод христианской цивилизации, а маразм — плод татарских мусульман.

  8. Чиполлино

    Попал нормальный по ошибке в палату к дуракам.
    Те, там про своих тараканов чего-то лапочут.
    Он им про небо и звёзды. А психи, привыкшие думать только про своих насекомых, стали считать его за больного, потому что говорил он им о непривычных вещах.
    Анвар-психопат, ты за прошлую ночь сколько раз описался?

  9. рафаэль

    Знаю как много немцев в Германии принимают ислам , значит не все потеряно для них . Видимо тебя еще рано выпустили из полаты.

  10. Абзый

    «Знаю как много немцев в Германии принимают ислам». правильно, потому что хотят освободиться и от того, что им навязано под другими марками, ныне включая и «протестантизм». Протестанты и восставшие в Европе просто не могли себя до конца перебороть, не были в себе уверены, чтобы сразу принять Ислам, но они уже тогда чувствовали, что это в любом случае шаг в правильном направлении по сравнению с исповедованием католичества, поэтому они выдвигали такой лозунг:»Liever Turks dan paaps» и воевали под турецкими знаменами.

  11. рафаэль

    Абзый все наши доводы для этого овоща Чипа пустой звук . Он отрабатывает свою пайку , Он не протестант скорее сатанист.

  12. Абзый

    «Он не протестант скорее сатанист.» он — овощ. и нас призывает в чужую кашу в качестве приправы лезть.

  13. Анвар

    Чипа, довольна грамотный сатанист, а он и не татар, столько дерьма у чипа что сто татар паршивых перевесит он один, все равно мы татары должны гордится чипом…,что среди нас есть такой тварь что всем тварям тварь.

  14. рафаэль

    Может ему памятник еще надо поставить как Иуде в Свияжске?

  15. Абзый

    сначала пусть как иуда повесится, потом поставим.

  16. Чиполлино

    Иуда — это такой глупый человек, который отказался быть христианином.
    Так что это про вас, абзыи и анвары, рафаэли и бармалеи.

  17. Абзый

    «который отказался быть христианином» тогда такой еще невиданной диковинки христиан чукынчыков с тәре на шее не было (чукынчык тәреләр). были должным образом обрезанные иудеи(с точки зрения чукынчыков — крест — символ крещения и крещение —  замена обрезания))))). а вот предатели и овощи тогда были. а те, кто был и предателем и овощем одновременно — вешался за ботву.
    Христиане появились гораздо позже, чем появился Гәйсә. А в качестве государственной религии были утверждены воззрения совсем не тех позже появившихся «первохристиан», а смесь из различных наиболее распространенных заблуждений, имевших распространение в Римской империи. Вот сейчас «суфизм» пропихивают с утроенной силой татарам. этот «суфизм» даже ближе к Исламу, чем официальное христианство к «первохристианам», а те в свою очередь к Гайсе, который был истинно верующим иудеем и «сыном божьим» уж себя точно не называл. Иудеи считали себя целиком как народ заключившими договор с Всевышним, но детьми бога как-то никто себя не считал. Зато в других культах римской империи таких «сынов божьих» было полно.

  18. рафаэль

    ТЫ не чуть лучше Иуды таже продажная сущность .Иуда считался лучшим и самым умным из учеников , Ты баран свою религию не знаешь, спроси у своих учителей пусть тебе разжуют .

  19. рафаэль

    Свинья тебе лучше подходит,баран чистое животное это будет оскорбительно для барана .

  20. Абзый

    не надо баранов оскорблять и даже свиней. он же сам написал, что овощ. пусть будет гнилым овощем. его пиннули здесь, он и загнил.

  21. Чиполлино

    Когда президент и вся шушера чиновничья продаются за русские рубли — то они почти герои.
    Когда коммунисты перекрасились в исламистов, то они «нормальные пацаны».
    Когда татарка выходит замуж за русского, то это нормально.
    А вот когда бедный Чиполлино увидел свет в христианстве, то он — предатель. Хотя он как был нищим, так и остался…
    Ну и дурачьё!
    Галоперидол не поможет, отправим на мусорку!

  22. Мальвина

    Не хочу Буратино, а хочу Чиполлино! Он такой классный!)))
    А эти националисты как вредные вонючки. Не зря говорят, что они все педики.(((

  23. рафаэль

    Если есть проблемы купи себе ишака, ты тоже из Узбекистана? Еще одна обиженная христианка .Чип сам не справляется подтинул подругу .Нищий ты потому что лентяй , работать надо.

  24. рафаэль

    Чип твое самое большое разочарование в жизни еще впереди.

  25. mamap

    думаете этого протестанта наконец пустят дальше питера и он увидет тупиковый конец туннеля

    мальваина что-то путает тк neguku сейчас везде кроме ислама

  26. mamap

    хотя фayзuю 6aйpaмoвy тоже можно назвать negukой

  27. Анвар

    Тут нам чиполлино голову морочит отводит нас от главного, мы должны подымать тему о русских  оккупантов которые живут за счет богатств других народов, мы должны защищать не только 
    язык и культуру татар но и языки и культуры других народов, они не могут уже постоять за себя, с нас есть лидеры как Фавзия опа Рафис Кашапов, и очень много грамотные людей которых я встречаю здесь и других сайтах, спасибо тем кого интересует судьба нации и судьба нашей большой земли.

  28. Чиполлино

    Новый и главный лидер татар — Чиполлино.
    А те уже показали себя как недееспособные болтуны. Типа анвар, рафаэль или абзый с малаями.
    Вон с моего Татарстана, безмозглые балаболки!

  29. рафаэль

    Люди с твоим диагнозом любят называть себя Наполеонами , Гитлерами . Татарстан тебе не видать как своих ушей , Да иопасно там тебе находиться . Анвар я стобой согласен , но сдругой стороны мы видим как опасны чужие религии . Чип уже не человек , а может он им никогда и не был раньше . Неудачник по жизни , теперь нашел крайних . Нам Татарам В любом случае будет полезен этот опыт ,не будет Чипа вылезет другой урод .

  30. рафаэль

    Чип сейчас напишет я не католик я протестант У протестантов Церковь официально разрешила брак между мужчинами гомосексуалистами и между женщинами лисбиянками

  31. рафаэль

    Надо признать больных на голову людей среди мусульман тоже хватает Взять тоже обрезание у девочек практикуемое в Йемене и других африкакских странах Или легализованную педофилию когда мужчина может вступить в брак с малолетней девочкой прикрываясь при этом сунной и шариатом Шайтан умеет вскружить голову человеку Нужно осуждать такие преступления достоинство человека оно не прекосновенно этому нас учит Святой Куран

  32. mamap

    признать можно только незнание причин произошедшему и ретрасляцию невежества

    проводят выборочно опирацию у женщин с длинными половыми органами по просьбе женщины тк они ей мешают

    по продолжению можно предположить что где-то утюжат мозг

  33. Фаат

    фузия байрамова — это наша лера новодворская! одиозная личность явно больная сказывается отсутствие мужчин в жизни! злющая старая дева! а вот из-за таких как вы тех кто кроме словесного поноса произвести ничего не может начали взрывать и убивать наших религиозных лидеров! а что дальше господа провокаторы……вам что кровушки хочется пролить….

  34. рафаэль

    Когда рядом нет мужчин женщина вынуждена быть мужчиной . ФОАТ в мечеть ходишь? Вы слабаки В ваших мечетях рулят кавказцы,люди , из средней азии .Потомучто вам наплевать на татарский народ .Теперь истерику устроил как баба.

  35. Казанец

    Фаат, похоже, вы судите о Байрамовой на основе тех сказок, которые рассказывают о ней русские нацики. Постарайтесь разобраться — не по выдранным из контекста цитатам и откровенному вранью на околонацистских сайтах — а почитайте ее статьи. Я ведь в ее отношении раньше заблуждался точно так же, как и вы :) Не ведитесь на пропаганду.

  36. Анвар

    Фаат  зачем проливать кровь,надо на диалоге отстаивать свою правоту, то что русские оккупанты это факт и то что живем в русской империи и доказывать не надо а сколько погибло от рук русского народа, если все это перечислять отрицательные черты начиная от все дозволенности без наказонности и пьянством  до поросьячего визга и не чего лучшего не приходит мне в голову.

  37. Аяз барыгызгада!

    Җәмәгәть,
    Чипо – чипо — чипо. Мине шул аптырата: бер караганда сез һакыллы затлар кебек, ә икенче яктан бушбаштай күренәсез. Нигә юлыгыз белән барганда һәр капка астыннан өргән чипо — көчеккә игьтибар бирми атламысыз — ул үзе тынычлана, ә сез мәгнәсез таяк ташлап маташасыгыз.

    Ә Ф. Бәйрамова алдында без барыбызда баш ияргә тиеш. Аның турында тик шигырь белән әйтә алам

    Кырык буын бабай исеменнән
    Әҗерләрен тутырып түләрмен:
    Җир өстендә соңгы татар булып
    Йөзләренә төкреп үләрмен.

    Равил Рахмани.

    Сәлам, һакыл ияләре.