История татарина, нашедшего Родину через 400 лет и 5000 миль

Фото с сайта http://vizitka.svarga.biz

Мавзолей казанских ханов и башня Сююмбике

История татарского народа имеет много общего с историями других народов. Одни считают, что на его судьбу выпала горькая доля трагедии. Другие предпочитают пересчитывать достижения народа, а не останавливаться на его неудачах и потерях. Говорят, что иногда удача сама приходит в виде трагедии. То же самое можно сказать про историю татар. Если беспощадная рука злой судьбы не прошлась бы по татарским землям, татарский народ не рассеялся бы так широко и далеко. Значит, и это является частью его истории, прописанной в сердце “современного кочевника”.

Меня зовут Юша Козакевич (Yusha Kozakiewicz).  Я потомок поволжских татар (Zawolzanski Tatars), которые много веков назад посеяли семена дерева, разросшегося по всей территории польско-литовского государства Речи Посполитой. История наших предков – это часть сложной исторической мозаики татарского народа. Татары Поволжья, пришедшие сюда в XVII веке, присоединились к своим братьям по вере, которые проживали на этих территориях уже со времен столкновения Тухтамыша и Тимура, окончательно разделившего государство Золотой Орды к концу XIV века.

Эти татары, оставили свои родные земли, разрушенные войной, и двинулись на Запад. Местный народ, который сам в этот период переживал золотой век, встретил их великодушно и оказал гостеприимство. Татары быстро освоились в своем новом доме. Являясь главной опорой в защите границ и с оружием в руках сражаясь за Речь Посполитую, татары показали, что на новых землях чувствовали себя комфортно. Вскоре татары начали появляться в рядах мелкого польского дворянства. Со временем в результате культурной ассимиляции или женитьбы с поляками, много татар добровольно перешло в христианство и уже начали считаться “чистокровными поляками”.

В течение XVIII века Речь Посполитая была полностью стерта с географической карты. Как и многие государства в истории она тоже переживала упадок когда-то великой цивилизации. Следующий век стал свидетелем роста романтического национализма, и польские татары снова оказались на службе страны, которая когда-то их приняла к себе. Но в этот раз уже  в составе державы бесстрашного французского императора Наполеона. Независимое польское государство тогда не могло восстановиться.

В то время как одна часть наших предков уже на протяжении нескольких веков жили в статусе псевдо-дворян, распологая немалыми участками земли, другая не находила себе покоя из-за политической ситуации в стране и тоске по степям. В поисках новых приключений они двинулись на Восток. Как отважная молодежь, оставляющая позади семьи и родные земли, наши прадеды еще раз совершили путешествие в тысячи миль.

В начале XX века в Восточной Европе возрождалась птица Феникс – независимое государство Польша. Тем не менее, опасаясь, что страна снова окажется жертвой иностранной интервенции или ареной военных действий, многие поляки отправились к берегам своей новой родины – Америки.

В какой-то мере мы все находимся в пути. Кто-то одержим идеей бесконечных путешествий, а кто-то скачет по страницам истории с помощью книг. Мое же путешествии следовало из маленького уголка Америки, где мои предки поселились в начале XX века, к землям, откуда опять же мои предки эмигрировали много поколений назад. Как и в прошлых веках польские татары, не имеющие возможность совершить хадж в Мекку, считали Вильнюс центром своего паломничества из-за его культурной значимости, я тоже стал готовиться к путешествию в места, о которых я раньше только слышал от других.

Познакомившись поближе с исламской культурой и даже осознав роль мусульманской веры в своей жизни, я вернулся туда, где раньше работал учителем английского и занимался свободным фотографированием – в Стамбул. В 2008 году я начал обучаться в магистратуре по истории Османской империи. Интерес к исламской цивилизации привел меня к моей исторической родине – не Польше, а к землям, которые “за Волгой”.

В феврале 2010 года я нашел что искал, завершив свое метафизическое путешествие, которые началось примерно четыре столетия назад. Тогда, в городе Казань, какой-нибудь мой дальний родственник закладывал маленький булыжник под крепостью напротив реки. Теперь я пришел на то же самое местo, нашел тот же самый булыжник, правда скопивший пыль прошлых столетий. Засунув в рюкзак этот пустяковый, на первый взгляд, камешек, я увожу с собой часть этого нового, еще мало знакомого, но уже ставшего моим вторым домом места – Татарстана, Поволжья. Через 400 лет и 5000 миль я нашел путь, по которому следовало нелегкое путешествие моих предков. Это место – где родился человек, которому суждено было стать самой важной частью моей жизни. Это место – где состоялся мой второй старт, где начались новые путешествия и приключения. Это место – где, я надеюсь, и завершится мое большое путешествие, которое мы все называем жизнью.

9 комментариев

  1. Ильяс

    Хорошая статья ! После установки памятника татарским воинам за помощь в Грюнвалде я зауважал поляков. Спасибо.

  2. Чиполлино

    Я в Казань приехал, тоже проникся поатриотическим чувством.
    Потом расглядел всю эту шантрапу поближе, и оказалось, что всех приличных там истребили.
    Оставили только рабочий класс для обслуживания интересов Москвы.
    За копейку там любой продаст ближнего, а за рубль удавится, как Абзый с рафаэлем.

    От татар в Казани осталось одно название. Кто приезжает из-за границы — удивляются их деградации. Мельчают люди…

  3. Чиполлино

    Теперь я сам буду татарским ханом.
    Все властные структуры упраздняются с сегодняшнего дня.
    Президент объявляется нелигитимным, и отправляется в Москву.

    Первые 12 человек, признавших мою власть, будут отмечены особо.
    Спешите, дорогие соплеменники.

  4. рафаэль

    Можно подвести предварительный итог чтобы не превратиться в безумного как Чип нужно хорошо знать свою религию Ислам.Нельзя откладывать Намаз , Уразу и другие столпы Ислама на завтра Чтобы не стать жертвой Шайтана и быть несчасным в обоих мирах .Есть много полезной информиции на сайте umma . ru а также на ютюбе забиваешь Шамиль Аляутдинов и смотришь ролики его лекций . Я был приятно удивлен эрудицией и знаниями уважаемого Имама .

  5. Чиполлино

    Где-то читал, что у олигофренов и дебилов нет чувства юмора.
    Рафаэлли это наглядно подтвердили.
    Я лучше буду рабом среди людей, чем царём чертей.

    Вообще-то, есть мнение что христианство — это своеобразный тест на интеллект.
    Поближе познакомившись, с носителями националистических идей, татар, я уже в этом не сомневаюсь.
    Они не в состоянии принять чистое и высокое, потому что им нравится есть г…но.

    Их посты никогда не бывают складными, просто набор бредовых предложений.
    Фу! Пойду помою руки. С мылом!!!

  6. рафаэль

    Бред сивой кобылы называешь чувством юмора?

  7. mamap

    статья о потерянном мозге

  8. рафаэль

    Человек считает своей родиной Татарстан нужно только привествовать это . Ладно выпнули Чипа ,и то неизвестно когда он стал протестантом до депортации или после нее . Меня лично обидели или нет в Татарстане татары, мои чувства неизменны потомучто сам могу обидеть любого (интернет не в счет) Нужно избавляться от казанского снобизма это не красит думающих ТАТАР

  9. mamap

    меня просто уже запарило булыжники ввозить в казань и подсовывать таким потерянным