Семейная жизнь татарских религиозных деятелей

Фото с сайта http://forum.vbalkhashe.kz/Thread-foto-iz-istorii-kazahov-i-sr-azii

Именно такой в начале ХХ века запечатлел фотограф одну из татарских семей, проживающих на Алтае

О том, какими были настоящие татарские семьи на рубеже XIX-XX столетий, пишет Рашит хазрат Маликов. «еТатар» предлагает перевод материала.

Татары издавна старались строить свою семейную жизнь по канонам ислама. Религия сыграла важнейшую роль в формировании культуры и традиций нашего народа. Вера в Аллаха способствовала сплочению нации, помогала преодолеть сложнейшие периоды в истории народа. До сегодняшнего дня именно религия сдерживает татар от окончательного обрусения. Религия помогает сохранить основополагающие моральные ценности общества. Именно поэтому семья, основанная на религиозных ценностях, у татар всегда считалась передовой.

Семьи татарских мулл всегда находились в центре народного внимания. Как правило, такие семьи были большими и крепкими. Например, знаменитый имам-мударрис из аула Түнтәр (ныне входит в Балтасинский район) Ишмухаммед Динмухаммедов воспитал семерых детей: Фатиму, Мухаммедракип, Фарука, Латифу, Нурлыгаян, Габдельхая, Нурислама. Имам аула Тәүгилде (Тетюшский уезд) Сагит бине Хамит был отцом девятерых детей: Сабита, Сахиба, Гимрана, Гимадетдина, Мухамметши, Ахметши, Джамалетдина, Низаметдина, Гатауллы. Как правило, родители жили вместе с семьями своих сыновей.

Муллы придавали огромное значение воспитанию своих детей. До того, как отдать их в мектеп или медресе, они тщательно занимались их образованием еще дома. С малых лет дети учились канонам Шариата, письму, чтению, морали и труду. В 7-8-летнем возрасте сыновей отправляли в начальную религиозную школу. Образовательный процесс продолжался до 20-25 лет. Если позволял материальный достаток семьи, юноши получали религиозное образование зарубежом. Затем многие возвращались в свои медресе, где сначала работали преподавателями, а потом становились муллами в других махалля. Частенько они заменяли своих отцов, когда те уходили на заслуженный отдых.

Как правило, муллы обзаводились семьями сразу по окончании учебы в медресе. Невесту парню выбирали его родители, основываясь, в основном, на её богатстве, красоте, положении в обществе, обычно это были дочери других мулл. После свадьбы мулла строил для своей новой семьи новый дом, а народ махалли, как мог, помогал в этом деле.

Сыновья некоторых мулл по окончании медресе уходили в торговлю. Знаменитый этнограф Карл Фукс пишет о них следующим образом: “Сыновья мулл никогда не сидят дома: в течение года они посещают различные ярмарки, поначалу они возят груз на своих лошадях, затем помогают татарским торговцам в городе. Они привозят товар, занимаются тюками. Таким образом, они обучаются торговле, постепенно превращаются в приказчиков, а уже затем, сколотив некий капитал, частенько сами начинают торговать”.

А вот дочери мулл всегда находились при родителях, получали великолепное начальное образование и воспитание. Родители заботились о том, чтобы у дочери было хорошее приданое и чтобы она непременно стала хорошей хозяйкой. Девочку обучали чтению и письму, основам ислама, национальной кулинарии, ведению домашнего хозяйства. А уже когда девушке исполнялось 15-16 лет, её старались выдать замуж за муллу или торговца или на худой конец мещанина. Вот что пишет Карл Фукс о муллах: “…Их дочери частенько выходят замуж за казанских баев, они же получают за них внушительный калым”.

Муллы в те годы друг друга знали хорошо, часто ездили в гости друг к другу, именно поэтому каждый старался связать судьбу своих детей с детьми тех, кого хорошо знал. Таким образом, укреплялись дружеские отношения между целыми семьями. К примеру, известный имам, ученый, историк Хади Атласи выбрал себе в жены дочь имам-хатыба аула Чыршылы (Лениногорский район) Габдельфаттаха хазрата (Ризаэддин Фахреддин учился у этого человека около 10 лет) Хусникамал. Дочь известного муллы Мухаммедзакира ишана Камалова Асма вышла замуж за ученого Мусу (Яруллу) Бигиева. Имам Гилязутдин Исхаков из аула Яуширмә (Кутлушкино) Чистопольского уезда (отец писателя Гаяза Исхаки) создал семью с дочерью муллы Габдельвали Камарией.

Как видно, разводы в семьях мулл были чрезвычайной редкостью. Среди богатых мулл были и те, кто брал в жены одновременно двух женщин. Например, у Джамалетдина бине Бикаша из аула Шәдче Мамадышского уезда, у имама аула Норлат (Буинский район) Фахреддина бине Мустая было по две жены. В связи с этим хочется описать семью известного религиозного деятеля, имама города Чистополь Мухаммедзакира ишана Камалова. У него была достаточно большая семья. Он был женат на двух женщинах. Только от первой жены Бибигасимы у него родилось четверо детей. Одна из дочерей — Фатима — умерла еще будучи ребенком, другие две: Бибихандалиф и Бибихадича связали свои судьбы с имамами (одна — с Мухаммедшахитом, другая — с имамом Шихабутдином). А сына Мухаммеднаджипа женили на девушке очень знатного происхождения. Вторая жена Мухаммедзакира была намного моложе его: Бибифатиме было 15-16 лет, когда она вышла за него замуж. Мухаммедзакир же был уже в возрасте. И каждый год у них рождались дети. Вскоре общее количество детей достигло четырнадцати (четверо детей умерло в младенческом возрасте). Девочек было больше. Амина вышла замуж за имама Наджипа хазрата Шамсутдинова (Түнтәри), Камиляттениса — за имама Наджипа хазрата Амирхана, Тарифа — за Уразгильдиева, Асма-Галия — за легендарного Мусу Бигиева, Уммугульсум — за фабриканта Абдуллу Акчурина, Шамсениса — за “бедняка” Рустама Акчурина, а Джуайра стала супругой муаллима Миргалима Мансурова. И только Хатима, работая фельдшером во время гражданской войны, скончалась от тифа.

А вот семейная жизнь знаменитого Шигабутдина Марджани не была легкой. В 1851 году, когда ему было 32 года, он женился на дочери ахуна Казани Габденнасыра бине Рахманкулова Фатиме. Но вскоре она скончалась во время родов. В 1852 году он женился во второй раз: на дочери казанца Исмагиля Апаная Бибинагиме (Нагиме). От этого брака у него родилось десять детей: Хаерниса, Бурханетдин, Марьям (старшая), еще одна Марьям (младшая), Фахерниса, Ахмет, Махмут, Аиша, Салих, Хава (Ева)). После почти 19 лет совместной жизни Нагима  умерла во время очередных родов. В третий раз Шигабутдин хазрат женился в 1871 году, когда ему было уже 53 года. Его супругой стала дочь казанского торговца Хусаина бине Якуба Бибифатима (Фатима). Известно, что от этого брака у него родилось двое дочерей: Галия и Нагима. Позже второй женой он взял дочь известного имам-мударриса города Буинска Габденнасыра ишана Мухаммедамина Бибизухру (Зухру).

Ахмет, Аиша, Салих, Махмут и обе Марьям умерли еще при жизни Шигабутдина хазрата. Особенно тяжело он переживал смерть 20-летнего Махмута, на которого возлагал большие надежды…

А вот личная жизнь муфтия Ризаэддина Фахреддина шла достаточно гладко. В 1885 году, когда ему было 26 лет, он женился на дочери ахуна аула Чубытлы Мензелинского уезда Нурджамал. Эта счастливая чета прожила вместе 51 год. Они воспитали четверых сыновей и двух дочерей: Габдрахмана, Габдельахата, Габдрашита, Сагита, Зайнап и Асму.

Резюмируя, можно с увереннсотью сказать, что на рубеже XIX-XX столетий семьи татарских мулл были большими, крепкими и дружными. Эти люди на собственном примере показывали простому народу, какой должна быть жизнь настоящих мусульман.

6 комментариев

  1. Damir Nabi

    Муллалар үзләре үрнәк алырдай булганнар….Ләкин балалары…
    Мисалга Р.Фахреддиновның балалары барысы да урыска «өйләнеп» чукынып киткәннәр. Бу факт. Ягни нәселе корыган…

  2. ilyas xan

    Sin ani ‘Alimczan Barudi belan butamiysinmi?

  3. Damir Nabi

    Юк, бутамыйм. )

  4. тюркоязычный татарин

    о событиях покойного религиозного деятеля Валиуллы Ягкуба, ничего не пишут, странно — это вроде как не «пустячное» событие — а глубокий политический шаг.

  5. тюркоязычный татарин

    поговаривают что след ведет к кремлю. Третий рим — интриги и коварство, манипуляции и забава.

  6. mamap

    очередное освоение средств из бюджета антитеррор