«Звезда Поволжья»: Традиция

Фото с сайта http://fotki.yandex.ru

Казанская мечеть

Предлагаем вашему вниманию свежую передовицу газеты «Звезда Поволжья» (от 3 августа 2012 года).

Общественность республики продолжают волновать беспрецедентные для Татарстана теракты – убийство Валиуллы Якупова и взрыв автомобиля муфтия Илдуса Файзова. После появившегося в Интернете видеоролика-обращения моджахедов из Татарстана возникла явная опасность продолжения терактов. По крайней мере, в ролике присутствует отряд из семи человек, вооруженных автоматами. А оружие, как известно, рано или поздно стреляет. Если, конечно, это действительно моджахеды, а не, скажем так, опереточные персонажи.

Но если это действительно боевая группа, с идеями партизанской войны на территории республики, с идеями открыть “второй фронт” джихада под руководством Доку Умарова – не совсем понятно, как комментируют этот ролик силовые структуры. Это же еще более опасная ситуация, чем произошедшие теракты, явно направленная на эскалацию насилия. Автоматчики в лесах Татарстана могут повлечь за собой десятки, если не больше, жертв. 3 августа предполагается сессия Госсовета РТ по обсуждению сложившегося положения. Выступит ли на ней муфтий Илдус Файзов? Если он не будет приглашен, это означает, что у версии по поводу инсценировки взрыва в его джипе есть серьезные основания. Вроде бы он герой, однако он совсем исчез из доступа для СМИ, как только вышел из больницы, и кроме заявления, что он всех прощает, довольно сумбурного, кажется, что его отправили в отставку. Что тоже наводит на размышления, как же так, человек практически герой, а его тихо убирают из муфтията, вместо того, чтобы наградить.

По городу ходят слухи, что следствие не обнаружило в его машине следов тротила или иных взрывчатых веществ, произошел только взрыв бензобака в машине вследствие поджога, причем поджог был совершен чуть ли не зажигалкой, а не выстрелом. То есть к джипу на остановке нужно было ухитриться подбежать, открыть заглушку и бросить туда зажигалку, дальше отбежать на безопасное расстояние, заметить такие маневры для водителя невозможно. Да и потом слишком это непрофессиональное покушение, такого оригинального метода еще не применяли. У данной модели джипа укрепленное днище, и нужно не менее 500 грамм тротила, чтобы покушение было реальным. Но следов тротила нет, по сведениям малоинформированных источников.

По всем СМИ идет кампания в том смысле, что есть татарстанский вариант толерантного ислама и государство будет поддерживать этот “хороший” вариант ислама. И есть пресловутый ваххабизм, с которым будут бороться. Но что такое ваххабизм, непонятно. Это примерно как борьба с космополитами. Что означало, между прочим, кампанию против целого народа, евреев. Так вот, мне кажется, мы не совсем критично подходим к термину “татарский традиционный ислам”, и вокруг этого возникает множество мифов, которые в будущем могут оказаться довольно вредными. Во время господства коммунистов в СССР была полностью уничтожена исламская богословская школа. Ислам в царской России всегда воспринимался, как враждебная религия, и ей чинились препятствия в развитии.

Девизом царской России было “Православие, самодержавие, народность”, кстати, к этому девизу, по самой его глубинной сути, сейчас возвращаются, по существу, вместо марксизма главной идеологией России объявлено православие. Конечно, формально провозглашать этот девиз в XX веке несколько архаично, но он подразумевается за легким флером внешне цивилизованной европейской риторики. Но главный вектор тенденции чувствуется. Мусульмане всегда были и в царской России, и в СССР людьми явно ниже сортом, даже опасными. Покорение Кавказа, которое шло под религиозными лозунгами в XIX веке, войны с Турцией и Крымом, восстания басмачей в Средней Азии, как в царской России, так и в 30-х годах XX века, восстания татар против христианизации (доходило до смертных приговоров тем, кто выступал против христианизации татар), массовая сдача в плен татар во время Первой мировой войны, чтобы не воевать против исламского государства Турции. История взаимодействия православия и ислама на территории России прослеживалась не как равноправная, а изначально православие контролировало ислам, применяло силу в его сдерживании.

Ислам выбивал небольшие уступки в отчаянной борьбе. Он был лишь внешне толерантным в силу ущемления его прав на свободное развитие, он приспосабливался к православию как к государственной господствующей религии. Поэтому пример развития татарского ислама скорее всего не будет иметь среди мусульман мира большого отклика, так как это не пример свободного развития, а пример вынужденного приспособления. Пожалуй, впервые за всю историю ислам сейчас более или менее свободно развивается в России, но, к сожалению, война в Чечне привносит в это развитие вновь большие сложности. Чеченская война трагична по своим последствиям прежде всего для России. Именно вследствие разлагающего воздействия чеченской войны в России потерпела крах попытка демократизации, война в Чечне привела к росту шовинистических настроений, в том числе и среди либералов. Возникло даже течение либералов-государственников, вспомним заявления Чубайса по чеченской проблеме. Чечня очень дорого обошлась для развития гражданского общества в России.

Чечня – это примерно как Алжир для Франции. Вспомним, вследствие теракта в Беслане были “временно” отменены прямые выборы губернаторов регионов. Федерализм в России был похоронен во многом из-за чеченской войны. Причем сейчас достаточно явно ощущается тренд к ликвидации республик в составе России, на все голоса поется песня, что это замедленная “ленинская” мина под государственность России, аналогичная ситуации с союзными республиками СССР и их правом на самоопределение. Эта красивая ленинская теория неожиданно сработала через 67 лет после смерти создателя. Но нужно понимать, что именно эта теория равноправия и самоопределения народов позволила большевикам одержать победу в Гражданской войне над белогвардейским лозунгом единой и неделимой России. Путин сейчас, собственно говоря, выступает за единую и неделимую Россию, за белогвардейскую программу (так как большевистская программа закончилась крахом), впрочем, как и Сталин.

Так называемый традиционный татарский ислам – это во многом ислам вынужденно приспособленческий, но у него есть и огромный модернизационный потенциал. Без религиозной революции невозможно построить в Татарстане эффективное либеральное капиталистическое общество. А татары “обучаются” с огромной скоростью и трудолюбием. Уже то, что на территории Татарстана не может теоретически работать в настоящее время архаичный лозунг “Православие, самодержавие, народность”, является большим выигрышем для республики. Но на “приспособленческом” уровне ислама мы не сможем стать авангардом в России, необходимо преодолеть прошлый “приспособленческий”синдром. С этой точки зрения приоритетной становится задача выработки в республике современного “либерального” варианта ислама, чем раньше подобный вариант будет создан, тем более динамично будет развиваться республика. Но для этого нужны институты высокого ислама, не только изучение экономического и политического опыта развития развитых стран, но и культурные разработки. Для этого нужны большие вложения, и этот международный теоретический уровень может потянуть только реальный исламский университет. Нужны академические органы для выработки современной доктрины ислама, которой в недалеком будущем будет придерживаться почти подавляющая часть населения России.

Так называемый ваххабизм и салафизм неизбежно будет выигрывать в глазах молодежи перед традиционным приспособленческим исламом, как гораздо менее казенный, псевдосовременный вариант ислама. Наш ислам должен быть не только морально убедителен, но и давать широкие перспективы. Казенность – это минус традиционного ислама “бабаев”, он не имеет живой души. Мы не можем предложить современному татарскому среднему классу идеологию, по существу, второсортных граждан империи, они её инстинктивно отторгнут. Религию нельзя навязать силой, наоборот, чем больше будет гонений на религию, тем сильнее она становится, популярнее, и активизация давления приведет неизбежно лишь к обратному результату, власть в республике могут захватить радикальные исламисты. Наш вариант ислама должен быть привлекателен для Кавказа, но пока что наоборот. Проблему нужно решать уже сейчас. Перефразируя, лозунг Татарстана должен быть “Ислам, демократия, народность”. То, что Минтимер Шаймиев в свое время провозгласил “европеизацию” Татарстана, является весьма правильным ходом.

6 комментариев

  1. рафаэль

    Грамотная статья А вот насчет Шаймиева есть притензии в Бабаю Всесто того чтобы плясать на Каравоне и возрождать осинное гнездо Свияжьск надо было с самого начала вкладываться в мусульманское религиозное образование и воводить его на современный уровень а то что мы имеем Это КолХоз

  2. ilyas xan

    Зачем «европеизировать» Татарстан?!
    Татарстан и есть островок Европы в море азиатчины.

  3. mamap

    автар конечно кашу налепил

    татарстан это вынужденный центр евразии пока не имеющий аналогов

    ваххабизм представляется как инетерсы запада, сам вахабизм как управляющий более пятидесяти штатами — с ним как бы бороться и другие нетрадиционные мусульмане которые представляются как бы заблудшими и они же не против занять место остальных/всех

    нужно налаживать взаимотношения между родственниками через ислам — иначе вообще ничего скоро не будет и не только для россии, шаймиев вот тут и ложанулся

  4. Абзый

    Русия бөтмәсә — татарны гына түгел — бөтен кешечелекне юкка чыгарачак бөтендөнья сугышын ясап.

  5. Абзый

    Һәм ул бер-ике ел өчендә.

  6. Мансур

    Хорошая статья, мне понравилась.