«Работать в Татарстане гораздо сложнее»

Фото с www.islam-today.ru

Фото Гузель Низамовой

Новый лидер молодых татар уже определил для себя дальнейшую деятельность Всемирного форума татарской молодежи. Табриз Яруллин дал интервью журналисту газеты «Ирек Майданы». «eTatar» предлагает перевод материала.

С 27 по 30 августа в Казани прошел V Всемирный форум татарской молодежи, на мероприятие прибыло более 800 делегаций. По словам организаторов, год от года количество участников  становится больше, так в первый год в Казань прибыло 500 делегаций. Расширилась в этом году и география участников. В Казань приехали татары из 35 стран мира, впервые на Форуме побывали гости из Афганистана и Арабских Эмиратов. Запомнился этот V форум еще и тем, что все мероприятия здесь велись только на татарском языке. Проводимый раз в два года Форум определил нового председателя. На этом посту в течение двух лет был Айсин Руслан. Новым лидером татарской молодежи стал Табриз Яруллин, мы задали ему несколько вопросов:

— Табриз, мы мало что про тебя знаем…

— Я родился в Атнинском районе, в деревне Ислейтарь (Ары). Когда мне было два года, моя семья решила переехать в Казань, так с 1990 года мы стали жить в столице. Окончил гимназию №17 им. Г. Ибрагимова, затем окончил  КНИТУ. Углубленно стал изучать английский язык. Сам я из обычной семьи, мама – преподаватель математики, а папа по специальности механик, работает в строительстве. Есть у меня и брат. Мне 26 лет.

— Долгое время Форум татарской молодежи был официально не зарегистрирован. Как сейчас  обстоят с этим дела? Какой статус носит сегодня Форум?

В этом году в феврале завершился процесс регистрации организации. На сегодняшний день мы зарегистрированы как татарстанская организация, совсем скоро мы зарегистрируем организацию на федеральном уровне, как российскую.

Форум проходит раз в два года, у него есть свой Совет, состоящий из 42 активных делегатов. У нас нет статистики того сколько организаций и человек приходят на Форум. Но мы знаем какие татарские общественные организации существуют и где они активно собираются, держим с ними постоянную связь. Мы никого не отталкиваем, но и никого не выделяем. Для того, чтобы попасть на Форум не нужно писать каких-то заявлений, официальной формы для этого не существует. Мы также не предусматриваем организационных взносов от участников, платы за участие  у нас нет.

У Форума нет определенного штата сотрудников, у нас все держится на энтузиазме. Если при выезде нам необходимы какие-то средства, то нам помогает Всемирный конгресс татар. Организацию некоторых мероприятий берут на себе государственные учреждения. Эта работа уже давно систематизирована. В некоторых случаях для скорого решения вопроса обращаемся в министерства. В планах у нас переход на постоянное финансирование. Во время съезда министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ  Рафис Бурганов подчеркнул необходимость вести план-программу. Министерство создаст с Форумом соглашение. Надеюсь, что большие проекты будут финансироваться через министерство. Работа с Конгрессом также продолжится. Форум зарегистрирован официально, соответственно, мы сможем претендовать на ряд грантов.

— До этого Форум делал какие-то политические шаги. Например, озвучивал идею сделать татарский язык вторым государственным. И в этом году собирал подписи протестующих против  установки скульптуры «Хранительницы» на территории  Булгара. Эти акции произвели настоящий резонанс в обществе. В чем будет заключаться дальнейшая деятельность молодежного форума?

— Я не считаю, что эти акции были каким-то смелым политическим ходом. Форум не та организация, которая занималась бы  политикой. Основное наше  направление – это язык, культура, история, религия, воспитание национального самосознания. Координация деятельности татарских организаций отнимает немало сил.

В последние два-три года нам удалось собрать вместе имеющиеся организации. Не секрет, что организации, находящиеся на одной территории имели конфликты. Мы были обязаны их объединить, направить их деятельность в одно, единое русло. Если будем связываться с политикой, то у нас могут возникнуть внутренние разногласия. И все же по отношению к событиям, важным процессам, происходящим в России, Татарстане, турецких странах мы будем высказывать собственное мнение.

— Всемирный молодежный форум татар ведет хорошую работу с татарами, которые находятся в других странах, других  российских регионах.  Татарстанские же татары нередко остаются в стороне. Почему у Форума в Татарстане нет своих подарков?

— По сравнению с российскими регионами работа в Татарстане идет гораздо сложнее, так как в районах нет определенных сформированных общественных организаций. Приезжающие на Форум делегаты из районов  в большинстве своем это те люди, которые, например, работают в администрации района, в комитете по работе с молодежью, библиотекари, работники Домов культуры. Работа с чиновниками несет в себе другой формат, с ними и работать сложнее. Национальных молодежных организаций и нет практически, их можно найти, если только в Нижнекамске или Набережных Челнах. В районных центрах национальное движение практически сведено на «нет». В данной ситуации можно положительно отметить Дрожжановский и Актанышские районы, несмотря на то, что ребята живут в деревнях, они активно выходят на связь. Например, актанышские активисты подружились с чилябинскими, делают совместные проекты, ездят друг к другу в гости. Дрожжановский район нередко проводит у себя различные мероприятия. Безусловно, мы можем назначить в 45 районах 45 уполномоченных, в каждом районе можем открыть свой пункт, однако будет ли от этого толк, от тех же формально сделанных подарков? Если мы увидим активность в деревнях, то мы с большой радостью поддержим этих ребят. Обобщая, если нам удастся подружить между  собой татар из районов, регионов и зарубежья, то мы поймаем сразу двух зайцев. Национальная жизнь в районах активизировалась бы, а иностранные татары, приезжая в деревню, могли бы получить практику языка и разрабатывать совместные проекты.  Кто знает, может вернувшихся в Татарстан татар станет еще больше? Так на форуме были татары из Китая, которые изъявили желание навсегда переехать в Татарстан, сказали, что хотят освоиться в татарской деревне. Считаю, что татары должны вернуться в Татарстан.

P.S. В работе Форума участие принял и президент РТ Рустам Минниханов:

— Здесь прозвучавшие доклады для нас очень полезны. Все, что вы здесь озвучили, волнует и нас. Мы все люди татарского народа и мы должны понимать, что будущее нашего народа зависит только от нас. За нас никто ничего делать не будет.

На вопрос языковой политики Президент РТ высказал такое мнение: «Совсем недавно был в Мордовии  на празднике. Все хорошо организовано, красивый город. Однако на празднике я не услышал ни одного слова по-мордовски. Как такое возможно? Это касается и мордвина, и татарина, и чуваша. Если мы не будем разговаривать на родном языке, будем стесняться говорить на родном языке, этот язык потеряется, исчезнет потребность в нем. Учитывая ваши предложения, мы подумаем над тем, как можно популяризировать татарский язык. Сегодня я по-настоящему вижу ваше стремление и проводимую работу для сохранения нашей нации, языка, обычаев. От всей души вас приветствуем и ждем в ближайшем будущем в Татарстане. Вы должны к нам приезжать, и мы должны быть с вами вместе. Приезжайте в Казань с любовью».

7 комментариев

  1. Рафаэль

    Вопрос почему сложнее ? Или не дают двигаться или татары в Татарстане левые .

  2. адиль

    Да разве такие слова должен говорить президент Татарстана,зная о проблемах сохранения языка как в самой республике так и во всем народе. А если бы он сказал,что я как президент Татарстана прекрасно осведомлен о проблемах сохранения татарского языка как у нас в республике так и в других местах проживания татар,знаю,что подавляющее большинство татар в России за годы советской власти были лишены возможносьти получения школьного образования на родном языке,что была разрушена татарская община,благодаря которой татары столетиями,будучи несвободным народом,сохраняли язык,мораль,культуру.Что и в данное время,даже в самой республике наш язык не востребован т.к. нет у нас не высших учебных заведений на татарском языке,нет полноценного татарского ТВ,кинематографа.И я знаю,что все татары проживающие вне Татарстана с надеждой смотрят на нас т.к. нет на этой планете больше другой земли,которую определили для нас Родиной.И я,как президент Татарстана предприму все меры и отдам все свои силы по развитию нашего языка,культуры и всего народа в целом,а от вас я ожидаю помощи мне в этом деле. Вот когда татары и в республике и вне Татарстана будут слышать такие слова,вот тогда весь народ получить надежду на изменение к лучшему.А пока мы слышали от Шаймиева,что он был озабочен,что количество мечетей опережает количество церквей,далее пустые обещания типа биз булдырабыз(на каком уровне и сколько времени на осталось),Минниханова кроме универсиады,надоев-укосов ничего не волнует.Настоящий колхозный раис.

  3. Чип

    Чтобы быть исламистов, достаточно сделать обрезание.
    Чтобы быть татарином, достаточно иметь татарских родителей.
    Чтобы быть протестантом надо:
    оставить алкоголь и курение.
    перестать воровать,
    прекратить прелюбодействовать,
    знать хорошо Писание, где описано самое древнее право и путь к совершенству человека.

    Поэтому предлагаю новому поколению правильно выбирать себе жизненные пути и выбирать правильных лидеров.

    Если не найдётся других протестантов, то можете обратить внимание и на мою скромную персону.

  4. Мишара

    А если сделать обрезание простому гамадрилу?

    Важно человеку знать Закон Божий. Здесь я полностью согласен с Чипом.

  5. Рафаэль

    Если сделать обрезание гамадрилу получится русский или протестант .

  6. Абзый

    Писание христиан не порождает права ибо нет источника. Без права нет сущности. поэтому сейчас нет христиан как таковых, есть люди «свободных» взглядов. Зато есть иудеи КАК ТАКОВЫЕ. Есть мусульмане РАЗНОПЛЕМЕННЫЕ КАК МУСУЛЬМАНЕ. А не пить и не курить — это может любой. Прелюбодействие — это если делать ограничение многим мужчинам в одну законную жену и стремиться ограничить естественные устремления не стремясь одновременно защитить права в отношениях.

  7. mamap

    «Всевышний Аллах ниспослал Таурат Мусе. В нем было тысячу сур, и в каждой суре по тысячу айатов. Взмолился Муса: «Господи! Кто сможет прочесть и запомнить эту Книгу?». Отвечал ему Всевышний Аллах: «Я ниспошлю еще более объемную Книгу». И на вопрос: — Кому же она будет ниспослана? Всевышний Аллах ответил: «Последнему пророку Мухаммаду». Муса: — Когда же они его успеют прочесть, при такой короткой жизни? Всевышний Аллах: «Я облегчу им задачу, что даже дети смогут читать её». Муса спросил: — Как же это будет выглядеть? Всевышний Аллах: «Кроме неё, Я ниспослал на землю ещё сто три Книги: Шиту — пятьдесят; Идрису — тридцать; Ибрахиму — двадцать; тебе ниспослал „Таурат“; Давуду — ниспошлю „Забур“; Исе — „Инджиль“. В этих книгах Я дам разъяснение обо всём мироздании. Всё это соберу в ста четырнадцати сурах. Суры эти сделаю в семи эсба. Значения этих эсба соберу в семи айатах суры „Фатиха“. А значения этих айатов соберу в семи (арабских) буквах. Вот эти буквы: — „Би-сми-л-Лах“. А затем (эти значения) соберу в сочетании „Алиф Ляам Мим“ в букве „Алиф“».