Грозит ли нам исчезновение татарских деревень?

По сравнению с советским периодом  количество татарских деревень сократилось вдвое. Маленькие деревни присоединяются к большим. А большие деревни, в тех, что стоит по две-три мечети,  могут и вовсе исчезнуть. О причинах вымирания татарских деревень, и о том, что станет с будущим национальным самосознанием «eTatar» спросил у неравнодушных.

Фото www. russiantowns.livejournal.com

Фото www. russiantowns.livejournal.com

— Чтобы говорить о таких процессах, надо рассмотреть историческую хронологию. Татары  — народ с очень богатой историей, — говорит доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Фирдаус Гарипова. — Сливки татарского народа  стали уничтожать еще во времена Ивана Грозного. Передовые люди своего времени первыми вставали на защиту Родины в 1552 году. Затем последовавшие в советское время репрессии, раскулачивания тоже не могли пройти бесследно. В нашей стране всегда шел процесс эксперимента, «хочется как лучше, а получается как всегда». В советское время были годы, когда деревенский народ обижали, облагали высоким налогом.  Сама я родилась в деревне, там же проучилась до четвертого класса, до сих пор у меня от слов «налог», «займ» мурашки пробегают по коже. Деревенские люди платили налог в виде огромного количества мяса, яиц, молока, зерна, топленого масла – эти налоги были безграничны. В этот период немало татар мигрировали в другие страны. Я была во многих деревнях республики, собрала огромный материал. Так, по моим данным, в 1963 году в Татарстане насчитывалось 5000 деревень, а сегодня 2990. К 1990-1991 годам татарские деревни расцветали, после распада Советского союза жизнь изменилась, но подчеркну, что политика присоединения маленьких деревень к большим уже шла и в советское время. Советская власть говорила о бесперспективности маленьких деревень.

Агрохолдинги спасут деревни выборочно

— Сегодня за все «удобства» необходимо платить деньги – вода, газ и даже лес приватизировали частные лица, поэтому бесплатно деревенский человек попасть в лес не может, — рассказывает о сегодняшних реалиях старший преподаватель КФУ Равиль Хади. – Так, в жару 2010 года жители деревни Большие Кибякози платили штраф за то, что поливали огород. Раньше деревня была самодостаточной: давала продукцию городскому населению, теперь ситуация меняется в противоположную сторону. Население вынуждено ехать в город за заработком.

Молодежь уезжает в город за деньгами,  за удобствами. В деревне остаются пожилые люди, не сложно предположить, что через15-20 лет в деревне практически никого не останется. «Возьмем, к примеру, деревню Тюрек-Тямти в Тюлячинском районе, здесь была девятилетняя школа, в которой обучалось 160 детей. Сейчас там нет ни одного ребенка, ну и школа превращается в развалину, — возмущается Равиль Хади. – В деревне всего  4 школьника, ездят в соседнюю деревенскую школу. И если смотреть количество семей, способных родить детишек, то их всего 5-6, остальные – пожилое население».

По мнению преподавателя КФУ, у подобных деревень два  пути развития: деревня  пропадет или превратится в дачную зону. Есть и другая группа деревень, которая не только «держится», но и процветает.  Это те деревни, в которых господствуют  такие  агрохолдинги как «Ак Барс», «Вамин», «Красный Восток». В  этих деревнях еще сохранилось производство зерновой и молочной продукции. Но, по мнению Равиля Хади, эти агрохолдинги ориентируются только на большие деревни, они буду сохранять деревни выборочно.

— На челнинской дороге есть деревня Большие Нырсы, в окружности 15-ти деревень, это самая большая деревня, — продолжает Равиль абый. – В деревне были свой  школьный интернат, двухэтажная больница, пекарня, швейная мастерская. Сегодня практически ничего не осталось. А все начиналось таким образом: крупный агрохолдинг  выкупил ферму, оттуда вывезли коров. Соответственно, ферма уже пропала, и тот контингент, который должен был работать на ферме остался без работы и без денег. По цепочке закрылись хлебопекарня, училище, интернат и больница. Через некоторое время здание больницы выкупил какой-то «бизнесмен».

«Родники татарского народа пересыхают»

Директор школы Нижняя Майна Рафик Насыров основную причину исчезновения деревень видит в демографическом спаде, согласен с тем, что в деревнях остаются одни пожилые люди:

— Мы много говорим о традиционном исламе. Традиционный в моем понимании, тот, который у нас уже давно прижился. Но подчеркну, что татары во втором поколении уже русифицируются, в особенности городская молодежь. Молодежь приходит к такой религии, где стирается понятие «татарский народ». Молодежь говорит о том, что Аллах видит нас всех равными, поэтому не стоит разделяться на национальности, народности.

Сохранение татарской культуры и самобытности  мало волнует молодежь, считает директор школы. Молодежь выбирает иные, не свойственные татарской культуре ценности, соответственно, забывает, что татарская деревня – это основа и исток татарского языка, культуры и национального самосознания в целом.

— Сравним наш татарский народ с рекой, для наполнения реки необходимы какие-то ресурсы, дающие ей силы, родники. И эти родники, к сожалению, вытекают только из деревень, — переживает Рафик Гумерович. — Я на каждом своем выступлении подчеркиваю, что у нас нет настоящего татарского города. Что бы мы ни говорили, ни Казань, ни Набережные Челны не могут называть себя настоящими татарскими городами. Татарских школ практически нет, если и есть то только одна, которая существует для детей татарской интеллигенции. На вопрос на татарском языке ни в общественном транспорте, ни в магазине тебе не дадут внятного ответа на родном языке.

По словам директора школы,  через 25 лет нам грозит  катастрофическая ситуация: татарское население может уменьшиться вдвое.

Деревню надо омолаживать

Эксперты подчеркивают, что деревню надо омолаживать. И в данной ситуации  важно вмешательство государства, которое разработало бы госпрограммы.

— Наш татарский менталитет сегодня настолько изувечен, понимание самосохранности настолько слабое, что мы легко поддаемся влиянию массовой культуры. Создание музеев и каких-то фольклорных элементов для сохранения нас, как нации, недостаточно. Нередко деревенская молодежь, уехавшая в город, сегодня представляет собой маргинальный класс: жить им негде, снимают квартиру, а на ипотеку денег не накопить. Татарские маргиналы  – это настоящая трагедия для нации, это потерянные люди, — говорит директор школы Рафик Гумерович. —  Но и немаловажно отметить, стремление сохранить свою нацию должно быть и в самом народе, в его самосознании.  Мы нуждаемся в людях, которые бы боролись за Родину, за нацию, за ее сохранение. Печально смотреть на тех людей, которые,  приехав в город, подметают, торгуют на рынке или работают грузчиками. Раньше говорили, «дин милләтне саклый» ( религия сохраняет нацию), но сегодня эта поговорка, к сожалению, уже не работает.

Старший преподаватель КФУ Равиль Хади указывает на экономическую составляющую. Считает, что просветом в данном вопросе станет уменьшение монополии. Чтобы сделать систему наиболее эффективной, надо каждой деревне дать по одному хозяйству. В советское время была гигантомания: 5-10 деревень на одно хозяйство, в результате 1-2 деревни расцветали, а остальные вымирали. Если у каждой деревни будет по хозяйству, то каждый работник села станет заинтересованным в конечном результате, который оставался бы в  хозяйстве.  Подобный опыт уже был проведен в России в начале 90-х годов. Если в советское время урожай собирали по 13-15 центнеров с гектара, то в постсоветское время эти однохозяйственные деревни стали давать от 30 до 50 центнеров с гектара. Ситуацию осложнили цены на инфраструктуру, люди стали теряться и  были вынуждены входить в агрохолдинги.

Сегодня сами деревенские жители говорят о том, что земли начинают скупать московские бизнесмены. Татарстанское производство перекупают москвичи. По мнению Равиля Хади, внутренние конфликты хозяйства будут решать в Москве, и не сложно предположить, что не вовремя.

Во время беседы Фирдаус апа Гарипова, объездившая множество татарских деревень, рассказала, что по приезду в любую деревню она всегда просит водителя показать ей местное кладбище. Если могилы ухожены, и территория расчищена, то она смело может говорить о том, что здесь помнят  своих предков, чтят обычаи и традиции татарского народа.

—  Несмотря на то, что маленькие деревни пропадают, дети тех, кто жил на этой земле ставят памятники исчезнувшей деревне. И все же не соглашусь с тем, что татарские деревни вымирают, — в завершении добавляет специалист по татарским деревням Фирдаус Гарипова. — Расцветают Балтасинский, Сабинский, Тюлячинский районы, немалое количество школ отремонтировали и хорошо оборудовали. Да, идет процесс исчезновения маленьких татарских деревень, но это объективный процесс. Так, например, приехав в свою родную деревню Кудаш в Высокогорском районе, я увидела соседский двор полный гусями.  Как оказалось, соседи держат 300 гусей, и ежегодно с наступлением осени они их продают за хорошую цену. Я хочу сказать,  наш народ очень трудолюбив и изобретателен. И даже не смотря на то, что мы сейчас живем в непростое время, верю, найдем выход из положения,  не потеряем себя как нацию.

8 комментариев

  1. Мишара

    При глобализме всё по-другому.

    Выживают наиболее продуктивные фермеры, способные производить много продукции.
    А что можно произвести в татарской деревне при иностранном господстве?

    Народом можно назвать родственную группу людей, а народы России — это чаще всего сброд и сволочь, которую сволокли и пасут как скот. Одни и те же татары могут быть ментами и бандитами, и без стыда-совести терроризировать своих же татар. Так же и русские.

    Поэтому деревни будут вымирать.

    Да и кому нужны гамадрилы России? Мир эволюционирует, а в России до сих пор ещё миллионы алкоголиков и наркоманов. Любят россияне удовольствия, но не ищут мудрости.
    Только протестантские конфессии могут спасти Россию. Иначе всегда будут плодится гамадрилы и рафаилы.

  2. Типтәрёнок

    «Что можно производить в татарской деревне?» 
    Многое. Посмотрите на Елюзань, Алькино, деревни Нижгара.

    «народы России – это чаще всего сброд и сволочь, которую сволокли и пасут как скот»
    согласен, отчасти. Что касается этой части татар  — они состоят в основном из тех, кто осознает себя татаром только по ф.и.о. и у них татарское сомосознание отсутствует.

    «Любят россияне удовольствия, но не ищут мудрости»
    татар, не относящиеся к быдлу и сброду россиянином назвать нельзя.

    На сегодня, как бы то ни было, татарский рух сохраняет деревня, поэтом у нас нет выходка кроме как принимать меры к сохранению татарской деревни. А дальше жизнь покажет, мир изменяется быстро, Аллаһ бирер, проскочим и эти трудные времена. И рассветём. Амин!
     

  3. Заур

    На душе тяжело и гадко, когда читаеш такие сообщения, но таиш надежду, что всё это не совсем так, как бы обманываеш себя. Всё таки в реальности с многими факторами приходится соглашаться. В социальных вопросах я профан. Но свою точку зрения как у простого обывателя имею. Может быть нужно былобы создавать рабочие места на селе типа пошивочных мастерских с охватом нескольких аулов с развозом работоспособных девушек, женщин н а работу, мужской части тоже что-то подобное могопрофильное, также инфраструктуру. Своя почта, детские сады , школы, медицинское учреждение с пунктом скорой помощи. Отработавшие возвращались бы домой в свою татарскую среду,рожали бы и растили детей. Непонятно почему москвичи и немосквичи приезжают и скупают земли, и кто продает все подряд, принадлежащее республике, хоть и порыхлевшей.

  4. ilyas xan

    Главная проблема на селе — нет женщин. Поэтому молодежь и уезжает в города, где много женщин, в т.ч. и незамужних.
    А в деревне найти себе жену очень трудно, потому что мало женщин в деревне.

  5. mamap

    ну намешали как всегд
    у агрохолдингов нет цели дать работу населению — им нужна просто основа для бизнесе и если выгоднее заработать на страховке то всегда будет выбран этот вариант
    нельзя сказать что в деревни нет женщин в том числе и молодых — просто из-за того что мечети пусты их трудно назвать женщинами вообще
    даже в самой запиннаной деревне есть ресурсы для создания своего рнп (народного прдеприяти работников) и часть предыдущих председателей отбили данные ресурсы, на территории деревни есть много мест для застройки с более дешёвым вводом газа (бесперебойно дорого) и воды (теперь уже по расписанию идут наполнения резервуара, но реально обходиться и своим насосом но круть другой счётчик), опыт автомобильных стран показал что асфальт особо не требуется и большая часть регулярных перемещений вообще не трует участие авто (раньше тоже не требовалось)
    большинство толком не знают с кем живут в поселении и кто кому родственник, хотя когда спрашиваешь вроде говорят правильно — но им лень сесть/подумать и прикинуть/расписать взаимосвязи чтобы увидеть что больше у них никого нет, а те кто занимается этим процессом для всего поселения штурмуя архивы и массивы земли по периметру мешает это всё с алкоголем да своими догадками подставляя всех своей мечтой/целью сделать общий материал/документ где будет история их всех
    поэтому и живут в четвёртом поколении пустой мечети и сгоревщей медресе потребляя зомбобокс по его расписанию

  6. Нияз

    Татар авылы, гомумән Рәсәй дигән илдә авыл — зур акча капчыкларының чиксез нәфес корбаны булып калды инде ул. Аларга җир кирәк, җир аларныкы булсын өчен, ул җирлә, ул авылларда бер генә кеше дә калмаска кирәк. Аннан сроң алар үзләренең отрава җитештерә торган «замана» аграр производстволарын анда куеп, триллионлаган табыш алачаклар.
    Җирне — бирмәскә кирәк. Кирәкми агрохолдинглары да, замана коплекслары да, вак хуҗалыклар, КФХлар, ЛПХлар, аны эшкәртү ИПлары, Шыгырдандагы кебек — кирәк үстерергә безгә. Замана аграр предприятиеләре эшләүчеләр санын 20 тапкыр киметәләр.
    РФ-ВТОга кергәндә аграр яктан капитулясиягә барды инде ул, бу тармакны финанслау бездә шул ук Америка, Европа илләренә караганда — 50 тапкыр азрак.

  7. Рафаэль

    Я более оптимистично смотрю в будущее. Должно вырости новое поколение Татар . Умных смелых верующих в АЛЛАХА а не выдуманных сотоварищей . Я постораюсь зделать все возможное для достижения этой цели . А дебилы и ублюдки которые есть во всяком народе пусть становятся протестантами .

  8. мишер

    Есть большие татарские села в Чувашии  Ульяновской области Пензенской.Приезжайте учитесь как надо татарские села развивать.Поражает что вымирание сел происходит в Татарстане-значит руководство никудышное.Руководство должно быть национально ориентированное.И только ИСЛАМ .А то будут плодиться всякие сектанты-протестанты манкурты типа мишара -лошара.