Почему историк отказался консультировать фильм «Орда» или Жестокие, кровожадные, недалекие татары с плоскими шутками

Фото Вадима Рудакова

Фото Вадима Рудакова

Историк, консультировавший съемочную группу фильма «Орда», рассказал журналисту радио «Азатлык» о причинах разлада с режиссером картины. «еТатар» предлагает перевод материала.

20 сентября состоится премьера фильма Андрея Прошкина «Орда». Этим летом фильм показали  в рамках Международного московского кинофестиваля,  где он взял несколько номинаций. Критики высоко оценили  картину, актер Марат Башаров с возгласами «Браво!» аплодировал стоя. В то же время картина породила интенсивную общественную дискуссию.

Обсуждался вопрос о том, смогли ли режиссеры и сценаристы, показывая жизнь татар во времена Золотой Орды, сохранить объективность. Не видя самого фильма, сложно представить себе полную картину. И все же в беседе с журналистом радио «Азатлык» режиссер Андрей Прошкин убеждал, что «Орда» никого не оставит равнодушным, в том числе и самих татар.

Даже несмотря на то, что создавалась «Орда» как художественный фильм, в работу съемочной группы были привлечены и историки. Среди них был  Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, долгое время изучающий период Золотой Орды. Рудаков работал на съемочной площадке историческим консультантом. Съемки были завершены на половину, когда историк решил расстаться с кинематографами. О причинах разлада и об истории съемок фильма «Орда» рассказал Вадим Рудаков.

Вадим Рудаков

— Вадим, скажите, когда и с какой целью к Вам обратилась съемочная группа фильма «Орда»?

— Съемочная группа от киностудии «Православная энциклопедия» обратилась ко мне в конце июня 2009 года. Художественному руководителю фильма мою кандидатуру в качестве исторического консультанта, в первую очередь по Золотой Орде, предложил мой однокурсник по МГУ. С художественным руководителем, продюсером, режиссёром и художником-постановщиком мы впервые встретились в начале июля. Кинематографистов очень интересовало, какой была Золотая Орда, в частности ее города. При таком интересе в конце беседы я даже сказал: «Ну, наконец-то, поставят фильм, где это государство будет показано нормально, реалистично, а не в виде набора жутких мифов».

Дело в том, что кинематографистам я сразу сказал, что являюсь специалистом по Орде, точнее по ее археологии, и, главным образом, по ее городам. Поэтому не могу консультировать «про все». Они это понимали и мы договорились о том, что в «своих вопросах», в пределах своей компетенции я буду консультировать их сам, а там, где тема будет далека от моих исследовательских интересов, я буду привлекать других консультантов. Я связывал создателей фильма со специалистами самых различных направлений исторической науки, выходил на знатоков своего дела по средневековой Руси, по иконам и церковной утвари, по вооружению и костюму, по тюркским языкам. И сам немного консультировал по данным темам, в частности, помогал найти им древнерусский храм, который можно было бы взять за основу первоначального Успенского храма Москвы. В свою очередь «Православная энциклопедия» находила специалистов по средневековому русскому православию.

— Понравился ли Вам сценарий и идея фильма? Приходилось ли Вам что-то убирать в сценарии или дополнять, изменять?

— Чтение сценария для меня, как для историка, оказалось настоящим испытанием нервной системы. Временами я просто не мог читать дальше, нуждался в периодических «передышках». Мои консультации во втором варианте сценария (первый не читал) почти не чувствовались. В сценарии были собраны все самые темные, жуткие мифы и небылицы о Золотой Орде, от многих которых отказались еще в XIX веке. Там было огромное количество ошибок, несуразностей и нелепостей. И было очень много сцен жестокости, причем часто беспричинной, совершенно ничем не мотивированной. Морально вынести такой текст было очень тяжело!

Я «спотыкался» буквально о каждое предложение. Поэтому замечания к сценарию (с приведенными отрывками из исторических источников) превысили текст сценария примерно в два раза! Также я написал краткое резюме к сценарию. Но подавляющее большинство моих замечаний было проигнорировано. Вначале режиссер пытался согласно моим замечаниям  изменить текст. Но потом он сказал, что через 20 минут сценарий буквально «рассыпался», суть замысла пропадала, и режиссер перестал что-либо менять. Он, в частности, признавал, что сценарист написал историю никогда не существовавшего мира.

—  По каким причинам Вы не довели консультационную работу до конца?  Вас отстранили от работы или Вы сами отказались сотрудничать?

— Я сам отказался продолжать консультировать, и произошло это в конце июля 2010 года. Отказался тогда, когда понял, что уже никак существенно повлиять на историческую точность фильма не смогу. Я, конечно, мог и дальше консультировать и помогать воссоздавать какие-нибудь мелочи, но в целом уже не мог что-либо изменить.

Еще в конце апреля я узнал, что мои письменные замечания о несоответствии реального и «киношного» Сарая были тоже проигнорированы. Но дело в том, что в апреле мне успели задать целый ряд вопросов, на которые я должен был подготовить ответы, консультации. А сотрудница группы, которой я должен был передать подготовленные материалы, куда-то пропала. Появилась она в мае, получила часть консультаций и потом опять исчезла.

Заменившей ее сотруднице мне пришлось отвечать на оставшиеся вопросы уже в июле. А когда в конце июля мне опять позвонили и спросили: не могу ли я ответить на новую партию вопросов, я сказал, что прекращаю консультации. При этом добавил, что пусть мне позвонит режиссер-постановщик, или второй режиссер, и я объясню причины отказа. Мне никто не позвонил, тогда через некоторое время я сам позвонил второму режиссеру и объяснил причины прекращения консультаций. Она и раньше знала о моих недовольствах интерпретацией Орды кинематографистами, поэтому нисколько не удивилась и восприняла мой отказ спокойно.

Фильм "Орда" - несоответствие настоящим фактам

— Андрей Прошкин, давая интервью радио «Азатлык» сказал, что картина может и не понравиться какой-то части зрительской аудитории, отмечая то, что в Татарстане очень превозносят период Золотой Орды, а для русских это время подчинения татарам, время – не совсем лучшее для русской части населения… Консультируя съемочную группу, предупреждали ли Вы, что картина может вызвать негативную реакцию у татар и других тюркоязычных народов?

— Конечно же, предупреждал и ни раз, и ни два. Прописал я это и в рецензии к сценарию.  Образы татаро-монголов хоть и имеют некоторые человеческие черты, но общее впечатление складывается такое: жестокие, кровожадные, злые, недалекие, жадные. Даже шутки у них какие-то плоские и дурацкие. Все в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках.

— Андрей  Прошкин в интервью отмечал, что достоверной исторической картиной «Орду» назвать трудно, он акцентировал на художественном вымысле авторов, мифе, сказке, но в то же время говорил, что над фильмом работала целая группа консультантов-историков. Где лукавил Прошкин уловить сложно. Все-таки фильм изначально снимался как исторический или как?

— Сказать, что изначально он снимался как исторический, нельзя. Но консультации для группы требовались точные и профессиональные, то есть запросы были как на исторический художественный фильм. Но с принятием совершенно неисторического сценария все пошло в сторону мифа.

Фото Вадима Рудакова

Фото Вадима Рудакова

Андрей Прошкин сам признал, что эта история — легенда. Он отмечал, что сценарист описывает современный мир в мифической форме, которую они назвали Золотой Ордой. Здесь речь идет не об исторической картине, а о мифе. История используется в картине, лишь как декорация.

Режиссер частично выполняет свои обещания, что будет везде говорить и писать о том, что это миф, сказка, предание, а не исторический фильм. Действительно он так и поступает. Я читал и слышал подобные высказывания режиссера. В частности, на канале «Культура» было его интервью, где он прямо сказал, что это не исторический фильм, а миф. Он также говорил, что архитектура города Сарая в фильме не золотоордынская, а собранная из разных регионов мира: Азии, Северной Африки, частью придуманная…

Архитектура фильма - не золотоордынская

Но, я сказал «частично», вы правильно отметили, одновременно он говорит о том, что над фильмом работала целая группа консультантов-историков, и что съемочная группа знакомилась с многочисленными историческими источниками и научной литературой. Здесь он тоже прав. Но вопрос в том, насколько кинематографисты использовали эти консультации и источники? Здесь то и «зарыта собака», потому что большинство консультаций и данных научных исследований не было использовано. Другой вопрос: как кинематографисты использовали научные консультации? Ответ: или были взяты материалы не с середины XIV века, а столетием раньше, когда происходило татаро-монгольское нашествие и зарождался Улус Джучи, а это, как вы понимаете, совершенно разный уровень экономики, культуры, даже разные религии.  Или же данные исторической науки были взяты за основу, но совершенно искажены, переделаны до неузнаваемости. Так что на выходе получился фильм, где показана не реальная Орда, а вымышленная, я бы сказал карикатурная.

— Если снимался художественный фильм, то для чего тогда съемочной группе вообще нужны были консультации профессиональных историков?

Подобный вопрос мне задавали историки и не только. Но я понимаю, зачем съемочной группе нужны были исторические консультации. Дело в том, что невозможно ставить фильм, писать сценарий, не представляя эпохи, стран и народов, о которых идет речь. Кинематографистам нужно было знать, что представляла из себя Золотая Орда, как выглядели татаро-монголы, какой была столица государства, и конечно же, как выглядела Русь того времени.

Естественно, по Руси знаний у них было больше. Золотая же Орда для большинства современных людей – это terra incognita. В учебниках истории кроме слов о монгольском нашествии, взымании дани, набегах и Куликовской битве об этом интереснейшем государстве почти ничего не сказано. А дальше кинематографисты начинали уже выдумывать. Но для того, чтобы выдумывать, нужно знать, отчего отталкиваться! Им нужны были консультации в качестве своего рода исторического фундамента, на котором они могли бы уже возводить свои придуманные кинематографические стены. Выше фундамента уже гуляла фантазия людей искусства.

— «Орда» снималась в Астрахани, недалеко от руин исторического города золотоордынского периода – Сарая. Это была Ваша идея?

Да, я предложил это кинематографистам, когда они искали место для съемок ордынских сцен. Места соответствуют расположению реального Сарая, при том весьма живописные. Это степная, а точнее полупустынная полоса, холмистая, пересекаемая бэровскими буграми, там есть соленые озера. Очень красиво! Особенно, в конце лета и осенью, когда берега покрываются красной, багровой травой. Тут же рядом протекает река Ахтуба с ее пойменными лугами, стадами овец, табунами лошадей и верблюдами. К тому же на городище работают археологи, и у них всегда можно получить консультации. Также в 15-20-ти километрах  от Селитренного начинается настоящая пустыня с барханами – Рын-пески.

Создатели фильма не захотели показывать правду

Но первоначально  деятели кинематографии решили найти подходящую натуру в другом месте, в оренбургских степях, куда и поехали. Но по разным причинам, в том числе и из-за отсутствия большой реки, отказались от этой затеи.

Все ли в кинематографическом Сарае сделано, воссоздано правильно? На трейлере очевидно, что это город из песка.

— Правильнее было спросить немного по-другому: что в кинематографическом городе Сарай сделано, воссоздано правильно? Для полного представления всего образа важно увидеть фильм целиком, а не только декорации и отрывки из трейлера. Но, согласно увиденному, отвечу: почти ничего. Когда я осмотрел макет будущих декораций Сарая в начале декабря 2009 года, то сразу сказал, что здесь нет ни одного золотоордынского здания. Передо мной предстал какой-то набор стереотипных представлений о восточном городе: кривые и узкие улицы, сплошь глинобитные сооружения, плоские крыши, скученность застройки. В городах Орды постройки были, как правило, одноэтажными (хотя могли быть при этом очень высокими) и дома стояли отдельно друг от друга, окруженные оградами-дувалами.

У нас был долгий разговор с художником-постановщиком. Я пытался хоть в чем-то приблизить макет к реальному Сараю. И мы даже договорились с ним, что часть зданий можно изменить. Камнем преткновения  стали два главных вопроса – многоэтажность застройки и  примыкание зданий друг к другу. Но уменьшить этажность в декорациях было нельзя, так как в этом случае  становились видными «задники» декораций соседних построек. А скученность, «прилепленность» друг к другу жилищ нельзя было изменить из-за того, что резко увеличивалась бы площадь декораций. А этого не позволяли сделать в первую очередь финансовые возможности фильма.

Режиссер сказал, ничего менять не будем. Он объяснил мне конкретно по каждой постройке, улице, почему нельзя менять сделанный  макет. Всегда находилась своя причина. В итоге я понял, а кинематографисты подтвердили: в силу придуманности, мифичности сценария, реальный город Сарай сюда никак не впишется.

В отрывках фильма можно увидеть здания на крутом обрыве террасы Ахтубы, они сделаны в компьютерной графике. По цвету и структуре постройки выглядят даже не глиняными, а песчаными. (Хотя эти обрывы состоят преимущественно из глины и суглинков, только верхние слои состоят из песка). Но в фильме все выглядит песчаным. Сами декорации смотрятся глинобитными, мозаик не видно. А ведь многие общественные здания украшались роскошной мозаикой и майоликой. Безусловно, работа художника достойна уважения, но к историческому Сараю этот город не имеет никакого отношения. Художник-постановщик сказал мне, перед тем как показать модели декораций Сарая: ««Вадим, вы меня, наверное, убьете, но я создал совсем не то, что Вы консультировали». Оказалось, что там не было ни одного золотоордынского здания! Об этом я открыто заявил комиссии. А через несколько месяцев художник-постановщик давал интервью прессе, где говорил совершенно другие слова, утверждая, что воссоздал город Сарай по мере возможности, и  для более полной правдивой реконструкции, мол, не хватало информации, были противоречивые сведения исторических консультантов. Это неправда. Во-первых, научных знаний о городской джучидской архитектуре у нас достаточно, чтобы пусть не на 100 %, но примерно на 90 % воссоздать Сарай. Во-вторых, я не знаю, о консультациях, противоречащих моим знаниям.

Художник-постановщик неоднократно говорил журналистам, что археологи раскопали всего 2% территории Сарая. И это число он выставляет в качестве чуть ли не главного аргумента для оправдания своих фантазий. Но он не понимает, что 2% – это около 30 тысяч квадратных метров! Добавьте сюда десятки тысяч квадратных метров, раскопанных на других ордынских городищах. Для археологической науки – это огромные площади. И этой информации достаточно, чтобы мы могли делать четкие выводы о планировке городов Улуса Джучи.

По словам художника-постановщика, мои консультации – это всего лишь мое мнение. Но я в подтверждение своих аргументов приносил огромное количество статей и книг других историков. Тем самым доказывая, мои консультации не являются собственными выводами, а научно установленный факт.  Повторюсь, что в вопросах не своей компетенции я привлекал других историков. В действительности слова художника-постановщика были лишь отговорками и попытками оправдать сделанный ими фантастический Сарай.

Для того чтобы вырисовывалась полная картина какой-либо эпохи важны детали. Справились ли художники фильма с воссозданием материальной культуры эпохи Золотой Орды? Насколько, по-вашему, историчны костюмы, вооружение, посуда и другие бытовые предметы ордынцев?

— Я не специалист по историческим костюмам, в этой области кинематографистов  консультировал  Юрий Кулешов. Но костюмы при осмотре и дальнейшей совместной доработке стали историчными, по словам Кулешова, примерно на 50 %. Он тоже не совсем был рад тому, что уже было на картине.  Скажу от себя, что, например, татарские послы в реальности, как любые представители знати одевались роскошно: на них были дорогие халаты с золотыми и серебряными нитями, то есть парчовые ткани. На них были шелка и драгоценные камни, золотые и серебряные пояса. А в отрывках из фильма я увидел, что послы были одеты в халаты, в которых ходили рядовые ордынцы. Нельзя послов хана наряжать в костюмы чабанов!

Согласно историческим источникам, еду и напитки подавали в серебряных и золотых или позолоченных сосудах. В Орде была широко распространена глазурованная посуда, даже в небогатых домах имелась таковая. Археология дает нам обширнейший материал, говорящий о широком распространении поливных сосудов.

Какая была «атмосфера» в период Золотой Орды мы можем только догадываться. Но в фильме показана в основном «дикая Орда». Да жестокости и дикости там хватало, как, впрочем, в любом средневековом государстве. Были убийства ради престола, истребления жителей взятых городов и сел, в том числе древнерусских, существовали и рабы… Но были также и утонченная поэзия,  роскошные постройки с мозаикой, споры ученых и богословов, красивые платья  и орнаментированная посуда, бани, школы и медресе, широкие улицы городов, наконец,  и общественные туалеты, о которых не мечтали тогда в Европе!

Существенная часть современных татар считают себя потомками Золотой Орды. Период Золотой Орды татары считают расцветом татарской государственности, поэтому можно понять реакцию татар на то, что этот исторический период некоторыми историками, а теперь и сценаристами, кинорежиссерами искажается, отображается как кровожадный период «диких» татар, где ущемлялись права других народов, представителей других конфессий. Претензии на счет татаро-монгольского ига предъявляют татарам и сегодня. Татары оправдываются, мы, мол, в ответе.  Что общего между современными татарами и теми, кто жил в период Золотой Орды? Стоит ли, например, татарам вообще остро реагировать на все это?

— Не стоит! Надо просто учить и знать свою историю. Причем не политизированную, как многими русскими, так и татарскими историками, а реальную. Подавляющее большинство людей, за исключением историков (и то далеко не всех) представления не имеют, кто жил в Золотой Орде. Люди полагают, что там жил единый народ под названием «татары», или «монголы», или народ-гибрид «татаро-монголы». На самом деле этноним татары собирательный. Им называли всех монгол (их было мало) и тюрко-язычные племена (составляли большинство), населяющих государство. Потомками «татаро-монгол» являются не только те народы, за которыми впоследствии закрепился этноним татары, но и те, которые ныне называются ногайцами, казахами, узбеками, кара-калпаками, башкирами, кумыками.

В один из диалогов героев я предлагал вставить короткую фразу от лица ордынца, примерно такую: «Здесь у нас живет много разных народов. Но вы, русские, всех нас называете татарами». И у зрителей наконец-то хоть немного прояснилась бы голова в этом вопросе.

Прошлая слава монголо-татар касается современных татар только по таким причинам: во-первых, люди не понимают простую истину —  происхождение народа и его название это вещи разные. Этнонимы, как правило, случайные, имеют мало общего с этногенезом народов. Яркий пример – румыны. Народ валахи в XIX веке взял гордое название древних римлян. Но какое отношение они имеют к Риму? Скорее косвенное, нежели прямое. Территория части современной Румынии – Дакия, позже всех вошла в состав Средиземноморской империи во II  веке нашей эры. И одной из первых вышла из ее состава – в IV веке нашей эры. Но во время римского владычества, благодаря густой сети римских военных лагерей и городов, здесь распространилась народная (вульгарная) латынь. Вот и все.

Во-вторых, по вине татарской интеллигенции, которая сама рекламирует свой народ, как единственных и неповторимых потомков Улуса Джучи. Проведение знака равенства между татарами (татаро-монголами) периода Золотой Орды и современными татарами – это не научный подход, это невежество и политиканство. Этноним «татары» в средневековье был собирательным. Повторюсь, им называли все монгольские и тюрко-язычные племена, населяющие Улуса Джучи. А позднее в Российской империи кого только не называли татарами: хакасов, шорцев, карачаевцев, азербайджанцев и так далее, даже нивхов на берегу Тихого океана.

Ведь татарская интеллигенция этой своей привязанностью к слову «татары» и ко всему золотоордынскому буквально подставляет свой народ. Большинство людей считают татар в Поволжье пришлым народом из Монголии, а, соответственно, чужими и завоевателями. И мало кто знает про булгар, кыпчаков, финно-угров, чья кровь как раз течет в казанских, мишарских и других татарах. Мало того, открою вам секрет: русские и татары очень близки по происхождению. Потому что в основе и тех и других течет кровь финно-угрских народов. Этого не хотят признавать ни в среде русской, ни в среде татарской интеллигенции. Или просто не знают об этом. А данные генетиков показывают именно это. Да и самим не трудно догадаться, ведь древние насельники восточноевропейских лесов и лесостепей — «затираемые» в истории финно-угры. А уж потом сюда пришли славяне и тюрки. Причем, они не составляли большинство, но передали свой язык, часть культуры и самосознание. Поэтому я давно переделал бы поговорку: «Поскреби русского, отскребешь татарина», в исторически более верную: «Поскреби русского, отскребешь финно-угра».

Вадим, режиссер Андрей Прошкин так же говорил, что период, когда жил митрополит Алексий, мало изучен. Так ли это на самом деле?

— И да, и нет. С одной стороны мы, конечно, знаем немного об эпохе на территории Восточной Европы по сравнению, например, с XIX веком или со средневековой Западной Европой, где сохранились сотни тысяч, если не миллионы документов. Но в то же время знаем и не так уж мало. Повторяю: воссоздать Орду более или менее близко к реальности у нас имеется возможность, было бы желание.

Так один журналист написал материал, из которого следует, жизнь Золотой Орды приходилось восстанавливать буквально по крупицам, якобы «исторических свидетельств почти не сохранилось», что «кинематографистам легче было бы сделать кино о жизни пещерного человека», все это говорит о безграмотности.

На Ваш взгляд, будет ли фильм иметь успех? Насколько картина удачна  с художественной точки зрения?

— С художественной и драматической точки зрения он должен получиться весьма удачным. Сюжет интересный, присутствует драматический накал, внутренние переживания, сомнения и борения главного героя… Массовому зрителю, думаю, фильм понравится.

Татарам уже давно пора самим снимать художественный фильм о Золотой Орде. Но хотел бы пожелать татарским кинематографистам подойти к этому очень взвешенно, избежать ошибки излишнего «обеления» Золотой Орды, избежать, как уже говорил, проведение прямых аналогий татар Орды с татарами современными. Но политические и национальные предпочтения обычно всегда берут верх над исторической правдой, поэтому подозреваю, что до исторически правдивого показа Улуса Джучи еще очень далеко.

56 комментариев

  1. Алмаз

    А не станет ли это новым детонатором типа «Невинности мусульманин»? Зачем вообще трогать то,в чем не разбираешься? Тем более в неспокойное это время?Доиграются ведь! И время почти совпадает с датой взятия Казани.Скажете татары смирные и не поддадутся провокации? Еще кто месяц назад думал что в цетре Казани будут убивать и взрывать…Доиграются! Реакция татарстанских властей должна быть уже сейчас,что бы потом не пришлось выскабливать кого-то из асфальта…

  2. Виктор

    Алмаз вы сгущаете краски. Не будет никаких выступлений многотысячных по типу арабских. Не путайте- в тех массовых выступлениях большинство арабов было нищими, даже фильма и не видели, как по евроньсу сказали, с современными, куда более цивилизованными и разумными. К тому же как в статье историк сказал -«На самом деле этноним татары собирательный. Им называли всех монгол (их было мало) и тюрко-язычные племена (составляли большинство), населяющих государство. Потомками «татаро-монгол» являются не только те народы, за которыми впоследствии закрепился этноним татары, но и те, которые ныне называются ногайцами, казахами, узбеками, кара-калпаками, башкирами, кумыками.» т.е.
    термин татары это собирательный термин на все тюркские народы. Просто со временем они вернули своё самоназвание за исключением булгар. И ещё важно сказал историк—«Надо просто учить и знать свою историю. Причем не политизированную, как многими русскими, так и татарскими историками, а реальную!»

  3. mamap

    замес опять всего — дурак понятно что русь и «золотая» орда это условное обозначение определённых моментов времени в определённых местах происходящего в которые чего только не собирают

    татары это те которые смогли стать и остаться муслим(ульманями)

    понятно что кино снимали чтобы продать сейчас и что он будет представлять потом уже не важно — тупо пошуметь и продать сделав деньги на картинках для самых тупых

  4. адиль

    В комментариях этого историка -консультанта опять поднимается змеиное жало из которого капает яд на татар..Мол вы неизвестно какой народ живущий под случайным этнонимом татары.

  5. Damir Nabi

    Заказчик кто ? РПЦ — «провославие» , христинская религия, они хотели себя как то прославить, неважно каким, но чтоб татар и мусульман в частьности как то показать в дурном виде, и они как могли добились, насколько ? — определять НАМ , Татарам.

  6. Damir Nabi

    адиль
    я конешно не видел эту фальшивку. И то что вы пишете верно !
    Они никогда не были согласны что мы себя Татарами называем и никак не хотим отказаться от этого (им очень хотелось бы чтоб назвались «болгарами-метисами») — вот тогда «Татарский вопрос» решится в их пользу и все недра могут перейти руским — так они мечтают ! они же РПЦ в том числе и как идейный вдохновитель захвата и уничтожения КАЗАНСКОГО ХАНСТВА и других татарских земель до Аляски и Сахалина) и называют эти земли «исконно рускими» …. Ни один европейский завоеватель не называет(не называл) своих колониальных земель теперь уже бывщих, таким образом ! (или я ошибаюсь ?)
    Татарлар, ТАТАР исеме, Татар тарихы, аларның тамагында иң ЗУР СӨЙӘКтер… ))))

  7. Рафаэль

    Хотят нас русские видеть кровожадными надо соответствовать образу . Не так ли? Давно руки чешуться

  8. Damir Nabi

    Менә инде бер ел үтте менә бу филмның чыкканыга : Татары: Золотая Орда
    Подлинная история татарского народа в документальном кино.
    Часть первая. http://etatar.ru/tat/cemgyet/tarih/41060
    Ул өч кисемнән булырга тиеш иде.
    Кем белә, чыктымы икенчеме ?
    юктыр шул..
    бәлки редаксия ачыклык кертер ?

  9. Damir Nabi

    икенчесе… төзәтәм.

  10. Чип

    Вот я человек нейтральный, не за русских и не за татар. Вырос в Ташкенте, протестант.
    Был во многих российских городах. Могу сказать что русские и татары в своей дикости не сильно отличаются друг от друга. В нашем городе больше при СССР было культуры чем я увидел в России.

    Но татары меня особенно удивили своей паталогической агрессивностью, ненавистью и бескультурьем.

    Деже взять некоторых дебилоидов, комментирующих мои призывы к цивилизованному развитию, так они нисколько не отличются своей дикостью от шимпнзе. И это довольно типично для многих жителей Татарстана.
    Так что про дикость Орды преувеличить невозможно.

    Культура христиан более человечна, что и говорить.

    Надо принимать христианство. Протестантских конфессий. Тут ничего не поделаешь.

  11. Рафаэль

    Ты на полном серьезе думаешь , что приняв христианство ты изменился в лучшую сторону ? У меня был друг по имени Саша он принял Ислам , но всеравно остался прежним говном . Надо работать над собой прежде всего а утверждать что Христианство протестанстких конфессий изменит человека и Мир в лучшую сторону бред несчастного человека незнающего кого обвенить за свою впустую истраченную жизнь . Скорее всего даже будучи снаружи мусульманом ты был бы тухлым завистником .

  12. Рафаэль

    Давно с ним не общаюсь может он стал протестантом нашел свой унитаз .

  13. Абзый

    «татары меня особенно удивили своей паталогической агрессивностью, ненавистью и бескультурьем.»))))) я бы даже о русских из центров крупных городов (не моногородов!) такого не сказал, тем более о всех татарах, которые гораздо миролюбивей и культурнее указанной категории русских.
    «дикость Орды преувеличить невозможно.Культура христиан более человечна» ага, до «Варфоломеевской ночи длинных ножей» как-то не додумались мусульмане, причем ведь католики это делали В ОТВЕТ НА ПОДОБНЫЕ ЖЕ ДЕЯНИЯ ПРОТЕСТАНТОВ!))))
    пока до 1317 года Узбек не провел реформы там как раз было полно монгол-христиан, причем католиков. Как раз при них это было весьма аморфное степное образования без развитых городов. С принятием Ислама в качестве государственной религии эта дикость почти полностью была вытеснена культурой Ислама.
    Вообще чипу стоит узнать, почему алгебра и алгоритм так называются, почему цифры называются «арабскими», кто такой Улугбек. Откуда в Европе появился компас и порох, кто начал первый носить штаны и использовать конскую сбрую в ее современном виде. Вообще откуда взялись постулаты христианства и все ли они взялись от «первохристин». А также откуда в русском языке слова «деньги»,»кремль»,»таможня»,»караул»,»ярлык»,»карандаш». Кроме того, пусть узнает, на каких языках писалось «хождение за три моря» и на каком языке общался Афанасий Никитин в своих «хождениях».
    А это ведь все основы, на которых стоит современный мир и нынешнее Московское государство под ником «россия» (кстати, пусть узнает, почему во всех языках мира Москва пишется как Маскау). Пусть выдернут алгебру и алгоритмы, а также караул и деньги — что останется? Современной цивилизации не будет. А христиане пусть откажутся от митрианской (а совсем не авраамической!) концепции «богочеловека» — не будет современного христианства. Так что не плюйте в колодец, господа, вы из него пьете каждый день.

  14. Абзый

    «Надо работать над собой прежде всего» правильно, нечего за спины прятаться. Качество человека не определяется его принадлежностью к какой-либо группе, если эта группа не замкнута сама на себе.

  15. Урда угылы

    Хм, к концу статьи я понял почему с ним прекратили сотрудничать создатели фильма. Такой концентрированный бред можно услышать разве что изо рта махрового «булгариста».

  16. mamap

    с работы над собой всё и начинается — для начала устраняются предвзятости ко всему включая людей

    чип это как спор русских проживающих в германии и чехии о том где лучше — вторые говорят что у них добрее люди по сравнению с германией а первые что у них добрее по сравнению с рф, попытки донести вторых первым что не надо сравнивать с рф тк идёт сравнение между германией и чехией не воспринимаются первыми тк для них сравнение с рф это единственный аргумент, притом вторые первым аргементировали полностью что не возможно произвести такое сравнение при идентичности сред (озлобленность в обществе коренным населением до требований, аналогичные раслоения в обществе включая по транспорту перещения, взаимотношения только за деньги (улыбаются когда платите), ценовой политике и т.п. требованиями гос.языка)

  17. Хаким

    Ильшат Саетов, Вы рискуете попасть под действие Уголовного кодекса РФ за предоставление сайта для помещения комментариев Чипа, в которых содержатся патологическая агрессивность и ненависть к татарам. Он далеко, потому нагло провоцирует, А Вы здесь, в КФУ.

  18. Рафаэль

    Меня давно тошнит от Чипа и подобных ему . Порой приходиться опускаться до его уровня чтобы Он не чувствовал себя хозяином на сайте . Но с другой стороны Татары должны видеть как к ним относятся представители Христианских конфессий . Чтобы не было иллюзий насчет Христиан . Среди них конечно есть достойные люди но они в меньшинстве .

  19. mamap

    чип никого не представляет кроме себя

  20. Рафаэль

    Я так не думаю . Лет 15 назад познакомился с одним американцем тот в совершенстве выучил казакский язык (на нем мы и общались ) . Он заключил контракт со своим правительством и вел христианскую агитацию среди казахов и надо признать довольно успешно . Он и меня пытался завербовать . Слова его не отличались от Чиповских . Они нам не друзья .

  21. Абзый

    «Они нам не друзья .» причем именно потому, что они БОЛЕЕ ЗАМКНУТЫ, ЧЕМ МЫ. Обычно когда человек что-то БЕЗ ВСЯКОЙ НА ТО ПРИЧИНЫ, БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОВОКАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ утверждает о КОЛЛЕКТИВНОЙ СУЩНОСТИ ДРУГИХ — ЭТО ОН РАССКАЗЫВАЕТ ПРО САМОГО СЕБЯ И ПОКАЗЫВАЕТ СИЛЬНУЮ ЗАМКНУТОСТЬ СООБЩЕСТВА К КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ. А вот по отношению к замкнутому сообществу уже возможны ВНЕШНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ. Замкнутые сообщества — это обычно разные тоталитарные секты)))) или поселения каких-либо аборигенов)))) первые сильно обособлены своей волей, вторые историческими и географическими причинами))))

  22. Чип

    Хаким
    Posted on 19/09/2012 at 19:01

    Ильшат Саетов, Вы рискуете попасть под действие Уголовного кодекса РФ за предоставление сайта для помещения комментариев Чипа, в которых содержатся патологическая агрессивность и ненависть к татарам.

    Если взвесить на весах всю грязь татарских националистов, изрыгаемую против христиан и против меня лично, на этом сайте, то это будет Камаз против детской машинки.

    И мою мягкую критику никак не назовёшь ненавистью. А вот татарские националисты ничего не боятся и грубо нарушают Уголовный Кодекс.

    Мы тоже законы знаем. Пуганы мы пугалами, но они так и остались в огородах дачных посёлков, а мы на конях, в счастливое будущее!

  23. Чип

    Хаким
    Posted on 19/09/2012 at 19:01

    Ильшат Саетов, Вы рискуете попасть под действие Уголовного кодекса РФ за предоставление сайта для помещения комментариев Чипа, в которых содержатся патологическая агрессивность и ненависть к татарам.

    ——————

    ТАК могут рассуждать только настоящие козлы.

    Когда я был в Казани, то тамошние татары всё сделали чтобы не оказать мне поддержки и выдворить из Татарии.
    То есть на доброе они даже не способны.

    Облить грязью и выступить целой толпой против единственного протестанта они могут. А когда я выстоял и начал отвечать хамью, то они стали визжать от боли.
    Свобода слова существует не только для грубых невеж!

    И не надо угрожать владельцу сайта, так как сайты могут иметь далеко не простые люди, а имеющие какую-то поддержку. В данном случае , российскую.
    Так что такой тон подойдёт только для грязного кабака.

    Это здесь я один, а в мире протестантов около миллиарда. Так что притихни, грозный вонючка!

    Видимо, при Сталине всех приличных уже пересажали, и остались там одни псы Москвы.

    Другой Татарии в мире нету, рогатые. А вы там с Путиным в хороших отношениях.
    Татарами вас уже назвать нельзя.

    Казанцы — сталинско-путинский продукт с маргинальным мышлением агрессиных пролетариев.
    Вам только протестантизм может помочь. Больше никто. Даже казанская психушка.

  24. Рафаэль

    Нуда пртестантизм круче психушки согласен с тобой Чип . Ты гдето работаешь или бичуешь попрежнему ?

  25. Ярослав

    Чем яростней ругаются члены одной семьи — тем жарче горит их дом….

    Стыдитесь — и христиане (ибо Б=г есть любовь), и мусульмане, и верующие и неверующие, и «татары» и «русские». Пока вы изрыгаете друг на друга проклятия — пустеют ваши поля и голодают ваши дети. Договоритесь о том, что земля у нас общая и должна она быть богатой — тогда и делить будете, потому что будет что делить.

  26. Рафаэль

    Попностью согласен с тобой Ярослав Просто есть люди и народы которые договороспособны А есть такие кто не хочет или не способен договариваться Тогда только война

  27. Рафаэль

    Вот видишь твои соплеменники русские сотворили очередной шедевр про Татар Как по твоему нормальный человек должен реагировать ? Когда это кончится ? Список длинный ( Татарское иго ,Куликово поле , Запрет на латинский алфавит . Егэ только на русском и длинный список дискриминаций Татар для русского это уже вошло впривычку . Вы даже не замечаете этого . Мы это дерьмо больше терпеть не будем . Так что притензии не по адресу .А чип это обиженный на судьбу несчасный человек .

  28. Абзый

    «Мы это дерьмо больше терпеть не будем .» ))) 
    «Договоритесь о том, что земля у нас общая» — наша земля, наш дом пока нам не принадлежит, ее сильно загадили, пора возвращать ее обратно. Те кто гадит — это не их земля — никто не будет гадить и строить подлости там, где его Родина, там, где его дом. Значит, таких надо отскребать от нашей родной земли, на которой они гадят. Надо очищать наш дом, создавать невыносимые условия тем, кто его пачкает и не дает нормально жить.

  29. mamap

    ещё фильм не показали а потребители контента энциклопедии уже захлёбываются

  30. Абзый

    на самом деле, конечно — это фильм о русских и про русских. Орда для русских — это их понимание САМИХ СЕБЯ. То, что они говорят про Орду — они говорят про себя. Настоящую Орду они не знают и всех перипетий развития политической ситуации и всего, что связано с Ордой, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОШЕДШЕГО ДО НАШИХ ДНЕЙ — ОНИ НЕ ЗНАЮТ СОВЕРШЕННО. Слепая ханша — это сами русские на самом деле. Если они не прозреют и не проявят смирения, опираясь НА НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ, то их страна будет пребывать в разрухе либо окончательно разрушена, причем ими же самими.

  31. Рафаэль

    АЛЛАГА шокур мине урыс яратмады !

  32. Абзый

    Ну и полное отторжение татарами фильма свидетельствует не о злонамеренности русских (для них -СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ — татары в фильме КАК РАЗ НЕ ОТТОРГАЮЩЕ СТРАШНЫЕ, КАК ЭТИ «ТАТАРЫ» ДЛЯ САМИХ ТАТАР, А «КРУТЫЕ»)))))) А о том, что русские и татары — ЭТО ДВЕ МАЛОПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ МЕНТАЛЬНО ВСЕЛЕННЫЕ. Причем русская вселенная получается БОООЛЬШАААЯ, но почти плоская. А татарская — маааааленькая, ЗАТО МНОГОМЕРНАЯ.

  33. mamap

    эх макуртушки сибирские

  34. Мансур

    Православны просто всеми правдами и неправдами пытаются очернить Ислам.

  35. Фирдавис

    Только цивилизации воспитывают народ и общество ! Вся беда Руси и России состоит в том, она никогда не входила в состав великих империи, цивилизации. В состав Римской империи она не могла входить, ее просто не было, не входила она и в Византийскую империю, хотя переняла от нее христиансто и то не как часть культуры, способ подавления умов народа и его принуждения и подчинения. Золотая Орда объединила разрозненные мелкие русские княжества, которые вели против друг друга ожесточенные грабительские войны.В первые На Руси Орда ввела административную налогую и денежную системы, освободила русские монастыри от налогов, соблюдала равенство религии и тд., и тем самым способствовала экономическому и общественному развитию Руси. Орда привила отсталой Руси некоторые нормы цивилизации, она крышевала Русь от иноземных захватчиков, защитила РПЦ и русский народ от католикации. На Чудском побоище (1242 г.) против тевтонцев — католиков вместе с воисками А.Невского участвовали и татаро- монголы, как мы знаем Невский стал приемным сыном Батыя хана, тк очень дружил и ходил на побоища с другом и братом Сартаком — сыном Батыя. Некоторые русские историки, политологи, теперь и киношники шовинистского толка веками искажали и теперь искажают объективную историю и хотят нам впаривать лакированную, очищенную русскую историю.

  36. Рафаэль

    Татар скоро Хатер кун пойдешь почтить память предков и почитать Дуа ?

  37. Рафаэль

    Татар барасынма Хатер куне уздруга ? Всем Татарстанцам обращаюсь пойдете отметить скорбную дату Нашего народа ?

  38. Павел

    «на самом деле, конечно – это фильм о русских и про русских» Абзый, а Вы этот фильм смотрели?)

  39. Ярослав

    Представьте на часок, что выгнали татары всех русских (кстати, а полукровок тоже погоните или какой-то фильтр генетический введете?). Дальше что? Нефть и КАМАЗы на Запад продавать? По воздуху самолетами? Или на сельское хозяйство надеетесь?
    Чеченцы тоже независимости хотели и даже получили. Трижды. Ну, и как им живется? А скольким не живется? СтОит оно того? Или все-таки миром жить лучше?
    На фильм про татаро-монголов обиделись (хотя, какое татары имеют отношение к монголам?)? Снимите свой фильм про кровавое взятие Казани, про геноцид татарского народа после восстания Пугачева или еще про что-нибудь. Соберите деньги в Интернете, найдите актеров, режиссера татарских — полно ведь таких, наверное, нет?
    Или вы как арабы — за фильм и рисунки убивать готовы? Ну, тогда не обижайтесь — приведу другой пример: я-то помню, как таджики и узбеки кричали, что их русские притесняют-унижают. Ушли русские, оставили их себе самим. Что было? Резня и у тех, и у других. А сейчас они сами в Россию едут — на черных работах работать, на которые русские не хотят. Тоже унижение, да голод — не тетка.

  40. Абзый

    Ярослав — вы русское представление о самих себе опять представляете. то есть вы фактически утверждаете, что будете выгонять всех нерусских, если будет создано русское государство (до 1917 года примерно так и было в общем, а кого не могли изгнать пытались ассимилировать).

    Татары более этнически разнообразны, чем любая другая нация в мире, не то что в рф. Причем, в отличие от русских — ПОЯВИВШИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ УНИФИКАЦИИ- ТАТАРЫ это ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И РАЗЛИЧНЫХ, НЕ ТОЛЬКО ЭТНИЧЕСКИХ КРУПНЫХ ГРУПП.
    Татары просто будут вычленять и ликвидировать действие системы, которая ныне обладает властью и устанавливать ВЛАСТЬ свою собственную или СОГЛАСУЕМУЮ СО СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ. Само собой такое действие в широкой форме возможно только тогда, когда рф ОФИЦИАЛЬНО перестанет примерно в 2015 году признавать ВОЗМОЖНОСТЬ СОГЛАСОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ ВЛАСТИ И системы, которая, сложилась в рф. Установление власти подразумевает равенство всех перед законом. ТО ЕСТЬ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ. «Изгонять» кого-то, кто НЕ НАРУШАЕТ ЗАКОН — это НЕЗАКОННО. Это только в рф может быть и это было массовым явлением в совке, когда было просто насаждение идеологии,и в ри, когда для русских был закон, а для остальных — массовые репрессии.
    «Русское» же государство — невозможно — КАК БЫ МНОГО «РУССКИХ» НЕ БЫЛО! -именно в силу генезиса «русскости» — для существования СОВРЕМЕННЫХ! русских необходима ПОСТОЯННАЯ насильственная унификация — А ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ВОЗМОЖНОСТИ ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ. И ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАДАТЬ ВЛАСТЬЮ ТОМУ, КТО БУДЕТ «РУССКИМ» — потому что насилие ПО УНИФИКАЦИИ СОЗНАНИЯ невозможно применять самому к себе. То есть как только к власти прорвется чисто русская группа — станет невозможна унификация, но будут просто массовые столкновения на почве разногласий РЕГИОНАЛЬНОГО И ЭТНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Ранее они ПРЕДУПРЕЖДАЛИСЬ ИМЕННО НАСИЛЬСТВЕННОЙ УНИФИКАЦИЕЙ.
    А татарская власть- она может согласовать различные интересы именно потому, что татары — это комплексная и многогранная нация, которая АККУМУЛИРУЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

  41. mamap

    ну и зачем было дальше травить ярослава его же ядоизлияниями или вам не известно что избегающие ответственности не будут сохранены сколько бы не старались да чтобы не творили и сколько бы себе годов существования не записывали — всё уже давно предопределено создателем всего ещё до того как всё началось

  42. Рафаэль

    Если мы Татары не будем прилагать усилия то не будем сохранены также как и русские . Некоторым жителям Казани свой зад тяжело поднять чтобы выразить свою позицию по факту истребления мусульманского населения .

  43. mamap

    рафаель нужно быть мудрее а не как рускии

  44. Абзый

    да рафаэл, нужно быть мудрее. Даже русские не при чем.

    Почему то два моих поста не прошло. Павел, я этот фильм смотрел в виде обльших отрывков (не трейлеров) раньше, чем он был показан на фестивале и теперь в кинотеатрах. Я очень это все положительно оцениваю именно как внутрирусскую дискуссию. И в этом я солидарен с самим режиссером Андреем Прошкиным. Так это и надо воспринимать. И еще на этот фильм нельзя пускать людей с iq менее 125.

    Для Ярослава.насчет тех, кто мешает нам и не дает нам работать на нашей земле. русские в этом списке не значатся, да и нации как таковые тоже, впрочем как и сторонники и противники различных идеологий. Мы в каждом видим человека и будет действовать точечно. Если человек злонамерен, он пострадает от своей злонамеренности, а не от происхождения, если некая замкнутая группа дает пассивно собой пользоваться кому то в плохих целях — она пострадает от того, что способствует плохому вне зависимости от оправданий, которые она будет приводить. Вышесказанное ПОКА не относится даже к местным «великодержавным» наци, которые суть обычные хулиганы, которые просто МЕЛКО, но безнаказанно гадят без всякой мысли из-за того, что их крышуют спецслужбы)))).
    Пока переходный период налицо, КОГДА НИКТО НИКОМУ НЕ ДАЕТ УКРЕПИТЬСЯ ЧТОБЫ ОБУСТРОИТЬ КАК СЛЕДУЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ СВОИХ ПОТОМКОВ. Но вскоре это пройдет. И тогда мы будем укореняться и ПОМОГАТЬ ТЕМ, КТО САМ УКОРЕНЯЕТСЯ И УКРЕПЛЯЕТСЯ И ВЗАИМНО ПОМОГАЕТ НАМ! И мы будем мешать и противодействовать тем, КТО НЕ ЖЕЛАЕТ ПРИЗНАВАТЬ ТЕХ, КТО ПРОСТО УКОРЕНЯЕТСЯ И УКРЕПЛЯЕТСЯ, А ПРОСТО ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ ВСЕ ЕГО ВОЛЕ ПОВИНОВАЛИСЬ. И каждый пусть ЛИЧНО выберет сторону, за которую он выступает и пусть имеет в виду, что если ты ПРОТИВ ЧЬЕГО-ТО УКРЕПЛЕНИЯ И УКОРЕНЕНИЯ, то ты только рушишь и ДАЖЕ ДЛЯ СЕБЯ НИЧЕГО НЕ СТРОИШЬ, поэтому будешь отторгаем. И наоборот, если ты делаешь для себя и готов помочь другим — то и ТЕБЕ ПОМОГУТ.

  45. mamap

    земли не принадлежал людям, это проходили ещё до создания человека … зачем было смотреть фильм даже [промо] кусками, не нужно быть таким тупым

  46. Абзый

    «земли не принадлежал людям» — ага,  напиши еще «квартира не принадлежит», «машина», «имущество» — и отдай все мне тогда)))) и все, что заработал отдай. Раз уж еще до создания это все тебе не принадлежало. Ходи по степи или по пустырям и верь как следует — имущество и родственники же тебя только обременять будут в делах веры))))))
    «даже [промо] кусками,» — это были не промо куски. не тупи татар. местные немишарские татары и так тупые до ужаса. видимо здесь у вас йододефицит как-то на ваших генах отражается (это шутка, сильно не обижайся))))))))

  47. Абзый

    Собственность — это признание со стороны общества факта того, что ты обладаешь исключительными правами чем-то распоряжаться без вмешательства со стороны остального общества. В том числе ПЕРЕДАВАТЬ НАСЛЕДНИКАМ.
    Если кто человеку «лезет в мозги» и внедряет свои мировоззренческие конструкции и ему это обманом или насилием удается — это значит — этот кто-то может что угодно делать и с самим человеком и с его собственностью. Это значит бессмысленны все старания человека. Его труды, его мысли пойдут прахом и будут ничтожны. Он ничего не сможет никому передать ни в каких смыслах.
    Это значит, что такого человека и его дел и мыслей как будто и не было. Поэтому укрепление того, что обладаешь — оно поддержано тем, как ты укреплен внутренне и наоборот. Без того, чем ты обладаешь — ты не сможешь отстоять и дальше передать свои идеи и мысли. Нужен корм для коней, нужна сталь для сабель, нужно пропитание воинам. Для этого нужна СВОЯ ЗЕМЛЯ. И все это, чтобы защитить СВОЮ МЫСЛЬ. Для того чтобы напечатать сюда мысль — и то НАДО ЧЕМ-ТО ОБЛАДАТЬ И БЫТЬ СПОСОБНЫМ ЭТО ЗАЩИТИТЬ!

  48. mamap

    вы удивитесь но в этой стране нет личного имущества и всё принадлежит государству, даже ваши дети [сырьё его] — вы цыпляетесь за мирское которое отвлекает вас от основной задачи … довольства создателя всего

  49. Абзый

    «но в этой стране нет личного имущества и всё принадлежит государству» имя татар не пристало носить тому, кто рассуждает не как татар.
    а «… довольства создателя всего» недостижимо в СИСТЕМАТИЧЕСКОМ И ПОСТОЯННОМ ВИДЕ, если НЕТ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА И ВСЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВУ. В этих условиях нет свободной воли, которая способна ПО СВОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ УБЕЖДЕНИЮ СЛАВИТЬ СОЗДАТЕЛЯ.
    Таким образом, раз таковая воля есть, «этому государству» не удалось таки отменить частную и личную собственность(оно это попыталось при совке)))))))) Раз ему не удалось это, ему не удастся и то, что они пытались при царях — отнять все имущество и средства к существованию у татар. Раз у них не выйдет и это — таковое «псевдоякобыгосударство» — потому что оно беззаконное — будет окончательно упразднено с  помощью.

  50. mamap

    вы же сначала в паспорте расписались, а потом начали спорить со следующей схемой «до пенсии дожил — налог на жильё не платишь, но вот земля под ним всё равно тарифицируется тк не тарифицируется она только если сверху»

    крыша над головой до завтра и еда в необходимом количестве [до после завтра] — уже никак не мешают обращаться к создателю всего, особенно если никто кроме него не гарантирует последующее существование

  51. Абзый

    «уже никак не мешают обращаться к создателю» — ну у кого какие перспективы)))) если человек упертый эгоист и бездельник — то он на этом останавливается — ему больше ничего не нужно и он не старается улучшать условия вокруг себя. если человек деятельный и общительный — он делает сверх того даже не задумываясь.

  52. mamap

    может даже не понимая что происходит … мудрее надо быть

  53. СабантуйВодкаГармошка

    Не понравился мне этот фильм , и непонравились мне эти татары ,Почему татары в этом фильме были какие то узкоглазые и черные???? Разве татары бывают узкоглазые и черными.
    Мы татары добрые и у нас очень нежная душа.Мы татары любим плакать ,под нашу любимую хармошку.

  54. mamap

    это не татары плачут а шайтан от радости

  55. СабантуйВодкаГармошка

    Почему в этом фильме татары не играют на гармошке????? Они что .не нормальные что ли

  56. mamap

    никто не играет на гармошке — все пытаются её настроить