Божественная музыка

Фото www.rostra.info

Фото www.rostra.info

Сегодняшняя поп-культура буквально пропитана культами, и нередко среди них можно как увидеть, так и услышать религиозные мотивы. При внимательном «вслушивании», понимаешь, что в принципе люди вроде как доносят правильные вещи, но с оговорками по вере. О процессе интеграции рок-музыки и религии «eTatar» рассказал Радиф Кашапов.

Христианство

Рок-песни о Христе поются так же давно, сколько существует рок-н-ролл, ведь он, на минуточку, испытал на себе влияние церковного госпела. Элвис Пресли, к примеру, записал три весьма успешные госпел-пластинки. Первой же христианской рок-группой называют гаражников «The Crusaders». С тех пор явление распространилось настолько широко, что ему придумали зонтичный мегабренд «Contemporary Christian music», а в «Billboard» появился соответствующий хит-парад. В США и Британии сейчас проводится немало профильных фестивалей, как «Rock the Universe», «Ichthus», «Greenbelt», «Soul Survivor». Но явление это остается вещью в себе — вроде бы широко известные команды: «Creed», «As I Lay Dying», «Evanescence» в интервью признаются, что их считают не теми, кто они есть. Редкие исключения, когда религиозность сочетается с популярностью – «P.O.D» и «Underoath». Впрочем, альбом группы «U2» «October» в свое время оказался показательным примером того, как сочетается христианство и стадионный рок (участники посещали в свое время религиозное сообщество) – однако дико успешным диск так и не стал.

В 80-х некоторое шевеление началось и в СССР — особо памятна история группы «Трубный Зов», которая получала помощь от западных организаций, а участники пытались бежать за границу. «Черный Кофе» взяла свое альбомом с характерным названием «Светлый металл» (песни «Владимирская Русь», «Дьявол во плоти»). Из любопытных недавних опытов — совместный альбом «ДДТ» и протоиерея Евгения Максименко «Ныне отпущаеши».

И, конечно, не забудем об Алисе и православном лоу-фае от костромской банды Комба-Бакх. Хоть и заметим, что иногда мужиков заносит слишком далеко в славянофильстве и патриотизме.

Иудаизм

Матисьяху всего 31 год, но он кажется слишком бодрым 40-летним мужиком. Он скачет по сцене, трясет пейсами и постоянно улыбается. Порой от этой улыбки становилось не по себе – думалось, что это выражение лица пастора, который не концерт играет, а ведет лекцию в популярной форме. Впрочем, достаточно было лишь отвлечься от излишней серьезности, чтобы все стало на свои места. Одни препроводят в жизнь формулы рок-н-ролла, другие – хасидизма. О чем еще читать речитативы, если не о своей жизни? А ведь раньше мистер Миллер увлекался идеями хиппи, бунтовал против системы образования, учился в специальной реабилитационной школе, катался на мотоцикле и сноуборде. После нескольких лет исканий он нашел дорогу в синагогу, где его увлечение рэпом приняли с вниманием и уважением.

Основная проблема реггей, поклонником, которой является Матисьяху, в том, что это  очень мэйнстримовая музыка – то есть у нее слишком много поклонников среди светской публики. У Матисьяху проблема шире – он охватил в творчестве несколько стилей. И публика ходит к нему разнообразная. И братья-сестры по крови, и растаманы, и какие-то «левые» мужики лет под 40, которые жалуются, что на концертах в песнях нет структуры, что они ничего не понимают.

Так что выступление не похоже на привычные счастливые позитивные бдения единой толпы слушателей. Это именно рок-концерт – с прыжками, размахиванием руками и танцами, с горсткой недовольных и активной очередью в бар. Это не эскапистские попытки притвориться расслабленным валенком. Хотя после таких концертов хочется на баррикады идти. Или хотя бы брошюрки раздавать.

В принципе, в США столько евреев, что явление Матисьяху кажется, в некоторой степени, итогом, а не исключением. Впрочем, вот вам еще интересный пример. Некий Рик Рeхт записал диск «Simply Shabba» с музыкой для суббот — говорят, очень востребованная вещь.

Фото www. vk.com

Фото www. vk.com

В конце концов, в число «jewish rockers» входит Боб Дилан, вокалист «The Ramones» Джоуи Рамоун, Фиш, Ленни Кравитц, группа «Yo La Tengo», Билли Джоэл, Марк Болан, Леонард Коэн и десятки других. Таков он, континент иммигрантов. Однако именно Матисьяху выразил надежды отцов, а не только отпраздновал бар-мицву. Дилан, хоть и пел песни с цитатами из Ветхого завета и Талмуда, в 60-е говорил, что не чувствуется себя по-настоящему евреем. Однако в 80-е на пластинке «Infidels» — найти оду Израилю «Neighborhood Bully».

Ислам

«Kabul Dreams» называют первой инди-группой Афганистана и отмечают, что раньше за такие концерты их бы отправили в тюрьму – восхвалять здесь можно было только Аллаха или Талибан. Сама команда некоторое время укрывалась в Иране, Узбекистане и Пакистане. А теперь даже представляла страна на фестивале в Нью-Дели.

Они, однако, не первые, кто вызвал интерес к восточному року.

Несколько лет назад американец Майкл Муххаммад Найт, принявший ислам в 16 лет после прочтении «Автобиографии Малькольма Икса» написал книгу «The Taqwacores» о вымышленной исламской панк-рок-сцене. Название он построил на слове taqwa, что означает любовь к Аллаху и страх перед ним. Распространением diy-копий книги занимался лейбл Джеллы Биафры «Alternative Tentacles», а потом подоспели и более солидные изданий.

В итоге мечта обрела плоть. Слова «таквакор» стали обозначать группы из США – «The Kominas» (главные вдохновители), «Al-Thawra», «Secret Trial Five» (их вокалист Хусейн – гей), «Fedayeen» (им трижды присылали смертельные угрозы), «Sagg Taqwacore Syndicate», «Diacritical». Появился и фильм «Taqwacore: The Birth of Punk Islam» о гастролях восточных групп по Америке. В музыке исламских панков можно услышать влияние болливуда и музыки раи. Их музыка – отличное доказательство, насколько многолика эта религия, где наряду с вакхабитами есть апологеты евроислама, которые хотят вписать мусульманство в современную социальную обстановку.

Впрочем, если в данном случае мы имеем дело с развитием чужих идей, то, в принципе, первой исламской панк-группой была «Alien Kulture», которая на рубеже 70-80-х выражала мнение пакистанских эмигрантов и попадала в перепалки и с единоверцами, и с «Национальным фронтом». По сути, это основа, на которой потом появились «Fun-Da-Mental» с «Asian Dub Foundation».

Буддизм

Безусловно, наибольшее количество буддисткой поп-музыки – в Азии. Ее производит, к примеру, певица Фей Вонг. Малайзиская компания «Dharmavillage Production» выпускает записи буддийских гимнов на английском языке. Скажем, вот что их группа «I-GEMZ» поет в песне «Cradled in Buddha’s Arms»: «Будда, сегодня ты идешь со мной, я хочу ходить рядом с тобой, ты показал мне путь к счастью, я просто хочу быть с тобой». Звучит весьма уныло и фальшиво.

Большое влияние на поп-музыку оказала школа Нитирэн-сю, а точнее, ее ответвление, неоднозначное Общество Сока Гаккай, секта, имеющая большой вес в современной Японии. Скажем, джазовый клавишник Херби Хэнкока даже выступал на концертах в их штабе в Санта-Монике и написал вступление к книге «The Buddha in Your Mirror»

Также к этой организации проявили интерес Кортни Лав и Тина Тернер. Однако в качестве примера влияние мы приведем песню недавно приезжавшей в Россию группы «Faithless», а точнее, ее вокалиста Макси Джаза. В треке «Reverence» упоминается об отказе от одурманивающих веществ, о невозможности избежать кармы, о том, что не надо ставить материальные блага выше духовного развития.

Риверс Куомо из «Weezer» вырос в семье буддистки, несколько раз прекращал практики, но с 2003-го занимается ими регулярно. Он занимается Випассана, медитацией прозрения – наряду с Джоном Фрушианте и Фли из Red Hot Chili Peppers. В песне «We Are All On Drugs» Куомо говорит о том, на чем сидит обыватель: «Когда ты садишься с друзьями в свой новый «Mercedes-Benz» – ты на наркоте, когда надеваешь наушники и вступаешь в круг – ты на наркоте».

Другой пример творчества буддиста — песня «Bodhisattva vow» Beastie Boys от Адама Яуча, известного, как MCA: «Если другие будут не уважать меня или поднимут шумиху, я остановлюсь и подумаю, прежде чем отвечать. Знаю, что они идут по шаткому мосту, я постараюсь проявить терпение. Я вижу это как шанс помочь другому человеку пресечь это в зародыше, прежде чем все станет хуже».

Среди известных мирных буддистов – Майкл Стайп из «REM», Патти Смит, Лори Андерсон, Джон Кейдж. В числе сочувствующих – Дженнифер Лопез – ее сагитировал Ричард Гир. Исследователи называют немало буддийских песен — лидеров чартов: «Good Riddance» от «Green Day», «The Minstrel In The Gallery» группа «Jethro Tull», композиция «Reflection» от «Tool», «Aerials» от «System Of A Down», «Drive» от «Incubus», «Bodhisattva» от «Steely Dan». Не будем забывать об альбомах Джорджа Харрисона «Within You Without You» и «All Things Must Pass» и песнях Джона Леннона «Tomorrow Never Knows», «Instant Karma» и «Imagine».

Не следует думать, что все в буддизме исключительно мило. Иногда религиозность доходит до фанатизма. «Первая американская буддисткая рок-группа» «American Zen» критикует Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и мормонов. Один из альбомов называется «Christ Killer».

Что в итоге оказывается? Еще одно доказательство того, что в нынешних условиях религиям ничего не остается, как стать частью светского мира. Даже самый отъявленный фанатизм под рок-н-ролльные аккорды лишается пугающей экзальтированности и становится просто искусством. Характерно, однако, что откровенно проповедующие иудейские или буддийские идеи артисты более известны публике, чем христианские  бэнды. Кажется, что в этом плане в поп-культуре сложилась совершенно противоположная религиозному сообществу ситуация. При этом главными хитами в этом условном хит-параде остаются, безусловно, именно христианские произведения, вроде оперы Уэббера и Райса. Хотя, конечно, трудно представить себе песни во славу Заратустры в топах.

11 комментариев

  1. mamap

    в исламе запрещено/неиспользуется маркетинг включая музыку — это его и отличает от остальных, а божественной музыкой являются звуки реального мира издаваемые животными

  2. СабантуйВодкаГармошка

    В татарстане тоже есть мусульманская рок группа Раят!!!!!!! у них есть очень хорошие песни. Они поют в белых одеждах и в белых тюбетейках

  3. Чип

    Религия и общество должны быть одной часть — частью здорового общества.
    Иначе религиозные фанатики выглядят как инородные инопланетяне. Напялят на себя особенные одежды, примут особенные выражения лиц, и уже считают себя святыми.
    А надо-то, всего лишь стать человеком.

    В США невозможно представить себе президента-атеиста. А у нас принято думать, что религия — это что-то чуждое, «несветское».

    Вчера татарского муллу задела откровенная реклама, сегодня «татарскому интеллигенту не нравится современная музыка». Да без этого всего мир может превратится в чурбанов без чувств, и в население с паранджами и чалмами.

    Мы это уже проходили. Татария этого не знает, а жители Центральной Азии ещё помнят этих «праведников» без ума и фантазии. Чёрствых и злобных фанатиков тотального ислама.

    В свободном христианстве развиваются чувства. Для этого может существовать и либеральная попкультура. А вот адепты тёмных сил не желают никаких «вольностей», им бы всех одеть в кандалы самоправедных аскетов.

  4. mamap

    без чувств притуплённого состояния с лучшим восприятием действительности а не имитации человека не знающего своего смысла жизни прикрываясь озабоченными развлечениями

  5. СабантуйВодкаГармошка

    Религия что христьянская что мусульманская сегондня мало кому нужна. Сегодня люди живут новыми технологиями ,они владеют миром , а религию ,что христянскую что мусульманскую конечно пытаются приспособить под эти технологии ,и не всегда успешно. ЧИп ты хочешь добра татарам , я тебя понимаю.но времена религий давно прошили.

  6. mamap

    ислам не приспосабливается он для удобства людей в задачи для которой они были созданы

  7. Чип

    Без религии человек — это робот. Кто его накормит, тому он раб.
    Что такое хорошо, и что такое плохо — такой раб не знает.
    Ходит по жизни как иванушка дурачок, и все мысли его о еде, да о блуде.

    Человек — это не столько субъект с паспортом, сколько богоподобное творение.
    Без Бога он животное, с Богом человек.

  8. mamap

    с чего вдруг богоподобное творение

  9. СабантуйВодкаГармошка

    Красиво ты говоришь Чип .Но 80 % процентов людей живут ,только для того , чтобы кушать и …..какать….Ты уж извини за это выражение. Остальные 20% людей пытаются найти смысл в жизни.Вот такие мы люди.

  10. Чип

    mamap
    Posted on 05/10/2012 at 17:20

    с чего вдруг богоподобное творение
    ======
    Это не про тебя. Отдыхай.

  11. mamap

    опять догматика пострадала