Сегодня русским в Татарстане комфортно

Фото: bigpicture.ru

Фото: bigpicture.ru

Сотрудники кафедры археологии и этнологии Института истории Казанского (Поволжского) федерального университета под руководством доктора исторических наук профессора Татьяны Титовой завершили исследование по теме «Индивидуальные и групповые стратегии самореализации современного русского населения Республики Татарстан». Выводы, к которым пришли ученые, имеют не только теоретическое, но и абсолютно практическое значение.

Первый вывод, крайне неприятный для тех, кто муссирует тему ущемления «нетитульного» населения Татарстана, заключается в том, что 81,7% русских в Татарстане не собираются никуда переезжать, то есть связывают возможности своей личной самореализации с республикой, в которой живут, и только 11,3% «планируют переезд». Такой результат тем более примечателен, что авторы исследования исходили, начиная работу, из довольно радикальной гипотезы «неравенства возможностей для самореализации в среде социально-активной части русского населения республики, которое может вести к росту латентного недовольства, проявляющегося в форме миграционных установок и протестного фона».

Исследование, проведенное, говоря языком науки, «с применением метода массового полуформализованного интервьюирования» (выборочная совокупность 1500 человек) плюс 20 глубинных интервью с лидерами и активистами русских общественных и культурных объединений, действующих в Татарстане, и 8 фокус-групп с представителями русской городской молодежи, показало, что примерно также комфортно ощущают себя русские в Татарстане и в плане групповой самореализации. Большинство респондентов (68,9%) заявили, что никогда не попадали в ситуацию, когда попиралось их национальное достоинство, и только 1,4% респондентов сочли, что наиболее подходящим вариантом для самореализации русской этнической группы был бы выезд за пределы республики. Здесь имеет смысл уточнить, что практически каждый участник фокус-групп отметил, что серьезной проблемой для групповой самореализации русских в республике является их низкая сплоченность, особенно в сравнении с титульной этнической группой. (Такой вывод можно счесть забавным: широко известно, что сами татары зачастую корят себя за то же — за внутриэтническую разобщенность, — прим. Ю.А.). Показательны и ответы, полученные в фокус-группах на вопросы о том, «в каких формах вы готовы выразить свой протест по проблеме обучения русскому языку?»; «В каких формах вы готовы выразить свой протест по проблеме неравных возможностей для удовлетворения религиозных чувств?» и «В каких формах вы готовы выразить свой протест по проблеме возможностей приобщения к русской культуре?». Выяснилось, что не считают это проблемой, соответственно, 76,9, 88,9 и 84,9%опрошенных.

Таким образом, делают вывод авторы исследования, можно констатировать, что наиболее распространенные формы групповой самореализации русского населения республики если и несут некоторый конфликтогенный потенциал, то стимулы к его актуализации находятся не в этнической, а в общегражданской сфере.

На этом можно было бы поставить точку, однако в исследовании содержатся данные, которые должны, по идее, заставить задуматься власти республики о необходимости нового осмысления социальной политики и о наполненности лозунгов межнационального мира и межконфессионального согласия, вот уже два десятка лет являющихся визитной карточкой Татарстана.

Исследование выявило всего одну категорию среди опрошенных, имеющую явно выраженную готовность смены места жительства, но эта категория – молодые люди от 18 до 30 лет. В этой группе более 20% русских татарстанцев, и если 24,8% из них ведут речь всего лишь о переезде в другой городской населенный пункт республики, то 44,4% готовы уехать в другой регион РФ, а 28,6% — вообще в другую страну. Почему?

Из ответов на уточняющие вопросы, пишут в своей работе авторы исследования, выяснилось, что причинами такого выбора является стремление оказаться в среде, представляющей больше возможностей для реализации социально-экономических ожиданий, а также культурных запросов. Наиболее привлекательными пунктами для реализации подобных запросов указывались Москва и Санкт-Петербург, причем последний ассоциировался с возможностью реализации как экономических, так и культурных запросов, в то время как Москва — только экономических.

Впрямую к этой теме примыкают ответы на вопрос, «каким языком, помимо русского, Вы хотите, чтобы в первую очередь, овладели Ваши дети?» 67,7% опрошенных выбрали в качестве такого языка английский и лишь 10,9% -татарский. Это, по мнению авторов, является свидетельством отсутствия у значительной части представителей русского населения Татарстана фактической мотивации к выстраиванию стратегии самореализации через более тесную интеграцию с титульной этнической группой. Причины отсутствия такой мотивации, добавлю от себя, — тема отдельного разговора, как в аспекте качества преподавания татарского языка, его востребованности в общении, так и в свете выявленной исследованием ориентации значительной части русской молодежи на «большой мир».

В таком контексте проблема преподавания русского языка в школах Татарстана, которая, как пишут авторы исследования, «за последние несколько лет приобрела в республиканском сообществе весьма выраженную артикулированную форму», получает звучание, имеющее мало общего с межнациональными отношениями и борьбой одних за сохранение русского языка, а других – за распространение татарского. Корень – и решение – проблемы не в этнической сфере, а, как уже было сказано, в общегражданской. Но да, если напряжения в этой сфере, пробуксовка социальных лифтов не будут устранены, то именно дебаты вокруг русского языка, как отмечают ученые КФУ, «могут приобрести характер запускающего элемента с мультиплицирующим эффектом в другие сферы межэтнического взаимодействия».

При реализации комментируемого проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 марта 2011 года №127–рп.

28 комментариев

  1. Адиль

    Среди всех территориальных образований русской империи,населенных коренными народами исповедывающими ислам,самые комфортные проживания для русских-это Татарстан.Это давно всем известно и без всяких социологических опросов. И одновременно Татарстан,единственная территория,где коренной народ мусульманского вероисповедывания снижает свою численность(см.статистику последней переписи населения по Татарстану).

  2. Абзый

    «Сегодня русским в Татарстане комфортно» татарлар бөткәч, урыслар да бөтә. Чөнки урысларны татарны урыслаштырып ясаганнар. Башкалардан ничектер урыс ясап булмый икән))))

  3. Чип

    Да, на Кавказе русские занимают куда худшее положение в обществе.

    Только поэтому культура в Татарии выше чем на Кавказе или в ЦА.

    Любите русских, они носители христианских ценнстей!

  4. Адиль

    Чип ты же протестант.Знаешь ли ты» грамотей без роду, без племени»,что православная церковь,к коей и принадлежат русские враждебно относится к католичеству и прочим вашим течениям в христианстве.Так,что ты лижи не лижи им седалище,а всегда будешь для них грязью,так же и для нас татар ты адамсыз,имансыз.Несчастный ты человек,жрущий чужие объедки.

  5. гость

    Не хочу изучать русский и говорить и слышать русский язык, язык колонизаторов

  6. Rinat

    Татарам вот только в Казани, столице Татарстана не всегда комфортно, надписи не дублируются на татарском например и много чего еще. Даже свои великоросы шовинисты имеются в наличии.

  7. Rinat

    Рубиновские ультра фанаты кричат в Казани «Зига-зага» и никто ничего не делает. Конечно так очень комфортно.

  8. Чип

    Я им умные вещи говорю, а они только и могут что сопли разбрасывать.
    И не один ведь, а целый коллектив — безмозглых, агрессивных моральных уродов.

    Такое ощущение, что попал в палату буйнопомешанных.

  9. цион

    «стремление оказаться в среде, представляющей больше возможностей для реализации» … Дамочка, помнится, говорила еще и так: если ты в татклане, то нормалек, если нет, то не надейся. Соцлифты?-Ну наберут показательной шушеры из русскоязычных …

  10. азиат

    Чип , Вам бы культуре в Средней Азие поучиться. Там экономика слабее, пережиток тоталитарного прошлого, но это исправимо.

  11. Чип

    Наш культур-мультур, в чём-то, даже выше российской. Не говоря про татарскую.

  12. антиЧИП

    ЧИП жаль что на этом сайте нет БАНА Твое безкультурее читать не хочется Просто буду игнорировать

  13. Тимур

    собака Чип лает — ветер носит, а караван идёт. Чип Нас не интересует ваша западная культура так называемых сексуальных меньшинств. Так что давай до свиданья …

  14. Рафаэль

    Тебе лучше подходит кличка Бич чем Чип , Судя по твоим мемуарам .

  15. Рустэм

    Чип — экстремист, допускает разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, а также оскорбление жителей Татарстана по национальному признаку. Имеются все основания для подачи на него письменного заявления в органы внутренних дел Татарстана, к заявлению приложить распечатки его оскорбительных высказываний. Потом добиваться возбуждения уголовного дела и привлечения его к ответственности. Если будет такое заявление, МВД должно принять все меры для его розыска и изобличения. Привлечение Чипа к ответственности будет предупреждением остальным экстремистам.

  16. Чип

    Дикари Татарии, России, ЕСПЧ и этого сайта должны мне намного больше.

    12 лет я защищаю свои права в этих странах, ремпубликах и организациях, на основании принятых у них законов и документов, но так ничего и не добился.

    На этом сакйте меня оскорбили более жёстко и более грубо, но я пока терплю.

    После многомиллионных компенсаций мне от дикарей, я смогу выделить тебе пару рублей на семечки. Большего ты не достоин.

  17. Тимур

    Что Чип ты так занервничал? Столько ошибок в твоей писанине…

  18. РЕН

    Дусларым, сезнен ихтибарыгызга http://www.youtube.com/watch?v=20mm37ySfow

  19. tatar

    По английски чип (cheap) — дешевый. Ты дешевка, Чип?

  20. Рафаэль

    Чип пока не сдохнет будет гадить на этом сайте . Это типа мести Татарам за свою никчемную жизнь .

  21. Абдрэшид Кушаев

    У дураков только оскорбления.

    Настоящий дурдом!

  22. Чип

    Когда я приехал в Татарию, то попал в смешанную русско-татарскую деревню.

    Как-то я сказал о желании перебраться в соседнюю деревню, где жили только татары.
    На меня посмотрели с ужасом и сказали: «там же татары!»

    Теперь я их понимаю…

  23. Рафаэль

    Ты чмо Чип . Себя еще причисляешь Татарам . Был ты мужик ушатал бы этих русаков на месте .За кусок сала готов продаться .

  24. Рустэм

    Если бы какой-нибудь русский громогласно стал заявлять о переходе в иную нехристианскую веру и хаять своих соплеменников русских, то его уже смешали бы с грязью в прямом и переносном смысле. Но наш Чип непотопляем, потому что мы более снисходительные. При этом Чип себя считает цивилизованным, а татар дикарями. Однако мы в основном в жизни чего-то достигли и, например, меня дикарем в СПб не считают. А кто из русских почитал «комменты» Чипа, того постигло некоторое недоумление таким отношением Чипа к татарам. Могу устроить Чипа на постоянное проживание в какую-нибудь деревню в Новгородской области, пусть сравнит деревни.

  25. Nur

    Чиполино, он же Чип — обыкновенный коперайтор т е обыкновенный козёл, кторого попросил, какой нить другой протестантский козёл попастись на этом поле и он спокойно щиплет на этом деле зелень т.е.зарабатывает свои 7 серебренников.

  26. Чип

    На этом сайте можно называть оппонентов как угодно, но от этого петух NUR не станет человеком, горилла раф останется порядочной скотиной, а Человека Чипа не удастся сделать козлом.
    Все прочие животные могут расслабиться.

  27. mamap

    в первые в рф даже другие национальности могут выбрать не только язык но и графику/алфавит при работе с гос.органами
    как только ef запустит общедоступный курс тат языка вопрос использования языка повсеместно уйдёт а за ним подтянится и енг
    ну а программе следующего года интернет алфавит вообще будет более приоритетен

  28. mamap

    проблема чипа не только этот сайт и чуваши