Создавая атмосферу Рамадана

В моем родном городе столько прекрасных мечетей, открываются новые, и не успеваешь уследить за этим. Кто может похвастаться тем, что знает все мечети Казани? Лично я не могу. Вот и решила я, что Рамадан самое подходящее время, чтобы посещать одну мечеть города для одного таравих-намаза. Думала, что если каждый день посвятить одной мечети, то за месяц три десятка и наберется. Конечно, каждый день не получается, тем не менее, многие мечети теперь мне знакомы, и не только по таравиху, но и по джума, по ифтарам. У каждой мечети свое лицо, свой дух, своя атмосфера, которую создают люди в ней. Пока что я для себя открыла мечети «Ометлеләр», «Гаилә», «Казан нуры». А «Закабанная», «Марджани», «Әниләр», «Гаилә», «Кул Шариф» хоть и были мне хорошо знакомы, но открылись с новой стороны. Очень надеюсь, что найду на это время, чтобы выложить свои записи с фотографиями, информацией.

А пока что делюсь основными впечатления в целом.

Перое, что меня поразило — это количество участников таравих-намаза. В какой-тот мечети это 1,5, 2 ряда (как в Кул Шарифе, например, а где-то аж 500 человек (Иман нуры). В Кул Шарифе читают хатем (полный Коран) не спеша. Как говорят некоторые участники: «возвращаемся домой как раз к сухуру». А в «Гаиля», «Казан нуры» к часу ночи с небольшим уже успевают все завершить. Очень понравилась уютная, семейная атмосфера в «Өметлеләр». В тахарат-хане висит подробная инструкция с описанием принятия тахарат и приводится хадис о том, как совершал омовение сам Пророк (сас), в молельной комнате на двери вывешены правила поведения в мечети, в которых среди прочего есть такие, как «просьба не приводить маленьких детей» (и это понятно, поскольку в условиях маленькой комнаты, где расположен молельный зал, присутствие большого количества маленьких детей мешает чтению намаза), «по мазхабу Абу Ханифа после чтения суры Фатиха «амин» произносить про себя» и пр. Коран читает не приезжий хафиз, а свой местный (если не ошибаюсь, из 16 имеющихся в Казани хафизов, шестеро татары). А вот в просторном зале мечтеи «Гаиля» напротив, присутствие детей не мешает, а создает неповторимую атмосферу, и начинаешь чувствовать себя как в мусульманской стране, где принято брать детей с собой. К слову, правила совершения омовения также вывешены в тахарат-хана Закабанной мечети, и не мудрено, общеизвестно, как много внимания уделяет имам-хатыйб этой мечети Джагфар хазрат дагвату и работе с молодежью. Еще мне понравилась в мечети «Өметлеләр» то, что по завершении очередной суры имам дает ее краткое толкование, т.е. разъсняет содержание. Очень здравое решение. Ведь не все верующие понимают Коран. И получатся, что наряду с совершением намаза, посетители получают и знания. Жаль, что эта практика не нашла свое продолжение в мечети «Әниләр», где она, как мне известно, и зародилась в свое время.

А какая удивительная традиция сложилась у нас — проводить ифтары. Где-то участвует 40 человек только по пригласительным, где-то могут прийти все желающие и их число может доходить до 300, а где-то аж 500 человек. Но дело здесь, конечно же, не в количестве участников. Главное — сколько бы человек не пришло — размещают всех. Бывает даже такое, что из-за нехватки мест, люди располагаются прямо на полу. Но нигде, как я выяснила, никогда не бывает такого, чтобы кого-то оставили без угощения, пусть и не весь комплект, но что-то обязательно достанется, потому что еду готовят с запасом. А в полный комплект входит в большинстве мечетей и первое и второе и салат и выпечка к чаю и фрукты и сладости. Честно говоря, я всегда была сторонницей мнения, что благотворительные ифтары должны проводиться для нуждающихся, неимущих. А люди, которые не испытывают проблем с пропитанием, все же, наверное, должны участвовать в них только в качестве помощников. Хотя мне приходилось видеть много прекрасных примеров, как люди приходили на эти ифтары прихватив и свое угощение, чтобы разделить его с другими.

Помню, оказавшись в прошлом году проездом в Самбуле во время Рамадана, я была поражена тем, как массово люди семьями выходят на пикники ко времени ифтара. И огромная площадь между двумя мечетями в центре города была заполнена людьми, которые расстелив скатерти, разложив принесенную еду, всей семьей ожидали азана. Такая радостная, удивительная атмосфера праздника царила там.

Ифтар в Стамбуле

Я тогда с белой завистью подумала было: «Вот бы и у нас появилась такая традиция». В этом году Рамадан пришелся на летнее время. У нас еще есть больше 10 дней. Может, стоит начать закладывать эту традицию прямо сейчас. А в следующем году сможем ее продолжить. В центральной части нашего города прекрасным местом, подходящим для этого, мог бы оказаться берег озера Кабан, начиная с Закабанной мечети, вплоть до улицы Татарстан. Представляете, люди приходят со своей едой, напитками, угощениями. С наступлением времени ифтара разговляются, угощают друг друга. Почему бы и нет? Главное, чтобы по завершению, перед тем, как приступить к ночной молитве и таравиху, или перед тем, как расходиться, убрали за собой весь мусор и оставляли чистоту и порядок.

Может еще кто-то поделится своими впечатлениями о том, как в каких мечетях нашего города, нашей республики, да и в других регионах нашей страны проводится таравих и коллективные ифтары при мечетях. Выкладывайте, пожалуйста, свои фотографии, тексты, описывающие ваши впечатления. Чтобы все желающие могли соприкоснуться с этим, ощутить причастность к этому прекрасному опыту и почувствовать единство нашей уммы.

Здесь можно узнать про начало уразы в 2015 году.