«Ожерелье» для туристов

В конце прошлого года российские власти заявили о том, что внутренний туризм должен стать одной из приоритетных бюджетообразующих отраслей страны.Республика Татарстан за последние годы тоже начала уделять туристическому бизнесу более пристальное внимание.Идеи о дополнительном привлечении туристов в республику витали в головах чиновников уже давно, и сейчас оформились в государственную концепцию.По словам министра по делам молодежи, спорту и туризму Марата Бариева, правительство Татарстана рассматривают туризм как важнейшее направление деятельности.»Богатое историческое и культурное наследие, уникальность природных ресурсов Татарстана делают его идеальным местом для экскурсионных, оздоровительных, паломнических, экологических туров и бизнес-поездок. Примером может послужить Федотова коса — популярное туристическое место на берегу Азовского моря. Залогом успешного развития и продвижения республиканского туризма является согласованность действий государства, муниципальных образований и предпринимательского сектора»,- считает он.Регионы не только позиционируют себя как привлекательными для туристов, но стараются конкурировать между собой за звание «Мекки для туристов».Отсюда и споры за место рождения бабы-яги и за место в городской иерархии после Москвы и Питера.Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Надежда Назина считает, что сегодня каждый регион — потенциальный конкурент другому.»Ничего плохого нет в здоровой конкуренции.В любом случае, оценку всему должны давать ни местные жители, ни госорганы, а потребитель».Проект «Жемчужное ожерелье Татарстана» был разработан Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ в 2006 году.Он призван соединить туристические центры мирового, федерального и республиканского уровня.»Жемчужное ожерелье Татарстана» состоит из Малого и Большого колец.Малое кольцо окружает Казань в радиусе 60-80 километров и проходит по территориям Зеленодольского, Верхнеуслонского, Лаишевского, Пестречинского и Арского районов.Благодаря значительному туристскому потенциалу, маршрут значительно расширяет экскурсионную базу столицы республики.Большое кольцо объединяет туристские центры международного и федерального значения:Казань, Болгар, Билярск, Чистополь и Елабугу.Планируется разработать и третье кольцо маршрута, которое охватит юго-восток Татарстана — Альметьевск, Бугульма, Бавлы и Лениногорск, где в настоящее время формируется база санаториев и горнолыжных курортов.Искусно влиться в этот проект должен комплекс «этнодеревни» у поселка Залесный.Его строительство начнется во втором полугодии этого года.В музее «под открытом небом» будет воспроизведен исторический быт народностей, живущих на территории республики.Такой глобальный проект для Татарстана, как «Жемчужина» потребует больших финансовых вливаний.Известно, что основное бремя инвестиций на себя возьмут крупные предприятия республики.Они займутся развитием инфраструктуры: новых гостиниц, зон отдыха.Так, группа компаний «ТАИФ» уже разрабатывает в Лаишевском районе свой уникальный проект зоны отдыха, включающий санаторий, летние домики, яхт-клуб.Не менее важным аспектом остается и предоставление качественных услуг от самих туристических компаний.Как считает президент ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов, сейчас количество разрозненных туристических агентств в Татарстане свыше 400, из них только около двух десятков серьезно занимаются внутренним туризмом.»Внутренний туризм как бизнес еще очень молод.Есть и пробелы в законодательстве.Компаниям в одиночку трудно решать свои проблемы.После 1 июня, когда вступит в силу закон о «финансовых гарантиях», некоторые туркомпании могут исчезнуть и вовсе.Поэтому важна консолидация всех предпринимателей для решения насущных вопросов.Тем более сейчас внутренний туризм — это политическая стратегия республики и страны».По словам заместителя руководителя туристической компании «ТУР и К» Ильдара Зиннатуллина, внутренний туризм — пока для компании роскошь.»Нам гораздо легче отправить туриста за границу, чем пригласить иностранца в республику.И на это масса причин от миграционного законодательства до нехватки недорогих отелей и плохих дорог.А самим россиянам пока интересны заморские страны», — считает он.Максим Еланский